Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 4 мая 2018 г. N Ф05-3874/18 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
27 декабря 2017 г. |
Дело N А40-151488/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 декабря 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 декабря 2017 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захарова С.Л.,
судей: |
Чеботаревой И.А., Свиридова В.А., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Троян А.Ю. |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу МКП "Теплоснабжение г.Пензы" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 16.10.2017 по делу N А40-151488/17 судьи Кастальской М.Н. (153-1152)
по заявлению МКП "Теплоснабжение г.Пензы"
к ФАС России
третьи лица - Управление по регулированию тарифов и энергоснабжения Пензенской области, ПАО "Т Плюс"
о признании недействительным Приказа
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от ответчика:
от третьих лиц: |
Старостина А.А., по дов. от 20.02.2017 г., Савостина Е.В., по дов. от 16.01.2017 г. ПАО "Т Плюс" - Акимов В.О., по дов. от 01.02.2017, Криницын А.М., по дов. от 28.11.2016, от Управления по регулированию тарифов и энергоснабжения Пензенской области - не явились, извещены; |
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное казенное предприятие "Теплоснабжение г. Пензы" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к ФАС России о признании недействительным Приказа N 1047/17 от 10 августа 2017 года.
Решением суда от 16.10.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
МКП "Теплоснабжение г.Пензы" не согласилось с решением суда первой инстанции и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представители заявителя, Управления по регулированию тарифов и энергоснабжения Пензенской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом. Дело рассмотрено в порядке ст.ст. 123, 156 АПК РФ.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает их необоснованными, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, изложил свои доводы.
Представитель ПАО "Т Плюс" также поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает их необоснованными, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, изложил свои доводы.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, считает, что оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Как усматривается из материалов дела, 10 августа 2017 года ФАС России вынесен Приказ N 1047/17 об отмене приказов Управления по регулированию тарифов и энергоснабжению Пензенской области от 18.12.2015 N156 "Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность) для потребителей теплоснабжающих организаций на территории Пензенской области на 2016-2018 гг." N157 "Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность) для потребителей МКП "Теплоснабжение г.Пензы" на территории г.Пензы на 2016-2018 гг.".
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в суд.
Принимая оспариваемое решение и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 30.08.2016 N 868 утверждена актуализированная схема теплоснабжения города Пензы на период до 2031 года.
В соответствии с Разделом 5 "Решение об определении единой теплоснабжающей организации (организаций)" в зоне деятельности 001 (к которой относятся потребители, подключенные к тепловым сетям МКП "Теплоснабжение г. Пензы") утвержденной единой теплоснабжающей организацией (далее - ЕТО) является филиал "Пензенский" ПАО "Т Плюс".
В соответствии с частью 4 статьи 11 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) установление тарифов в сфере теплоснабжения осуществляется в целях необходимости обеспечения единых тарифов для потребителей тепловой энергии (мощности), теплоносителя, находящихся в одной зоне деятельности ЕТО и относящихся к одной категории потребителей, для которых законодательством Российской Федерации предусмотрена дифференциация тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель.
Пунктом 94 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 (далее -Основы ценообразования) установлено, что ЕТО поставляет тепловую энергию (мощность) по единому тарифу всем потребителям, находящимся в зоне ее деятельности и относящимся к одной категории (группе) потребителей.
На основании пункта 134 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом ФСТ России от 13.06.2013 N 760-э (далее - Методические указания) тариф на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям единой теплоснабжающей организацией, рассчитывается и устанавливается на едином уровне всем потребителям, находящимся в зоне деятельности ЕТО и относящимся к одной категории (группе) потребителей.
Таким образом, законодательством предусмотрено, что для всех потребителей, находящихся в зоне деятельности ЕТО, может быть установлен только один тариф на тепловую энергию.
Вместе с тем, в нарушение указанных норм приказом Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области от 20.12.2016 N 151 для МКП "Теплоснабжение г. Пензы" также установлены тарифы на тепловую энергию (мощность) для потребителей, относящихся к зоне деятельности 001, в которой ЕТО является ПАО "Т Плюс". В соответствии с актуализированной схемой теплоснабжения города Пензы на период до 2031 года МКП "Теплоснабжение г. Пензы" не является ЕТО.
Согласно части 4 статьи 15 Закона о теплоснабжении затраты на обеспечение передачи тепловой энергии и (или) теплоносителя по тепловым сетям включаются в состав тарифа на тепловую энергию, реализуемую теплоснабжающей организацией потребителям тепловой энергии, в порядке, установленном основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 138 Методических указаний в случае если органом регулирования не принято решение об утверждении единых тарифов на тепловую энергию (мощность) с учетом дифференциации по схеме подключения теплопотребляющих установок потребителей тепловой энергии к системе теплоснабжения, единый тариф на тепловую энергию (мощность) в виде одноставочного или двухставочного тарифа рассчитывается по формулам, приведенным в пункте 139 Методических указаний, с применением значений объемов тепловой энергии, отпущенной из тепловых сетей, и тепловых нагрузок без учета указанной дифференциации, а также тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, определяемых в соответствии с пунктами 121 и 122 Методических указаний.
Исходя из формул пункта 139 Методических указаний расчет единых тарифов на тепловую энергию в зоне деятельности ЕТО производится с учетом средней стоимости передачи произведенной (приобретенной) ЕТО тепловой энергии по всем тепловым сетям, используемым для теплоснабжения потребителей, независимо от того, кто является собственником либо законным владельцем этих тепловых сетей.
Из приведенных положений нормативных актов следует, что для МКП "Теплоснабжение г. Пензы" как организации, действующей в зоне деятельности ЕТО ПАО "Т Плюс", должен быть установлен тариф на передачу тепловой энергии, а для ПАО "Т Плюс" установлен единый тариф на тепловую энергию с учетом расходов на услуги по передаче, оказываемые МКП "Теплоснабжение г. Пензы".
Установив в зоне деятельности 001, в которой ЕТО является ПАО "Т Плюс", тариф на тепловую энергию как для ПАО "Т Плюс", так и для МКП "Теплоснабжение г.Пензы", Управление допустило нарушение часть 4 статьи 11, часть 4 статьи 15 Закона о теплоснабжении, пункты 22, 94 Основ ценообразования, пункты 134, 139 Методических указаний.
Доводы апелляционной жалобы МКП "Теплоснабжение г. Пензы" о том, что исполнение Приказа ФАС России приведет к ухудшению положения потребителей, является несостоятельными в силу следующего.
Так, в зоне деятельности 001 для ПАО "Т Плюс" установлен тариф на второе полугодие 2017 г. в размере 1 098, 92 руб/Гкал, для МКП "Теплоснабжение г. Пензы" - 1 396,67 руб/Гкал.
Пункт 2 постановления Правительства Российской Федерации от 03.03.2004 N 123 определяет, что ФАС России является органом, уполномоченным отменять решения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, принятые с превышением их полномочий в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, и рассматривает вопрос об отмене таких решений органов исполнительной власти субъектов в соответствии с Правилами отмены решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а также решений органов местного самоуправления поселений или городских округов, принятых во исполнение переданных им полномочий по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию, в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными указанным постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2004 N 123 (далее - Правила).
Пункт 4 Правил определяет, что основанием для рассмотрения вопроса об отмене тарифного решения органа исполнительной власти субъекта может являться имеющаяся в ФАС России информация о принятии такого решения с превышением установленных законом полномочий.
Основанием рассмотрения вопроса об отмене приказов Управления, которыми были установлены тарифы на тепловую энергию, послужили материалы, поступившие вместе с заявлением ПАО "Т Плюс" о досудебном рассмотрении спора, связанного с установлением и применением цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, с Управлением.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, в таком случае проведение проверки не требуется.
Из приведенных положений нормативных актов следует, что МКП "Теплоснабжение г. Пензы" как организация, действующая в зоне деятельности 001, где не является ЕТО, не могла получить тариф на тепловую энергию для потребителей. Вместе с тем, в нарушение законодательства Управлением установлен тариф на тепловую энергию МКП "Теплоснабжение г. Пензы", что не может рассматриваться как решение, принятое в пределах представленных полномочий.
С учетом этого ФАС России правомерно на основании пункта 9 Правил принял решение об отмене приказов Управления.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, в связи с чем, отмене не подлежит. Нормы материального и процессуального права применены судом правильно.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу оспариваемого судебного акта.
Руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 16.10.2017 по делу N А40-151488/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
С.Л. Захаров |
Судьи |
И.А. Чеботарева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-151488/2017
Истец: МКП Теплоснабжение г. Пензы
Ответчик: ФАС РОССИИ
Третье лицо: ПАО "Т ПЛЮС", Управление по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области, Управление по регулированию тарифов и энергосбережения Пензенской области