город Ростов-на-Дону |
|
27 декабря 2017 г. |
дело N А53-26603/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 декабря 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 декабря 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Смотровой Н.Н., Сурмаляна Г.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Н.П. Струкачевой,
при участии:
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области: представитель Варавва Е.Н. по доверенности N 05 от 09.01.2017, удостоверение;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 02.11.2017 по делу N А53-26603/2017, принятое судьей Колесник И.В.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Алексеево"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Алексеево" (далее - заявитель, ООО "Алексеево", общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - административный орган, управление, антимонопольный орган) от 05.07.2017 N 661/02 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 600 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 02.11.2017 оспариваемое постановление признано незаконным и отменено. Решение мотивировано истечением срока давности привлечения к административной ответственности, предусмотренного ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных ООО "Алексеево" требований отказать, ссылаясь на то, что нарушение, допущенное ООО "Алексееве", является длящимся, поскольку представляет собой действие, выражающееся в длительном непрекращающемся ненадлежащем выполнении возложенных на лицо обязанностей и характеризующееся непрерывным осуществлением противоправного деяния, то есть в заключении договоров подключения выполнением требований, не предусмотренных Правилами N 861, а также требование оплаты за выполнение работ не предусмотренных Правилами N 861. В силу п. 2 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. Из материалов дела следует, что 19.04.2017 должностным уполномоченным лицом управления составлен протокол о выявленном правонарушении общества. Следовательно, постановление от 05.07.2017 вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
ООО "Алексеево" представителей в судебное заседание не направило, о месте, дате и времени его проведения извещено надлежащим образом, в связи с чем, и на основании части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится в его отсутствие.
В судебном заседании представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, в управление поступило обращение Смоляниновой Е.Е. на неправомерные действия ООО "Алексеево".
В ходе проверки управлением установлено, что 19.02.2014 между ООО "Алексеево" и Смоляниновой Е.Е. заключен договор N 37, предметом которого является услуга, связанная с организацией подключения к сетям инженерно-технического обеспечения земельного участка с кадастровым номером 61:02:0600010:4128. Так, ООО "Алексеево" обязуется по заданию Смоляниновой Е.Е. оказать услуги, связанные с организацией подключения объекта, а Смолянинова Е.Е. обязуется оплатить оказанные ей услуги (пункт 1.1 договора).
Пунктом 2.3 договора установлено, что исполнитель (ООО "Алексеево") обязуется организовать подключение к сетям инженерно-технического обеспечения (электрические сети, сети водоснабжения) в течение 2-х месяцев с момента подписания настоящего договора.
Согласно пункту 4.1 договора заказчик обязуется в момент заключения договора уплатить сумму в размере 300 000 рублей. Услуга оплачена полностью.
Кроме того, 17.04.2014 Смоляниновой Е.Е. выданы технические условия для присоединения к электрическим сетям земельного участка абонента.
Согласно пункту 6 технических условий - год ввода в эксплуатацию энергопринимающих устройств заявителя 2014.
Антимонопольным органом сделан вывод о том, что нарушение Правил N 861, а также договорных обязательств мероприятия по фактическому осуществлению технологического присоединения энергопринимающего устройства заявителя к сетям ООО "Алексеево" в установленный договором срок исполнены не были.
19.04.2017 заместителем начальника отдела управления в отношении общества, в присутствии представителя общества по доверенности, составлен протокол об административном правонарушении по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
05.07.2017 заместителем руководителя управления, в отсутствие представителя общества, в отношении ООО "Алексеево" вынесено постановление о привлечении к административной ответственности N 661/02 за совершение правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначено административное наказание в виде штрафа в размере 600 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, используя право на обжалование, общество обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании его незаконным и отмене.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям в виде административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
В силу ч. 2 ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
Объектом правонарушения выступают общественные отношения в области соблюдения безопасности технологического присоединения к электрическим сетям, подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения либо подключения (технологического присоединения) к системам водоснабжения и водоотведения.
Объективная сторона административных правонарушений состоит в нарушении правил технологического присоединения к электрическим сетям Постановление Правительства РФ от 27.12.2004 N 861.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее - Правила N 861).
Согласно положениям Правил N 861, под сетевыми организациями понимаются организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, а также осуществляющие право заключения договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих другим собственникам и иным законным владельцам и входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.
Таким образом, организации, владеющие объектами электросетевого хозяйства, но не оказывающие услуги по передаче электрической энергии, не являются сетевыми организациями.
Положениями статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" и пунктом 6 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила), установлено, что технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные данными Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации.
Исходя из изложенного следует, что государственному регулированию подлежит плата за технологическое присоединение к электрическим сетям сетевых организаций.
При этом, следует обратить внимание, что согласно пункту 5 Правил при присоединении энергопринимающих устройств к распределительным устройствам электростанции последняя выполняет функции сетевой организации в части определения технической возможности технологического присоединения, согласования технических условий с субъектами оперативно-диспетчерского управления и смежными сетевыми организациями, а также выполнения необходимых условий договора.
Пунктом 3 Правил N 861 предусмотрено, что сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил N 861 и наличии технической возможности технологического присоединения.
Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить с физическими лицами, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение принадлежащих им энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно, договор об осуществлении технологического присоединения, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
Из материалов дела следует, что 19.02.2014 между ООО "Алексеево" и Смоляниновой Е.Е. заключен договор N 37, предметом которого является услуга, связанная с организацией подключения к сетям инженерно-технического обеспечения земельного участка с кадастровым номером 61:02:0600010:4128, согласно которого ООО "Алексеево" обязуется оказать услуги, связанные с организацией подключения объекта, а Смолянинова Е.Е. обязуется оплатить оказанные ей услуги (пункт 1.1 договора).
Пунктом 2.3 договора установлено, что исполнитель (ООО "Алексеево") обязуется организовать подключение к сетям инженерно-технического обеспечения (электрические сети, сети водоснабжения) в течение 2-х месяцев с момента подписания настоящего договора.
Согласно пункту 4.1. договора заказчик обязуется в момент заключения договора уплатить сумму в размере 300 000 рублей. Услуга оплачена полностью.
Кроме того, 17.04.2014 Смоляниновой Е.Е. выданы технические условия для присоединения к электрическим сетям земельного участка абонента.
Согласно пункту 6 технических условий - год ввода в эксплуатацию энергопринимающих устройств заявителя 2014.
В силу пункта 7 Правил N 861 существует следующая процедура технологического присоединения:
а) подача заявки юридическим или физическим лицом (далее - заявитель), которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение энергопринимающих устройств и увеличение объема максимальной мощности, а также изменить категорию надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр (увеличение) величины максимальной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения энергопринимающих устройств заявителя;
б) заключение договора;
в) выполнение сторонами договора мероприятий, предусмотренных договором;
г) получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск в эксплуатацию объектов заявителя.
- осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям. Для целей настоящих Правил под фактическим присоединением понимается комплекс технических и организационных мероприятий, обеспечивающих физическое соединение (контакт) объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, в которую была подана заявка, и объектов заявителя (энергопринимающих устройств) без осуществления фактической подачи (приема) напряжения и мощности на объекты заявителя (фиксация коммутационного аппарата в положении "отключено");
- фактический прием (подача) напряжения и мощности, осуществляемый путем включения коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении "включено");
д) составление акта об осуществлении технологического присоединения, акта разграничения границ балансовой принадлежности сторон, акта разграничения эксплуатационной ответственности сторон, а также акта согласования технологической и (или) аварийной брони (для заявителей, указанных в пункте 14(2) настоящих Правил).
В соответствии с пунктом 10 Правил N 861, договор на оказание услуг по передаче электрической энергии не может быть заключен ранее договора на технологическое присоединение энергопринимающих устройств физических и юридических лиц к электрическим сетям.
Согласно пункту 16 Правил N 861 договор должен содержать следующие существенные условия:
а) перечень мероприятий по технологическому присоединению (определяется в технических условиях, являющихся неотъемлемой частью договора) и обязательства сторон по их выполнению;
б) срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению;
в) положение об ответственности сторон за несоблюдение установленных договором и настоящими Правилами сроков исполнения своих обязательств;
г) порядок разграничения балансовой принадлежности электрических сетей и эксплуатационной ответственности сторон;
д) размер платы за технологическое присоединение, определяемый в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере электроэнергетики (при осуществлении технологического присоединения по индивидуальному проекту размер платы за технологическое присоединение определяется с учетом особенностей, установленных разделом III настоящих Правил);
е) порядок и сроки внесения заявителем платы за технологическое присоединение.
Так, согласно пункту 16 Правил N 861 срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению заявителей - физических лиц, в случае технологического присоединения к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно не может превышать 6 месяцев.
Однако, в договоре от 19.02.2014 не указан срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению Смоляниновой Е.Е.
Пунктом 17 Правил N 861 установлено, что плата за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств) устанавливается исходя из стоимости мероприятий по технологическому присоединению в размере не более 550 рублей при присоединении заявителя, владеющего объектами, отнесенными к третьей категории надежности (по одному источнику электроснабжения) при условии, что расстояние от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства на уровне напряжения до 20 кВ включительно необходимого заявителю класса напряжения сетевой организации, в которую подана заявка, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.
В нарушение Правил N 861, а также договорных обязательств мероприятия по фактическому осуществлению технологического присоединения энергопринимающего устройства заявителя к сетям ООО "Алексеево" в установленный договором срок исполнены не были.
В договоре от 19.02.2014 в пункте 4.1 указано, что услуга, связанная с организацией подключения к сетям инженерно-технического обеспечения земельного участка с кадастровым номером 61:02:0600010:4128 оплачена полностью в размере 300 000 рублей.
При таких обстоятельствах законодатель не предоставил организации, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, право обусловливать заключение договора подключения выполнением требований, не предусмотренных Правилами N 861, а также требование платы за выполнение работ, Правилами N 861 не предусмотренных.
Таким образом, суд первой инстанции пришёл к верному выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения.
Не принимается довод апелляционной жалобы о том, что нарушение, допущенное ООО "Алексееве", является длящимся, поскольку представляет собой действие, выражающееся в длительном непрекращающемся ненадлежащем выполнении возложенных на лицо обязанностей и характеризующееся непрерывным осуществлением противоправного деяния, то есть в заключении договоров подключения выполнением требований, не предусмотренных Правилами N 861, а также требование оплаты за выполнение работ не предусмотренных Правилами N 861. В силу п. 2 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения, по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что решением Аксайского районного суда Ростовской области от 01.09.2017 N 2-658/2017, факт подключения и пользования истцом электрическими сетями ООО "Алексеево" подтверждается платежными документами об оплате Смоляниновой Е.Е. потребленной электроэнергии (л.д. 11 -14 т. 2), которые также предоставлены суду антимонопольным органом в составе материалов административного дела.
Из указанных платежных поручений следует, что Смолянинова Е.Е. подключена к сетям заявителя и вносила регулярно оплату за потребленную электроэнергию, последняя оплата за электроэнергию ООО "Алексеево" произведена платежным поручением N 121 от 20.08.2015 (л.д.14 т.2) за июль 2015 года.
Как следует из представленных в материалы дела доказательств, 25.05.2015 Смолянинова Е.Е. заключила договор с ПАО "МРСК Юга" об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям жилого дома, расположенного по адресу Ростовская обл., г. Аксай, ул. Ильинская, 44.
25.05.2015 Смоляниновой Е.Е. получены технические условия для присоединения к электрическим сетям ОАО "МРСК Юга".
26.06.2015 составлен акт о технологическом присоединении жилого дома заявителя к электрическим сетям ПАО "МРСК Юга", что подтверждается актом о выполнении технических условий, актом разграничения эксплуатационной ответственности, актом балансовой принадлежности.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что правоотношения Смоляниновой Е.Е. и ООО "Алексеево" с 01.08.2015 прекращены, ввиду чего с указанной даты правонарушение по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является оконченным.
В связи с этим срок давности привлечения к административной ответственности следует исчислять с 01.08.2015.
Смолянинова Е.Е. переподключившись к сетям ПАО "МРСК Юга" обратилась в антимонопольный орган с жалобой на действия ООО "Алексеево" лишь 16.02.2017.
Таким образом, годичный срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, административным органом пропущен: правонарушение окончено 01.08.2015, а оспариваемое постановление вынесено 05.07.2017.
В соответствии с абзацем 4 пункта 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" учитывая, что данные сроки не подлежат восстановлению, суд в случае их пропуска принимает либо решение об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), либо решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения административного органа полностью или в части (часть 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 02.11.2017 по делу N А53-26603/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
В соответствии с ч. 5.1 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции в течение двух месяцев.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
Н.Н. Смотрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-26603/2017
Истец: ООО "АЛЕКСЕЕВО"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ