г. Пермь |
|
26 декабря 2017 г. |
Дело N А71-12854/2017 |
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Щеклеиной Л. Ю.
рассмотрел без проведения судебного заседания и вызова лиц, участвующих в деле, апелляционную жалобу заявителя Муниципального унитарного предприятия г. Ижевска "Ижводоканал"
На мотивированное решение Арбитражного суда Удмуртской Республики.
от 12 октября 2017 года
по делу N А71-12854/2017,
принятое судьей Калининым Е.В.,
при рассмотрении дела в порядке упрощенного производства
по заявлению Муниципального унитарного предприятия г. Ижевска "Ижводоканал" (ОГРН 1021801583121, ИНН 1826000408)
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике (ОГРН 1051802206389, ИНН 1835064045)
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении,
установил:
Муниципальное унитарное предприятие г. Ижевска "Ижводоканал" (далее - МУП г. Ижевска "Ижводоканал", предприятие, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике (далее - Управление Роспотребнадзора по УР, заинтересованное лицо) от 19.07.2017 N 613 о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 12 октября 2017 года, принятым в порядке упрощенного производства, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить полностью, принять новый судебный акт.
В апелляционной жалобе заявителем приведены доводы о том, что МУП г. Ижевска "Ижводоканал" не оказывает услуги по содержанию жилых помещений в спорных многоквартирных жилых домах, не является исполнителем коммунальной услуги по холодному водоснабжению, предоставленную на общедомовые нужды, плату за указанную услугу с жильцов не собирает, соответственно не обязано указывать показания общедомового прибора учета, расход по ОДПУ в платежных документах, в связи с чем предприятие не является надлежащим субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.5 КоАП РФ.
Считает, что судом необоснованно отклонены доводы заявителя о применении Федерального закона N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и о том, что должна была проводиться внеплановая проверка. Кроме того, судом не дана оценка тому, что Управлением Роспотребнадзора по УР не доказан факт оборудования коллективными (общедомовыми) приборами учета холодного водоснабжения, относимых, допустимых и достаточных доказательств, подтверждающих данный факт, в материалы дела не представлено. Полагает, что доказательств наличия электронной почты и сайта в сети "Интернет" в материалах дела не имеется.
Заинтересованное лицо по мотивам, изложенным в письменном отзыве на апелляционную жалобу, просило оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность судебного акта.
В силу статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично по имеющимся в деле доказательствам.
Законность и обоснованность решения суда проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела, 06.06.2017 Управлением Роспотребнадзора по УР при изучении материалов, поступивших по обращениям потребителей, проживающих по адресам: г. Ижевск, ул. 9 Января, 233-2; ул. 9 Января, 245-56; ул. 9 Января, 235-129; ул. Тимирязева, 13-157 и платежных документов на оплату коммунальных услуг по "водоотведению", "холодному водоснабжению", предъявленных потребителям за февраль, март 2017 г. установлены следующие обстоятельства.
Многоквартирные дома по адресам г. Ижевск, ул. 9 Января, 233; ул. 9 Января, 245; ул. 9 Января, 235; ул. Тимирязева, 13 оборудованы коллективными (общедомовыми) приборами учета коммунального ресурса по "холодному водоснабжению", что подтверждается информацией с сайта http://жрп8.рф.
Управлением Роспотребнадзора по УР установлено, что в нарушение ч.1 ст. 10, ст. 39.1 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", п. 69 "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, в платежных документах на оплату коммунальных услуг по "водоотведению", "холодному водоснабжению" за февраль, март 2017 года не указана:
- информация об исполнителе коммунальных услуг: номер банковского счета и банковские реквизиты исполнителя, номера контактных телефонов, номера факсов и адрес электронной почты, адрес сайта исполнителя в сети Интернет;
- информация о показаниях коллективного (общедомового) прибора учета коммунальных услуг по "холодному водоснабжению" за февраль, март 2017 г., суммарный объем коммунальной услуги по "холодному водоснабжению", предоставленных во всех жилых и нежилых помещениях многоквартирных домов по вышеуказанным адресам за февраль, март 2017 г..
В связи с чем, уполномоченным должностным лицом Управления Роспотребнадзора по УР составлен протокол об административном правонарушении от 06.06.2017 и по результатам рассмотрения материалов административного дела вынесено постановление по делу об административном правонарушении от 19.07.2017 N 613, в соответствии с которым МУП г. Ижевска "Ижводоканал" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.5 КоАП РФ, и назначено наказание в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, МУП г. Ижевска "Ижводоканал" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании данного постановления незаконным и его отмене.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях предприятия состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.5 КоАП РФ, отсутствия существенных нарушений процедуры привлечения к административной ответственности.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отзыве на нее, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Исходя из положений ст. 9 Федерального закона от 26.01.1996 N 15-ФЗ "О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации" в случаях, когда одной из сторон в обязательстве является гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) для личных бытовых нужд, такой гражданин пользуется правами стороны в обязательстве в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, а также правами, предоставленными потребителю Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" и изданными в соответствии с ним иными правовыми актами.
Согласно ч. 1 ст. 10 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей) изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу ст. 39.1 Закона о защите прав потребителей правила оказания отдельных видов услуг, выполнения отдельных видов работ потребителям устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Требования к доведению до потребителя информации об оказываемых коммунальных услугах содержатся в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
В силу подп. "б", "е" п. 69 Правил N 354 в платежном документе указываются наименование исполнителя (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества индивидуального предпринимателя), номер его банковского счета и банковские реквизиты, адрес (место нахождения), номера контактных телефонов, номера факсов и (при наличии) адреса электронной почты, адрес сайта исполнителя в сети Интернет (п.п. "б"); общий объем каждого вида коммунальных услуг на общедомовые нужды, предоставленный в многоквартирном доме в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, за расчетный период, показания коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса, суммарный объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, объем каждого вида коммунального ресурса, использованного исполнителем за расчетный период при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) (п.п. "е").
Отсутствие указанной информации свидетельствуют о нарушении права потребителя на получение необходимой и достоверной информации об оказываемой услуге. Потребитель вправе при оказании услуг получать необходимые и достоверные сведения об услуге.
В п. 2 Правил N 354 определено, что "исполнитель" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
На основании п. 8 Правил N 354 исполнителем коммунальных услуг может выступать лицо из числа лиц, указанных в пунктах 9 и 10 настоящих Правил.
В силу подпункта "в" пункта 9 Правил N 354 условия предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом определяются, в том числе в договорах холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), заключаемых собственниками жилых помещений в многоквартирном доме с соответствующей ресурсоснабжающей организацией.
Таким образом, ресурсоснабжающая организация является исполнителем коммунальной услуги в предусмотренных законодателем случаях.
В соответствии с п. 13 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 настоящих Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
Условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом настоящих Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Таким образом, исходя из вышеприведенных норм действующего законодательства, установив, что многоквартирные жилые дома по адресам: г. Ижевск, ул. 9 Января, 233; ул. 9 Января, 245; ул. 9 Января, 235; ул. Тимирязева, 13 находятся под управлением ООО УК "ЖРП N 8", при этом договор с ресурсоснабжающей организацией на поставку холодной воды с МУП г. Ижевска "Ижводоканал" для предоставления коммунальной услуги по "холодному водоснабжению" жителей указанных многоквартирных домов, не заключен, принимая во внимание агентский договор N ЖКХ-5 от 25.01.2017, заключенный между ОАО "ЭнергосбыТ Плюс" и предприятием, в связи с чем последний несет ответственность за допущенные нарушения, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что МУП г. Ижевска "Ижводоканал" является исполнителем коммунальной услуги по холодному водоснабжению для жителей многоквартирных домов по вышеуказанным адресам и, соответственно, надлежащим субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.5 КоАП РФ.
Факт нарушения вышеуказанных требований Закона, выразившегося в не указании в платежных документах, информации об исполнителе коммунальных услуг, а также о показаниях коллективного (общедомового) прибора учета коммунальных услуг по "холодному водоснабжению" и суммарного объема коммунальной услуги по "холодному водоснабжению", подтверждается материалами дела (протоколом об административном правонарушении от 06.06.2017, платежными документами на оплату коммунальных услуг по "водоотведению", "холодному водоснабжению") и заявителем документально не опровергнут, что свидетельствует о наличии события административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 1 ст. 14.5 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вопрос о наличии вины заявителя в совершении правонарушения исследован административным органом в ходе производства по делу об административном правонарушении, что отражено в оспариваемом постановлении о привлечении к административной ответственности.
Доказательств того, что предприятием своевременно предпринимались все зависящие от него меры, направленные на соблюдение требований действующего законодательства, в материалах дела не имеется.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о доказанности в действиях (бездействии) заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.5 КоАП РФ, является правомерным.
Существенных нарушений процедуры привлечения предприятия к административной ответственности судом не установлено.
Вопреки доводам жалобы, положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в рассматриваемом случае применению не подлежат, поскольку названный Закон не регламентирует деятельность Управления Роспотребнадзора в ходе производства по делу об административном правонарушении.
В данном случае основанием для составления в отношении заявителя протокола об административном правонарушении явилось непосредственное обнаружение должностным лицом административного органа достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, что соответствует пункту 1 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ.
Следовательно, положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ не применялись, внеплановой проверки в отношении предприятия не проводилось.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, о том, что Управление Роспотребнадзора по УР не доказало наличие электронной почты и сайта предприятия в сети "Интернет" являются несостоятельными и подлежат отклонению, поскольку из имеющихся в материалах дела исходящих документов предприятия усматривается наличие официального сайта и электронной почты МУП г. Ижевска "Ижводоканал" (http://www.izhvodokanal.ru, e-mail:info@ivk.udm.net).
Оспариваемое постановление вынесено административным органом в пределах установленного ст. 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
С учетом конкретных обстоятельств дела, характера совершенного административного правонарушения основания для признания правонарушения малозначительным и применения ст. 2.9 КоАП РФ отсутствуют.
Таким образом, оснований для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления не имеется, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, судом апелляционной инстанции отклонены как основанные на неверном толковании норм действующего законодательства, не свидетельствующие о неправильном применении судом первой инстанции норм права и направленные на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств и установленных судом обстоятельств, что по изложенным выше мотивам не влечет отмену (изменение) судебного акта.
При рассмотрении дела судом первой инстанции не допущено нарушений, которые в силу ст. 270 АПК РФ являются основаниями для отмены судебного акта.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции следует оставить в силе и отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражный суд Удмуртской Республики от 12 октября 2017 года по делу N А71-12854/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Муниципального унитарного предприятия г. Ижевска "Ижводоканал" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Судья |
Л.Ю. Щеклеина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-12854/2017
Истец: МУП г. Ижевска "Ижводоканал"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике