город Ростов-на-Дону |
|
27 декабря 2017 г. |
дело N А32-19028/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 декабря 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 декабря 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смотровой Н.Н.,
судей Соловьевой М.В., Сурмаляна Г.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Шемшиленко А.А.,
при участии:
от общества: представитель не явился, извещен;
от департамент: представитель Согонян Д.А. по доверенности от 14.03.2017, паспорт;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Южная строительно-энергетическая компания",
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.10.2017 по делу N А32-19028/2017,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Южная строительно-энергетическая компания", к Департаменту архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар,
об оспаривании отказа в выдаче разрешения на строительство, принятое судьей Николаевым А.В.,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Южная строительно-энергетическая компания" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Департаменту архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар (далее - департамент) о признании незаконным отказа, выраженного в письме от 05.04.2017 N 29/3201-1 в выдаче разрешения на строительство "Спортивного центра".
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 20.10.2017 в удовлетворении требований отказано. Решение мотивировано законностью и обоснованностью принятого департаментом решения об отказе в выдаче разрешения на строительство.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество подало в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции по делу отменить и принять по делу новый судебный акт.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с гл. 34 АПК РФ.
Общество своего представителя в судебное заседание не направило, о месте, дате и времени его проведения извещено надлежащим образом, в связи с чем, на основании части 3 статьи 156 АПК РФ судебное заседание проводится без его участия.
Представитель департамента в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил решение суда оставить без изменения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя департамент, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 25.06.2013 между Краснодарской краевой общественной организацией кинологов-заводчиков и Администрацией муниципального образования город Краснодар заключен договор аренды N 4300020153 (л/с N 119430000019637).
В соответствии с условиями договора администрацией муниципального образования город Краснодар передан в аренду земельный участок общей площадью 998 кв.м с кадастровым номером 23:43:0000000:1696, расположенный по адресу: Прикубанский внутригородской округ города Краснодара, почтовое отделение N 87. Категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства рынка по продаже домашних животных.
Указанный земельный участок предоставлен в аренду на срок с 21.06.2013 по 21.06.2023.
15.01.2015 по договору уступки прав и обязанностей аренды земельного участка Краснодарская краевая кинологическая общественная организация кинологов-заводчиков передала свои права Обществу с ограниченной ответственностью "Южной строительно-энергетической компании".
Согласно материалам дела, обществом решено построить на данном земельном участке "Спортивный центр", для строительства которого необходимо изменить вид разрешенного использования земельного участка, так как в соответствии с Правилами землепользования и застройки на территории муниципального образования город Краснодар, утвержденными решением городской Думы Краснодара от 30.01.2007 N 19 п.6 размещение объектов физической культуры и спорта (спортзалы, универсальные спортивные и физкультурно-оздоровительные комплексы, велотреками, спортплощадки, стадионы и т.п.), возможно на земельных участках, расположенных в зоне рекреационного назначения (РЗ).
Общество обратилось в Департамент с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка.
11.08.2015 на основании Приказа Департамента изменен вид разрешенного использования земельного участка.
Также внесены изменения в государственный кадастр недвижимости и в информационную систему обеспечения градостроительной деятельности на территории муниципального образования г. Краснодар.
Обществом получен градостроительный план земельного участка N RU 23306000-00000000005650 с указанием места допустимого смещения здания, подготовлен проект "Спортивного центра".
21.03.2017 Общество обратилось в Департамент с заявлением о выдаче разрешения на строительство "Спортивного центра" по адресу: Прикубанский внутригородской округ города Краснодара, почтовое отделение N 87.
05.04.2017 Департамент письмом N 29/3201 -1 отказал в выдаче разрешения на строительство "Спортивного центра".
Обоснованием для отказа послужил довод о том, что в соответствии с генеральным планом, утвержденным решением Думы Краснодара от 26.01.2012 N 25 п. 15 "Об утверждении генерального плана муниципального образования г. Краснодар" и Правилами землепользования и застройки на территории муниципального образования г. Краснодар, утвержденным Решением городской Думы Краснодара от 30.01.2007 N 19 п.6 земельный участок расположен зоне рекреации, где строительство объекта капитального строительства "Спортивный центр" не предусмотрено.
Полагая незаконным отказ департамента, общество обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частями 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемого акта или отдельных положений, решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт, действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, исходя из указанных выше правовых норм, в предмет судебного исследования по настоящему делу входят следующие обстоятельства:
- нарушение оспариваемым отказом департамента прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности;
- несоответствие оспариваемого отказа департамента закону или иному нормативному правовому акту.
При этом отсутствие хотя бы одного из перечисленных условий является основанием для отказа в удовлетворения требований заявителя.
Земельным кодексом Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) определены основные принципы земельного законодательства, согласно которым регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты решения, обеспечивающие сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека, правовой режим земель определяется исходя из их разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий (статья 1).
В состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к рекреационным зонам. Земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе занятые городскими скверами, парками используются для отдыха граждан и туризма.
Земельные участки общего пользования, занятые скверами, могут включаться в состав различных территориальных зон (статья 85).
Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) к основным принципам законодательства о градостроительной деятельности отнесены обеспечение сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности, осуществление строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории, осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности (статья 2).
Градостроительная деятельность осуществляется в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства. Одним из результатов территориального планирования является установление функциональных зон.
При градостроительном зонировании в правилах землепользования и застройки определяются территориальные зоны и устанавливаются градостроительные регламенты (статья 1).
Генеральный план городского округа и внесение в него изменений утверждаются представительным органом местного самоуправления городского округа (статья 24). Реализация генерального плана осуществляется путем подготовки и утверждения соответствующей ему документации по планировке территории (статья 26).
Проект правил землепользования и застройки подготавливается с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в генеральном плане (статьи 23, 31).
Правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления (статья 32).
В результате градостроительного зонирования могут определяться зоны рекреационного назначения, в состав которых могут включаться зоны в границах территорий, занятых городскими скверами, парками (статья 35).
Градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, при этом его действие не распространяется на земельные участки в границах территорий общего пользования (статья 36).
Согласно части 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Порядок выдачи разрешения на строительство регламентирован статьей 51 ГрК РФ, в соответствии с частью 1 которой разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных данным Кодексом.
Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления.
В соответствии с частью 7 статьи 51 ГрК РФ застройщик направляет в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган заявление о выдаче разрешения на строительство.
К указанному заявлению прилагаются следующие документы:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок;
2) градостроительный план земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта проект планировки территории и проект межевания территории;
3) материалы, содержащиеся в проектной документации: а) пояснительная записка; б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия; в) схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам; г) схемы, отображающие архитектурные решения; д) сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно- технического обеспечения с обозначением мест подключения проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения; е) проект организации строительства объекта капитального строительства; ж) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей;
4) положительное заключение государственной экспертизы проектной документации (применительно к проектной документации объектов, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса), положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса;
5) разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса);
6) согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта.
Не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в частях 7 и 9 настоящей статьи документов (часть 10 статьи 51 ГрК РФ).
В силу части 11 статьи 51 ГрК РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство органы в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство:
1) проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство;
2) проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка либо в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также красным линиям.
В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции;
3) выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство органы отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (часть 13 статьи 51 ГрК РФ).
Отказ в выдаче разрешения на строительство может быть оспорен застройщиком в судебном порядке (часть 14 статьи 51 ГрК РФ).
Из материалов дела следует, что оспариваемый обществом отказ в выдаче разрешения на строительство мотивирован нахождением территории земельного участка, на котором планируется осуществление строительства, в зоне рекреационного назначения, где строительство объекта капитального строительства "Спортивный центр" не предусмотрено.
Материалы дела свидетельствуют о том, что в соответствии с правилами землепользования и застройки на территории муниципального образования город Краснодар, утвержденными решением городской Думы Краснодара от 30.01.2007 N 19 п.6, земельный участок с кадастровым номером 23:43:000000:1696 расположен в зоне зеленных насаждений общего пользования - РО. В соответствии со схемой функционального зонирования генерального плана муниципального образования город Краснодар, утверждённого решением городской Думы Краснодара от 26.01.2012 N 25 п. 15 "Об утверждении генерального плана муниципального образования город Краснодар", рассматриваемые земельные участки расположены в зоне рекреационного назначения.
Одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (подпункт 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Градостроительное зонирование осуществляется посредством принятия Правил землепользования и застройки, которыми устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, производственно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Документами территориального планирования являются соответствующие схемы территориального планирования, в частности, генеральные планы поселений (городских и сельских) (статьи 23 - 29 Градостроительного кодекса РФ).
Исходя из статей 263 Гражданского кодекса Российской Федерации, 85 ЗК РФ, 36 Градостроительного кодекса РФ, собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку, разрешать строительство на своем участке другим лицам при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка, в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Документами территориального планирования муниципальных образований являются схемы территориального планирования муниципальных районов; генеральные планы поселений (часть 1 статьи 18 ГрК РФ).
Согласно частям 1, 3 статьи 24 Градостроительного кодекса подготовка генерального плана поселения, осуществляется применительно ко всей территории такого поселения, может осуществляться применительно к отдельным населенным пунктам, входящим в состав поселения.
Генеральный план содержит: 1) положение о территориальном планировании; 2) карту планируемого размещения объектов местного значения поселения 3) карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения 4) карту функциональных зон поселения.
Функциональные зоны - зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение (пункт 5 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ).
Генеральный план поселения утверждается представительным органом местного самоуправления поселения на срок не менее чем двадцать лет (часть 1 статьи 24, часть 11 статьи 9 Градостроительного кодекса РФ).
Подготовка проекта генерального плана осуществляется в соответствии с требованиями статьи 9 ГрК РФ и с учетом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, результатов публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц (часть 3 статьи 24 Градостроительного кодекса РФ).
Пунктом 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 N 48 (ред. от 09.02.2012) "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" (далее -постановление Пленума ВС РФ от 29.11.2007 N 48) разъяснено, что существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Действующее законодательство не содержит положений, препятствующих внесению органом, издавшим в пределах своих полномочий нормативный правовой акт, изменений и дополнений, а также отмене этого акта (пункт 26 постановления Пленума ВС РФ от 29.11.2007 N 48).
Таким образом, в силу вышеизложенных положений законодательства Генеральный план поселения является нормативным актом.
Оспариваемое общества в рамках настоящего дела решение об отказе в выдаче разрешения на строительство являются ненормативными актами.
Обжалуемый отказ Департамента от 05.04.2017 N29/6201-1 в выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства "Спортивный центр" на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0000000:1696, расположенном по адресу: г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, почтовое отделение N 87, соответствуют Генеральному плану муниципального образования г. Краснодар, являющемуся нормативным актом.
Доказательств оспаривания Генерального плана в судебном порядке, предусмотренном частью 15 статьи 24 Градостроительного кодекса РФ, признания Генерального плана (нормативного акта) в установленном порядке недействующим в части принадлежащего заявителю земельного участка с кадастровым номером 23:43:0000000:1696 в материалы дела не представлено и судом не установлено.
При этом, из пояснений сторон следует, что путем проведения общественных слушаний в сентябре 2017 года, были скорректированы правила землепользования и застройки в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:43:000000:1696. В силу чего, на момент вынесения настоящего решения, у заявителя отпали административные препятствия для получения испрашиваемого разрешения на строительство.
В этой связи суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемый отказ является незаконным и нарушает права и законные интересы заявителя по делу.
Доводы общества о нарушении его прав изменением вида разрешенного использования земельного участка исследованы судом первой инстанции и обоснованно отклонены им ввиду отсутствия доказательств фактического осуществления обществом какой-либо деятельности на спорном участке. Оснований для переоценки данного вывода апелляционный суд не усматривает.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.10.2017 по делу N А32-19028/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объеме), через Арбитражный суд Краснодарского края.
Председательствующий |
Н.Н. Смотрова |
Судьи |
М.В. Соловьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-19028/2017
Истец: ООО "Южная строительно-энергетическая компания"
Ответчик: Департамент архитектуры и градостроительства администрации МО г. Краснодара, Департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар