г. Челябинск |
|
28 декабря 2017 г. |
Дело N А47-5560/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 декабря 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 декабря 2017 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Костина В.Ю.,
судей Арямова А.А., Малышева М.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Зыковой А.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ТрансГрупп" на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 16.10.2017 по делу N А47-5560/2017 (судья Цыпкина Е.Г.)
Общество с ограниченной ответственностью "Транс Групп" (далее заявитель, ООО "Транс Групп", общество) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Министерству лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области (далее - заинтересованное лицо, Министерство) о признании незаконными действия по вынесению отрицательного заключения государственной экспертизы изменения N 1 к проекту освоения лесов лесного участка, предоставленного ООО "ТрансГрупп" по договору аренды лесного участка от 04.06.2008 N 24 (соглашение о передаче прав и обязанностей от 17.07.2013) для рекреационной деятельности.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 16.10.2017 (резолютивная часть решения объявлена 09.10.2017) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заявитель не согласился с указанным решением, обжаловав его в апелляционном порядке.
В апелляционной жалобе просил решение суда отменить, заявленные требования удовлетворить.
В качестве обоснования доводов апелляционной жалобы податель ссылается на то, что отрицательное заключение государственной экспертизы изменения N 1 к проекту освоения лесов лесного участка, предоставленного OOО "ТрансГрупп" по договору аренды лесного участка 04.06.2008 N 24 (соглашение о передаче прав и обязанностей от 17.07.2013) для рекреационной деятельности не соответствует пункту 10 Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов, утвержденному приказом Минприроды России от 26 сентября 2016 г. N 496, однако указанные обстоятельства оставлены судом первой инстанции без внимания.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте слушания дела на интернет-сайте суда, в судебное заседание представителей не направили.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, между Департаментом по управлению лесами Оренбургской области (арендодатель) и ЗАО "Кей-Офис" (арендатор) 04.06.2008 заключен договор аренды лесного участка N 24, по условиям которого арендодатель обязуется предоставить, а арендатор обязуется принять во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности, площадью 0,6 га, имеющим местоположение, согласно материалам лесоустройства 1998 года, квартал N 3 выдел 18, Никольского лесничества, Сакмарского лесхоза и закреплен приказом МПР России от 26.06.2007 N 260 "Об определении количества лесничеств на территории Оренбургской области и установлении их границ" за государственным учреждением "Сакмарское лесничество".
Пунктом 3 договора установлено, что схема расположения лесного участка и его характеристика приводятся в приложениях N 1 и 2 (границы лесного участка определены на схеме лесного участка, являющейся неотъемлемой частью настоящего Договора). Лесной участок передан во временное пользование ЗАО "Кей-Офис" по акту приема-передачи N 24 от 04.06.2008. Впоследствии, арендатором права и обязанности по договору аренды лесного участка переданы в результате цессии ООО "ТрансГрупп", в подтверждение представлены соглашения о передаче прав и обязанностей по спорному аренды лесного участка.
Согласно п. 11 договора арендатор обязан в установленном порядке разработать и представить арендодателю проект освоения лесов с положительными заключениями государственной экспертизы или муниципальной экспертизы в течение 1 года.
Проект освоения лесов получил положительное заключение государственной экспертизы N 12/7 от 15.07.2009.
10.04.2017 ООО "ТрансГрупп" обратилось в Министерство с заявлением на проведение государственной экспертизы изменения N 1 в проект освоения лесов на арендуемый лесной участок, общей площадью 0,6 га, местоположение: Оренбургская область, Сакмарский район, Сакмарское лесничество, Никольское участковое лесничество, квартал 3 выдел 18.
Вид использования: осуществление рекреационной деятельности. 10.05.2017 обществу было выдано заключение государственной экспертизы изменения N 1 к проекту освоения лесов лесного участка, предоставленного в аренду ООО "ТрансГрупп" по договору аренды лесного участка от 04.06.2008 N 24 (соглашение о передаче прав и обязанностей от 17.07.2013) для осуществления рекреационной деятельности (далее - заключение).
Указанное заключение было утверждено приказом министерства лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области от 10.05.2017 N 105.
Изменение N 1 к проекту освоения лесов связаны с уточнением объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, а также актуализацией сведений о наличии и потребности в пожарной технике, оборудовании, снаряжении и инвентаре.
В ходе государственной экспертизы изменения N 1 к проекту освоения лесов ООО "ТрансГрупп" установлено следующее, что по сообщению ГКУ "Сакмарское лесничество", в ходе патрулирования лесного фонда выявлено, что на арендованном по договору от 04.06.2008 N 24 ООО "ТрансГрупп" лесном участке установлены объекты, не предусмотренные проектом освоения лесов, а именно: конструкция из бетонных плит, частично вкопанная в землю приблизительными размерами 2x3 метра; трансформатор приблизительными размерами 0,5x0,3 метра на металлической стойке и бетонном столбе, вкопанном в землю; подземная линия электропередачи. Кроме того, кладовая, котельная, насосная и туалет расположены на лесном участке в местах, не предусмотренных проектом.
На основании изложенного, Министерством был сделан вывод, что изменения N 1 в проект освоения лесов лесного участка, которыми предполагается легализация уже незаконно размещенных объектов (в нарушении договора аренды лесного участка от 04.06.2008 N 24 и проекта освоения лесов), не соответствуют законодательству, в связи с чем выдать положительного заключения не представляется возможным.
Полагая, что действия по вынесению отрицательного заключения государственной экспертизы изменения N 1 к проекту освоения лесов лесного участка, предоставленного ООО "ТрансГрупп" по договору аренды лесного участка от 04.06.2008 N 24 (соглашение о передаче прав и обязанностей от 17.07.2013) для рекреационной деятельности, являются незаконными, заявитель обратился в Арбитражный суд Оренбургской области с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции руководствовался выводом о соответствии оспоренных действий действующему законодательству и отсутствии нарушения ими прав и интересов заявителя в экономической сфере.
Оценив в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
На основании ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как установлено частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Пунктом 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из изложенного следует, что для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 12 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) и Порядком проект освоения лесов разрабатывается на основании договора аренды лесного участка, лесохозяйственного регламента лесничества, материалов государственного лесного реестра, данных лесоустройства и иных специальных обследований, документов территориального планирования. Лица, использующие леса для осуществления рекреационной деятельности, обязаны осуществлять использование лесов в соответствии с проектом освоения лесов.
Согласно статье 89 указанного Кодекса проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Рослесхоза от 26.09.2016 N 496 утвержден Порядок государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов (далее - Порядок).
Согласно пункту 3 Порядка, целью экспертизы является оценка соответствия проекта освоения лесов нормам законодательства Российской Федерации, целям и видам освоения лесов, предусмотренных проектом освоения лесов, договору аренды лесного участка, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации.
Апелляционная инстанция принимает во внимание, что в силу второго абзаца пункта 10 Порядка отрицательное заключение Экспертизы оформляется в случае несоответствия проекта освоения лесов вышеуказанным требованиям и должно содержать указание на конкретные положения, противоречащие законодательству Российской Федерации, а также положения, не соответствующие целям и видам освоения лесов, договору аренды лесного участка, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации, а также содержать указание о необходимости соответствующей доработки.
Судом первой инстанции установлено, что основанием для вынесения отрицательного заключения послужил вывод экспертной комиссии о нарушении заявителем договора аренды лесного участка от 04.06.2008 N 24 и проекта освоения лесов.
При этом комиссия отметила, что попытка заявителя легализовать уже незаконно размещенные объекты не соответствует законодательству, а в частности ч.2 ст. 24 Лесного Кодекса Российской Федерации.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что факт нарушения заявителем договора аренды лесного участка от 04.06.2008 N 24 и проекта освоения лесов подтверждается выводами вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Оренбургской области от 04.07.2017 по делу N А47-11978/2016, которым договор аренды лесного участка N 24 от 04.06.2008 был расторгнут по требованию Министерства.
В силу части 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
На основании изложенного суд первой инстанции пришле к правильному выводу о том, что действия Министерства по вынесению отрицательного заключения государственной экспертизы изменения N 1 к проекту освоения лесов лесного участка, предоставленного ООО "ТрансГрупп" по договору аренды лесного участка от 04.06.2008 N 24 (соглашение о передаче прав и обязанностей от 17.07.2013) для рекреационной деятельности соответствуют требованиям действующего законодательства.
Совокупности условий для признания оспариваемых действий незаконными (одновременное несоответствие закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере экономической деятельности) не имеется.
По мнению апелляционной инстанции, все представленные в материалах дела доказательства оценены судом первой инстанции с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности, а также достаточности и взаимной связи надлежащим образом, результаты этой оценки отражены в судебном акте.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании действующего законодательства и опровергаются материалами дела, а потому оснований для ее удовлетворения не имеется.
Всем доказательствам, представленным сторонами, обстоятельствам дела, а также доводам, в том числе, изложенным в жалобе, суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку, оснований для переоценки выводов у суда апелляционной инстанции в силу ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
При обращении с апелляционной жалобой обществом с ограниченной ответственностью "ТрансГрупп" согласно чеку-ордеру от 14.11.2017 уплачена государственная пошлина в сумме 3000 руб.
Между тем, в соответствии с подпунктами 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче юридическим лицом апелляционной жалобы на судебные акты, вынесенные по делам, в рамках которых рассмотрены заявления о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, незаконными, государственная пошлина составляет 1500 рублей.
При указанных обстоятельствах, излишне уплаченная обществом государственная пошлина по апелляционной жалобе в сумме 1500 руб. подлежит возврату из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 16.10.2017 по делу N А47-5560/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ТрансГрупп" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "ТрансГрупп" из федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 1500 руб., излишне уплаченную согласно чеку-ордеру от 14.11.2017.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
В.Ю. Костин |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-5560/2017
Истец: ООО "ТрансГрупп"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ЛЕСНОГО И ОХОТНИЧЬЕГО ХОЗЯЙСТВА ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ, ООО "ТрансГрупп" Ермаков П.С.
Третье лицо: Министерство лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области, ООО Представитель "ТрансГрупп" Ермаков П.С.