г. Томск |
|
28 декабря 2017 г. |
Дело N А67-7217/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 декабря 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 декабря 2017 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бородулиной И.И.
судей Марченко Н.В., Полосина А.Л.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Горбачевой А.Г. с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: Дашевской О.С, служебное удостоверение,
от заинтересованного лица: Дисюк И.Н. по доверенности от 18.09.2017 (на 1 год),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу прокурора Шегарского района Томской области
на определение Арбитражного суда Томской области от 20 ноября 2017 года по делу N А67-7217/2017 (судья Сенникова И.Н.)
о прекращении производства по делу
по заявлению прокурора Шегарского района Томской области (636130, Томская область, Шегарский район, с. Мельниково, ул. Коммунистическая, дом 18)
о привлечении областного государственного автономного учреждения "Дом интернат для престарелых и инвалидов "Лесная дача" (ИНН 7016001098, ОГРН 1027003155508, 636143, Томская область, Шегарский район, пос. Победа)
к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Шегарского района Томской области (далее - Прокурор, заявитель) обратился в Арбитражный суд Томской области к областному государственному автономному учреждению "Дом интернат для престарелых и инвалидов "Лесная дача" (далее - Учреждение, ОГАУ "ДИПИ "Лесная дача") с заявлением о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Определением суда от 20.11.2017 производство по делу прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Принимая судебный акт, суд первой инстанции исходил из неправильной квалификации совершенного правонарушения, если в соответствии с надлежащей квалификацией рассмотрение дела о привлечении к административной ответственности согласно части 3 статьи 23.1 КоАП РФ не отнесено к подведомственности арбитражного суда, суд, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 150 АПК РФ, выносит определение о прекращении производства в арбитражном суде и о возвращении протокола об административном правонарушении и прилагаемых к нему документов административному органу; рассмотрение дел о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 19.20 КоАП РФ неподведомственно арбитражному суду (часть 3 статьи 23.1 КоАП РФ), следовательно, производство по делу подлежит прекращению в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 150 АПК РФ.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Прокурор обратился с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в судебном акте обстоятельствам дела; нарушение норм материального права, просит определение суда первой инстанции отменить, вопрос направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В обоснование доводов жалобы указывает на то, что розничная торговля относится к предпринимательской деятельности, связанной с получением прибыли, при этом не имеет правового значения, была ли фактически получена прибыль при осуществлении названного вида деятельности.
Учреждение осуществляет фармацевтическую деятельность не только в целях осуществления уставного вида деятельности, связанного с социальным обслуживанием населения (например, в виде бесплатного отпуска лекарственных средств по рецептам врачей, хранение препаратов в целях оказания медицинских услуг), но осуществляет реализацию за плату медикаментов населению, а не только получателям социальных услуг.
Указанный вид деятельности согласно Уставу Учреждения отнесен не к основному, а к иному виду деятельности, направленному на достижение целей, ради которых создано Учреждение.
Учреждение, реализуя медицинские препараты населению на основании договоров купли-продажи, не предоставляет какие-либо платные услуги, а осуществляет предпринимательскую деятельность.
Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
Отзыв на апелляционную жалобу от ОГАУ "ДИПИ "Лесная дача" к началу судебного заседания не поступил.
В судебном заседании Прокурор поддержал позицию, изложенную в апелляционной жалобе, а представитель Учреждения возражал против удовлетворения жалобы, поддержав свою позицию, ранее изложенную в суде первой инстанции.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта Арбитражного суда Томской области в порядке, установленном статьями 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены определения суда первой инстанции.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Прокуратурой Шегарского района по заданию прокуратуры Томской области проведена проверка исполнения законодательства в сфере лекарственного обеспечения граждан ОГАУ "ДИПИ "Лесная дача".
По результатам проверки установлено, что ОГАУ "ДИПИ "Лесная дача" нарушаются требования законодательства в указанной сфере.
ОГАУ "ДИПИ "Лесная дача" является юридическим лицом, зарегистрировано по адресу; Томская область, пос. Победа, Шегарский район, Томская область, ИНН 7016001098, КПП 701601001.
Согласно приложению N 1 к лицензии от 06.06.2013 N ЛО-70-02-000528 ОГАУ "ДИПИ "Лесная дача" вправе осуществлять фармацевтическую деятельность в аптечном пункте, расположенном по адресу: Томская область, Шегарский район, пос. Победа, территория дома-интерната для престарелых и инвалидов "Лесная дача", строение 2.
В соответствии с пунктом 5 статьи 55 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" аптечные организации, индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность, обязаны обеспечивать утвержденный Правительством Российской Федерации и формируемый в установленном им порядке минимальный ассортимент лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи.
В соответствии с Разделом II указанного перечня, в каждом аптечном пункте должны находиться в ассортименте лекарственные препараты: гидрокортизон (крем для наружного приема или мазь для наружного применения), диклофенак (суппозитории ректальные), лоратадин (сироп для приема внутрь), парацетомол (суспензия для приема внутрь), умифеновир (капсулы или таблетки).
В нарушение указанных требований законодательства в аптечном пункте ОГАУ "ДИПИ "Лесная дача" на момент проверки 31.08.2017 отсутствовали следующие лекарственные средства: гидрокортизон (крем для наружного приема или мазь для наружного применения), диклофенак (суппозитории ректальные), лоратадин (сироп для приема внутрь), парацетомол (суспензия для приема внутрь), умифеновир (капсулы или таблетки).
Прокуратура Шегарского района пришла к выводу о грубом нарушении ОГАУ "ДИПИ "Лесная дача" лицензионных требований.
Указанные обстоятельства зафиксированы актом проверки прокуратуры района от 31.08.2017, объяснениями директора ОГАУ "ДИПИ "Лесная дача".
На основании вышеизложенного прокуратура обратилась в Арбитражный суд Томской области с заявлением о привлечении ОГАУ "ДИПИ "Лесная дача" к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьей 14.1 КоАП РФ - осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Прекращая производство по делу, суд первой инстанции на основании пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ исходил из неправильной квалификации совершенного правонарушения.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции, при этом исходит из фактических обстоятельств дела и следующих норм права.
Частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Объектом указанного нарушения являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, обеспечивающие единую государственную политику в области правовых основ единого рынка, а также защиту прав и законных интересов граждан, их здоровья, нравственности, оборону страны и безопасность государства.
Субъектами данного правонарушения являются лица, осуществляющие лицензируемые виды предпринимательской деятельности и имеющие соответствующие лицензии.
В рассматриваемом случае для квалификации действий по данной статье необходимо установить, что деятельность по оказанию услуг являлась предпринимательской, то есть самостоятельной, осуществляемой на свой риск, направленной на систематическое получение прибыли от оказания услуг.
Решая вопрос о том, образуют ли действия лица состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.1 КоАП РФ, необходимо проверять, содержатся ли в них признаки предпринимательской деятельности, перечисленные в пункте 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (пункт 13 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24.10.2006 N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
ОГАУ "ДИПИ "Лесная дача" является унитарной некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных действующим законодательством полномочий органов государственной власти Томской области в сфере стационарного социального обслуживания населения.
Согласно пунктам 2.2, 2.3.1, 2.3.2 Устава Учреждения основной целью ОГАУ "ДИПИ "Лесная дача" является обеспечение реализации права граждан, признанных нуждающимися в социальном обслуживании, на получение социальных услуг в стационарной форме. Учреждение не преследует цели получения прибыли от основной деятельности, вместе с тем вправе осуществлять иные виды деятельности за плату постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано.
Аптечный пункт ОГАУ "ДИПИ "Лесная дача" организован во исполнение Порядка предоставления социальных услуг поставщикам социальных услуг, утвержденным приказом Департамента социальной защиты Томской области от 31.10.2014 N 27 и в целях обеспечения реализации права граждан на получение соответствующей социальной услуги.
Согласно пункту 18 Приказа Департамента социальной защиты населения Томской области от 31.10.2014 N 27 об утверждении Порядка предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в стандарт оказания социальной услуги по оказанию помощи в обеспечении по заключению врачей лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения за счет средств получателя социальных услуг входит организация работы аптечного пункта при организации социального обслуживания (по мере возможности) или приобретение социальным работником согласно назначению врача лекарственных средств и изделий медицинского назначения с последующим отчетом перед получателем социальных услуг об их оплате.
На основании вышеизложенного судом первой инстанции отклонен довод прокурора о том, что деятельность ОГАУ "ДИПИ "Лесная дача" по розничной торговле фармацевтическими и медицинскими товарами в таком аптечном пункте населению, а не только получателям социальных услуг, является предпринимательской деятельностью.
Само по себе получение некоммерческой организацией дохода от оказания платных услуг, выполнения работ при осуществлении основных (уставных) видов деятельности, не является достаточным основанием для признания деятельности предпринимательской.
Ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна) установлена частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ.
Рассмотрение дел о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 19.20 КоАП РФ неподведомственно арбитражному суду (часть 3 статьи 23.1 КоАП РФ), поэтому производство по делу правомерно прекращено судом первой инстанции в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 150 АПК РФ.
В целом доводы апелляционной жалобы повторяют позицию Прокурора по делу, не опровергают выводов суда первой инстанции, направлены на переоценку уже исследованных и оцененных судом обстоятельств и материалов дела, не являются основанием для отмены состоявшегося судебного акта.
Нарушений и неправильного применения норм материального и процессуального права, являющихся в порядке статьи 270 АПК РФ основаниями для отмены обжалуемого судебного акта не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 4 статьи 272, статьей, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Томской области от 20.11.2017 года по делу N А67-7217/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу прокурора Шегарского района Томской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение одного месяца со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
И.И. Бородулина |
Судьи |
Н.В. Марченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А67-7217/2017
Истец: Прокурор Шегарского района Томской области
Ответчик: Областное государственное автономное учреждение "Дом-интернат для престарелых и инвалидов "Лесная дача"
Третье лицо: Прокуратура Томской области