Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 17 апреля 2018 г. N Ф09-7936/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Пермь |
|
29 декабря 2017 г. |
Дело N А60-39431/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 декабря 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 декабря 2017 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Дружининой Л.В.
судей Григорьевой Н.П., Сусловой О.В.,
при ведении протокола судебного заседания путем использования систем видео-конференц-связи при содействии Арбитражного суда Уральского округа секретарем судебного заседания Кольцовой Е.В.,
при участии:
от истца, Ульяновского муниципального унитарного предприятия водопроводно-канализационного хозяйства "Ульяновскводоканал" - представители не явились;
от ответчика, федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа" - Нестерова Ю.У., представитель по доверенности от 25.05.2017,
(лица, участвующие в деле, извещены о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом в порядке ст. ст. 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика, федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа",
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 02 октября 2017 года
по делу N А60-39431/2017,
принятое судьёй Пшеничниковой И.В.,
по иску Ульяновского муниципального унитарного предприятия водопроводно-канализационного хозяйства "Ульяновскводоканал" (ОГРН 1027301172458, ИНН 7303005240)
к федеральному казенному учреждению "Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа" (ОГРН 1116670010148, ИНН 6670334962)
о взыскании платы за негативное воздействие на работу централизованных систем водоотведения, платы за сброс загрязняющих веществ,
установил:
Ульяновское муниципальное унитарное предприятие водопроводно-канализационного хозяйства "Ульяновскводоканал" (далее - УМУП "Ульяновскводоканал", истец) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с исковым заявлением к федеральному казенному учреждению "Объединенное стратегическое командование центрального военного округа" (далее - ФКУ "ОСК Центрального военного округа", ответчик) о взыскании платы за негативное воздействие на работу централизованных систем водоотведения за третий квартал 2016 года в размере 1 283 017 руб. 15 коп., платы за сброс загрязняющих веществ за 2, 3 кв. 2016 года (платы за нарушение нормативов по составу сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения) в размере 742 365 руб. 35 коп.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 02.10.2017 (резолютивная часть от 25.09.2017) исковые требования удовлетворены в полном объеме, с отнесением на ответчика судебных расходов по иску.
Не согласившись с вынесенным решением суда, ФКУ "ОСК Центрального военного округа" обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит обжалуемое решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на неправомерность вывода суда первой инстанции о том, что ответчиком не доказано, что акты отбора проб сточных вод составлены с нарушением требований, предусмотренных Правилами осуществления контроля N 525, а также, что указанные акты подписаны неуполномоченными лицами.
Письмом от 18.01.2017 исх. N 39, 464 территориальный отдел эксплуатации и контроля за оказанием услуг проинформировал поставщика услуг о том, что лицами, уполномоченными удостоверять факты отбора проб контрольных колодцев и заверять их своей подписью в акте отбора проб являются Решетова Т.П. и Самойлов А.В.
Представленные в материалы дела акты отбора проб сточных вод отводимых абонентом за превышение предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах и негативного воздействие на работу централизованной системы водоотведения от 26.04.2016 N 30-сл-16, от 27.09.2016 N 63-сл-16, составленные по адресу: г. Ульяновск, 3 проезд Инженерный, подписаны со стороны абонента техником КЭС Потаповой Л.Л. - без подтверждения надлежащих полномочий на подписание таких документов.
Таким образом, подписание актов отбора сточных вод неуполномоченным лицом тождественно составлению указанного акта в отсутствие абонента, поскольку акты отбора проб сточных вод, подписанные иными лицами, без представления предоставленных установленным порядком полномочий на участие и подписание актов отбора проб - составлены с нарушением требований, предусмотренных Правилами осуществления контроля N 525.
Представитель ответчика в судебном заседании на доводах апелляционной жалобы настаивал, просил решение суда отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Истец в порядке ст. 262 АПК РФ отзыв на апелляционную жалобу не представил, в заседание суда апелляционной инстанции явку своего представителя не обеспечил, что в силу ст. 156 АПК РФ не препятствует рассмотрению дела в его отсутствие.
Апелляционным судом жалоба рассмотрена в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ в отсутствие ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в том числе публично.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, между ответчиком (заказчик) и истцом (исполнитель) подписан государственный контракт N 55/К/144 на оказание услуг холодного водоснабжения и водоотведения для нужд ФКУ "ОСК Центрального военного округа" в 2015-2016 годах от 20.04.2016 (далее - контракт).
Согласно пункту 2.1, 2.2 контракта, исполнитель, осуществляющий холодное водоснабжение и водоотведение, обязуется подавать 464 отделению территориальному эксплуатации и контроля за оказанием услуг (464 ОТЭ и КОУ, далее - получатель услуг), через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодную (питьевую) воду. Заказчик обязуется оплачивать холодную (питьевую) воду (далее - холодную воду) установленного качества в объеме, определенном настоящим контрактом. Исполнитель обязуется осуществлять прием сточных вод получателя услуг от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а получатель услуг обязуется соблюдать режим водоотведения, нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, нормативы допустимых сбросов (в случаях, когда такие нормативы установлены в соответствии с законодательством Российской Федерации), требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения, соблюдать в соответствии с настоящим контрактом режим потребления холодной воды, а также обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных и канализационных сетей и исправность используемых им приборов учета. Заказчик обязан оплачивать водоотведение и принятую холодную воду в сроки, порядке и размере, которые предусмотрены настоящим контрактом.
Согласно п. 19.1 контракта данный контракт распространяет свое действие на отношения, возникшие с 01.12.2015.
Контроль состава и свойств сточных вод в отношении заказчика, для объектов которых установлены нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, осуществляется в соответствии с Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2013 N 525 (п. 11.1 контракта).
Одновременно с приемом сточных вод в систему городской канализации истец производит и прием загрязняющих веществ.
Согласно пункту 7.1.16 исполнитель обязан осуществлять контроль за соблюдением получателем услуг режима водоотведения и нормативов допустимых сбросов, нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, а также требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения и согласно пункта 7.2.5. исполнитель вправе взимать с заказчика плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, а также за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения после согласования между сторонами.
Пунктом 12. 3 контракта предусмотрено, что контроль за соблюдением Получателем установленных ему нормативов водоотведения осуществляет Исполнитель или по его поручению транзитная организация, осуществляющая транспортировку сточных вод абонента.
Пунктом 7.3.18 контракта установлено, что ответчик обязан соблюдать установленные нормативы допустимых сбросов и лимиты на сбросы сточных вод, принимать меры по соблюдению указанных нормативов и требований, соблюдать нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на централизованную систему водоотведения.
В соответствии с пунктом 118 Правил N 644, в случае если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, не отвечающие требованиям, установленным пунктами 113 и 114 настоящих Правил, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения.
В результате отбора проб сточных вод ответчика, состоявшегося 26.04.2016, 25.05.2016, 23.06.2016, 14.09.2016, 14.09.2016, 27.09.2016 в сточных водах ответчика зафиксировано превышение предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ, что подтверждено актами N 30-СП-16, N 285-СП-16, N 350-СП-16, N 533-СП-16, N 534-СП-16, N 63-СП-16, подписанными представителями сторон.
Истцом ответчику письмом N 3186-11 от 26.10.2016 направлен расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и для оплаты счета-фактуры N 991029080 от 31.10.2016, N 981029080 от 31.10.2016. Однако, указанные счета-фактуры не оплачены ответчиком до настоящего времени.
Согласно пункту 7.3.6. контракта заказчик обязан вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и плату за нарушение нормативов по объему и составу сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения.
Одновременно с приемом сточных вод в систему городской канализации истец производит и прием загрязняющих веществ.
Сведения о нормативах по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, установленных для абонента, приведены в приложении N 4 к государственному контракту.
В соответствии с пунктом 7.3.1. заказчик обязан осуществлять производственный контроль качества питьевой воды и производственный контроль состава и свойств сточных вод.
Ответчик письмом за N 1371 от 08.12.2015 направил в адрес истца фамилии должностных лиц предприятия, уполномоченных удостоверять факты отбора проб сточных вод из контрольных колодцев и заверять их своей подписью в акте.
Отбор проб сточных вод, проводимый в 2,3 квартале 2016 года зафиксировал превышение установленных нормативов по составу сточных вод. Отборы проб сточных вод зафиксированы следующими актами: N 30-СП-16 от 26.04.2016; N 285-СП-16 от 25.05.2016; N 350-СП-16 от 23.06.2016; N 533-СП-16 от 14.09.2016; N 534-СП-16 от 14.09.2016; N 63-СП-16 от 27.09.2016.
Акты надлежаще оформлены с участием представителя ответчика на удостоверение факта отбора проб сточных вод из контрольных колодцев.
Согласно протоколам испытаний N 310-СП-16 от 17.05.2016, N 400-СП-16 от 15.06.2016, N 471-СП-16 от 13.07.2016, составленным на отобранные сточные воды у ответчика имеются превышение лимита сброса загрязняющих веществ в систему централизованной канализации.
В адрес ответчика была направлена информация о расчетах платы за сброс загрязняющих веществ в систему канализации военный городок N 1, военный городок N 2, в/г N32.
Также в адрес ответчика были направлены счета-фактуры за сброс загрязняющих веществ N 960729080 от 31.07.2016, N 980729080 от 31.07.2016, N 930729080 от 31.07.2016 письмом N 000023401 от 03.08.2016.
Согласно действующему контракту, предусматривающему порядок оплаты полученных услуг (п.п.6.4.-6.6.) получатель услуг был обязан направить предоставленные ему платежные документы для оплаты заказчику. Однако в нарушение указанных пунктов контракта, данную обязанность не исполнил.
В результате, выставленные ответчику вышеуказанные счета-фактуры за 2,3 квартал 2016 года на сумму в размере 742 365 руб. 35 коп. оставлены без оплаты.
Ответчиком также не была произведена оплата полученных услуг по сбросу загрязняющих веществ (нарушение состава сточных вод) за 2,3 кв. 2016 года и не внесена плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за 3 кв. 2016 года.
Претензией N 461-17/02-юр от 17.02.2017 истец потребовал оплатить возникшую задолженность.
Поскольку ответчик оплату суммы предъявленной задолженности не произвел УМУП "Ульяновскводоканал" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования в полном объеме, суд первой инстанции установил наличие обязанности ответчика по внесению платы за негативное воздействие на работу централизованных систем водоотведения, а также обязанности по внесению платы за сброс загрязняющих веществ (платы за нарушение нормативов по составу сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения) и в связи с непредставлением ответчиком доказательств оплаты стоимости загрязняющих веществ, признал требования истца обоснованными.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены (изменения) судебного акта в силу следующего.
Статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
Согласно пункту 119 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.07.2013N 644 "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения производится организацией, осуществляющей водоотведение, ежемесячно на основании декларации, представляемой абонентом, или в случае непредставления декларации, а также в случаях, предусмотренных пунктами 120, 123(1) и 130 настоящих Правил, на основании результатов анализов контрольных проб сточных вод. Оплата производится абонентом на основании счетов, выставляемых организацией, осуществляющей водоотведение, в течение 10 дней со дня выставления счета.
Вместе с тем, расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения истцу представлен не был и в соответствии с положениями действующего законодательства расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения был произведен УМУП "Ульяновскводоканал" на основании выполненных отборов проб сточных вод. Из анализов результатов исследований отобранных проб установлено превышение допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах ответчика.
Кроме этого, как указывалось выше, истец имеет право согласно пункту 7.2.5 взимать с заказчика плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, а также за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения после согласования между сторонами.
Условиями контракта установлено, (п.7.3.6) что ответчик обязан производить оплату по настоящему контракту в порядке, в сроки и размере, которые определены в соответствии с настоящим Контрактом, и в случаях, установленных Законодательством Российской Федерации, вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и плату за нарушение нормативов об объему и составу сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, а также вносить плату за вред, причиненный водному объекту после согласования между сторонами.
Письмом от 12.10.2015 исх. N 3505-11 464 отделение территориальное эксплуатации и контроля за оказание услуг сообщило истцу перечень лиц, уполномоченных удостоверять факт отбора сточных вод в 2016 году из контрольных канализационных колодцев, а именно определив в качестве ответственных лиц: Самойлова А.В., Иванову Т.В., Бабий О.И., Потапову Л.К.
Истцом и получателями услуг произведены отборы сточных вод, по результатам которых составлены акты в период с апреля по сентябрь 2016 года.
Из указанных актов, вопреки доводам апелляционной жалобы, усматривается, что при отборе сточных вод присутствовали как уполномоченные представители абонента, так и УМУП "Ульяновскводоканал", что подтверждается проставленными на актах подписями должностных лиц со стороны получателей услуг.
С учетом изложенного, поскольку материалами дела подтверждается, что сточные воды получателей услуг имели загрязняющие вещества, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о возложении на заказчика обязанности по оплате данных вредных выбросов.
Учитывая, что расчеты истца ответчиком опровергнуты не были, УМУП "Ульяновскводоканал" правомерно предъявлена плата за негативное воздействие на работу централизованных систем водоотведения и плата за сброс загрязняющих веществ в размере 2 025 382 руб. 52 коп. за 2, 3 квартал 2016 года в рамках государственного контракта N 55К/144 от 20.04.2016.
Иных доводов апелляционная жалоба не содержит.
Выводы суда первой инстанции по существу спора основаны на верной оценке материалов дела, соответствуют нормам материального права; оснований для отмены (изменения) судебного акта, предусмотренных ст. 270 АПК РФ апелляционный суд не усматривает.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции, пересмотренное в пределах доводов апелляционной жалобы, является законным и обоснованным.
Расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя апелляционной жалобы в порядке ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 02 октября 2017 года по делу N А60-39431/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Л.В. Дружинина |
Судьи |
О.В. Суслова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-39431/2017
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 17 апреля 2018 г. N Ф09-7936/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: МУП УЛЬЯНОВСКОЕ ВОДОПРОВОДНО-КАНАЛИЗАЦИОННОГО ХОЗЯЙСТВА "УЛЬЯНОВСКВОДОКАНАЛ"
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ОБЪЕДИНЕННОЕ СТРАТЕГИЧЕСКОЕ КОМАНДОВАНИЕ ЦЕНТРАЛЬНОГО ВОЕННОГО ОКРУГА"