г. Челябинск |
|
29 декабря 2017 г. |
Дело N А07-29321/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 декабря 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 декабря 2017 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ермолаевой Л.П.,
судей Пивоваровой Л.В., Суспициной Л.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Конновой Н.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 03.08.2017 по делу N А07-29321/2016 (судья Кручинина Н.Е.).
В заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Строймонтаж" - Пашкова Е.П. (доверенность от 03.04.2017 N 29, паспорт), Маннанов Э.Н. (доверенность от 20.05.2017 N 30, паспорт);
Общество с ограниченной ответственностью "Строймонтаж" (далее - истец, ООО "Строймонтаж") обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - ответчик, Администрация) об обязании Администрации изменить договор N 23-РТ от 20.12.2011 о развитии застроенной территории, путем заключения с ООО "Строймонтаж" дополнительного соглашения к договору N 23-РТ от 20.12.2011 о развитии застроенной территории, в котором подпункты 3.1.3, 3.1.4, 3.1.6, 3.1.8, пункт 3.3 договора N23-РТ от 20.12.2011 о развитии застроенной территории изложить в следующей редакции:
- "3.1.3. В течение 36 месяцев с даты заключения настоящего дополнительного соглашения к договору N 23-РТ от 20.12.2011 о развитии застроенной территории создать либо приобрести, а также передать в муниципальную собственность благоустроенные жилые помещения для предоставления гражданам, выселяемым из жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма, договорам найма специализированного жилого помещения и расположенных на застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии.";
- "3.1.4. Оплатить в течение 36 месяцев с даты заключения настоящего дополнительного соглашения к договору N 23-РТ от 20.12.2011 о развитии застроенной территории выкупную цену за изымаемые на основании решения Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, принятого в соответствии с жилищным законодательством, жилые помещения в многоквартирных домах, расположенных на застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, и земельные участки, на которых расположены такие многоквартирные дома, за исключением жилых помещений и земельных участков, находящихся в собственности, в том числе, в общей долевой собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в случае, если таким собственникам были переданы жилые помещения в соответствии с предыдущим пунктом настоящего договора.";
- "3.1.6. Осуществить строительство на застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, в соответствии с утвержденным проектом планировки застроенной территории в течение 5 лет с даты заключения настоящего дополнительного соглашения к договору N 23-РТ от 20.12.2011 о развитии застроенной территории.";
- "3.1.8. Осуществить строительство и (или) реконструкцию объектов социальной и коммунально-бытовой инфраструктур, предназначенных для обеспечения застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии территории, в течение 5 лет с даты заключения настоящего дополнительного соглашения к договору N 23-РТ от 20.12.2011 о развитии застроенной территории.";
- "3.3. Настоящий договор действует 5 лет с даты заключения настоящего дополнительного соглашения к договору N 23-РТ от 20.12.2011 о развитии застроенной территории" (с учетом уточнения искового заявления, принятого судом первой инстанции в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; т. 2 л.д. 11-17).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 03.08.2017 (резолютивная часть оглашена 31.07.2017) исковые требования удовлетворены в полном объеме (т. 2 л.д. 29-45).
Не согласившись с принятым решением, Администрация (далее также - податель жалобы, апеллянт) обратилась в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение отменить в полном объёме (т. 2 л.д. 61-62, 72-74.
По мнению апеллянта, срок является одним из существенных условий договора о развитии застроенной территории и его изменение сторонами законодательством не допускается. Срок действия спорного договора о развитии застроенной территории от 20.12,2011 N 23-РТ составил пять лет. Заявленное требование о его продлении противоречит части 26 статьи 46.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации, поэтому суд первой инстанции ошибочно усмотрел правовые основания для удовлетворения заявленного иска. Кроме того, стороны не вправе дополнительным соглашением изменять сроки выполнения работ по государственному контракту, если иное не установлено законом и заключенным в соответствии с ним контрактом.
Апеллянт полагает, что в рассматриваемом случае проведение аукционов на условиях выполнения работ в срок до 20.12.2016 с последующим продлением для их победителя этого срока до 5 лет ограничивает конкуренцию между частниками проведенного аукциона, что может повлиять на цену договора.
Кроме того, изменения могут быть внесены лишь в действующий договор, в то время как оспариваемый договор прекратил свое действие 20.12.2016. Действующим законодательством не предусмотрено право вносить изменения в уже расторгнутый договор.
Представители истца в судебном заседании против удовлетворения апелляционной жалобы возражали. Полагают решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Представители ответчика и третьего лица, извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в судебное заседание не явились. Апелляционная жалоба рассмотрена без их участия.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей стороны, не находит оснований для отмены обжалованного судебного акта.
Как следует из материалов дела, по результатам проведения аукциона на право заключения договора о развитии застроенной территории, на основании протокола заседания аукционной (конкурсной) комиссии от 08.12.2011 N 3 (т.1 л.д.49-50) между Администрацией (сторона 1) и ООО "Строймонтаж" (сторона 2) заключен договор от 20.12.2011 N 23-РТ, в соответствии с которым, сторона 1 предоставляет право на заключение договора о развитии застроенной территории, ограниченной улицей Айской, 8 Марта, Владивостокской, Революционной в Советском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан, а сторона 2, получая указанные права, принимает на себя обязательства в установленные разделом 3 договора сроки своими силами и за свой счет (или с привлечением сил и средств третьих лиц) выполнить указанные в разделе 3.1 договора обязательства по развитию вышеуказанной территории, в том числе разработать и утвердить в установленном порядке проект планировки и проект межевания застроенной территории, оформить права на земельные участки в границах застроенной территории и осуществить строительство объектов капитального строительства в соответствии с утвержденной проектной документацией. При этом сторона 1 обязуется создать необходимые условия для выполнения обязательств стороной 2. Площадь застроенной территории составляет ориентировочно 14,6 га (п.1.1 договора) (т. 1 л.д. 25-28).
В соответствии с п. 3.2.2 договора, сторона 1 обязуется принять решение об изъятии путем выкупа жилых и нежилых объектов недвижимости, подлежащих сносу и находящихся на застроенной территории, а так же земельных участков, на которых расположены такие объекты в течение 4-ех месяцев со дня получения соответствующего обращения от стороны 2.
Согласно п.3.1.6 договора, сторона 2 обязуется осуществить строительство на застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, в соответствии с утвержденным проектом планировки застроенной территории в течение 5-ти лет с момента заключения настоящего договора.
В соответствии с п.3.1.8 договора, сторона 2 обязуется осуществить строительство и (или) реконструкцию объектов социальной и коммунально-бытовой инфраструктур, предназначенных для обеспечения застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, в течение 5-ти лет с момента заключения настоящего договора.
В п. 4.4 договора предусмотрено, что в случае задержки сроков выполнения отдельных этапов работ по проектированию и/или строительству объекта не по вине стороны 2, сроки по договору по соглашению сторон могут быть пересмотрены в сторону увеличения пропорционально периоду задержки. Указанное увеличение сроков оформляется дополнительным соглашением к договору.
24.01.2013 сторонами подписано дополнительное соглашение N 1 к договору N 23-ТР, согласно которому п. 3.1.2 изложен в новой редакции, предусматривающей увеличение срока разработки и представления на рассмотрение в Главное управление архитектуры и градостроительства проекта планировки и проекта межевания территории и согласований к нему до 20.06.2013 (т. 1 л.д.29).
Во исполнение соглашения ООО "Строймонтаж" 20.06.2013 направило в Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации проект планировки и межевания, содержащий сведения, об очередности планируемого развития территории, этапы проектирования и строительства.
Постановлением N 6767 от 30.12.2013 Администрация утвердила представленный проект планировки и межевания территории (т.1 л.д.41-42).
19.02.2014 обществом "Строймонтаж" в адрес Администрации направлено письмо N 72 с просьбой оформить договор аренды земельного участка в целях ускорения выполнения стадии "Проект" первого жилого комплекса и начала освоения вышеуказанного квартала (т. 1 л.д.30).
Письмом N 73 от 19.03.2014 ООО "Строймонтаж" обратилось в Администрацию с просьбой выдать постановление о сносе и расселении двух ветхих жилых домов, расположенных на земельном участке первой очереди застройки по ул. 8 Марта под NN 28/1 и 28/4 (т. 1 л.д.31).
Письмами N 12 от 19.06.2014 и N 33 от 24.09.2014 истец, указывая на исполнение обществом "Строймонтаж" вытекающих из договора N 23-РТ обязательств по разработке проекта планировки и межевания, а так же разработке рабочего проектирования по жилым домам первой очереди строительства, вновь обратилось в Администрацию с требованием оформить договор аренды земельного участка и выдать постановление о сносе и расселении двух ветхих жилых домов по ранее указанному адресу (т. 1 л.д.32-35).
По результатам проверки, проведенной прокуратурой на основании обращения ООО "Строймонтаж" в адрес Администрации вынесено представление об устранении нарушений законодательства, выразившихся в несоблюдении требований Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", и нарушении прав ООО "Строймонтаж" (т. 1 л.д.36-37).
10.02.2015 исх. N 01-05-409/11 Администрация уведомила ООО "Строймонтаж" об одностороннем расторжении договора 23-РТ от 20.12.2011 в связи с неисполнением последним своих обязательств по договору (т.1 л.д.122-124).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан по делу А07-25428/2014 от 20.04.2015, расторжение договора в одностороннем порядке признано недействительным, на Администрацию возложена обязанность в срок, не превышающий один месяц со дня вступления в законную силу указанного решения, принять решение о расселении и сносе двух ветхих жилых домов по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. 8 Марта, д.N 28/1, N 28/4 и предоставлении ООО "Строймонтаж" в аренду без проведения торгов земельного участка для строительства в границах застроенной территории в соответствии с земельным законодательством.
02.09.2015 Управлением земельных и имущественных отношений Администрации принято решение N 272 об изъятии земельных участков, жилых и нежилых помещений у землепользователей, проживающих в жилых домах N 28/1 и 28/4 по ул. 8 Марта в Советском районе ГО г. Уфа РБ, с возложением обязательств по расселению и сносу ветхих домов за собственный счет на ООО "Строймонтаж" (т.1 л.д.51-52).
28.09.2015 Управлением земельных и имущественных отношений принято решение N 392 о внесении изменений в решение N 272 от 02.09.2015 в связи с не корректным возложении обязательств расселения и сноса т.к. согласно п.263 Приложения N1 Адресной программы РБ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы, утвержденной Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 28.03.2014 N136, дом 28/1 по ул. 8 Марта г. Уфа включен в адресный перечень аварийных многоквартирных домов, подлежащих поэтапному расселению и ликвидации в связи с физическим износом в процессе эксплуатации.
Фактически соглашение N 30/15 о расселении жилого дома N28/4 было подготовлено Администрацией ГО г. Уфа РБ и подписано сторонами только 25.12.2015.
08.07.2016 ООО "Строймонтаж" в очередной раз обратилось в Администрацию с письмом (исх. N 113) о предоставлении в аренду земельного участка под строительство первого многоквартирного жилого дома (т.1 л.д.74).
29.11.2016 сторонами заключен договор аренды N 1017-16 земельного участка 02:55:010612:2463 площадью 10586 кв.м., расположенный по адресу Советский район городского округа г. Уфа, территория, ограниченная улицами Айской, 8 Марта, Владивостокской, Революционной в отношении которой заключен договор N 23-РТ от 20.12.2011 о развитии застроенной территории (пункты 1.1; 2.3 договора) (т. 1 л.д.75-78).
Срок аренды согласно пункту 3.1 договора установлен с 13.07.2016 по 13.07.2026.
Письмом от 01.11.2016 исх. N 139 ООО "Строймонтаж" уведомило Администрацию об окончании расселения и завершении работ по сносу дома 28/4 по ул. 8 Марта г. Уфы и указав, что по вине Администрации ГО г. Уфа, на протяжении длительного периода времени, а именно с января 2014 года, не имело реальной возможности выполнить свои обязательства по договору N 23-РТ, предложило Администрации заключить дополнительное соглашение к вышеуказанному договору об увеличении срока договора пропорционально периоду задержки, а именно на три года (т. 1 л.д.73).
Ответа на данное обращение Администрация не направила.
Письмом от 29.02.2016 N 01-02-2577/11 Администрация отказала в продлении договора, сославшись на невозможность изменения условий аукциона на основании соглашения сторон или по требованию одной из сторон в силу ч.26 ст.46.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения обществом в суд с рассматриваемым иском об изменении условий пунктов 3.1.3, 3.1.4, 3.1.6, 3.1.8 и 3.3 договора N 23-РТ от 20.12.2011.
По итогам рассмотрения дела суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности заявленных истцом уточненных исковых требований.
Вывод суда первой инстанции является правильным.
Предметом рассматриваемого договора является предоставление Администрацией права на заключение договора о развитии застроенной территории квартала, ограниченного улицами Айской, 8 Марта, Владивостокской, Революционной в Советском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
Статьей 46.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент заключения истцом и ответчиком договора) по договору о развитии застроенной территории одна сторона обязуется в установленный договором срок своими силами и за свой счет и (или) с привлечением других лиц и (или) средств других лиц выполнить обязательства в соответствии с пунктами 3-6 части 3 настоящей статьи, а другая сторона (орган местного самоуправления) обязуется создать необходимые условия для выполнения обязательств в соответствии с пунктами 7-9 части 3 этой статьи. Договором могут быть предусмотрены иные обязательства сторон в соответствии с частью 4 этой статьи (ч.1). Договор заключается органом местного самоуправления с победителем открытого аукциона на право заключить такой договор или иным лицом в соответствии с частями 25 и 28 статьи 46.3 этого Кодекса (ч.2). Существенными условиями договора являются, в том числе: обязательство лица, заключившего договор с органом местного самоуправления, подготовить проект планировки застроенной территории, включая проект межевания застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, в соответствии с градостроительным регламентом и местными нормативами градостроительного проектирования (при их отсутствии - в соответствии с утвержденными органом местного самоуправления расчетными показателями обеспечения такой территории объектами социального и коммунально-бытового назначения, объектами инженерной инфраструктуры); максимальные сроки подготовки таких документов; обязательство лица, заключившего договор с органом местного самоуправления, создать либо приобрести, а также передать в государственную или муниципальную собственность благоустроенные жилые помещения для предоставления гражданам, выселяемым из жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма, договорам найма специализированного жилого помещения и расположенных на застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии; максимальные сроки выполнения указанного обязательства; обязательство лица, заключившего договор с органом местного самоуправления, уплатить выкупную цену за изымаемые на основании решения органа местного самоуправления, принятого в соответствии с жилищным законодательством, жилые помещения в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу и расположенных на застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, и земельные участки, на которых расположены такие многоквартирные дома, за исключением жилых помещений и земельных участков, находящихся в собственности, в том числе в общей долевой собственности, Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, в случае, если таким собственникам были переданы жилые помещения в соответствии с пунктом 4 этой части; максимальные сроки выполнения указанного обязательства; обязательство лица, заключившего договор с органом местного самоуправления, осуществить строительство на застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, в соответствии с утвержденным проектом планировки застроенной территории; максимальные сроки осуществления строительства; обязательство органа местного самоуправления после выполнения лицом, заключившим договор с органом местного самоуправления, обязательств, предусмотренных пунктами 3-5 этой части, предоставить указанному лицу без проведения торгов в соответствии с земельным законодательством для строительства в границах застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, земельные участки, которые находятся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена (если распоряжение такими земельными участками осуществляется органом местного самоуправления) и которые не предоставлены в пользование и (или) во владение гражданам и юридическим лицам; максимальные сроки выполнения указанного обязательства; срок договора; ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора (ч.3).
В соответствии с частью 26 статьи 46.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации договор заключается на условиях, указанных в извещении о проведении аукциона, по цене, предложенной победителем аукциона. При заключении договора изменение условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон не допускается.
По смыслу названой нормы запрет на изменение условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон установлен в момент заключения договора. Запрета на продление срока действия договора применительно к уже заключенному договору о развитии застроенной территории из содержания этой нормы не следует.
В этой связи приведенный в апелляционной жалобе Администрации довод о невозможности изменения срока действия договора в силу положений ч. 26 ст. 46.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подлежит отклонению, как основанный на неверном толковании закона.
В соответствии с разделом 3 договора N 23-РТ, от 20.12.2011, общество, приняло на себя обязательства в установленные договором сроки выполнить мероприятия, в том числе: разработать и представить на рассмотрение в Главное управление архитектуры проект планировки и проект межевания застроенной территории; в течение 36 месяцев с момента заключения договора создать либо приобрести, а также передать в государственную или муниципальную собственность благоустроенные жилые помещения для предоставления гражданам, выселяемым из жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма, договорам найма специализированного жилого помещения и расположенных на застроенной территории; в этот же срок оплатить выкупную цену за изымаемые на основании решения органа местного самоуправления, принятого в соответствии с жилищным законодательством, жилые помещения в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу и расположенных на застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, и земельные участки, на которых расположены такие многоквартирные дома, за исключением жилых помещений и земельных участков, находящихся в собственности, в том числе в общей долевой собственности, Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, в случае, если таким собственникам были переданы жилые помещения.
Из материалов дела следует, что обязательства по разработке и утверждению в установленном порядке проекта планировки и проекта межевания застроенной территории обществом выполнены в установленный договором N 23-РТ (с учетом дополнительного соглашения от 24.01.2013) срок.
Администрация в свою очередь обязалась предоставить обществу право на заключение договора о развитии застроенной территории и создать необходимые условия для выполнения обязательств ООО "Строймонтаж", в том числе: утвердить проект планировки и проект межевания застроенной территории после проведения публичных слушаний в течение 14 дней со дня поступления указанной документации; принять решение об изъятии путем выкупа жилых и нежилых объектов недвижимости, подлежащих сносу и находящихся на застроенной территории, а также земельных участков, на которых расположены такие объекты, в течение 4-х месяцев со дня получения соответствующего обращения от общества; после выполнения обществом обязательств по договору предоставить указанному лицу без проведения торгов в соответствии с земельным законодательством для строительства в границах застроенной территории земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности (п.п.3.2.1-3.2.3 договора).
Судом установлено, что утверждение проекта планировки произведено Администрацией по истечении 6 месяцев с момента его представления обществом "Строймонтаж", решение об изъятии путем выкупа жилых и нежилых объектов недвижимости, подлежащих сносу и находящихся на застроенной территории, в отношении жилого дома N 28/4, отнесенного к первой очереди строительства, принято Администрацией лишь 02.09.2015, т.е. по истечении более чем полутора лет со дня первоначального обращения общества "Строймонтаж" (19.02.2014) и лишь после вступления в законную силу решения Арбитражного суда Республики Башкортостан по делу А07-25428/2014.
Решения об изъятии путем выкупа жилых и нежилых объектов недвижимости, подлежащих сносу и находящихся на застроенной территории в отношении, поименованных в п. 2.5 договора N 23-РТ жилых домов на момент принятия оспариваемого решения Администрацией не приняты.
Возражения Администрации о неисполнении обществом "Строймонтаж" обязательств, предусмотренных пунктами 3.1.3 и 3.1.4 договора N 23-РТ в части обязательств в течение 36 месяцев с момента заключения договора создать либо приобрести, а также передать в муниципальную собственность благоустроенные жилые помещения для предоставления выселяемым гражданам и в этот же срок оплатить выкупную цену за изымаемые жилые помещения в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу, подлежат отклонению как противоречащие представленным в материалы дела доказательствам.
В опровержение доводов апелляционной жалобы истцом в суд апелляционной инстанции представлено Соглашение о расселении жилого дома N 28/4 по ул. 8 Марта в Советском районе г. Уфы от 25.12.2015, заключенное между Администрацией и обществом "Строймонтаж" в соответствии с которым ООО "Строймонтпж" приняло на себя обязательство своими силами и за свой счет осуществить снос и расселение граждан, проживающих на застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, в том числе жильцов жилого дома N 28/4 по ул. 8 Марта.
Во исполнение данного соглашения обществом с жильцами указанного дома заключены договоры об изъятии жилых помещений путем выкупа, а так же договоры купли-продажи жилых помещений в соответствии с которыми жильцам в собственность переданы жилые помещения.
Обстоятельство расселения жильцов вышеуказанного дома силами ООО "Строймонтаж" ответчиком не оспаривается.
Судебная коллегия соглашается с позицией истца, согласно которой ООО "Строймонтаж" не могло приступить к расселению иных домов в силу отсутствия принятого Администрацией решения об изъятии таких помещений, а так же по причине технической невозможности осуществления строительства не в соответствии с очередностью такого строительства, установленного Проектом планировки и межевания, и обусловленного очередностью и поэтапностью возведения инженерных и других коммуникаций в границах застраиваемой территории.
При этом договор аренды земельного участка, как следует из материалов дела, заключен Администрацией с обществом "Строймонтаж" лишь 29.11.2016, т.е. за 22 дня до момента истечения пятилетнего срока, предусмотренного пунктом 3.3 договора N 23-ТР от 20.12.2011.
Довод ответчика о том, что решения об изъятии путем выкупа жилых и нежилых объектов недвижимости Администрация вправе принять только после полного исполнения обществом "Строймонтаж" поименованных в п. 3.1.3 и 3.1.4 обязательств по приобретению и передаче в собственность муниципального образования жилых помещений и оплате выкупной цены за изымаемые помещения, несостоятелен.
В соответствии с п. 1 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее так же - ЖК РФ) жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд.
Признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме (п.10 ст. 32 ЖК РФ).
Согласно п. 11 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае, если в отношении территории, на которой расположен многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, принято решение о развитии застроенной территории в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, орган, принявший решение о признании такого дома аварийным, обязан предъявить к собственникам помещений в указанном доме требование о его сносе или реконструкции и установить срок не менее шести месяцев для подачи заявления на получение разрешения на строительство, снос или реконструкцию указанного дома. В случае, если собственником или собственниками многоквартирного дома в течение установленного срока не будет подано в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке заявление на получение разрешения на строительство, снос или реконструкцию такого дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, и жилые помещения в указанном доме подлежат изъятию для муниципальных нужд в соответствии с частью 10 настоящей статьи.
Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения (п. 6 ст. 32 ЖК РФ)
По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (п.8 ст. 32 ЖК РФ).
Таким образом, законодательством установлена определенная процедура изъятия жилых помещений, которая предусматривает необходимость принятия решения об изъятии помещений, являющееся основанием для расселения жильцов и согласования с собственниками стоимости возмещения за такие помещения, что исключает возможность определения выкупной стоимости за изымаемые помещения до момента согласования данного вопроса с собственниками изымаемого жилья.
Статьей 450 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором (п.1). По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: 1) при существенном нарушении договора другой стороной; 2) в иных случаях, предусмотренных этим Кодексом, другими законами или договором. Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора (п.2).
Изложенные выше обстоятельства, по мнению суда, свидетельствуют о существенном нарушении Администрацией обязательств по договору N 23-ТР от 20.12.2011.
В обоснование иска общество "Строймонтаж" не ссылается на положения ст. 450 Гражданского кодекса Российской Федерации, вместе с тем, обосновывая заявленные требования о внесении изменений в договор, по существу приводит все вышеизложенные доводы, ссылаясь на недобросовестность действий Администрации.
По смыслу ст. 133 АПК РФ на стадии подготовки дела к судебному разбирательству суд должен определить из какого правоотношения возник спор и какие нормы права подлежат применению.
С учетом изложенной нормы и принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, судебная коллегия усматривает основания для применения положений ст. 450 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Нарушение Администрацией вытекающих из договора о N 23-ТР обязательств, выразившееся в затягивании процедуры принятия решения об изъятии земельных участков, жилых и нежилых помещений у их собственников, незаконном отказе Администрации от договора 23-РТ, является существенным т.к. привело к невозможности исполнения обществом "Строймонтаж" своих обязательств по осуществлению строительства на застроенной территории в соответствии с утвержденным проектом планировки (п. 3.1.6 договора) в течение указанного в договоре пятилетнего срока (п.3.3 договора) и с учетом понесенных обществом затрат на расселение жильцов жилого дома N 28/4 по ул. 8 Марта г. Уфы влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы ответчика о том, что договор 23-РТ прекратил свое действие 20.12.2016, а действующим законодательством не предусмотрено право вносить изменения в уже расторгнутый договор, подлежат отклонению.
Обращение истца в Администрацию с заявлением о заключении дополнительного соглашения об изменении срока договора имело место до момента истечения срока действия договора N 23-ТР, а именно 01.11.2016, в суд с иском об изменении условий договора истец обратился 22.12.2016.
С учетом приведенных обстоятельств, следует согласиться с выводом суда первой инстанции об обоснованности исковых требований.
Предусмотренных ч.4 ст.270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловных оснований для отмены судебного акта не установлено.
Таким образом, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 03.08.2017 по делу N А07-29321/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Л.П.Ермолаева |
Судьи |
Л.В.Пивоварова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-29321/2016
Истец: ООО "Строймонтаж"
Ответчик: Администрация ГО г.Уфа РБ
Хронология рассмотрения дела:
29.12.2017 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-14538/17
25.12.2017 Определение Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-14538/17
20.10.2017 Определение Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-12060/17
03.08.2017 Решение Арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-29321/16