г. Челябинск |
|
09 января 2018 г. |
Дело N А47-8333/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 декабря 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 января 2018 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Малышевой И.А.,
судей Костина В.Ю., Скобелкина А.П.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Разиновой О.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Т Плюс" на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 10.10.2017 по делу N А47-8333/2017 (судья Мирошник А.С.).
В судебном заседании приняли участие представители:
заявителя - публичного акционерного общества "Т Плюс": Липатова Е. Ю. (доверенность от 09.01.2017, паспорт), Урмансова Н. К. (доверенность от 09.01.2017, паспорт);
заинтересованного лица - Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области: Зубко С. Л. (доверенность от 09.01.2017, служебное удостоверение), Емельченко Н. Г. (доверенность от 05.10.2017, служебное удостоверение).
Публичное акционерное общество "Т Плюс" (далее - заявитель, ПАО "Т Плюс", общество) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области (далее - инспекция, ГЖИ по Оренбургской области, жилищная инспекция) о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области N ПР-1417 от 02.06.2017.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 10.10.2017 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с принятым решением, ПАО "Т Плюс" (далее также -податель апелляционной жалобы, апеллянт) обжаловало его в апелляционном порядке, ссылаясь на несоответствие выводов суда первой инстанции обстоятельствам дела и неверное применение норм материального права (п. 42 и формулы 4(2) приложения N 2 "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных жилых домах и жилых домов", утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, ч. 5 ст. 13 Федерального закона N 261 - ФЗ от 23.11.2009 "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности"), из которых следует правило безусловного применения повышающего коэффициента в расчётах за коммунальные услуги по горячему водоснабжению при отсутствии индивидуального прибора учёта до момента предоставления исполнителю коммунальных услуг акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки общего (квартирного) прибора учёта. По мнению апеллянта, до предоставления такого акта начисление платы должно производиться с применением повышающего коэффициента. Выводы суда о том, что правовое регулирование не предусматривает применение повышающего коэффициента без проведения обследования на предмет наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального прибора учёта и без представления соответствующего акта, апеллянт считает противоречащими указанным выше нормам права, основанном на обратном их толковании в противоречие с действительным содержанием. Полагает, что, неверно истолковав положения указанных норм права, суд, как следствие, неверно распределил бремя доказывания, возложив на общество обязанность по исследованию наличия (отсутствия) технической возможности установки прибора учёта у потребителя, в то время как законом на потребителя возложена обязанность по установке индивидуальных приборов учёта, а при невозможности её исполнения (ввиду отсутствия технической возможности установки индивидуальных приборов учёта) потребитель вправе требовать от исполнителя составления акта об установлении наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального прибора учёта.
В обоснование своей позиции апеллянт ссылается также на письмо Минстроя России от 02.09.2016 N 28483-АЧ/04 "Об отдельных вопросах, возникающих в связи с изменениями, внесёнными в акты Правительства Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 N 603 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг".
Считает, что лицом, заинтересованным в составлении акта о наличии (отсутствии) технической возможности установки прибора учёта, является именно потребитель как собственник жилого помещения и лицо, ответственное за его содержание, в том числе и за отсутствие приборов учёта коммунальных ресурсов. В спорный период собственниками квартир в адрес ПАО "Т Плюс" актов обследования на предмет установления наличия (отсутствия) обязанности по установке индивидуальных приборов учёта не представлялось. Обращений потребителей, проживающих в проверенном инспекцией многоквартирном жилом доме, на предмет составления таких актов, зафиксировано не было, на что указывало общество в ходе судебного разбирательства. Выводы суда о наличии у ПАО "Т Плюс" обязанности по составлению акта о наличии (отсутствии) технической возможности установки индивидуального прибора учёта без обращения потребителя, по мнению апеллянта, противоречат законодательству.
Считает неосновательными выводы суда первой инстанции о неисполнении обществом обязанности по извещению потребителей о необходимости составления акта обследования о наличии (отсутствии) технической возможности установки прибора учёта и о последствиях неисполнения такой обязанности, поскольку такая обязанность (по извещению) законодательством не предусмотрена, в то время как на потребителя возложена обязанность по установке прибора учёта и риск наступления неблагоприятных последствий её неисполнения. Указывает, что предметом спора в данном случае являлись выводы о необоснованном применении повышающего коэффициента в расчётах платы за горячую воду, а не извещение потребителей о необходимости составления актов отсутствия технической возможности установки индивидуальных приборов учёта.
В дополнениях к апелляционной жалобе ПАО "Т Плюс" обращает внимание на то, что позиция жилищной инспекции и суда первой инстанции основана на утратившей силу редакции п. 42 "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных жилых домах и жилых домов", утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации N 354, дейстовавшей до 01.01.2017, которая ранее действительно допускала применение повышающего коэффициента при наличии технической возможности установки индивидуального прибора учёта. Однако, предписание жилищной инспекции было выдано за период с 01.01.2017 по 01.04.2017, то есть в период действия новой редакции формулы 4(2) приложения N 2, п. 42 Правил N 354. Согласно новой редакции указанных норм права, повышающий коэффициент включён в формулу расчёта платы за коммунальные услуги по горячему водоснабжению в качестве необходимого элемента формулы расчёта, применение которого может быть исключено лишь в случае документально подтверждённого потребителем отсутствия технической возможности установки индивидуального прибора учёта.
В дополнениях к апелляционной жалобе её податель указывает на то, что повышающие коэффициенты введены в целях стимулирования потребителей к исполнению обязанности по установке индивидуальных приборов учёта, именно от потребителя должна исходить инициатива по составлению акта об отсутствии у него технической возможности по установке индивидуального прибора учёта, приводит примеры из судебной практики.
Просит решение суда отменить с принятием нового судебного акта об удовлетворении заявленного требования.
ГЖИ по Оренбургской области представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором инспекция против изложенных в ней доводов возразила, считает решение суда законным и обоснованным, а выводы суда первой инстанции о том, что применение повышающего коэффициента при расчёте платы за коммунальные ресурсы по нормативу допускается лишь при доказанной технической возможности установки индивидуальных приборов учёта, - верными. Указывает, что обязанность по установлению наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуальных приборов учёта в данном случае возложена на ПАО "Т Плюс" как на исполнителя коммунальной услуги, в связи с чем до её исполнения общество не вправе применять повышающий коэффициент в расчётах платы за коммунальные услуги.
Просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В порядке ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации протокольным определением от 21.12.2017 в судебном заседании был объявлен перерыв до 25.12.2017. Резолютивная часть постановления объявлена 25.12.2017.
В соответствии со ст. 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание после перерыва проведено с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Оренбургской области.
В судебном заседании представители ПАО "Т Плюс" и ГЖИ по Оренбургской области поддержали доводы апелляционной жалобы и дополнения к ней, а также возражения, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Проверив законность и обоснованность судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд приходит к выводу о наличии оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения заместителя начальника ГЖИ по Оренбургской области от 15.05.2017 N 1417 в период с 16 мая по 02 июня 2017 года жилищной инспекцией была проведена внеплановая документарная проверка на предмет соблюдения ПАО "Т Плюс" обязательных требований к порядку определения размера платы за горячее водоснабжение, потребленное на бытовые нужды в многоквартирном доме N 92 (квартира N 69) по пр. Ленина в г. Орске, на основании обращения собственника указанного помещения (вх. от 20.04.2017 N 3209).
В ходе данной проверки инспекцией установлено, что за период с 01.01.2017 по 30.04.2017 ПАО "Т Плюс" при начислении платы за коммунальную услугу "горячее водоснабжение" гражданам, проживающим в данном жилом помещении, не оборудованном индивидуальным прибором учёта, увеличило установленный норматив потребления горячего водоснабжения на повышающий коэффициент 1, 5 в отсутствие сведений о наличии технической возможности установки индивидуального прибора учёта горячей воды.
Посчитав применение повышающего коэффициента при расчёте платы за данный коммунальный ресурс нарушением "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах", утверждённых постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, инспекция составила акт проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя N А-1417 от 02.06.2017 (л.д. 17,18).
По итогам проверки заявителю выдано предписание от 02.06.2017 N ПР-1417, которым ПАО "Т Плюс" предписано устранить выявленные нарушения и в срок до 15.07.2017 произвести перерасчёт платы за горячее водоснабжение за период с 01.01.2017 по 30.04.2017 по указанному выше адресу без применения повышающего коэффициента в размере 1,5 к установленному нормативу потребления горячего водоснабжения.
ПАО "Т Плюс" оспорило данное предписание в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришёл к выводу об отсутствии у заявителя права на применение повышающего коэффициента при расчёте платы по нормативу за горячее водоснабжение без доказательств наличия у потребителя технической возможности по установке индивидуального прибора учёта горячей воды.
Исследовав материалы дела и заслушав доводы представителей участвующих в деле лиц, апелляционный суд приходит к следующим выводам:
В силу части 1 статьи 198 и части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с п. 3 ч. 5 ст. 20 Жилищного Кодекса Российской Федерации должностные лица органов государственного жилищного надзора имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Пунктом 2 "Положения о Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области", утверждённого указом Губернатора Оренбургской области от 15 февраля 2010 года N 25-ук, установлено, что ГЖИ по Оренбургской области является органом исполнительной власти Оренбургской области, осуществляющим региональный государственный жилищный надзор.
На основании указанных норм права судом установлено, что предписание выдано жилищной инспекцией в пределах предоставленных ей законодательством полномочий, проверка проведена в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
В силу частей 1 и 2 статьи 13 Федерального закона "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности" N 261-ФЗ от 23.11.2009 (далее - Закон N 261-ФЗ) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учёту с применением приборов учёта используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учёта используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами. Если иные требования к местам установки приборов учёта используемых энергетических ресурсов не установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, исполнение требований настоящей статьи в части организации учёта используемых энергетических ресурсов применительно к объектам, подключенным к системам централизованного снабжения соответствующим энергетическим ресурсом, должно обеспечивать учёт используемых энергетических ресурсов в местах подключения указанных объектов к таким системам либо применительно к объектам, используемым для передачи энергетических ресурсов, в местах подключения смежных объектов, используемых для передачи энергетических ресурсов и принадлежащих на праве собственности или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации основании разным лицам. Требования к характеристикам приборов учета используемых энергетических ресурсов определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 года, а также объекты, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем пять киловатт (в отношении организации учета используемой электрической энергии) либо максимальный объем потребления природного газа которых составляет менее чем два кубических метра в час (в отношении организации учета используемого природного газа).
Расчёты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведённых, переданных, потреблёных, определённых при помощи приборов учёта используемых энергетических ресурсов. Установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учёта используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчётов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учёта в эксплуатацию. Расчёты за энергетические ресурсы могут осуществляться без учёта данных, полученных при помощи установленных и введённых в эксплуатацию приборов учёта используемых энергетических ресурсов, по договору поставки, договору купли-продажи энергетических ресурсов, включающим в себя условия энергосервисного договора (контракта). До установки приборов учёта используемых энергетических ресурсов, а также при выходе из строя, утрате или по истечении срока эксплуатации приборов учёта используемых энергетических ресурсов расчёты за энергетические ресурсы должны осуществляться с применением расчётных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом указанные расчётные способы должны определять количество энергетических ресурсов таким образом, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчётов на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учёта используемых энергетических ресурсов.
Согласно части 5 статьи 13 Закона N 261-ФЗ до 01 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введённых в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учёта используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
В случае неисполнения ими данной обязанности, согласно части 12 статьи 13 Закона об энергосбережении, действия по оснащению домов приборами учёта должны совершить ресурсоснабжающие организации. При этом лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учёта используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учёта используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учёта.
В соответствии с пунктом 80 "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), учёт объёма (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учёта.
Оснащение жилого или нежилого помещения приборами учёта, ввод установленных приборов учёта в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения. Критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учёта, а также форма акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учёта и порядок её заполнения утверждаются Министерством регионального развития Российской Федерации (пункт 81 Правил N 354).
Из содержания указанных норм права следует, что обязанность по оснащению жилого помещения индивидуальным прибором учёта, по общему правилу, возложена на собственника этого помещения, а учётный способ определения объема поставленных энергоресурсов, основанный на измерении приборами учёта, является приоритетным (статья 13 Закона N 261-ФЗ, пункты 80,81 Правил N 354).
Расчётный способ определения объёма потреблённого ресурса допускается как исключение из общего правила при отсутствии в точках поставки приборов учёта, неисправности данных приборов либо нарушения сроков представления их показаний.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объёма потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учёта, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твёрдых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчёте платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учёта используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учёта, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Таким образом, применение повышающего коэффициента к нормативу потребления коммунальной услуги при расчёте платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учёта используемых воды, электрической энергии, но не исполнили данную обязанность, установлена частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Постановлением Правительства Оренбургской области от 10 ноября 2016 г. N 830-п "О нормативах потребления коммунальных услуг по холодному (горячему) водоснабжению и водоотведению на территории Оренбургской области" (действовало до 01.12.2017) утверждён "базовый" норматив потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в г. Орске Оренбургской области в размере 4,04 куб.м./чел. в мес.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2016 года N 1498 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" внесены изменения в абзац 3 пункта 42 Правил N 354, согласно которым при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учёта холодной воды, горячей воды, электрической энергии и в случае наличия обязанности установки такого прибора учёта размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется по формуле 4(1) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению с применением повышающего коэффициента.
В приложении N 2 к Правилам N 354 повышающий коэффициент Кпов, величина которого в 2016 году принимается равной 1,4, а с 1 января 2017 года-1,5, включён в качестве обязательного элемента в формулу 4 а (1) расчёта платы за коммунальные услуги, в том числе, по горячему водоснабжению, в i-м жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учёта холодной воды, горячей воды и электрической энергии, при наличии технической возможности установки таких приборов учета
В соответствии с прямым указанием данной нормы права (пояснениям к формуле расчёта) этот коэффициент не применяется лишь в том случае, если потребителем представлен акт обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального общего (квартирного) прибора учёта холодной воды, горячей воды, подтверждающий отсутствие технической возможности установки такого прибора учёта, начиная с расчётного периода, в котором составлен соответствующий акт.
Таким образом, положениями приведённых норм права (ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 42 и формулой расчёта 4 а (1) приложения N 2 Правил N 354) обязанность по подтверждению отсутствия технической возможности установки индивидуального прибора учёта возложена на потребителя. Исходя из прямого указания, приведённого в пояснениях к формуле расчёта 4 а (1) приложения N 2 Правил N 354, именно потребитель услуги должен представить доказательства невозможности учёта ресурса ввиду отсутствия технической возможности установки прибора учёта и лишь после представления такого доказательства (акта об отсутствии технической возможности установки индивидуального прибора учёта) приобретает право платить за ресурс по "базовому нормативу" без применения повышающего коэффициента. Данная норма права сформулирована ясно и недвусмысленно и не предоставляет правоприменителю возможности какого -либо иного её истолкования и отнесения на исполнителя услуги обязанности по подтверждению наличия у потребителя ресурса технической возможности установки индивидуального прибора учёта.
Согласно пункту 42 и формуле расчёта 4 а (1) Приложения N 2 к Правилам N 354 (в редакции, действующей в 2017 году) применение повышающего коэффициента при расчёте платы за коммунальные услуги по нормативу (при отсутствии индивидуального прибора учёта), является общим правилом, в то время как исчисление платы по нормативу без увеличения на данный коэффициент является исключением из данного правила, применяемым при документально подтверждённой потребителем невозможности установить индивидуальный прибор учёта.
Указанные изменения вступили в силу с 01.01.2017 и действовали в течение проверяемого периода (с 01.01.2017 по 01.04.2017).
Следовательно, в 2017 году в целях стимулирования потребителей к установке приборов учёта, в том числе индивидуальных, повышающий коэффициент включен законодателем в качестве обязательного элемента в формулу расчёта платы за коммунальные услуги по нормативу, в том числе по горячему водоснабжению, при наличии двух условий: обязанности по установке индивидуального прибора учёта и фактическом отсутствии такого прибора учёта, что соответствует приведённым выше положениям части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации.
При этом повышающий коэффициент не применяется при расчёте платы за коммунальную услугу "горячее водоснабжение" только при отсутствии технической возможности установки прибора учёта в жилом помещении, подтверждённом потребителем услуги посредством представления соответствующего акта, составленного по форме и в порядке, установленном приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 29.12.2011 N 627 "Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учёта, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учёта и порядка ее заполнения". В таком случае при расчёте размера платы за соответствующую коммунальную услугу применяется "базовый норматив" без учёта повышающего коэффициента.
Поскольку Законом N 261-ФЗ (ч. 5 ст. 13) обязанность по оснащению приборами учёта используемых воды, тепловой энергии (за исключением индивидуальных приборов учета тепловой энергии), электрической энергии, газа, а также обязанность по вводу установленных приборов учёта в эксплуатацию возложена на собственников помещений в многоквартирных домах и жилых домов, а повышающие коэффициенты введены в формулу расчёта платы при безучётном потреблении ресурсов в целях стимулирования потребителей к исполнению своей обязанности по установке приборов учёта, именно потребителю, намеренному использовать в расчётах "базовый норматив" без увеличения на повышающий коэффициент, следовало подтвердить, что в принадлежащем ему жилом помещении в многоквартирном жилом доме отсутствует техническая возможность установки индивидуального прибора учёта.
В противном случае заявитель в 2017 году должен определять объём поставленного в жилые дома ресурса исходя из повышенного норматива, согласно утверждённой формуле расчёта.
Заявитель, будучи исполнителем коммунальной услуги по горячему водоснабжению и ресурсоснабжающей организацией, обязан по обращению потребителя провести обследование для установления критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального прибора учёта горячей воды, но инициатива по проведению данного обследования по смыслу приведённых выше норм права должна исходить от потребителя. Без соответствующего обращения потребителя заявитель не имеет ни обязанности, ни реальной возможности по проведению соответствующего обследования и установлению наличия (отсутствия) технической возможности по установке индивидуального прибора учёта горячей воды.
В материалах судебного дела отсутствуют как акт обследования, подтверждающий отсутствие технической возможности установки индивидуального прибора учёта электрической энергии в квартире N 69, расположенной в доме N 92 по пр. Ленина в г. Орске, так и доказательства обращения собственника (собственников) данного жилого помещения к заявителю с заявлением об определении наличия (отсутствия) технической возможности установления в данном нежилом помещении индивидуального прибора учёта, что по смыслу ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 42 и формулы 4 а (1) приложения N 2 Правил N 354, части 5 статьи 13 Закона N 261-ФЗ исключает применение расчёта платы по нормативу без учёта повышающего коэффициента. Доводы апелляционной жалобы следует признать верными.
С учётом изложенного, апелляционный суд приходит к выводу об обоснованном применении заявителем повышающего коэффициента при расчёте платы за горячее водоснабжение в период с 01.01.2014 по 01.04.2017 и об отсутствии оснований для выдачи предписания, понуждающего общество произвести перерасчёт платы за указанный период по нормативу без учёта данного коэффициента.
При таких обстоятельствах у суда первой инстанции отсутствовали основания считать предписание инспекции законным.
Положенные в основу решения суда выводы о наличии у общества права на применение повышающего коэффициента к нормативу потребления коммунальной услуги при расчёте платы за коммунальные услуги по горячему водоснабжению в случае отсутствия у потребителя ресурсов индивидуальных приборов учёта лишь после представления документального подтверждения наличия технической возможности установки индивидуального прибора учёта основаны на ошибочном толковании норм материального права (ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 42 и формулы 4(1) приложения N 2 Правил N 354, части 5 статьи 13 Закона N 261-ФЗ), что является основанием для отмены решения суда в силу п. 4 ч. 1, п.3 ч. 2 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены вынесенного судебного акта, не установлено.
С учётом изложенного, решение суда подлежит отмене с принятием нового судебного акта об удовлетворении требований заявителя о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области N ПР-1417 от 02.06.2017.
Законодательством не предусмотрен возврат заявителю уплаченной государственной пошлины из бюджета в случае, если судебный акт принят в его пользу, а также освобождение государственных органов, органов местного самоуправления от процессуальной обязанности по возмещению судебных расходов.
В связи с этим, если судебный акт принят не в пользу государственного органа (органа местного самоуправления), должностного лица такого органа, за исключением прокурора, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат возмещению соответствующим органом в составе судебных расходов (часть 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Соответствующие разъяснения даны в пункте 21 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах".
С учётом данных разъяснений и в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации понесённые ПАО "Т Плюс" судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 3 000 руб. за рассмотрение дела в суде первой инстанции и 1 500 руб. за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на жилищную инспекцию и подлежат взысканию с неё в пользу общества.
Государственная пошлина в сумме 399 руб., излишне уплаченная обществом при обращении в суд первой инстанции, а также в сумме 1 500 руб., излишне уплаченная за рассмотрение апелляционной жалобы, подлежит возврату из федерального бюджета на основании пп. 1 п. 1 ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 10.10.2017 по делу N А47-8333/2017 отменить.
Заявление публичного акционерного общества "Т Плюс" удовлетворить.
Признать недействительным предписание Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области N ПР-1417 от 02.06.2017.
Взыскать с Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области в пользу публичного акционерного общества "Т Плюс" судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде первой инстанции в сумме 3 000 руб. и за подачу апелляционной жалобы в сумме 1 500 руб.
Возвратить публичному акционерному обществу "Т Плюс" излишне уплаченную по платежному поручению от 23.06.2017 N 026230 государственную пошлину в размере 399 руб., а также излишне уплаченную по платежному поручению от 03.11.2017 N 74547 государственную пошлину в размере 1 500 руб.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
И.А. Малышева |
Судьи |
В.Ю. Костин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-8333/2017
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 5 июня 2018 г. N Ф09-1851/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ПАО "Т Плюс", ПАО "Т Плюс" в лице Оренбургского филиала
Ответчик: Государственная жилищная инспекция по Оренбургской области, Государственная жилищная испекция по Оренбургской области
Хронология рассмотрения дела:
05.06.2018 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-1851/18
09.01.2018 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-15022/17
25.12.2017 Определение Арбитражного суда Оренбургской области N А47-8333/17
10.10.2017 Решение Арбитражного суда Оренбургской области N А47-8333/17
17.07.2017 Определение Арбитражного суда Оренбургской области N А47-8333/17