г. Санкт-Петербург |
|
09 января 2018 г. |
Дело N А56-49392/2017 |
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Зотеева Л.В.
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-28163/2017) ОАО "Российские железные дороги" на решение Арбитражного судагорода Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.09.2017 по делу N А56-49392/2017 (судья Синицына Е.В.), принятое
по заявлению ОАО "Российские железные дороги"
к Кингисеппской таможне
об оспаривании постановления
установил:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - заявитель, ОАО "РЖД", Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании постановления Кингисеппской таможни (далее - заинтересованное лицо, Таможня) от 08.06.2017 по делу об административном правонарушении N 10218000-168/2017 о привлечении ОАО "РЖД" к административной ответственности, предусмотренной статьей 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением суда от 11.09.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ОАО "РЖД" обратилось с апелляционной жалобой. Как указывает податель жалобы, в действиях Общества отсутствует событие вмененного ему правонарушения, так как перевозчик не вправе принимать решения о возврате товаров, ввезенных на территорию таможенного союза; отправку вагона осуществлял грузоотправитель из Эстонии без участия представителя ОАО "РЖД", перевозочные документы заполнялись грузоотправителем, а соответственно, перевозчик не имел реальной возможности до поступления товаров и транспортных средств в зону таможенного контроля убедиться в надлежащем оформлении товаросопроводительных документов на принятый к перевозке товар. Также не согласен податель жалобы с выводами суда о недействительности фитосанитарного сертификата N ЕС/ЕЕ/1701798 от 20.03.2017, так как в соответствии с пунктами 4.1.5, 4.1.6 Положения о порядке осуществления карантинного фитосанитарного контроля, утв. Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 318, установлен исчерпывающий перечень оснований для признания сертификата поддельным или недействительным, поэтому заключение о фактическом отсутствии фитосанитарного сертификата неправомерно.
Кингисеппская таможня представила отзыв на апелляционную жалобу (вх. N Э24494 от 28.11.2017), а также дополнение к отзыву (вх. от 22.12.2017) в котором доводы жалобы отклонила, просила оставить решение суда от 11.09.2017 без изменения.
Апелляционная жалоба рассмотрена судом в порядке статьи 272.1 АПК РФ без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 22.03.2017 в зону таможенного поста ЖДПП Ивангород из Эстонской Республики прибыл грузовой железнодорожный состав N 2023 0840 80 0734.
В составе, по железнодорожной накладной N С0184541 перевозчиком ОАО "РЖД" на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) был ввезен железнодорожный вагон N 52149424, отправитель ТОО "ЭСТМА" (Республика Эстония, 10144, г. Таллин, Саддама, 17) в адрес получателя ТОО "БС-ТРАНС ЛОГИСТИК" (160000, Республика Казахстан, Южно-Казахстанская область, г. Шымкент, ул. Конаева, блок А, оф. 12; БИН131140007930) с товаром "миндаль свежий или сушенный, очищенный от кожуры, прочий", в количестве 1628 грузовых мест, вес брутто 38258,00 кг.
Перевозчиком ОАО "РЖД" на /п ЖДПП Ивангород для целей совершения таможенных операций по регистрации прибытия товаров и транспортных средств на таможенную территорию ЕАЭС на ввезенный по железнодорожной накладной С0184541 товар "миндаль" были предоставлены: инвойс, упаковочный лист N N 0203-1 от 03.03.2017, фитосанитарный сертификат N ЕС/ЕЕ/1701798 от 20.03.2017.
В соответствии с Решением Комиссии таможенного союза от 18.06.2010 N 318 "Об обеспечении карантина растений в Евразийском экономическом союзе" товар "орехи" (код ТН ВЭД ЕАЭС 0801, 0802) включен в Перечень подкарантинной продукции, подлежащей карантинному фитосанитарному контролю (надзору) на таможенной границе Европейского экономического союза и таможенной территории Европейского экономического союза.
Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Санкт-Петербургу и Ленинградской области был проведен карантинный фитосанитарный контроль (надзор) товара "миндаль", ввезенного по железнодорожной накладной N С0184541, по результатам которого было выявлено, что в графе 7 фитосанитарного сертификата ЕС/ЕЕ/1701798 от 20.03.2017 указаны сведения "Ivangorod" - железнодорожный пункт пропуска Ивангород (железнодорожная станция Ивангород), что противоречит правилам раздела "Требования по заполнению фитосанитарного сертификата" Международных стандартов по фитосанитарным мерам N 12, а также информации, указанной в транспортных документах: в железнодорожной накладной N С0184541 пограничной станцией при въезде в Республику Казахстан указана железнодорожная станция Илецк 1, в инвойсе N 0203-1 от 03.03.2017 покупателем и получателем товара является ТОО "БС-ТРАНС ЛОГИСТИК", зарегистрированное в Республике Казахстан.
22.03.2017 Управлением был составлен Акт карантинного фитосанитарного контроля (надзора) N 784001220317002 от 22.03.2017, в соответствии с которым ввоз на таможенную территорию ЕАЭС товара "миндаль" по железнодорожной накладной N С0181748 был запрещен.
Усмотрев в действиях ОАО "РЖД" наличие события административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.3 КоАП РФ, 28.03.2017 должностным лицом таможней было вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении N 10209000-168/2017.
28.04.2017 в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении, на основании которого постановлением от 08.06.2017 N 1018000-168/2017 ОАО "РЖД" привлечено к административной ответственности на основании статьи 16.3 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Полагая привлечение к административной ответственности незаконным, ОАО "РЖД" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением, в удовлетворении которого судом отказано.
Апелляционная коллегия, исследовав материалы дела и оценив доводы жалобы и представленного отзыв с дополнениями, пришла к следующим выводам.
В соответствии со статьей 3 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) ТК ТС таможенное законодательство Таможенного союза состоит из ТК ТС, международных договоров государств - членов Таможенного союза, регулирующих таможенные правоотношения в Таможенном союзе, решений Комиссии Таможенного союза, регулирующих таможенные правоотношения в Таможенном союзе, принимаемых в соответствии с ТК ТС и международными договорами государств - членов Таможенного союза.
Согласно пункту 1 статьи 152 ТК ТС перемещение товаров через таможенную границу осуществляется с соблюдением запретов и ограничений, если иное не установлено настоящим Кодексом, международными договорами государств - членов таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза, которыми установлены такие запреты и ограничения.
Частью 1 статьи 16.3 КоАП РФ предусмотрена ответственность за несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами Российской Федерации, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, запретов и ограничений, за исключением мер нетарифного регулирования, на ввоз товаров на таможенную территорию Таможенного союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Таможенного союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 16.1, частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ.
Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 4 ТК ТС под запретами и ограничениями понимается комплекс мер, применяемых в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, включающий меры нетарифного регулирования, меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов, особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами, меры экспортного контроля, в том числе в отношении продукции военного назначения, технического регулирования, а также санитарно-эпидемиологические, ветеринарные, карантинные, фитосанитарные и радиационные требования, которые установлены международными договорами государств - членов таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза.
Пункт 1 статьи 159 ТК ТС содержит перечень документов, которые обязан предоставить перевозчик при прибытии товаров на таможенную территорию таможенного союза при международной перевозке автомобильным, морским и железнодорожным транспортом.
Независимо от вида транспорта, на котором осуществляется перевозка, при уведомлении таможенного органа о прибытии товаров на таможенную территорию таможенного союза представляются документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений, за исключением мер нетарифного регулирования, в соответствии с пунктом 1 статьи 152 настоящего Кодекса (пункт 3 статьи 159 ТК ТС).
Аналогичная обязанность возложена на перевозчика положениями пункта 4 части 1 статьи 194 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ).
Пунктом 2 Правил осуществления государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора) в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2016 N 792 (далее - Правила N 792) установлено, что государственный контроль осуществляется в пунктах пропуска в отношении товаров, включенных в перечень подкарантинной продукции (подкарантинных грузов, подкарантинных материалов, подкарантинных товаров), подлежащей карантинному фитосанитарному контролю (надзору) на таможенной границе Евразийского экономического союза и таможенной территории Евразийского экономического союза, утвержденный решением Комиссии Таможенного союза. Государственный контроль осуществляется Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальными органами, а также таможенными органами в части, касающейся проведения проверки документов на подкарантинную продукцию в пунктах пропуска.
Как было указано выше, Перечень подкарантинной продукции утвержден Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 318 "Об обеспечении карантина растений в Таможенном союзе", в который включен в том числе товар "прочие орехи, свежие или сушенные, очищенные от скорлупы или не очищенные, с кожурой или без кожуры код ТН ВЭД ЕАЭС 0801, 0802".
Таможенным органом по результатам проведения карантинного фитосанитарного контроля ввезенного товара было выявлено, что в графе 7 предоставленного фитосанитарного сертификата ЕС/ЕЕ/17001798 от 20.03.2017 указаны сведения "Ivangorod" - железнодорожный пункт пропуска Ивангород (железнодорожная станция Ивангород), что противоречит нормам раздела "Требования по заполнению фитосанитарного сертификата" Международных стандартов по фитосанитарным мерам N 12 и не соответствует информации, указанной в транспортных и коммерческих документах. В железнодорожной накладной N С0184541 пограничной станцией при въезде в Республику Казахстан указана железнодорожная станция Канисай, в инвойсе N 0203-1 от 03.03.2017 покупателем и получателем товара является ТОО "БС-ТРАНС ЛОГИСТИК", зарегистрированное в Республике Казахстан.
Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулирование) и ФГУП "Российский научно-технический центр информации по стандартизации, метрологии и оценке соответствия (ФГУП "Стандартинформ") 20.04.2008 зарегистрированы Международные стандарты по фитосанитарным мерам (МФСМ N 12). Руководство по фитосанитарным сертификатам Организации по продовольствию и сельскому хозяйству ООН (номер регистрации 3379/ISPM) (далее - Международные стандарты).
Раздел 2 Международных стандартов содержит Требования по заполнению фитосанитарного сертификата, согласно которым в графе "Заявленный пункт ввоза" должен быть указан первый пункт прибытия в страну окончательного назначения, или, если он неизвестен, то название страны. Пункт ввоза первой импортирующей страны должен быть указан в тех случаях, когда в разделе "Кому:" вписывается более чем одна страна. Пункт ввоза для страны окончательного назначения следует указывать в случаях, когда груз перевозится лишь транзитом через другую страну. Если страна транзита также указана в разделе "Кому:", то могут указываться пункты ввоза в страну транзита так же, как и в страну окончательного назначения.
В рассматриваемом случае в графе 7 фитосанитарного сертификата ЕС/ЕЕ/1701798 от 20.03.2017 указаны сведения "Ivangorod" - железнодорожный пункт пропуска Ивангород (железнодорожная станция Ивангород), в то время как в соответствии с вышеприведенными правилами должен быть указан первый пункт прибытия в страну окончательного назначения - Казахстан", а если он неизвестен, то название страны, так как груз перевозился транзитом через территорию Российской Федерации.
Таким образом, представленный перевозчиком сертификат не был оформлен в соответствии с вышеприведенными Правилами.
Доводы подателя жалобы о том, что представленный сертификат не является поддельным либо недействительным, не могут быть приняты во внимание в связи с неправильным применением и толкование норм права, регулирующих спорные правоотношения.
В силу подпункта 3 пункта 4.1.4 Положения о порядке осуществления карантинного фитосанитарного контроля_., утв. Решением N 318, должностное лицо уполномоченного органа проверяет представленный фитосанитарный сертификат и принимает решение о запрете ввоза партии подкарантинной продукции высокого фитосанитарного риска или ее помещения под таможенную процедуру таможенного транзита, в том случае, если фитосанитарный сертификат является поддельным или недействительным.
В соответствии с утвержденным названным Решением Перечнем, орехи отнесены (коды 0801, 0802 ТН ВЭД ЕАЭС) отнесены к продукции с высоким фитосанитарным риском.
Согласно подпункту 1 пункта 4.1.6 вышеназванного Положения фитосанитарный сертификат признается недействительным в случаях, если сертификат не полностью оформлен.
В соответствии с примечанием к главе 16 КоАП РФ под недействительными документами понимаются поддельные документы, документы, полученные незаконным путем, документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам, и иные документы, не имеющие юридической силы.
Так как в сертификате ЕС/ЕЕ/1701798 от 20.03.2017 в графе 7 не был указан первый пункт прибытия в страну окончательного назначения, либо название страны, применительно к применяемым правилам он являлся недействительным, так как не был полностью оформлен, в связи с чем 22.03.2017 должностным лицом Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Санкт-Петербургу и Ленинградской области был составлен Акт карантинного фитосанитарного контроля (надзора) N 78400122017002 от 22.03.2017, в соответствии с которым ввоз на таможенную территорию ЕАЭС товара "миндаль свежий или сушенный, очищенный от кожуры, прочий" по железнодорожной накладной N С0184541 был запрещен.
Таким образом, следует признать правильным вывод суда первой инстанции о том, что при ввозе на таможенную территорию ЕАЭС товара "миндаль свежий или сушенный, очищенный от кожуры, прочий" перевозчиком - ОАО "РЖД" фактически не был представлен документ, подтверждающий соблюдение запретов и ограничений, предусмотренных правом ЕАЭС и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, что является основанием для привлечения Общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 16.3 КоАП РФ, что свидетельствует о наличии в действиях Общества события вмененного ему правонарушения.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Доказательств, свидетельствующих о принятии заявителем всех необходимых и достаточных мер по соблюдению законодательства, по недопущению правонарушения и невозможности его предотвращения, в материалах дела не имеется, что свидетельствует о наличии вины Общества во вмененном ему правонарушении согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
ОАО "РЖД" является профессиональным перевозчиком, а следовательно, не могло не знать о необходимости соблюдения правил при ввозе на территорию ЕАЭС продукции высокого фитосанитарного риска, и должно было принять все возможные меры для их соблюдения.
Податель жалобы, указывая на отсутствие в его действиях события административного правонарушения, ссылается на пункт 29 Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.10.2006 N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении особенной части кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", где разъяснено, что оценивая вину перевозчика в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ, выразившегося в сообщении таможенному органу недостоверных сведений о количестве товара, надлежит выяснять, в какой мере положения действующих международных договоров в области перевозок (Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ) 1956 г., Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС) 1951 г., Международной конвенции об унификации некоторых правил о коносаменте 1924 г., Конвенции Организации Объединенных Наций о морской перевозке грузов 1978 г. и других) предоставляли перевозчику возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых установлена ответственность частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ, а также какие меры были приняты перевозчиком для их соблюдения.
В рассматриваемом случае перевозка груза осуществлялась в соответствии с Соглашением о международном железнодорожном грузовом сообщении, утвержденным Комитетом ОСЖД 02.05.1959 (далее - СМГС). Как указывает Общество, при рассмотрении дел, связанных с международными перевозками, российское таможенное законодательство подлежит применению в совокупности с международными нормами и правилами. В случае, если международным договором РФ, ратифицированным в установленном порядке, установлены иные правила, чем те, которые установлены национальным законодательством, то применяются правила, предусмотренные международным договором.
Данные доводы Общества основаны на неправильном применении и толковании норм материального права, так как порядок ввоза на территорию ЕАЭС подкарантинной продукции и порядок оформления сертификатов на такую продукцию регламентируется нормами международного права - Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 318 и Международными стандартами по фитосанитарным мерам (МФСМ N 12) Организации по продовольствию и сельскому хозяйству ООН.
Кроме того, Общество в совей апелляционной жалобе не привело нормы национального законодательства, противоречащие международным договорам РФ, а также не пояснило, какие нормы и правила международных договоров по перевозке препятствовали перевозчику соблюдению правил и норм, за нарушение которых установлена ответственность статьей 16.3 КоАП РФ, а также какие меры были приняты перевозчиком для их соблюдения.
При изложенных обстоятельствах следует признать правильными выводы суда первой инстанции о наличии в действиях перевозчика также субъективной стороны правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 16.3 КоАП РФ.
Суд правомерно отказал в удовлетворении заявления ОАО "РЖД", признав законным вынесенное Таможней постановление делу об административном правонарушении N 10218000-168/2017 о привлечении ОАО "РЖД" к административной ответственности, предусмотренной статьей 16.3 КоАП РФ.
Оснований для признания правонарушения малозначительным и применения статьи 2.9 КоАП РФ судом не установлено и апелляционная коллегия не усматривает оснований для переоценки данного вывода суда.
При таких обстоятельствах правовых и фактических оснований для отмены решения суда от 11.09.2017 и удовлетворения апелляционной жалобы ОАО "РЖД" не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11 сентября 2017 года по делу N А56-49392/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-49392/2017
Истец: ОАО "Российские железные дороги"
Ответчик: КИНГИСЕППСКАЯ ТАМОЖНЯ