г. Пермь |
|
10 января 2018 г. |
Дело N А50-22792/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 января 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 января 2018 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Васевой Е. Е.,
судей Варакса Н. В., Муравьевой Е. Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кириенко И. К.,
при участии:
от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Транспортная компания "АВТОДАН ПЛЮС" (ОГРН 1125916000374, ИНН 5916026479): не явились
от заинтересованного лица - Министерства транспорта Пермского края (ОГРН 1035900070678, ИНН 5902291090): Шалаева Н. В., предъявлено удостоверение, доверенность от 24.10.2017
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещенные надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя общества с ограниченной ответственностью "Транспортная компания "АВТОДАН ПЛЮС"
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 27 октября 2017 года по делу N А50-22792/2017,
принятое судьей Завадской Е. В.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Транспортная компания "АВТОДАН ПЛЮС"
к Министерству транспорта Пермского края
о признании недействительным распоряжения,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Транспортная компания "АВТОДАН ПЛЮС" (далее - заявитель, общество, ООО ТК "АВТОДАН ПЛЮС") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным распоряжения Министерства транспорта Пермского края (далее - заинтересованное лицо, Министерство, Минтранс Пермского края) от 24.04.2017 N СЭД-44-01-03-45; обязании Министерства восстановить в реестре межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок автомобильным транспортом сведения о маршруте N 160 (регистрационный номер 61п) сообщением "Конец Бор - Драмтеатр" и маршруте N 161 (регистрационный номер 62п) сообщением "МЖК г. Краснокамск - Драмтеатр г. Пермь", а также восстановить в реестре (внести в реестр) сведения об ООО ТК "АВТОДАН ПЛЮС", осуществляющем перевозку пассажиров по маршрутам N 160, N 161.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 27 октября 2017 года по делу N А50-22792/2017, принятым судьей Завадской Е. В., в удовлетворении требований ООО ТК "АВТОДАН ПЛЮС" отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование апелляционной жалобы заявитель приводит доводы о том, что оспариваемое распоряжение Министерства не соответствует требованиям ч. 3 ст. 12, ст. 29 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ, нарушает права и законные интересы ООО ТК "АВТОДАН ПЛЮС", поскольку без соответствующих свидетельств делает невозможным осуществление предпринимательской деятельности по перевозке автомобильным транспортом по маршрутам N 160, N 161. Указывает на ошибочность выводов суда о том, что действие свидетельств не прекращалось, а они были отозваны Министерством в целях устранения технической ошибки, т.к. судом не принято во внимание, что исключенные ранее сведения по маршрутам N 160, N 161 в январе 2016 г. были включены Минтрансом Пермского края в реестр, т.е. являются установленными в целях удовлетворения публичных интересов населения Краснокамского района и г. Краснокамска Пермского края. Ссылки суда на решение Арбитражного суда Пермского края от 23.05.2014 по делу N А50-5486/2014, вынесенному по другому предмету, по другому основанию и на другой момент времени, когда Федеральный закон от 13.07.2015 N 220-ФЗ еще не действовал, считает безосновательными.
Минтранс Пермского края против удовлетворения жалобы возражает по основаниям, изложенным в письменном отзыве на апелляционную жалобу, просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица поддержал доводы отзыва.
Заявитель явку своих представителей в суд апелляционной инстанции не обеспечил, что в силу ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела судом.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, в том числе обстоятельств, установленных в рамках дела N А50-5486/2014, 22.11.2013 управлением транспортного обслуживания связи Министерства транспорта и связи Пермского края были утверждены автобусные маршруты: N 160 "Конец Бор г. Краснокамск - Драмтеатр г. Пермь" и N161 "МЖК г. Краснокамск - Драмтеатр г. Пермь".
ООО ТК "АВТОДАН ПЛЮС" утверждены паспорта маршрутов N 160, N 161 (л.д. 20-21).
Письмом от 25.12.2013 N СЭД-44-09-06-236 Министерство уведомило общество об аннулировании и исключении из реестра краевых и межмуниципальных автобусных маршрутов маршруты: N 160 "Конец Бор г. Краснокамск - Драмтеатр г. Пермь" и N 161 "МЖК г. Краснокамск - Драмтеатр г. Пермь" на основании пункта 2.10 постановления Правительства Пермского края от 27.04.2007 N 78-п "Об утверждении Порядка организации транспортного обслуживания населения и регулирования тарифов на перевозки пассажиров и багажа на краевых и межмуниципальных автобусных маршрутах" в связи с тем, что в течение 30 календарных дней после утверждения паспорта маршрута перевозчик не приступил к осуществлению перевозки пассажиров по данному маршруту.
Законность действий Минтранса Пермского края по аннулированию и исключению из реестра краевых и межмуниципальных автобусных маршрутов Пермского края маршрутов N 160, N 161 являлась предметом проверки арбитражного суда в рамках дела N А50-5486/2014 по заявлению ООО ТК "АВТОДАН ПЛЮС" к Министерству и несоответствие их Закону установлено не было.
Решение Арбитражного суда Пермского края от 23.05.2014 по делу N А50-5486/2014 обжаловано не было, вступило в законную силу.
Письмом от 01.03.2016 исх. N 95 ООО ТК "АВТОДАН ПЛЮС" обратилось в адрес начальника управления транспортного обслуживания и связи Минтранса Пермского края с просьбой выдать карты маршрута регулярных перевозок согласно включенных в реестр межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок, в том числе на маршруты N 160, N 161 (л.д. 71).
Рассмотрев заявление общества о выдаче свидетельств об осуществлении регулярных перевозок и карт маршрута регулярных перевозок N 95 от 01.03.2016, Минтранс Пермского края письмом от 31.08.2016 N СЭД-44-04-05-802 сообщило заявителю о том, что документом планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в Пермском крае на 2016-2018 г.г., утвержденным постановлением Правительства Пермского края от 09.06.2016 N 347-п, в отношении вышеуказанных маршрутов принято решение о прекращении регулярных перевозок по регулируемым тарифам и о начале осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам; свидетельства об осуществлении перевозок и карты маршрута по данным маршрутам будут выданы по итогам проведения открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в соответствии с ч. 2 ст. 19 Федерального закона от 13.07.2016 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (л.д. 72).
В соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" на основании распоряжения Минтранса Пермского края от 02.03.2017 N СЭД-44-01-03-29 "О выдаче свидетельств об осуществлении регулярных перевозок по маршрутам регулярных перевозок" по списку согласно приложению к настоящему распоряжению, в том числе ООО ТК "АВТОДАН ПЛЮС" (строки 1, 2 Приложения к распоряжению) выданы свидетельства об осуществлении регулярных перевозок по маршрутам регулярных перевозок с 28.02.2017 по 28.02.2022 N 160 "Конец Бор - Драмтеатр" серии 000001 N 000160, N 161 "МЖК г. Краснокамск - Драмтеатр г. Пермь" серии 000001 N 000161, а также карты маршрута регулярных перевозок серии 000059 N 000876 по маршруту N 161, серии 000059 N 000870 по маршруту N 160 (л.д. 11-14, 15-16, 17-18).
05.04.2017 Пермским УФАС России Минтрансу Пермского края выдано предупреждение (исх. N 03902-17) о прекращении в срок до 24.04.2017 действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, а именно, п. 8 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, выразившегося в создании дискриминационных условий осуществления деятельности на рынке осуществления пассажирских перевозок по межмуниципальным маршрутам в границах Пермского края путем выдачи 28.02.2017 ООО ТК "АВТОДАН ПЛЮС", без проведения конкурсных процедур, свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту N 160 "Конец Бор - Драмтеатр" и в то же время отказе в выдаче указанного свидетельства ООО "Альфа-Транс" при условии, что в течение тридцати дней со дня официального опубликования Федерального закона N 220-ФЗ ни одно юридическое лицо, либо индивидуальный предприниматель не направляли сведения о данном маршруте, предусмотренные ч. 1 ст. 26 данного Закона, что привело, либо может привести к ограничению, устранению, недопущению конкуренции на рынке оказания услуг пассажирских перевозок по межмуниципальным маршрутам в границах Пермского края (л.д. 86-87).
24.04.2017 Министерством издано распоряжение N СЭД-44-01-03-45 "О внесении изменений в отдельные распоряжения Министерства транспорта Пермского края", в соответствии с которым строки 1, 2 приложения к распоряжению Минтранса Пермского края от 02.03.2017 N СЭД-44-01-03-29 "О выдаче свидетельств об осуществлении перевозок по маршрутам регулярных перевозок" признаны утратившими силу, свидетельства об осуществлении перевозок серии 000001 N 000160 и N 000161 отозваны (л.д. 19).
Письмом от 26.04.2017 Минтранс Пермского края уведомило Пермское УФАС России об исполнении предупреждения антимонопольного органа: внесении изменений в реестр межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок в части маршрутов N 160, N 161 путем исключения перевозчика ООО ТК "АВТОДАН ПЛЮС" (л.д. 93).
Полагая, что распоряжение Минтранса Пермского края от 24.04.2017 N СЭД-44-01-03-45 является незаконным, нарушает права и законные интересы общества, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Отказывая в удовлетворении требований ООО ТК "АВТОДАН ПЛЮС", суд исходил из отсутствия правовых оснований для признания оспариваемого распоряжения Министерства недействительным.
Согласно ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 2 ст. 201 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
13.07.2015 принят Федеральный закон N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об организации регулярных перевозок).
Согласно ст. 1 Закона об организации регулярных перевозок данный Закон регулирует отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - регулярные перевозки), в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок.
Согласно ст. 42 Закона об организации регулярных перевозок он вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления их в силу. Закон опубликован 14.07.2015.
Таким образом, с 14.07.2015 муниципальные нормативные правовые акты действуют в части, не противоречащей Закону об организации регулярных перевозок.
В соответствии с ч. 4 ст. 11 Закона об организации регулярных перевозок межмуниципальные маршруты регулярных перевозок в границах субъектов Российской Федерации устанавливаются, изменяются, отменяются уполномоченными органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.
Согласно пунктам 1.1, 3.1.1 Постановления Правительства Пермского края от 07.09.2012 N 828-п "Об утверждении Положения о Министерстве транспорта Пермского края" Министерство является исполнительным органом государственной власти Пермского края, к основным функциям которого относится развитие транспортной инфраструктуры, в том числе организация транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом в межмуниципальном и пригородном сообщении.
В ч. 1 ст. 12 Закона об организации регулярных перевозок указано, что порядок установления, изменения, отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок, межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок (в том числе основания для отказа в установлении либо изменении данных маршрутов, основания для отмены данных маршрутов) устанавливается законами и (или) иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами с учетом положений настоящего Федерального закона.
Порядок установления, изменения, отмены межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом, проходящих по территории Пермского края, утвержден Постановлением Правительства Пермского края от 18.05.2015 N 304-п.
В силу ч. 2 ст. 12 Закона об организации регулярных перевозок муниципальный маршрут регулярных перевозок, межмуниципальный маршрут регулярных перевозок считаются установленными или измененными со дня включения предусмотренных пунктами 1 - 10 части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона сведений о данных маршрутах соответственно в реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок, реестр межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок или изменения таких сведений в этих реестрах.
Согласно ч. 1 ст. 26 Закона в реестры маршрутов регулярных перевозок должны быть включены, в том числе следующие сведения: 1) регистрационный номер маршрута регулярных перевозок в соответствующем реестре; 2) порядковый номер маршрута регулярных перевозок, который присвоен ему установившими данный маршрут уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления; 3) наименование маршрута регулярных перевозок в виде наименований начального остановочного пункта и конечного остановочного пункта по маршруту регулярных перевозок или в виде наименований поселений, в границах которых расположены начальный остановочный пункт и конечный остановочный пункт по данному маршруту; 4) наименования промежуточных остановочных пунктов по маршруту регулярных перевозок или наименования поселений, в границах которых расположены промежуточные остановочные пункты.
В соответствии с ч. 2 ст. 25 Закона об организации регулярных перевозок ведение реестра межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, установившим данные маршруты.
Ведение реестров межмуниципальных маршрутов регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом, пригородных маршрутов регулярных пассажирских перевозок железнодорожным транспортом, межмуниципальных маршрутов регулярных пассажирских перевозок водным и воздушным транспортом отнесено к компетенции Министерства. В рассматриваемый период ведение реестра межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок, проходящих по территории Пермского края, осуществлялось в соответствии с Порядком, утвержденным Приказом Минтранса Пермского края от 30.12.2015 N СЭД-44-01-02-318.
Согласно пунктам 2.1-2.4 названного Порядка ведение реестра осуществляет Министерство транспорта Пермского края; реестр ведется в электронном виде; ведение реестра осуществляется путем внесения сведений об установлении, отмене и изменении маршрутов; учету и включению в Реестр подлежат все фактически действующие межмуниципальные маршруты регулярных перевозок.
Законом об организации регулярных перевозок предусмотрено два вида регулярных перевозок, а именно, регулярные перевозки по регулируемым тарифам, под которыми в пункте 17 части 1 статьи 3 названного Федерального закона понимаются регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, и предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке, и предусмотренные пунктом 18 части 1 этой же статьи регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам - регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных перевозчиком.
Частью 2 ст. 14 Закона об организации регулярных перевозок установлено, что осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам обеспечивается посредством заключения уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления либо иным государственным или муниципальным заказчиком государственных или муниципальных контрактов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом положений настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 2 ст. 17 Закона об организации регулярных перевозок право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок.
Порядок выдачи свидетельств об осуществлении перевозок и карт соответствующего маршрута регламентируется положениями ст. 19 Закона об организации регулярных перевозок.
Согласно положений части второй данной статьи свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются по результатам открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: 1) данное свидетельство предназначено для осуществления регулярных перевозок по новому маршруту, за исключением маршрута, установленного в целях обеспечения транспортного обслуживания населения в условиях чрезвычайной ситуации; 2) данное свидетельство предназначено для осуществления регулярных перевозок после прекращения действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, указанного в п. 1 ч. 3 названной статьи; 3) в случае, если в соответствии со ст. 18 Закона в отношении данного маршрута принято решение о прекращении регулярных перевозок по регулируемым тарифам и начале осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам.
В ч. 3 ст. 19 Закона предусмотрено, что без проведения открытого конкурса свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются в случае, если они предназначены для осуществления регулярных перевозок: 1) после наступления предусмотренных п. 1 и 2 ч. 1 ст. 29 Закона обстоятельств и до начала осуществления регулярных перевозок в соответствии с новым свидетельством об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, выданным по результатам проведения открытого конкурса; 2) по маршруту регулярных перевозок, установленному в целях обеспечения транспортного обслуживания населения в условиях чрезвычайной ситуации.
В силу ч. 6 ст. 19 Закона об организации регулярных перевозок без проведения открытого конкурса свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карты маршрута регулярных перевозок выдаются один раз на срок, который не может превышать сто восемьдесят дней, в день наступления обстоятельств, которые явились основанием для их выдачи.
Таким образом, из приведенных положений названной нормы следует, что открытый конкурс не проводится в случаях, когда выдача свидетельства об осуществлении регулярных перевозок и карты маршрута имеет временный характер. Такой временный характер связан с конкретными обстоятельствами: наличие чрезвычайной ситуации, либо аннулирование лицензии перевозчика или прекращение действия ранее выданного свидетельства в силу решения суда. Во всех остальных случаях, когда свидетельство и карта выдаются для осуществления регулярных перевозок по новому маршруту регулярных перевозок, или после прекращения действия вышеуказанных обстоятельств, или при смене на маршруте регулируемых тарифов на нерегулируемые, такие документы выдаются только по результатам открытого конкурса.
В статье 39 Закона об организации регулярных перевозок закреплены положения, обеспечивающие реализацию данного Закона, определяющие правила поведения субъектов перевозочного процесса в переходный период.
В силу ч. 1 ст. 39 Закона об организации регулярных перевозок в течение 30 дней со дня официального опубликования настоящего Федерального закона, юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые после дня официального опубликования настоящего Федерального закона осуществляли регулярные перевозки по маршрутам регулярных перевозок в соответствии с заключенными с ними договорами, выданными им разрешениями, паспортами маршрутов, направляют в уполномоченные органы местного самоуправления сведения о данных маршрутах.
На основании ч. 2 ст. 39 Закона об организации регулярных перевозок по истечении 30 дней со дня официального опубликования настоящего Федерального закона и до истечения ста восьмидесяти дней со дня официального опубликования настоящего Федерального закона уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченные органы местного самоуправления, к компетенции которых в соответствии с настоящим Федеральным законом отнесено ведение реестров маршрутов регулярных перевозок: 1) организуют проверку указанных в части 1 настоящей статьи сведений, по результатам которой принимают решение о включении или об отказе во включении указанных сведений в соответствующие реестры; 2) размещают на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" указанные в части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона сведения о маршрутах регулярных перевозок, которые установлены в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, действовавшими до дня официального опубликования настоящего Федерального закона, и включены в соответствующие реестры.
Согласно ч. 3 ст. 39 Закона об организации регулярных перевозок до истечения двухсот семидесяти дней со дня официального опубликования настоящего Федерального закона уполномоченный орган местного самоуправления выдает юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям карты данных маршрутов. Указанные карты выдаются на срок, на который этим юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предоставлено право осуществления регулярных перевозок по данным маршрутам в соответствии с заключенными с ними договорами, выданными им разрешениями, паспортами регулярных перевозок или в соответствии с нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, либо, если это право предоставлено без указания срока или срок, на который предоставлено это право, истек, до истечения одного года со дня официального опубликования настоящего Федерального закона.
На основании ч. 4 ст. 39 Закона уполномоченные органы местного самоуправления в соответствии с установленной настоящим Федеральным законом компетенцией до окончания срока действия указанных в части 3 настоящей статьи карт: 1) выдают их владельцам свидетельство об осуществлении регулярных перевозок по данному маршруту и новые карты данного маршрута. Юридическим лицам и (или) индивидуальным предпринимателям, которые совместно осуществляют регулярные перевозки по данному маршруту, свидетельство об осуществлении перевозок по данному маршруту и карты данного маршрута выдаются при условии заключения ими договора простого товарищества; 2) устанавливают отдельный маршрут в отношении регулярных перевозок, осуществляемых каждым юридическим лицом, каждым индивидуальным предпринимателем, в случае, если указанные в пункте 1 настоящей части регулярные перевозки осуществляются совместно не более чем тремя юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок и такие юридические лица, индивидуальные предприниматели отказались от заключения договора простого товарищества, а также выдают таким юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям свидетельства об осуществлении регулярных перевозок по соответствующим установленным маршрутам регулярных перевозок и новые карты соответствующих установленных маршрутов регулярных перевозок с учетом максимального количества транспортных средств, которые ранее использовались для совместных регулярных перевозок каждым из таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей; 3) проводят открытый конкурс на право осуществления регулярных перевозок по смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или муниципальному маршруту регулярных перевозок в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, в случае, если указанные в пункте 1 настоящей части регулярные перевозки осуществляются совместно более чем тремя юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями по данным маршрутам и такие юридические лица, индивидуальные предприниматели отказались от заключения договора простого товарищества.
По смыслу указанных норм, включению в реестр в обозначенном порядке подлежат сведения о маршрутах регулярных перевозок, которые осуществлялись на основании соответствующих разрешений или в соответствии с нормативными правовыми актами, действовавшими до дня официального опубликования Закона об организации регулярных перевозок.
Суд первой инстанции, установив, что на момент подготовки оспариваемого распоряжения от 24.04.2017 N СЭД-44-01-03-45 об отзыве свидетельств об осуществлении перевозок по маршрутам регулярных перевозок серии 000001 N 000160, N 000161 паспорта маршрутов N 160, N 161, утвержденные ООО ТК "Автодан Плюс" в 2013 г., в соответствии с Постановлением Правительства Пермского края от 27.04.2007 N 78-п были аннулированы Минтрансом Пермского края и маршруты исключены из реестра краевых и межмуниципальных автобусных маршрутов, о чем заявитель был уведомлен письмом от 25.12.2013 N СЭД-44-09-06-236; правомерность названных действий подтверждена вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по делу N А50-5486/2016, пришел к выводу об отсутствии у заинтересованного лица оснований для включения сведений, предоставленных обществом о двух маршрутах, в реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок.
В ходе повторной оценки представленных доказательств и установления всех юридически значимых обстоятельств оснований для удовлетворения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не установлено.
Поскольку в рассматриваемом случае с учетом обстоятельств, установленных в рамках дела N А50-5486/2016, разрешительные документы на спорные маршруты у общества отсутствовали, иное документальное обоснование легального осуществления перевозок по спорным маршрутам с 2014 г. вплоть до дня официального опубликования Закона об организации регулярных перевозок заявителем представлено не было, у Министерства не возникла обязанность по включению сведений заявителя в соответствующий реестр межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок в порядке ст. 39 Закона об организации регулярных перевозок без проведения конкурентных процедур.
Доводы заявителя о том, что арбитражным судом по делу N А50-5468/2014 установлены обстоятельства об исключении спорных маршрутов, имевшие значение в период, когда Закон об организации регулярных перевозок еще не был принят, а действовал нормативный акт Пермского края, в связи с чем, они не подлежат учету, основаны на неверном толковании правовых норм, регулирующих спорные правоотношения. Отсутствие выданных в соответствии с нормативными правовыми актами, действовавшими до дня официального опубликования Закона об организации регулярных перевозок, разрешительных документов на маршруты, свидетельствует об отсутствии оснований для применения переходных положений Закона об организации регулярных перевозок о включении в реестр соответствующих сведений, выдачи свидетельств и карт маршрутов. С учетом аннулирования паспортов маршрутов, утвержденных обществу в 2013 г., такие документы у него отсутствовали (иного обществом не доказано).
Судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка доводам ООО ТК "АВТОДАН ПЛЮС" о том, что распоряжение Министерства от 24.04.2017 N СЭД-44-01-03-45 "О внесении изменений в отдельные распоряжения Министерства транспорта Пермского края" не соответствует требованиям ч. 3 ст. 12, ст. 29 Закона об организации регулярных перевозок, ввиду того, что решение об отмене межмуниципальных маршрутов N 160, N 161 в порядке ч. 3 ст. 12 Закона уполномоченным органом не принималось, а ст. 29 Закона не содержит такого условия для прекращения действия свидетельств как "в целях устранения технической ошибки, допущенной при формировании реестра межмуниципальных автобусных маршрутов регулярных перевозок". Действие свидетельств не прекращалось в соответствии с указанными нормами, свидетельства об осуществлении перевозок были отозваны в целях устранения технической ошибки, допущенной при формировании реестра. Решение об отзыве свидетельств, принято Министерством в пределах своих полномочий, поскольку уполномоченный орган отозвал свидетельства, выданные им, установив нарушения, допущенные при их выдаче.
Кроме того, на наличие нарушений при выдаче заявителю свидетельства в связи с несоблюдением антимонопольных требований, Министерству указало в своем предупреждении Пермское УФАС России. Вынесение оспариваемого распоряжения также обусловлено необходимостью исполнения выданного антимонопольным органом предупреждения.
Таким образом, у Министерства транспорта отсутствовали основания для включения спорных маршрутов в реестр и для выдачи паспортов маршрутов в порядке применения переходных положений закона N 220-ФЗ, конкурс на осуществление перевозок не проводился, следовательно, аннулирование документов, ошибочно выданных заявителю соответствует требованиям действующего законодательства и прав заявителя не нарушает.
При таких обстоятельствах судами первой и апелляционной инстанций не установлена совокупность оснований, предусмотренных ч. 2 ст. 201 АПК РФ, для признания оспариваемого распоряжения недействительным. Вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения требований заявителя является правильным.
Решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу ст. 270 АПК РФ являются основанием для отмены или изменения решения суда первой инстанции. В удовлетворении апелляционной жалобы надлежит отказать.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы. Излишне уплаченная заявителем при подаче апелляционной жалобы государственная пошлина в сумме 1 500 руб. подлежит возврату из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 104, 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 27 октября 2017 года по делу N А50-22792/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Транспортная компания "АВТОДАН ПЛЮС" (ОГРН 1125916000374, ИНН 5916026479) из федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в сумме 1 500 (одна тысяча пятьсот) рублей, излишне уплаченную при подаче апелляционной жалобы по чеку-ордеру от 13.11.2017.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Е.Е. Васева |
Судьи |
Н.В. Варакса |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-22792/2017
Истец: ООО "ТРАНСПОРТНАЯ КОМПАНИЯ "АВТОДАН ПЛЮС"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА ПЕРМСКОГО КРАЯ