г. Томск |
|
9 января 2018 г. |
Дело N А27-16808/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 декабря 2017 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 09 января 2018 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сбитнева А.Ю.
судей: Колупаевой Л.А.,
Кривошеиной С.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Есиповым А.С. без использования средств аудиозаписи,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - не явился;
от заинтересованных лиц - не явились;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Кузбасского регионального отделения фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 18) на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 17 октября 2017 г. по делу N А27-16808/2017 (судья Гатауллина Н.Н.)
по заявлению публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" (Красноярский край, город Красноярск, ИНН 2460069527, ОГРН 1052460054327)
к государственному учреждению - Кузбасскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 18) (Кемеровская область, г. Кемерово, ОГРН 1024200697663, ИНН 4207009857)
заинтересованное лицо: Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Кемерово (Кемеровская область, г. Кемерово, ОГРН 1044205091380, ИНН 4205002373)
о признании недействительным решения от 28.04.2017 N 18000034,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" (далее - заявитель, Общество, страхователь, ПАО "МРСК Сибири") обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании недействительным решения Государственного Учреждения - Кузбасского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 18) (далее - заинтересованное лицо, ГУ-КРОФСС РФ, Фонд социального страхования) от 28.04.2017 N 18000034 "О непринятии к зачету на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" в сумме 183 286,8 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена инспекция Федеральной налоговой службы по городу Кемерово (далее - Инспекция, налоговый орган).
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 17.10.2017 заявленное ПАО "МРСК Сибири" требование удовлетворено, решение ГУ-КРОФСС РФ (филиал N 18) от 28.04.2017 N 18000034 о неприятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством признано недействительным.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Фонд социального страхования обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что решение о проведении выездной проверки, акт проведенной выездной проверки, решение о неприятии расходов к зачету вынесены в отношении ПАО "МРСК Сибири" филиалом N 18 ГУ-КРОФСС РФ на основании закона, поскольку структурное подразделение ПАО "МРСК Сибири", зарегистрированное в качестве страхователя в филиале N 18 ГУ-КРОФСС РФ, несет ответственность перед страховщиком согласно статье 19 Федерального закона N 125-ФЗ. Структурное подразделение ПАО "МРСК Сибири" зарегистрировано в филиале N 18 ГУ-КРОФСС РФ в качестве страхователя 10.04.2008, предоставляющего отчетность, уплачивающего страховые взносы. Филиал N 18 ГУ-КРОФСС РФ законно и обоснованно исполняет обязанности по проверке указанного страхователя.
Полагает, что поскольку больничные листки, по которым произведена выплата спорных сумм, были неправильно оформлены и выданы с нарушением установленного порядка, заявитель не вправе был принимать их к оплате за счет средств Фонда социального страхования. Отношения по принятию к зачету расходов в виде выплаченного пособия по временной нетрудоспособности (оформленного с нарушениями) возникают между страховщиком и страхователем, а не между страховщиком и медицинской организацией, выдавшей листок нетрудоспособности. Страхователь до оплаты листка нетрудоспособности обязан проверить правильность его оформления, поскольку на него возложен риск наступления неблагоприятных последствий в случае нарушения данной обязанности. Право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации, предоставлено страховщику пунктом 3 части 1 статьи 11 Федерального закона N 165-ФЗ и частью 4 статьи 4.2 Федерального закона N 255-ФЗ.
Также указывает, что заявителем полностью оспаривается решение о неприятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством от 28.04.2017 N 18000034, однако, доводы неправомерности непринятия к зачету расходов на цели обязательного социального страхования на сумму 95 522,92 руб. в решении суда первой инстанции отсутствуют.
Подробно доводы заинтересованного лица изложены в апелляционной жалобе.
ПАО "МРСК Сибири" в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором, ссылаясь на необоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу Фонда социального страхования без удовлетворения.
Инспекция также представила отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит рассмотреть настоящее дело в отсутствие представителя налогового органа, и вынести законное и обоснованное постановление.
Письменные отзывы на апелляционную жалобу приобщены к материалам дела.
21.12.2017 от ПАО "МРСК Сибири" поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя заявителя.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатами направленной копии судебного акта (часть 1 статьи 123 АПК РФ)), в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на интернет-сайте суда, явку своих представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили.
В порядке части 1 статьи 266, частей 2, 3 статьи 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся представителей лиц, участвующих в деле.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке, установленном статьями 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ГУ-КРОФСС РФ на основании решения N 34 от 10.02.2017 проведена выездная плановая проверка в отношении ПАО "МРСК Сибири" по месту нахождения филиала "Кузбассэнерго-РЭС" по вопросам правильности произведенных расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за период с 01.01.2014 по 31.12.2016.
По результатам проверки составлены: акт от 29.03.2017 N 18000034, решение от 28.04.2017 N18000034 "О непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".
Данным решением не приняты к зачету расходы на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, произведенные филиалом ПАО "МРСК Сибири" - "Кузбассэнерго-РЭС" с нарушением законодательства РФ об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденные документами, произведенные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением в размере 183 286,8 руб.
Также филиалу ПАО "МРСК Сибири" - "Кузбассэнерго-РЭС" предложено произвести корректировку суммы расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством путем отражения сумм, не принятых к зачету расходов в размере 183 286,8 руб. в бухгалтерском учете и отчетности за период с 01.01.2014 по 31.12.2016 и доплатить страховые взносы в сумме не принятых к зачету расходов в счет уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай, временной нетрудоспособности и в связи в размере 183 286,8 руб.
Не согласившись с решением филиала N 18 ГУ-КРОФСС РФ 28.04.2017 N 18000034, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции принял по существу правильное решение, при этом выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм действующего законодательства.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из следующего.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ и пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительным ненормативных правовых актов и незаконных решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Исходя из части 5 статьи 200 АПК РФ, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При этом лицо, обратившееся в арбитражный суд, на основании части 1 статьи 65 АПК РФ обязано доказать факт нарушения его прав и законных интересов оспариваемыми актами, действиями (бездействием).
Согласно статье 6 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Федеральный закон N 165-ФЗ) субъектами обязательного социального страхования являются страхователи (работодатели) и граждане Российской Федерации, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или иные категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного страхования.
В соответствии с продпунктом 5 пункта 2 статьи 8 Федерального закона N 165-ФЗ одним из видов страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию является пособие по временной нетрудоспособности.
Согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона N 165-ФЗ отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного страхования с момента заключения с работником трудового договора.
В силу пункта 1 статьи 22 Федерального закона N 165-ФЗ основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.
Пунктом 6 статьи 12 Федерального закона N 165-ФЗ установлена обязанность страхователя выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Статьей 183 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) установлено, что при временной нетрудоспособности работодатель выплачивает работнику пособие по временной нетрудоспособности в соответствии с федеральным законом.
Правоотношения в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством регулируются Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Федеральный закон N 255-ФЗ).
Указанный Закон определяет круг лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, и виды предоставляемого им обязательного страхового обеспечения, устанавливает права и обязанности субъектов обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также определяет условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 5 Федерального закона N 255-ФЗ обеспечение застрахованных лиц пособием по временной нетрудоспособности осуществляется в случаях утраты трудоспособности вследствие заболевания или травмы.
В соответствии с частью 2 статьи 5 Федерального закона N 255-ФЗ пособие по временной нетрудоспособности выплачивается застрахованным лицам при наступлении случаев, указанных в части 1 настоящей статьи, в период работы по трудовому договору, осуществления служебной или иной деятельности, в течение которого они подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также в случаях, когда заболевание или травма наступили в течение 30 календарных дней со дня прекращения указанной работы или деятельности либо в период со дня заключения трудового договора до дня его аннулирования.
Условия и продолжительность выплаты пособия по временной нетрудоспособности установлены статьей 6 Федерального закона N 255-ФЗ - пособие по временной нетрудоспособности при утрате трудоспособности вследствие заболевания или травмы выплачивается застрахованному лицу за весь период временной нетрудоспособности до дня восстановления трудоспособности (установления инвалидности), за исключением случаев, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи.
В части 1 статьи 13 Федерального закона N 255-ФЗ предусмотрено, что назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности осуществляются страхователем по месту работы (службы, иной деятельности) застрахованного лица (за исключением случаев, указанных в частях 3 и 4 этой статьи).
Документом, удостоверяющим временную нетрудоспособность граждан и подтверждающим их временное освобождение от работы, является листок нетрудоспособности (часть 5 статьи 13 Федерального закона N 255-ФЗ).
Согласно пункту 3 части 1 статьи 11 Федерального закона 165-ФЗ страховщик вправе не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации. Полномочия Фонда для необходимых проверок обоснованности расходования средств обязательного социального страхования предусмотрены пунктами 1, 2 статьи 11 названного Закона.
Право страховщика не принимать к зачету расходы, если работодатели произвели выплаты по листкам нетрудоспособности, не соответствующим установленным требованиям, также предусмотрено пунктом 18 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101.
С учетом изложенных норм права и правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 19.07.2011 N 282/11, условиями, необходимыми для возмещения страхователю расходов по обязательному социальному страхованию, являются наличие между страхователем и застрахованным лицом трудовых отношений; подтверждение наступления страхового случая листком нетрудоспособности; документальное подтверждение выплаты пособия застрахованному лицу.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4.2 Федерального закона N 255-ФЗ страховщик имеет право:
1) проводить проверки правильности начисления и уплаты страховых взносов страхователями в Фонд социального страхования Российской Федерации, а также выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам, требовать и получать от страхователей необходимые документы и объяснения по вопросам, возникающим в ходе проверок;
2) запрашивать у страхователей документы, связанные с начислением и уплатой страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации, расходами на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, в том числе при выделении страхователю средств на указанные расходы сверх начисленных страховых взносов;
3) получать от органов Федерального казначейства сведения о поступивших в Фонд социального страхования Российской Федерации суммах страховых взносов, пеней, штрафов;
4) не принимать к зачету в счет уплаты страховых взносов расходы на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, произведенные страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденные документами, произведенные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов;
5) осуществлять в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проверку соблюдения порядка выдачи, продления и оформления листков нетрудоспособности;
6) предъявлять иски к медицинским организациям о возмещении суммы расходов на страховое обеспечение по необоснованно выданным или неправильно оформленным листкам нетрудоспособности;
7) представлять интересы застрахованных лиц перед страхователями;
7.1) в случаях, указанных в части 4 статьи 13 настоящего Федерального закона, запрашивать документы (сведения), необходимые для оказания бесплатной помощи застрахованному лицу в виде составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера, а также в виде представления интересов застрахованного лица в судах, назначения и выплаты пособий, и документы (сведения), подтверждающие наличие оснований, предусмотренных частью 4 статьи 13 настоящего Федерального закона, у страхователя или застрахованного лица, если необходимые документы (сведения) не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций или если необходимые документы (сведения) включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов. Иные необходимые документы (сведения) запрашиваются страховщиком в государственных органах, органах государственных внебюджетных фондов, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях. В случаях, предусмотренных частью 4 статьи 13 настоящего Федерального закона, страхователь или застрахованное лицо вправе представить необходимые для назначения и выплаты пособий документы в полном объеме по собственной инициативе;
7.2) запрашивать в кредитных организациях сведения об остатках денежных средств на счетах страхователя и о недостаточности денежных средств на счетах страхователя для удовлетворения всех предъявленных к счетам требований, если указанные сведения не были представлены страхователем в территориальный орган страховщика, при принятии решения о назначении и выплате пособий территориальным органом страховщика в соответствии с частью 4 статьи 13 настоящего Федерального закона в случае невозможности их выплаты страхователем в связи с недостаточностью денежных средств на его счетах в кредитных организациях для удовлетворения всех предъявленных к счетам требований;
8) осуществлять иные полномочия, установленные законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Статьей 4.7 Федерального закона N 255-ФЗ установлено, что территориальный орган страховщика по месту регистрации страхователя проводит камеральные и выездные проверки правильности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения.
В случае выявления расходов на выплату страхового обеспечения, произведенных страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденных документами, произведенных на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов, территориальный орган страховщика, проводивший проверку, выносит решение о непринятии таких расходов к зачету в счет уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации.
Порядок оформления листков нетрудоспособности предусмотрен Приказом Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 N 624н "Об утверждении Порядка выдачи листков нетрудоспособности" (далее - Порядок N 624н).
Основанием для принятия оспариваемого решения послужил вывод ГУ КРОФСС о том, что в нарушение пунктов 56 и 58 Порядка выдачи листков нетрудоспособности необоснованно рассчитаны и выплачены пособия за счет средств ФСС РФ:
1) Дочевскому С.А. в общей сумме 83 480,33 руб., в том числе:
- по листку нетрудоспособности N 14024410064 за период с 01.11.2014 по 12.12.2014 в сумме 57 478,26 руб.;
- по листку нетрудоспособности N 140245062172 (продолжение) за период с 13.12.2014 по 31.12.2014 в сумме 26 002,07 руб.
В указанных листках нетрудоспособности неверно указан код причины временной нетрудоспособности при травме (01). В предыдущем листке нетрудоспособности N 140404333533 за период с 27.09.2014 по 31.10.2014 (приложение N 13) код временной нетрудоспособности изменен с (01) на (02), дата изменения причины нетрудоспособности указана 27.09.2014, следовательно, в последующих листках нетрудоспособности должен указываться код причины временной нетрудоспособности (02).
2) Губаревой А.В. в сумме 4 283,55 руб. по листку нетрудоспособности N 230711496917 за период с 26.11.2016 по 30.11.2016 (приложение N 13).
При продолжающейся нетрудоспособности в указанном выше листке сделана отметка "V" в строке "Первичный ()", хотя оформленный листок нетрудоспособности является продолжением ранее выданного листка N 230721367635 за период с 22.11.2016 по 25.11.2016.
При заполнении раздела "заполняется врачом медицинской организации" листка нетрудоспособности, в строке "Первичный ()" делается соответствующая отметка "V" в случае, если листок нетрудоспособности является первичным. В случае же, если оформляемый листок нетрудоспособности является продолжением ранее выданного листка в строке "продолжение листка " указывается номер предыдущего листка нетрудоспособности.
Между тем, по результатам проведенной проверки Фондом социального страхования не было установлено, что ошибки, допущенные лечебными заведениями при оформлении листков нетрудоспособности Дочевского С.А. и Губаревой А.В., вызваны неправомерными действиями страхователя. При этом факт наступления страхового случая указанных лиц в виде временной нетрудоспособности, удостоверенный спорными листками нетрудоспособности, не подвергаются сомнению заинтересованным лицом.
Доказательств выдачи ЛПУ указанным лицам листков нетрудоспособности отсутствие медицинских показаний в оспариваемом решении фонда не имеется. Также фондом не доказано, что выявленный им недостаток в оформлении больничного листка влияет на данные, имеющие существенное значение для принятия к зачету расходов по обязательному социальному страхованию.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 N 10605/12, от 26.11.2013 N 9383/13 не все нарушения порядка выдачи листков нетрудоспособности должны приводить к отказу в возмещении (зачете) произведенных расходов на цели социального страхования, а только те, которые не позволяют установить наступление страхового случая. Если Фонд социального страхования Российской Федерации признает, что трудовые отношения с застрахованным лицом есть, страховой случай наступил и есть листок нетрудоспособности, подтверждающий его наступление, а претензии связаны исключительно с неточностями в порядке заполнения медучреждением листка нетрудоспособности, то отказ в зачете расходов на выплату пособия по временной нетрудоспособности по таким листкам неправомерен.
Из системного толкования пунктов 60, 61 Методических указаний о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и принятия мер по их результатам, утвержденных Постановлением ФСС РФ от 07.04.2008 N 81, следует, что орган Фонда социального страхования Российской Федерации принимает решение о непринятии к зачету расходов на основании акта проверки в отношении тех нарушений, которые могут поставить под сомнение наступление (продолжительность) страхового случая, по остальным - принимает меры к лечебному учреждению.
Как указывалось ранее, согласно пункту 6 части 1 статьи 4.2 Федерального закона N 255-ФЗ страховщик вправе предъявлять иски к медицинским организациям о возмещении суммы расходов на страховое обеспечение по необоснованно выданным или неправильно оформленным листкам нетрудоспособности.
Таким образом, законодатель предусмотрел, что негативные последствия несоблюдения медицинскими учреждениями требований законодательства о порядке выдачи листков нетрудоспособности возлагаются непосредственно на эти учреждения, а не на страхователя, который в отличие от страховщика правом контроля правильности оформления и соблюдения порядка выдачи листков нетрудоспособности медицинскими организациями не наделен (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 N 10605/12).
Следовательно, сам по себе факт оформления листка нетрудоспособности с нарушением Порядка N 624н, при наличии условий для получения гражданами пособий по временной нетрудоспособности, не является основанием для отказа в принятии к зачету этих расходов.
Кроме того, суд апелляционной инстанции отмечает, что пункт 18 Постановления Правительства РФ от 12.2.1994 N 101 "О фонде социального страхования Российской Федерации", так же как и статья 11 Федерального закона N 165-ФЗ не определяют, какие именно нарушения в оформлении листка нетрудоспособности должны в обязательном порядке повлечь отказ в возмещении расходов.
Выявленные недостатки в оформлении листков нетрудоспособности не влияют на данные, имеющие существенное значение для принятия к зачету расходов по обязательному социальному страхованию, поскольку согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона N 165-ФЗ отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного страхования с момента заключения с работником трудового договора; у застрахованных лиц - с момента заключения трудового договора с работодателем. Следовательно, указанные нарушения являются ошибками медицинских учреждений, и за их совершение не может быть возложена ответственность на страхователя.
Ошибки в больничных, допущенные медучреждением, сами по себе, без доказанности недобросовестных действий со стороны страхователя или его работника, не являются основанием для непринятия к зачету расходов.
В Определении ВС РФ от 05.12.2014 N 310-КГ14-4789 по делу N А62-5852/2013 указано, что нельзя признать правомерным возложение на работодателя, не обладающего специальными познаниями в оформлении больничных, ответственности за ошибки, допущенные медучреждением. К тому же страхователи в рамках имеющихся полномочий не вправе контролировать деятельность лечебных учреждений.
Работодатель обязан оплатить листок нетрудоспособности, если страховой случай действительно наступил. Технические ошибки в листке нетрудоспособности не являются для Фонда социального страхования поводом не принимать к зачету расходы, произведенные на выплату пособия по временной нетрудоспособности.
В обязанности страхователя входит лишь контроль правильности начисления и расходования средств социального страхования.
Следовательно, сам по себе факт выдачи спорных листков нетрудоспособности медицинским учреждением, при наличии иных условий для получения гражданином пособий по временной нетрудоспособности, не является основанием для непринятия к зачету этих расходов.
На основании изложенного, вывод суда о правомерности не начислении страхователем страховых взносов на сумму пособия по временной нетрудоспособности по вышеуказанным листкам нетрудоспособности, выданных за проверяемый период, является правомерным.
При таких обстоятельствах, непринятие к зачету расходов Общества на выплату страхового обеспечения Дочевскому С.А. и Губаревой А.В. по листкам нетрудоспособности в размере 87 763,88 руб. является неправомерным.
Кроме того, суд первой инстанции также пришел к выводу о том, что оспариваемое решение Фонда социального страхования вынесено в отношении ненадлежащего субъекта.
Пунктом 1 статьи 1.1. Федерального закона N 255-ФЗ предусмотрено, что законодательство РФ об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством основывается на Конституции РФ и состоит из названного Федерального закона, Федерального закона N 165-ФЗ, иных федеральных законов.
К числу иных федеральных законов относится и Федеральный закон N 212-ФЗ, утративший силу с 01.01.2017 в связи с принятием Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных законодательных актов" (далее - Федеральный закон N 250-ФЗ).
При этом статьей 20 Федерального закона N 250-ФЗ установлено, что контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона N 212-ФЗ Фонд социального страхования РФ и его территориальные органы осуществляют контроль за правильностью выплаты обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с Федеральным законом N 255-ФЗ.
Согласно пункту 1 статьи 4.7 Федерального закона N 255-ФЗ территориальный орган страховщика по месту регистрации страхователя проводит камеральные и выездные проверки правильности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения.
В случае выявления расходов на выплату страхового обеспечения, произведенных страхователем с нарушением законодательства РФ об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденных документами, произведенных на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов, территориальный орган страховщика, проводивший проверку, выносит решение о непринятии таких расходов к зачету в счет уплаты страховых взносов в ФСС РФ. Решение о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения вместе с требованием об их возмещении направляется страхователю в течение трех дней со дня вынесения решения (пункты 4 и 5 статьи 4.7 Федерального закона N 255-ФЗ).
Из содержания статьи 35 Федерального закона N 212-ФЗ и статьи 4.7 Федерального закона N 255-ФЗ следует, что территориальный орган ФСС РФ в отношении обособленных подразделений организации имеет право проводить самостоятельные документальные выездные проверки.
Страхователи определяются в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Из системного анализа норм, содержащихся в подпункте "а" пункта 1 части 1 ст. 5, статьи 2 Федерального закона N 212-ФЗ, пункта статьи 6 Федерального закона N 165-ФЗ, статьи 2.1 Федерального закона N 255-ФЗ следует, что страхователями являются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ.
Пунктами 2 и 3 статьи 55 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства. Филиал не является юридическими лицами, наделяется имуществом создавшим его юридическим лицом и действует на основании утвержденного им положения.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" филиал и представительство осуществляют деятельность от имени создавшего их общества. Ответственность за деятельность филиала и представительства несет создавшее их общество.
Из пункта 9 совместного Постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 11.06.1999 N 41/9 следует, что с 01.01.1999 филиалы и представительства российских юридических лиц не рассматриваются в качестве участников налоговых правоотношений и не имеют статуса налогоплательщиков, налоговых агентов и иных обязанных лиц. Ответственность за неисполнение всех обязанностей по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов несет юридическое лицо, в состав которого входит соответствующий филиал (представительство).
Подпунктом 2 пункта 1 статьи 2.3 Федерального закона N 255-ФЗ определено, что юридические лица обязаны поставить на учет в территориальном органе ФСС РФ те обособленные подразделения, которые имеют отдельные баланс, расчетный счет и начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц
Порядок регистрации и снятия с регистрационного учета в территориальных органах ФСС РФ страхователей - юридических лиц по месту нахождения обособленных подразделений и физических лиц утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 07.12.2009 N 959н (утратил силу в связи с изданием Приказа Минтруда России от 29.04.2016 N 202н).
Согласно подпункту 1 пункта 2 и пункту 18 названного Порядка, обязательной регистрации в качестве страхователей подлежат юридические лица по месту нахождения их обособленных подразделений, имеющих отдельный баланс, расчетный счет и начисляющих выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц. Такие страхователи регистрируются по месту нахождения обособленных подразделений под регистрационным номером, присвоенным в установленном порядке территориальным органом Фонда социального страхования РФ при регистрации юридического лица по месту его нахождения, дополненным кодом обособленного подразделения.
Из пункта 2.8 Устава заявителя (стр. 3) и приложения N 1 к нему (стр. 40) следует, что расположенное по адресу: 650099, г. Кемерово, ул. Н. Островского, д. 11 обособленное подразделение "Кузбассэнерго-РЭС" является филиалом ПАО "МРСК Сибири".
ПАО "МРСК Сибири" зарегистрировано 06.07.2005 в качестве страхователя по месту нахождения в Филиале N 1 (Левобережный) ГУ - Красноярское региональное отделение ФСС РФ под регистрационным N 2401106200.
10.04.2008 ПАО "МРСК Сибири" зарегистрировано в качестве страхователя в ГУ - Кузбасское региональное отделение ФСС РФ (филиал N 18) по месту нахождения своего обособленного подразделения - филиала "Кузбассэнерго-РЭС" под кодом обособленного подразделения 4218010867.
Таким образом, учитывая содержание статьи 6 Федерального закона N 165-ФЗ и подпункта 1 пункта 1 статьи 2.1 Федерального закона N 255-ФЗ в качестве страхователя по месту нахождения филиала "Кузбассэнерго-РЭС", зарегистрировано именно ПАО "МРСК Сибири".
Из содержания решения о проведении выездной проверки страхователя по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством N 34 от 10.02.2017 усматривается, что проверка назначена в отношении страхователя ПАО "МРСК Сибири" по месту нахождения филиала "Кузбассэнерго-РЭС" за период с 01.01.2014 по 31.12.2016 (приложение N 7).
Филиал ПАО "МРСК Сибири" - "Кузбассэнерго-РЭС" не состоит на учете в Филиале N 18 ГУ - Кузбасское региональное отделение ФСС РФ в качестве страхователя, в связи с чем, не рассматривается в качестве самостоятельного субъекта правоотношений по исчислению и уплате страховых взносов и не может нести как расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, так и ответственности за их необоснованное превышение.
При таких обстоятельствах, ответственность за совершение правонарушений в сфере отношений, регулируемых законодательством об обязательном социальном страховании, несет сам страхователь (организация), в состав которой входит обособленное подразделение (филиал).
При этом, как верно отмечено судом первой инстанции то обстоятельство, что филиал вправе от имени страхователя осуществлять уплату страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, производить расходы на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, представлять интересы Общества в отношениях с государственными внебюджетными фондами, не освобождает территориальные подразделения Фонда социального страхования РФ от обязанности действовать в соответствии с законом, реализуя свои полномочия и контрольные задачи исключительно только в отношении уполномоченных законом лиц, являющихся страхователями.
Президиум ВАС РФ в Постановлении от 25.03.2008 N 13991/07 по делу N А55-18912/2006-37 определил правовую позицию, в соответствии с которой из положений статей 3 и 19 Федерального закона N 125-ФЗ следует, что решение страховщика о привлечении к ответственности за совершение правонарушений в сфере отношений по обязательному социальному страхованию и о направлении требования об уплате недоимки по страховым взносам и соответствующих пеней может быть принято только в отношении страхователя - юридического лица.
Несмотря на то что, решение о привлечении к ответственности и решение о непринятии к зачету расходов являются разными по своей правовой природе, относительно процедуры принятия названных решений Федеральные законы N 212-ФЗ, N 165-ФЗ и N 255-ФЗ в части определения виновного лица, различий не содержат.
Согласно положению пункта 4 статьи 200 АПК РФ о незаконности решения фонда может свидетельствовать существенное несоблюдение им установленного порядка проведения проверки и вынесения решения.
Учитывая, что решение N 18000034 от 28.04.2017 вынесено в отношении филиала ПАО "МРСК Сибири" - "Кузбассэнерго-РЭС", который не является ни юридическим лицом, ни страхователем, представляет отчетность и уплачивает страховые взносы исключительно от имени самого Общества, допущенные заинтересованным лицом при принятии такого решения нарушения свидетельствуют о существенном нарушении прав заявителя.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, удовлетворив требование Общества, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
При этом, отсутствие в решении суда первой инстанции выводов относительно неправомерности непринятия к зачету расходов на цели обязательного социального страхования на сумму 95 522,92 руб., с учетом установленных по настоящему делу обстоятельств, а именно вынесение Фондом социального страхования решения о непринятии к зачету расходов в отношении ПАО "МРСК Сибири" - "Кузбассэнерго-РЭС", который не является ни юридическим лицом, ни страхователем, представляет отчетность и уплачивает страховые взносы исключительно от имени самого Общества, к принятию неправильного решения не привело, в связи с чем не может являться основанием для его отмены (часть 3 статьи 270 АПК РФ).
Суд апелляционной инстанции считает, что в данном случае подателем жалобы не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Учитывая изложенное, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Поскольку ГУ-КРОФСС РФ освобождено от уплаты государственной пошлины на основании пункта 1 статьи 333.37 НК РФ, вопрос о распределении расходов по государственной пошлине судом апелляционной инстанции не рассматривается.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 17 октября 2017 г. по делу N А27-16808/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Ю. Сбитнев |
Судьи |
Л.А. Колупаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-16808/2017
Истец: ПАО "МРСК Сибири"
Ответчик: Государственное учреждение-Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации филиал N18
Третье лицо: Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Кемерово, Инспекция Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Красноярска