город Ростов-на-Дону |
|
10 января 2018 г. |
дело N А32-34572/2017 |
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Сурмаляна Г.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Краснодарскому краю на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.11.2017 по делу N А32-34572/2017 по заявлению открытого акционерного общества "Туапсинский морской торговый порт", заинтересованное лицо: Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы N 6 по Краснодарскому краю,
принятое в составе судьи Лесных А.В.,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Туапсинский морской торговый порт" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Краснодарскому краю (далее - инспекция, заинтересованное лицо) N 11 от 02.08.2017.
В соответствии со статьей 226 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом первой инстанции без вызова сторон в порядке упрощенного производства.
23.10.2017 судом первой инстанции вынесено решение в виде резолютивной части. Данным решением заявленные требования общества удовлетворены. 14.11.2017 судом первой инстанции изготовлено мотивированное решение по делу. Решение мотивировано отсутствием в действиях общества состава правонарушения.
Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы N 6 по Краснодарскому краю обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просила решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что заявление о переоформлении паспорта сделки, документы и информация, необходимые для переоформления паспорта сделки должны были быть представлены заявителем в уполномоченный банк в срок не позднее 30 рабочих дней после даты внесения соответствующих изменений в ЕГРЮЛ, то есть, до 24.08.2016. Фактически общество представило в уполномоченный банк лист записи ЕГРЮЛ от 13.07.2016 за государственным регистрационным номером 2162365082240 - 23.09.2016, то есть, с нарушением срока, установленного пунктами 8.4 и 8.5 Инструкции N 138-И.
В отзыве на апелляционную жалобу открытое акционерное общество "Туапсинский морской торговый порт" просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В силу статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично по имеющимся в деле доказательствам.
В пункте 47 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений гражданского процессуального кодекса российской федерации и арбитражного процессуального кодекса российской федерации об упрощенном производстве" разъяснено, что апелляционные жалобы, представления на судебные акты по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются судом апелляционной инстанции по правилам рассмотрения дела судом первой инстанции в упрощенном производстве с особенностями, предусмотренными статьей 335.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В частности, такая апелляционная жалоба, представление рассматривается судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи. В то же время правила частей первой и второй статьи 232.4 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, абзаца первого части 1, части 2 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не применяются.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ОАО "Туапсинский морской торговый порт" (до внесения изменений в ЕГРЮЛ) (Россия, экспедитор) заключен договор N 07-18/0661 от 09.12.2015 года с Компанией "DORMEX SHIPPING LIMITED)) (Новая Зеландия, клиент). Согласно данному договору экспедитор в соответствии с Законом о морских портах в Российской Федерации, Сводом обычаев морского торгового порта Туапсе и действующими нормативными правовыми актами принимает на себя обязанность в 2016 г. за счет клиента выполнить транспортно-экспедиционные услуги в отношении импортного (транзитного) сахара-сырца насыпью, являющегося объектом международной перевозки и выгружаемого из" судов грузоподъемностью около 30 000 тонн по договору перевалки N 07-18/0660 от 09.12.2015 г., в объеме 80 000 тонн, с равномерным завозом-вывозом по месяцам.
Клиент оплачивает услуги экспедитора в согласованном названным договором порядке. Согласно раздела N 4 договора плата за транспортно-экспедиционные услуги экспедитора производится клиентом по утвержденной экспедитором ставке в размере 0,60 долларов США за каждую тонну груза, (указанная плата облагается НДС в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации).
Договор распространяет свое действие на отношения сторон с 01 января 2016 г. и действует по 31 декабря 2016 г., если он не будет прекращен досрочно в соответствии с условиями договора.
Валюта договора - доллары США.
23.12.2015 ОАО "Туапсинский морской торговый порт" (до внесения изменений в ЕГРЮЛ) в уполномоченном банке - Филиал "Южный" АО "Райффайзенбанк" оформлен паспорт сделки N 15120007/3292/0007/3/1.
28.12.2016 внесено дополнение N 1 от 28.12.2016 к договору N07-18/0661 от 09.12.2015.
13.07.2016 АО "Туапсинский морской торговый порт" внесена запись о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица за государственным регистрационным номером (ГРН) 2162365082240.
Паспорт сделки переоформлен АО "ТМТП" в уполномоченном банке 23.09.2016.
Вышеуказанные обстоятельства заявителем не опровергаются.
На основании абзаца 3 пункта 84 Инструкции N 138-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением" в срок не позднее 24.08.2016 обществу необходимо было предоставить заявление об изменении сведений.
Уведомление от 24.05.2017 N 3 о вызове общества 06.07.2017 на составление протокола об административном правонарушении 26.05.2017 вручено заместителю главного бухгалтера АО "Туапсинский морской торговый порт" Бобриковой М.В., действующей на основании доверенности от 25.12.2014, что подтверждается ее подписью в уведомлении и самим обществом не оспарвиается.
05.07.2017 в адрес инспекции поступили от общества объяснения от 05.07.2017 N 27/ОПР-177 в порядке пункта 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подписанные представителем АО "Туапсинский морской торговый порт" Елисаветским И.А. по доверенности от 16.03.2017.
06.07.2017 в присутствии представителя АО "Туапсинский морской торговый порт" Синицына С.А. по доверенности от 25.12.2014, главным государственным налоговым инспектором камеральных налоговых проверок Кочиной Е.В. составлен протокол об административном правонарушении N 11.
В этот же день, определением назначены время и место рассмотрения дела об административном правонарушении N 11 на 21.07.2017, полученное представителем АО "Туапсинский морской торговый порт" Синицыным С.А.
Определением от 21.07.2017 рассмотрение дела N 11 было отложено на 02.08.2017 в связи с неявкой должностного лица (его представителя) общества, явка, которого была признана административным органом обязательной, полученное представителем АО "Туапсинский морской торговый порт" Синицыным С.А. 27.07.2017, о чем свидетельствует его подпись.
02.08.2017 в отсутствие представителя общества начальником административного органа Семеняк Е.Ю. принято постановление N 11 о назначении обществу административного наказания в виде штрафа в размере 40 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которое вручено представителю АО "Туапсинский морской торговый порт" Синицыну С.А. 03.08.2017 по доверенности, что подтверждается его подписью.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с соответствующим заявлением.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение установленных порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям, порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов, нарушение установленного порядка представления подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, нарушение установленных правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или паспортов сделок, неуведомление в установленный срок финансовым агентом (фактором) - резидентом, которому уступлено денежное требование (в том числе в результате последующей уступки), резидента, являющегося в соответствии с условиями внешнеторгового договора (контракта) с нерезидентом лицом, передающим этому нерезиденту товары, выполняющим для него работы, оказывающим ему услуги либо передающим ему информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, об исполнении (неисполнении) нерезидентом обязательств, предусмотренных указанным внешнеторговым договором (контрактом), или о последующей уступке денежного требования по указанному внешнеторговому договору (контракту) с приложением соответствующих документов влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выступают публичные правоотношения по обеспечению реализации единой государственной валютной политики, устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации.
Объективную сторону образуют противоправные деяния (действие или бездействие) лиц (субъектов), осуществляемые в нарушение норм права, установленных валютным законодательством Российской Федерации и актами органов валютного регулирования.
В соответствии с частью 1 статьи 20 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ), Центральный банк Российской Федерации в целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям может устанавливать единые правила оформления резидентами в уполномоченных банках паспорта сделки при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами.
Порядок оформления (переоформления) резидентами в уполномоченных банках паспортов сделок при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами установлен Инструкцией N 138-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением" (далее - Инструкция N 138-И).
Согласно пункту 8.1 Инструкции N 138-И при внесении изменений и (или) дополнений в контракт, которые затрагивают сведения, содержащиеся в оформленном паспорте сделки, либо изменения иной информации, указанной в оформленном паспорте сделки (за исключением изменения информации о банке паспорта сделки), резидент направляет в банк паспорта сделки заявление о переоформлении паспорта сделки.
На основании пункта 8.2 главы 8 Инструкции N 138-И в заявлении резидента о переоформлении паспорта сделки должны быть указаны сведения о резиденте - полное или сокращенное фирменное наименование юридического лица (его филиала) для коммерческих организаций.
Пунктом 8.4 главы 8 Инструкции N 138-И предусмотрено, что при изменении сведений о резиденте, указанных в ранее оформленном паспорте сделки, заявление о переоформлении паспорта сделки, документы и информация, которые необходимы для переоформления паспорта сделки, представляются резидентом в срок не позднее 30 рабочих дней после даты внесения соответствующих изменений в Единый государственный реестр юридических лиц.
Обществом наименование было приведено в соответствие с требованиями главы 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и 26.02.2015 осуществлена государственная регистрация этих изменений. Переоформление паспорта сделки осуществлено 23.09.2016.
Согласно статье 25 Закона N 173-ФЗ резиденты, нарушившие положения актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании указанных обстоятельств административный орган пришел к выводу, о наличии в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения так заявление о переоформлении паспорта сделки было представлено с нарушением установленного срока.
В силу пункта 7 статьи 3 Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ учредительные документы, а также наименования юридических лиц, созданных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат приведению в соответствие с нормами главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) при первом изменении учредительных документов таких юридических лиц. Изменение наименования юридического лица в связи с приведением его в соответствие с нормами главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) не требует внесения изменений в правоустанавливающие и иные документы, содержащие его прежнее наименование. Учредительные документы таких юридических лиц до приведения их в соответствие с нормами главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции названного Федерального закона) действуют в части, не противоречащей указанным нормам.
Соответственно, в рассматриваемой ситуации, изменение наименования общества с открытого акционерного общества "Туапсинский морской торговый порт" на акционерное общество "Туапсинский морской торговый порт" в связи с приведением его в соответствие с нормами главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации не требует внесения изменений в правоустанавливающие и иные документы, содержащие его прежнее наименование, в том числе в паспорт сделки.
Отсутствие у общества обязанности по переоформлению паспорта сделки в связи с изменением наименования в определенный срок свидетельствует об отсутствии события административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и, соответственно, о незаконности постановления от 02.08.2017 N 11 о привлечении общества к административной ответственности.
Указанная правовая позиция изложена в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2017 года N 305-АД17-11035 по делу N А40-199029/2016 и от 19.05.2017 N 307-АД16-14255 по делу N А56-6950/2016.
Суд апелляционной инстанции, исследовав материалы дела об административном правонарушении на предмет соответствия процедуры привлечения общества к административной ответственности, пришел к выводу о том, что административным органом порядок привлечения не нарушен.
Поскольку дело рассмотрено в порядке упрощенного производства, все сторонами в материалы дела документы опубликованы судом на информационном ресурсе "Картотека арбитражных дел" (http://kad.arbitr.ru/) в ячейке "электронное дело" в сети Интернет, сторонам предоставлены соответствующие коды для доступа к указанной информации. Копии материалов дела об административном правонарушении административным органом также предоставлены в суд первой инстанции, что также размещено судом на вышеуказанном информационном ресурсе в сети Интернет. Соответственно приобщение к материалам настоящего дела этих документов в бумажном виде для удобства судом апелляционной инстанции допустимо, поскольку они не являются дополнительными доказательствами по делу.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.11.2017 по делу N А32-34572/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Краснодарского края в течение двух месяцев со дня его принятия в соответствии с абзацем вторым части 4 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при наличии оснований, предусмотренных частью 4 статьи 288 названного Кодекса.
Судья |
Г.А. Сурмалян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-34572/2017
Истец: ОАО "Туапсинский морской торговый порт"
Ответчик: Межрайонная ИФНС N6 по Краснодарскому краю