г. Чита |
|
10 января 2018 г. |
Дело N А58-5294/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 декабря 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 января 2018 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Никифорюк Е.О., Сидоренко В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Козинцевой М.А.,
при участии в судебном заседании представителя закрытого акционерного общества "Горно-обогатительный комплекс "Депутатский" Карзовой А.А. (доверенность от 01.03.2017),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Горно-обогатительный комплекс "Депутатский" на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 20 октября 2017 года по делу N А58-5294/2017 (суд первой инстанции - Эверстова Р.И.),
установил:
Закрытое акционерное общество "Горно-обогатительный комплекс "Депутатский" (ОГРН 1077760220230, ИНН 7715666338, далее - заявитель, ЗАО "ГОК "Депутатский") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению по недропользованию по Республике Саха (Якутия) Федерального агентства по недропользованию (ОГРН 1041402052427, ИНН 1435151857, далее - Управление, Якутнедра) о признании незаконными действия, выразившиеся в принятии приказа от 10.02.2017 N 39 о досрочном прекращении лицензии, и недействительным приказа от 10.02.2017 N 39.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне заинтересованного лица привлечено Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Саха (Якутия) (ОГРН 1041402057960, ИНН 1435152480, далее - третье лицо).
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 20 октября 2017 года по делу N А58-5294/2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ЗАО "ГОК "Депутатский" обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт в полном объеме по мотивам, изложенным в жалобе.
Роснедра в отзыве с доводами апелляционной жалобы не согласились.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет 30.11.2017. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Управление по недропользованию по Республике Саха (Якутия), управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Саха (Якутия), явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Руководствуясь частью 2 статьи 200, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыв на жалобу, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, ЗАО "ГОК "Депутатский" являлся владельцем лицензии на пользование недрами ЯКУ 02643 с целью разведки и добычи олова на Депутатском месторождении на территории Усть - Янского района РС (Я).
Право пользования недрами по указанной лицензии заявителю было предоставлено на основании статьи 10.1 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" по итогам конкурса, состоявшегося 20.12.2007, в соответствии с решением конкурсной комиссии и приказом Федерального агентства по недропользованию от 01.02.2008 N 92.
Лицензия ЯКУ 02643 ТЭ зарегистрирована 09.04.2008, срок действия установлен до 01.03.2028.
03.10.2011 было зарегистрировано дополнение N 1 к лицензии. В состав лицензии в качестве ее неотъемлемой части были включены условия пользования недрами с целью разведки и добычи олова на Депутатском месторождении в Республике Саха (Якутия).
Управление приказом от 10.02.2017 N 39 досрочно прекратило право пользования недрами у заявителя по лицензии ЯКУ 02643 ТЭ.
О нарушении прав и законных интересов указанным приказом от 10.02.2017 N 39 заявитель узнал 20.02.2017 из письма Управления от 10.02.2017 N 01-03/21-427.
Полагая, что указанные приказ от 10.02.2017, а также действия по их принятию, нарушают его права и законные интересы, заявитель оспорил их в арбитражном суде.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействий), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействия).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из пропуска заявителем срока на обращение в суд, предусмотренного частью 4 статьи 198 АПК РФ, и необоснованностью заявленного ходатайства восстановлении пропущенного процессуального срока.
В соответствии с частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Из положений статьи 117 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что процессуальный срок подлежит восстановлению по ходатайству лица, участвующего в деле, а основанием для восстановления судом пропущенного процессуального срока могут быть объективные причины пропуска срока, не зависящие от заявителя.
В силу части 1 статьи 115 АПК РФ лица, участвующие в деле, утрачивают право на совершение процессуальных действий с истечением процессуальных сроков, установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом либо арбитражным судом.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Управление письмом от 10.02.2017 N 01-03/21 427 уведомило о вынесении приказа Управления от 10.02.2017 N 39. Данное письмо получено заявителем 20.02.2017.
С заявлением от 17.07.2017 N 1-07-КА об оспаривании действия Управления, выразившегося в принятии приказа от 10.02.2017 N 39 "О досрочном прекращении права пользования недрами по лицензии ЯКУ 02643 ТЭ", и об оспаривании приказа Управления от 10.02.2017 N 39 "О досрочном прекращении права пользования недрами по лицензии ЯКУ 02643 ТЭ" заявитель обратился 18.07.2017.
Вместе с заявлением от 17.07.2017 N 1-07-КА общество обратилось с ходатайством от 17.07.2017 N 2-07-КА о восстановлении срока на обращение в суд, мотивированным тем, что заявитель первоначально направил в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) заявление о признании незаконным ненормативного правового акта и действий государственного органа от 19.05.2017 N 2561 с приложениями, т.е. в установленный срок, что подтверждается квитанцией ФГУП "Почта России" от 19.05.2017 об отправке письма с номером почтового идентификатора10100085579850, а также описью вложения ценного письма от 19.05.2017 с номером почтового идентификатора 1010008557986. Однако указанное ценное письмо в арбитражный суд не поступило.
Признавая заявленное ходатайство необоснованным, суд первой инстанции исходил из того, что довод заявителя о своевременном обращении с заявлением в арбитражный суд достоверно не подтверждается, поскольку представленная заявителем почтовая квитанция от 19.05.2017 и опись вложения в ценное письмо не доказывают факт своевременного направления заявления в арбитражный суд.
Так, согласно отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 10100085579850 письмо, отправленное 14.05.2015 ЗАО ДЭМИС ГРУПП, получено адресатом 19.05.2015 в городе Обнинск.
Согласно отчету об отслеживании отправление, у которого почтовый идентификатор 10100085579860, является неправильным трек-номером.
Заявителем в материалы дела представлена заверенная штампом отделения почтовой связи опись вложения в направленное в адрес арбитражного суда письмо с почтовым идентификатором 1010008557986, тогда как длина идентификатора должна составлять 14 символов, а в представленной описи длина почтового идентификатора 1010008557986 составляет 13 символов.
Суд апелляционной инстанции полагает приведенные выводы суда первой инстанции ошибочными по следующим мотивам.
Как следует из представленного с апелляционной жалобой ответа филиала ФГУП "Почта России" от 08.11.2017, в связи с периодическим сбоем в централизованной системе обработки и продвижения почтовых отправлений часть трек-номеров почтового идентификатора, присваиваемых почтовым отправлениям, не отображается на официальном сайте ФГУП "Почта России" или отображается некорректно. Отправление с почтовым идентификатором 10100085579860, квитанция от 19.05.2017 N 57986, является действительным, подано в отделении почтовой связи 101000, далее отправлено по месту назначения.
При исследовании и оценке квитанции ФГУП "Почта России" от 19.05.2017 N 57986 судом апелляционной инстанции установлено, что трек-номер почтовому идентификатору присвоен не 10100085579850, как ошибочно установлено судом первой инстанции, а 10100085579860.
Из указанной квитанции следует, что почтовое отправление подано в отделении почтовой связи 101000, что полностью соотносится со штампом почтового отделения 101000, проставленным на описи вложения от 19.05.2017 с трек-номером почтового идентификатора 1010008557986.
Отсутствие 1 регистра в трек-номере 1010008557986 на описи вложения не опровергает факта направления почтовой корреспонденции.
Поскольку лицами, участвующими в деле, доказательств, опровергающих указанное, в материалы дела не представлено, как и в суде первой инстанции не заявлялось доводов о том, что такие доказательства (т.1 л.д.114) являются неотносимыми и недопустимыми, у суда первой инстанции не имелось достаточных оснований для вывода о том, что почтовая квитанция от 19.05.2017 и опись вложения в ценное письмо не доказывают факт своевременного направления заявления в арбитражный суд.
При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что заявителем надлежащим образом обоснована уважительность пропуска срока на обращение в суд, что является основанием для удовлетворения ходатайства о восстановлении пропущенного процессуального срока.
По существу рассматриваемого спора суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 11 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Также указанной статьей предусмотрено, что лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Пунктом 2.1 Положения о порядке лицензирования пользования недрами утв. постановлением ВС РФ от 15 июля 1992 г. N 3314-1 установлено, что недра в соответствии с Законом Российской Федерации "О недрах" предоставляются в пользование на основании лицензий.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной целью в течение установленного срока при соблюдении им заранее оговоренных требований и условий.
Согласно ч. 3 ст. 11 Закона РФ "О недрах" право пользования участком недр удостоверяется лицензией, в которой определяется право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Согласно ст. 22 указанного закона пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией.
В пунктах 2 и 5 части 2 ст. 20 Закона РФ "О недрах" указаны основания досрочного прекращения права пользования недрами: нарушение пользователем недр существенных условий лицензии; не использование недр в течение установленного срока в лицензии в предусмотренных объемах.
Из материалов дела следует, что оспариваемый приказ Якутнедра издан со ссылкой на вышеприведенные пункты 2 и 5 части 2 статьи 20 Закона РФ "О недрах".
Порядок действий при проведении процедуры досрочного прекращения права пользования недрами регламентирован ст. 21 Закона РФ "О недрах".
Одним из оснований к принятию решения по досрочному прекращению права пользования недрами является истечение шести месяцев со дня получения пользователем недр письменного уведомления о допущенных им нарушениях при условии, если в указанный срок пользователь не устранил эти нарушения.
Порядок принятия Федеральным агентством по недропользованию решений о досрочном прекращении права пользования участками недр установлен Административным регламентом Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий, и принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр, утвержденным Приказом Минприроды РФ от 29.09.2009 N 315 (далее - Административный регламент).
Согласно пп. 2 п. 95 Административного регламента основанием для начала осуществления административных процедур в рамках исполнения государственной функции по осуществлению принятия решений о досрочном прекращении права пользования участками недр являются:
1) информация о возникновении непосредственной угрозы жизни или здоровью людей, работающих или проживающих в зоне влияния работ, связанных с пользованием недрами, или чрезвычайной ситуации;
2) представления (предложения) Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) с приложением копии акта соответствующей контрольной проверки и, в случае наличия, - копий сделанных предписаний по устранению выявленных нарушений, а также других материалов, оформленных по результатам проверок;
3) представления иных уполномоченных контрольных и надзорных органов в соответствии с их компетенцией, определяемой законодательством Российской Федерацией;
4) данные, полученные при осуществлении полномочий Роснедр или его территориальных органов, содержащие основания для принятия решений о досрочном прекращении, приостановлении или ограничении права пользования недрами;
5) письменное заявление владельца лицензии о прекращении права пользования недрами по его инициативе;
6) документы, предоставленные в Роснедра или в его территориальный орган о ликвидации предприятия или иного субъекта хозяйственной деятельности, которому участок недр был предоставлен в пользование;
7) решение Правительства Российской Федерации, принятое в соответствии с ч. 5 ст. 2.1 закона РФ "О недрах", о прекращении права пользования участком недр федерального значения для разведки и добычи полезных ископаемых, осуществляемых по совмещенной лицензии.
Согласно п. 99 Административного регламента принятие решений о досрочном прекращении права пользования участками недр включает в себя следующие административные процедуры:
а) регистрацию документов, являющихся основанием для начала осуществления административных процедур (далее - документы);
б) рассмотрение полученных документов, подготовка и направление комплекта документов в Комиссию по досрочному прекращению права пользования недрами;
в) рассмотрение материалов на Комиссии по досрочному прекращению права пользования недрами и принятие рекомендательного решения;
г) принятие Роснедрами или его территориальным органом решения о досрочном прекращении права пользования недрами;
д) реализацию решения о досрочном прекращении права пользования недрами.
Как следует из материалов дела, Управлением Росприроднадзора по PC (Я) в отношении ЗАО "ГОК "Депутатский" была проведена внеплановая документарная проверка, оформленное актом от 16.10.2015 N 17-ПТ.
Указанный акт был направлен Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) 25.04.2016 N ВС-02-02-30/7383 в адрес Федерального агентства по недропользованию (Роснедра) и в соответствии с Административным регламентом Роснедра поручило Якутнедра рассмотреть и принять решение о возможном досрочном прекращении права пользования недрами по лицензии ЯКУ 02643 ТЭ в соответствии со ст.ст. 20,21 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах".
Во исполнение п. 104, п. 105 Административного регламента представленные материалы были рассмотрены в установленном порядке и направлены в Комиссию по досрочному прекращению права пользования недрами (далее - Комиссия).
Согласно пункту 106 Административного регламента, в целях обеспечения объективного, качественного и комплексного анализа документов, связанных с досрочным прекращением, приостановлением или ограничением права пользования недрами, в соответствии с приказом Роснедра образуется постоянно действующий совещательный орган - Комиссия по досрочному прекращению права пользования недрами (далее - Комиссия).
На заседании Комиссии были рассмотрены материалы проверки, поступившие из Управления Росприроднадзора по PC (Я) в отношении ЗАО "ГОК "Депутатский". Согласно протоколу заседания Комиссии от 31,05.2016 N 101 был установлен факт невыполнения заявителем условий пользования недрами, а также принято решение о выдаче обществу письменного уведомления о допущенных нарушениях и возможном досрочном прекращении права пользования недрами по лицензии ЯКУ 02643 ТЭ в случае неустранения указанных нарушений в течение 6 (шесть) месяцев.
Согласно п. 110 Административного регламента срок, устанавливаемый в уведомлении на устранение нарушений, не может быть менее 3 месяцев и превышать 12 месяцев, исчисляемых с даты получения пользователем недр уведомления.
По фактам выявленных нарушений в соответствии со ст. 21 Закона РФ "О недрах" Якутнедра направило в адрес общества уведомление от 15.06.2016 N 01-03/21-1380 (далее - Уведомление) о допущенных нарушениях условий пользования недрами. Срок устранения нарушений в соответствии с Уведомлением составляет 6 месяцев.
В период с 15.02.2016 по 04.03.2016 Управлением Росприроднадзора по PC (Я) была проведена внеплановая документарная проверка в отношении ЗАО "ГОК "Депутатский" с целью проверки выполнения предписаний от 16.10.2015: N N 16-ПТ, 17-ПТ, 18-ПТ, в результате чего составлен акт проверки от 04.03.2016 N 04-ПТ, по результатам которого выданы предписания от 04.03.2016 NN 04-ПТ, 05-ПТ, 06-ПТ. Из анализа рассмотренных документов следовало только намерение выполнения ранее выданных предписаний от 16.10.2015.
Во исполнение п. п. 104, 105 Административного регламента представленные материалы были рассмотрены в установленном порядке и направлены в Комиссию по досрочному прекращению права пользования недрами.
01.02.2017 на заседании Комиссии по рассмотрению вопросов о досрочном прекращении права пользования участками недр были рассмотрены Акты проверок, учтено неустранение нарушений, выявленных ранее, а также невыполнение направленного Якутнедра в адрес недропользователя Уведомления. По результатам заседания был установлен факт невыполнения заявителем условий пользования недрами по лицензии ЯКУ 02643 ТЭ, а также было принято решение рекомендовать Якутнедра прекратить право пользования недрами Обществу по лицензии в соответствии с п. 2 и п. 5 ч. 2 ст. 20 Закона РФ "О недрах", оформленное протоколом заседания Комиссии от 01.02.2017 N 112.
В связи с этим во исполнение п. п. 115, 116 Административного регламента Якутнедра был издан приказ "О досрочном прекращении права пользования недрами".
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции полагает оспариваемый приказ Якутнедра нельзя признать законным и обоснованным по следующим мотивам.
Как следует из протокола Комиссии по рассмотрению вопросов о досрочном прекращении права пользования участками недр от 16.11.2016 N 108 на основании письма Федерального агентства по недропользованию от 28.04.2016 N 04-30/4552 (вх. N 1847 от 13.05.2016) в соответствии с письмо Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднацзор) от 25.04.2016 N ВС-02-02-30/7383 и акт проверки Управления Росприроднадзора по PC (Я) от 04.03.2016 N 04-ПТ, решения настоящей Комиссия (протокол от 31.05.2016 N 101) в связи с нарушением ЗАО "ГОК "Депутатский" условий лицензии ЯКУ 02643 ТЭ на право пользования недрами с целью разведки и добычи олова на Депутатском месторождении, Якутнедра направило ЗАО "ГОК "Депутатский " письменное уведомление от 15 июня 2016 года N01-03/21-1380о допущенных нарушениях по лицензии ЯКУ 02643 ТЭ. Уведомление вручено адресату 23.06.2016, срок исполнения наступает 23.12.2016 г.
Управлением Росприроднадзора по Республике Саха (Якутия) с 25.10.2016 по 09.11.2016 проведена внеплановая документарная проверка в отношении ЗАО "ГОК "Депутатский". В ходе проведения проверки выявлены факты невыполнения предписаний органов государственного контроля. Анализ рассмотренных документов показывает невыполнение предписаний от 16.10.2015 г. N N 16-ПТ, 17-ПТ и 18-ПТ, от 04.03.2016 NN 04-ПТ, 05-ПТ и 06-ПТ:
- ЗАО "ГОК "Депутатский" по лицензии ЯКУ 02643 ТЭ не подготовило, не утвердило проект разведочных работ на лицензионном участке, в установленные предписаниями от 16.10.2015 и 04.03.2016 сроки - 25.01.2016 и 04.10.2016;
- ЗАО "ГОК "Депутатский" по лицензии ЯКУ 02643 ТЭ не разработало, не согласовало в установленном порядке технический проект освоения лицензионного участка на площадях с утвержденными запасами категорий В+С1 в установленные предписаниями от 16.10.2015 и 04.03.2016 сроки -25.01.2016 и 04.10.2016;
- ЗАО "ГОК "Депутатский" по лицензии ЯКУ 02643 ТЭ не ввело в эксплуатацию горнодобывающее предприятие в установленный предписанием от 16.10.2015 г. N 18-ПТ срок -25.01.2016 г.
По итогам последней проверки ЗАО "ГОК "Депутатский" вручены предписания N N 15-ПТ, 16-ПТ и 17-ПТ от 09.11.2016 г. Срок исполнения предписаний установлен - 23.12.2016.
На заседании комиссии 16.11.2016 принято решение: Устранение нарушений по уведомлениям Якутнедра рассмотреть после получения актов проверок Управление Росприроднадзора по Республике Саха (Якутия).
Как следует из протокола заседания Комиссии от 01.02.2017 N 112, на основании письма Федерального агентства по недропользованию от 28.04.2016 N 04-30/4552 (вх. N 1847 от 13.05.2016) в соответствии с письмом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) от 25.04.2016 N ВС-02-02-30/7383 и акта проверки Управления Росприроднадзора по PC (Я) от 04.03.2016 N 04-ПТ, решения настоящей Комиссия (протокол от 31.05.2016 N 101) в связи с нарушением ЗАО "ГОК "Депутатский" условий лицензии ЯКУ 02643 ТЭ на право пользования недрами с целью разведки и добычи олова на Депутатском месторождении, Якутнедра направило ЗАО "ГОК "Депутатский" письменное уведомление от 15 июня 2016 года N 01-03/21-1380 о допущенных нарушениях по лицензии ЯКУ 02643 ТЭ. Уведомление вручено адресату 23.06.2016, срок исполнения наступает 23.12.2016 г.
Управлением Росприроднадзора по Республике Саха (Якутия) с 25.10.2016 по 09.11.2016 проведена внеплановая документарная проверка в отношении ЗАО "ГОК "Депутатский". В ходе проведения проверки выявлены факты невыполнения предписаний органов государственного контроля. Анализ рассмотренных документов показывает невыполнение предписаний от 16.10.2015 г. N N 16-ПТ, 17-ПТ и 18-ПТ, от 04.03.2016 NN 04-ПТ, 05-ПТ и 06-ПТ:
- ЗАО "ГОК "Депутатский" по лицензии ЯКУ 02643 ТЭ не подготовило, не утвердило проект разведочных работ на лицензионном участке, в установленные предписаниями от 16.10.2015 и 04.03.2016 сроки - 25.01.2016 и 04.10.2016;
- ЗАО "ГОК "Депутатский" по лицензии ЯКУ 02643 ТЭ не разработало, не согласовало в установленном порядке технический^ проект освоения лицензионного участка на площадях с утвержденными запасами Категорий В+С1 в установленные предписаниями от 16.10.2015 и 04.03.2016 сроки -25.01.2016 и 04.10.2016;
- ЗАО "ГОК "Депутатский" по лицензии ЯКУ 02643 ТЭ не ввело в эксплуатацию горнодобывающее предприятие в установленный предписанием от 16.10.2015 г. N 18-ПТ срок - 25.01.2016 г.;
По итогам последней проверки ЗАО "ГОК "Депутатский" вручены предписания N N 15-ПТ, 16-ПТ и 17-ПТ от 09.11.2016 г. Срок исполнения предписаний установлен -23.12.2016.
Данная информация Управления Росприроднадзора по Республике Саха (Якутия) рассмотрена на заседании Комиссии Якутнедра от 16.11.2016 протокол N 108.
Комиссией принято решение устранение нарушений по уведомлениям Якутнедра рассмотреть после получения актов проверок Управление Росприроднадзора по Республике Саха (Якутия).
Управление Росприроднадзора по Республике Саха (Якутия) от 29.12.2016 N 09-20/6451 направило информацию по внеплановой документарной проверке ЗАО "ГОК "Депутатский" в период 23.12.2016-27.12.2016 (Акт проверки N 14-ПТ от 27.12.2016). Проверкой установлено следующее. Информация от ЗАО "ГОК "Депутатский", связанная с исполнением уведомления Якутнедра от 15.06.2016 г. N 01-03/21-1380, не представлена. ЗАО "ГОК "Депутатский" не выполнило в полном объеме уведомление Управления по недропользованию по Республике Саха (Якутия) от 15.06.2016 г. N 01-03/21-1380 "О допущенных ЗАО "ГОК "Депутатский" нарушениях условий пользования недрами по лицензии ЯКУ 02643 ТЭ", в установленный срок - 23.12.2016 г.: не подготовило и не утвердило проект разведочных работ на лицензионном участке, в установленный срок - 23.12.2016; не разработало, не согласовало в установленном порядке технический проект освоения лицензионного участка на площадях с утвержденными запасами категорий В+С1 в установленный срок - 23.12.2016; не ввело в эксплуатацию горнодобывающее предприятие в установленный срок-23.12.2016 г.
По результатам заседания комиссии принято единогласно решение: Считать уведомление Якутнедра от 15.06.2016 г. N 01-03/21-1380 по устранению в установленные сроки владельцем лицензии ЗАО "ГОК "Депутатский" допущенных им нарушений условий пользования недрами по лицензии ЯКУ 02643 ТЭ неисполненным. В соответствие с пунктами 2 и 5 части второй статьи 20 и статьей 21 Закона Российской Федерации "О недрах" рекомендовать досрочно прекратить право пользования недрами по лицензии ЯКУ 02643 ТЭ, предоставленной ЗАО "ГОК "Депутатский" с целью разведки и добычи олова на Депутатском месторождении.
Таким образом, из протокола заседания комиссии от 01.02.2017 следует, что предметом рассмотрения также являлась информация по результатам проведенной Управлением Росприроднадзора РС (Я) проведенной 27.12.2016 внеплановой документарной проверке в отношении заявителя, по результатам которой был составлен акт проверки от 27.12.2016 N 14-ПТ.
При этом по результатам указанной проверки заявителю были выданы предписания об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований от 27.12.2016 N N 18-ПТ, 19-ПТ, 20-ПТ, которые в нарушение пунктов 103, 104 и 106 Административного регламента предметом рассмотрения комиссии не являлись. Обратного из протокола от 01.02.2017 не следует.
При этом срок исполнения заявителем указанных предписаний установлен до 01.11.2017.
Как было указано ранее, согласно пункту 106 Административного регламента целью деятельности комиссии является обеспечения объективного, качественного и комплексного анализа документов, связанных с досрочным прекращением права пользования недрами.
Из материалов дела усматривается, что основанием для начала осуществления административных процедур в рамках исполнения государственной функции по осуществлению принятия решения о досрочном прекращении права пользования участками недр являлся подпункт 2 пункта 95 Административного регламента (представления (предложения) Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) с приложением копии акта соответствующей контрольной проверки и, в случае наличия, - копий сделанных предписаний по устранению выявленных нарушений, а также других материалов, оформленных по результатам проверок).
Между тем, контролирующими органами создана ситуация правовой неопределенности, когда заявителю Росприроднадзором фактически продлен срок устранения нарушений - до 01.11.2017 и до указанного срока Якутнедра принято решение досрочно прекратить право пользования недрами по лицензии ЯКУ 02643 ТЭ, основанное на решении от 01.02.2017 (протокол N 112), принятом Комиссией по результатам рассмотрения материалов проверок Росприроднадзора.
Указанное, по мнению суда апелляционной инстанции, свидетельствует о незаконности оспариваемого приказа.
В силу части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, оспариваемый приказ принят с нарушением требований Административного регламента Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий и принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр, утвержденного Приказом Минприроды России от 29.09.2009 N 315, и нарушает права и законные интересы общества в сфере экономической деятельности, в связи с чем суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований в части признания недействительным приказа Управления по недропользованию по Республике Саха (Якутия) от 10 февраля 2017 года N 39 о досрочном прекращении права пользования недрами по лицензии ЯКУ 02643 ТЭ.
Поскольку само по себе признание недействительным оспариваемого приказа влечет восстановление права пользования недрами по лицензии ЯКУ 02643 ТЭ, требование общества об избрании судом заявленной правовосстановительной меры удовлетворению не подлежит. Оснований для удовлетворения требования о признании незаконными действий ответчика по принятию оспариваемого приказа суд апелляционной инстанции также не усматривает.
При таких установленных обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании пунктов 1, 3 и 4 части 1 статьи 270 АПК РФ с принятием по делу нового судебного акта о частичном удовлетворении заявленных требований.
На основании статьи 110 АПК РФ судебные расходы заявителя по уплате государственной пошлины в сумме 4 500 рублей подлежат взысканию с ответчика.
В силу части 2 статьи 319 АПК РФ исполнительный лист на основании судебного акта, принятого арбитражным судом апелляционной инстанции, выдается соответствующим арбитражным судом, рассматривавшим дело в первой инстанции.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 20 октября 2017 года по делу N А58-5294/2017 отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
Заявленные требования удовлетворить частично.
Признать недействительным приказ Управления по недропользованию по Республике Саха (Якутия) от 10 февраля 2017 года N 39 о досрочном прекращении права пользования недрами по лицензии ЯКУ 02643 ТЭ.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.
Управлению по недропользованию по Республике Саха (Якутия) устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Взыскать с Управления по недропользованию по Республике Саха (Якутия) в пользу закрытого акционерного общества "Горно-обогатительный комплекс "Депутатский" (ИНН 7715666338, ОГРН 1077760220230) судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 4 500 рублей.
Арбитражному суду Республики Саха (Якутия) выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Д.В. Басаев |
Судьи |
Е.О. Никифорюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-5294/2017
Истец: ЗАО "Горно-обогатительный комплекс "Депутатский"
Ответчик: Управление по недропользованию по Республике Саха (Якутия)
Третье лицо: Управления Росприроднадзора по РС(Я)