г. Пермь |
|
11 января 2018 г. |
Дело N А71-10866/2017 |
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Голубцова В. Г.,
рассмотрел, без вызова лиц, участвующих в деле, в соответствии с ч.1 ст.272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционную жалобу ответчика Акционерного общества "Чепецкий механический завод"
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
От 12 сентября 2017 года (мотивированное решение изготовлено 21.09.2017).
по делу N А71-10866/2017
вынесенное судьей Коковихиной Т.С.,
в порядке упрощенного производства
по заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Глазове Удмуртской Республики (межрайонное) (ОГРН 1161832064756, ИНН 1837014441)
к Акционерному обществу "Чепецкий механический завод" (ОГРН 1021801092158, ИНН 1829008035) о взыскании штрафа 1000 руб. по требованию от 23.03.2017 N 019S01170163469
установил:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Глазове Удмуртской Республики (межрайонное) (далее - Управление, Фонд) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о взыскании с АО "Чепецкий механический завод" (далее - общество, страхователь) финансовых санкций в размере 1000 руб.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 12 сентября 2017 года (мотивированное решение изготовлено 21.09.2017) с акционерного общества "Чепецкий механический завод" взыскано в доход соответствующего бюджета 1000 руб. финансовой санкции (за неполное предоставление сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за ноябрь 2016 года); в доход федерального бюджета государственная пошлина в сумме 2000 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражный суд Удмуртской Республики от 21 сентября 2017 года отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований ГУ Управления Пенсионного фонда РФ в городе Глазове о взыскании с общества штрафа по требованию N 019S01170163469 от 23.03.2017 в сумме 1 000 руб.
Обосновывая требования апелляционной жалобы, ее податель ссылается на разъяснения Пенсионного фонда Российской Федерации, изложенные в письме от 14.12.2004 N КА-09-25/13379 и определяющие порядок применения финансовых санкций, предусмотренных абзацем третьим статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", и на то, что в рассматриваемом случае страхователь представил дополняющую форму СЗВ-М с кодом "доп", т.е. неполнота (недостоверность) изначально представленных сведений за ноябрь 2016 года устранена обществом самостоятельно в установленные законом сроки. Заявитель настаивает на том, что самостоятельное исправление ошибки, является основанием для применения правила о непривлечении к ответственности по названной выше норме.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и с учетом пункта 47 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве".
Апелляционная жалоба рассмотрена без проведения судебного заседания, без вызова лиц, участвующих в деле, после срока, установленного определением суда о принятии апелляционной жалобы к производству для представления отзывов на апелляционную жалобу (09.01.2018).
Управление представило письменный отзыв по возражениям общества в установленные сроки, просит решение оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, пенсионным фондом 18 января 2017 года была проведена проверка правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных п. 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ в отношении АО "Чепецкий механический завод".
По результатам проведенной проверки был составлен акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 18.01.2017 N 019S18170000351, в котором указано, что плательщиком страховых взносов дополнительно представлена форма СЗВ-М за ноябрь 2016 года по электронным каналам связи 10.01.2017.
21 февраля 2017 года Пенсионным фондом было вынесено решение N 019S19170001067 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в виде финансовой санкции в размере 1000,00 руб.
Основанием для вынесения указанного решения, послужило то, что общество представило неполные и (или) недостоверные сведения, предусмотренные п. 2.2. ст. 11 Закона N 27-ФЗ в отношении 2 застрахованных лиц за отчетный период - ноябрь 2016 года.
В целях добровольной уплаты финансовой санкции должнику выставлено требование об уплате финансовых санкций за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 23.03.2017 N 019S01170163469 со сроком исполнения до 11.04.2017.
В связи с тем, что сумма штрафа осталась не уплаченной, Пенсионный фонд обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании с должника санкции в принудительном порядке.
Удовлетворяя требования фонда, суд первой инстанции исходил из того, что представленными в материалы дела доказательствами подтверждена правомерность привлечения страхователя к ответственности.
Общество по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, считает, что решение суда подлежит отмене.
Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального права, соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение подлежит отмене в силу следующего.
В силу статьи 6 Федерального закона Российской Федерации от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее по тексту - федеральный закон N 167-ФЗ) Управление является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
В соответствии с абзацем 3 части 2 статьи 14 Федерального закона N 167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Согласно статье 1 Федерального закона N 27-ФЗ под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона N 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах, на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона N 27-ФЗ работодатель обязан в установленный законом срок представлять органам Пенсионного фонда РФ сведения о застрахованных лицах, определенных настоящим Законом.
В силу пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" в редакции, вступившей в силу с 01.04.2016, (далее - закон N 27-ФЗ) страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Сведения подаются по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 01.02.2016 N 83п "Сведения о застрахованных лицах".
Согласно разделу 3 "Тип формы" - выбирают один из предлагаемых кодов: "исхд", "доп", "отм".
Код "исхд" (исходная форма) используется при первичной подаче формы СЗВ-М за отчетный период.
Согласно п. 34 инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 N 987н, страхователь может устранить выявленную ошибку в двухнедельный срок, который исчисляется или со дня обнаружения ошибки организацией, или со дня получения от органа ПФР уведомления об устранении имеющихся расхождений. Соответственно, первоначально своевременно представленные страхователем сведения персонифицированного учета, содержащие недочеты, ошибки, впоследствии исправленные самой организацией, не могут расцениваться как недостоверные сведения, поскольку они скорректированы в соответствии с действующим законодательством.
Если страхователем направляется форма СЗВ-М в качестве дополнения ранее поданных в фонд сведений о застрахованных лицах за отчетный период, то в рассматриваемом поле приводится код "доп" (дополняющая форма).
Исходя из положений нормы ст. 17 Закона N 27-ФЗ срок, в течение которого страхователь может представить дополняющую или отменяющую форму СЗВ-М, не установлен.
Из материалов дела следует, общество первоначально представило отчетность формы СЗВ-М за ноябрь 2016 года - 06.12.2016, т.е. в установленный законом срок. Документ принят фондом согласно протоколу проверки электронного документа.
В связи с самостоятельным выявлением ошибок в поданных 06.12.2016 на застрахованных лиц сведениях, 10.01.2017 страхователем подана форма СЗВ-М с типом "доп" (дополняющая форма) за ноябрь 2016 года. Данные документы приняты фондом как дополняющие, что подтверждается протоколами проверки отчетности страхователя по форме СЗВ-М за ноябрь 2016 года тип дополняющая и являлись основанием для привлечения страхователя к ответственности в виде финансовых санкций в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица.
Применительно к обстоятельствам настоящего дела, ошибки выявлены, исправлены и дополняющая форма представлена страхователем до составления акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования и до вынесения решения о привлечении страхователя к ответственности.
Согласно разъяснениям Пенсионного фонда Российской Федерации, отраженным в письме от 14.12.2004 N КА-09-25/13379 "О применении финансовых санкций в соответствии со статьей 17 Закона N 27-ФЗ" если страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учету, а также, если страхователь в двухнедельный срок исправил обнаруженные территориальным органом Пенсионного фонда России ошибки, Пенсионный фонд Российской Федерации считает возможным не применять финансовые санкции, предусмотренные частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ.
Изложенная правовая позиция подтверждается определением Верховного Суда Российской Федерации от 03.02.2015 N 310-КГ14-7805.
Апелляционный суд отмечает, что фактические обстоятельства, в связи с которыми к страхователю применяются меры ответственности за совершение правонарушений в виде денежного взыскания (штрафа), устанавливаются в процессе проведения соответствующих мероприятий контроля, в ходе которых требуется обнаружение, выявление правонарушений, собирание доказательств.
В акте проверки обосновывается факт правонарушения и наличие в деянии лица признаков состава правонарушения, указывается норма законодательства, определяющая конкретный вид правонарушения. Актом, по существу, возбуждается преследование за совершение правонарушения.
В период с 01.01.2010 до 01.01.2017 порядок проведения проверок плательщиков страховых взносов, оформление результатов проверки и порядок привлечения к ответственности за совершение нарушения законодательства о страховых взносах регулировался Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - закон N 212-ФЗ).
Согласно части 6 статьи 39 закона N 212-ФЗ на основании исследования представленных документов и обстоятельств, изложенных в акте проверки, руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов в ходе рассмотрения материалов проверки должен установить: совершало ли лицо, в отношении которого был составлен акт проверки, нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах; образуют ли выявленные нарушения состав правонарушения; имеются ли основания для привлечения лица к ответственности за совершение правонарушения; а также выявить обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения.
Частью 9 статьи 39 закона N 212-ФЗ установлено, что в решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение конкретных правонарушений с указанием статей Федерального закона, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности.
Таким образом, привлекая общество к ответственности, предусмотренной статьей 17 закона N 27-ФЗ, фонд должен не только констатировать факт несвоевременного представления сведений, но и обязан был определить все элементы состава данного правонарушения.
Согласно положениям ст. 40, 42 Закона N 212-ФЗ, регулирующего отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах, нарушением законодательства признается виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) плательщика страховых взносов или банка, за которое настоящим Законом установлена ответственность.
Объективную сторону состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена абзацем третьим статьи 17 Закона N 27-ФЗ, составляет нарушение срока представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо предоставление неполных и (или) недостоверных сведений.
Между тем в акте проверки и в решении о привлечении к ответственности отсутствует установление всех элементов состава данного правонарушения, в том числе виновности общества.
В данном случае фонд ограничился указанием на представление страхователем дополнительных сведений с нарушением установленного законом срока, не установив, какие действия совершены противоправно, в чем выразилась недостоверность или неполнота первоначально представленных сведений, какая форма вины установлена в ходе проверки, т.е. ненормативный акт не содержит описания ни объективной, ни субъективной стороны правонарушения.
Под индивидуальными сведениями понимаются любые сведения о застрахованных лицах, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета (п. 23 и 35 Инструкции), при этом сведения, как Ф.И.О. и СНИЛС застрахованного лица взаимосвязаны, учитывая, что страхователь вправе направить в ПФР форму СЗВ-М с типом "доп", что обществом и было сделано и исключает ответственность.
Таким образом, представленными в материалы дела доказательствами правомерность привлечения общества к ответственности не подтверждена.
Указанные выше обстоятельства судом первой инстанции ошибочно не исследованы и не оценены, что повлекло принятие неверного решения.
При изложенных обстоятельствах, решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 12 сентября 2017 года (мотивированное решение изготовлено 21.09.2017) по делу N А71-10866/2017 подлежит отмене, апелляционная жалоба - удовлетворению.
В силу части 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В случае признания обоснованным полностью или частично заявления об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц судебные расходы подлежат отнесению на такой орган в полном размере.
Таким образом, в связи с удовлетворением жалобы Акционерного общества "Чепецкий механический завод" судебные расходы заявителя по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы в размере 1 500 руб. подлежат отнесению на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Глазове Удмуртской Республики (межрайонное).
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 270, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 12 сентября 2017 года (мотивированное решение изготовлено 21.09.2017) по делу N А71-10866/2017 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Признать недействительными решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Глазове Удмуртской Республики (межрайонное) от 21.02.2017 N N019S19170001067 о применении финансовых санкций за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования и требования от 23.03.2017 N 019S01170163469 об уплате финансовых санкций за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Глазове Удмуртской Республики (межрайонное) (ОГРН 1161832064756, ИНН 1837014441) в пользу Акционерному обществу "Чепецкий механический завод" (ОГРН 1021801092158, ИНН 1829008035) государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 1500 (Одна тысяча пятьсот) руб.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Судья |
В.Г. Голубцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-10866/2017
Истец: ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Глазове Удмуртской Республики (межрайонное)
Ответчик: АО "Чепецкий механический завод"