г. Киров |
|
10 января 2018 г. |
Дело N А17-7448/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 января 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 января 2018 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ившиной Г.Г.,
судей Кононова П.И., Щелокаевой Т.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Новоселовой Е.В.,
без участия сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу потребительского общества "Ильинское"
на решение Арбитражного суда Ивановской области от 18.10.2017 по делу N А17-7448/2017, принятое судом в составе судьи Герасимова В.Д.,
по заявлению Прокурора Ильинского района Ивановской области
к потребительскому обществу "Ильинское" (ОГРН 1023701625628, ИНН 3712001948)
о привлечении к административной ответственности,
установил:
Прокурор Ильинского района Ивановской области (далее - заявитель, Прокурор) обратился в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением о привлечении потребительского общества "Ильинское" (далее - ответчик, ПО "Ильинское", Общество) к административной ответственности по части 3 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Ивановской области от 18.10.2017 заявленное требование удовлетворено, Общество привлечено к административной ответственности по вменяемой статье с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 1 500 000 рублей с конфискацией алкогольной продукции, изъятой по акту изъятия от 18.08.2017.
ПО "Ильинское" с принятым решением суда не согласно, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его изменить и произвести замену административного штрафа на предупреждение.
Общество полагает возможным применить в рассматриваемом случае положения статьи 2.9 КоАП РФ, указывая, что ответчиком реализовывалась алкогольная продукция надлежащего качества, имеющая соответствующие акцизные маркировки. Данное обстоятельство, по мнению подателя жалобы, свидетельствует об отсутствии особой общественной опасности и угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей. Кроме того, поскольку правонарушение было совершено ответчиком впервые, Общество является субъектом малого предпринимательства, ПО "Ильинское" считает необходимым произвести замену административного штрафа на предупреждение (статья 4.1.1 КоАП РФ).
Прокурор в отзыве на апелляционную жалобу возражает против доводов Общества и не усматривает оснований для ее удовлетворения.
Стороны своих представителей в судебное заседание не направили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассматривается в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Законность решения Арбитражного суда Ивановской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 16.08.2017 в Прокуратуру Ильинского района Ивановской области поступило обращение территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Ивановской области г. Тейково, Тейковском, Гаврилово-Посадском, Ильинском и Комсомольском районах о проведении совместной проверки магазина ПО "Ильинское" в связи с поступившим обращением жителей д. Щенниково Ильинского района на нарушение правил реализации продуктов питания и алкогольной продукции.
18.08.2017 при проведении проверки исполнения требований законодательства о лицензировании, а также о государственном регулировании оборота спиртосодержащей продукции Прокурором совместно с территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Ивановской области в г. Тейково, Тейковском, Гаврилово-Посадском, Ильинском и Комсомольском районах в магазине Общества, расположенном по адресу: Ивановская область, Ильинский район, д. Щенниково, ул. Центральная, д. 34, установлен факт реализации Обществом алкогольной продукции без лицензии на право розничной продажи алкогольной продукции.
Факт реализации алкогольной продукции зафиксирован справкой от 17.08.2017 о проведенной совместной проверке.
Актом изъятия от 18.08.2017 алкогольная продукция: белое вино "Столовое полусладкое" объемом 0,75 литра в количестве 7 бутылок; красное вино полусладкое "Киндзмараули" объемом 0,75 литра в количестве 3 бутылок; напиток винный "Кагор Южный" объемом 0,7 литра в количестве 1 бутылки; вино столовое полусладкое "Белый лекарь" объемом 0,7 литра в количестве 5 бутылок; вино "Таманское" полусладкое объемом 0,7 литра в количестве 10 бутылок; водка "Люкс. Русская валюта" объемом 0,25 литров в количестве 10 бутылок; вино полусладкое белое столовое "Шепот Монарха" объемом 0,7 литра в количестве 6 бутылок; настойка полусладкая "Шуйский сувенир" объемом 0,5 литра в количестве 5 бутылок; шампанское полусладкое "Советское шампанское" объемом 0,75 литра в количестве 6 бутылок; водка "Деревенька Таежная" объемом 0,5 литра в количестве 3 бутылки; портвейн "777" объемом 0,7 литра в количестве 1 бутылки изъята Прокурором у Общества в порядке статьи 27.10 КоАП РФ.
23.08.2017, 30.08.2017 взяты объяснения с Богуш В.Н. (председателя Совета Общества), Красновой О.А. (продавец), в которых они пояснили, что в магазине осуществляется розничная продажа алкогольной продукции.
В ходе проверки Прокурором установлено, что срок действия ранее выданной лицензии на осуществление розничной продажи алкогольной продукции на территории Ивановской области истек 21.04.2016 (лицензия от 21.04.2015 N 37РПА0000749), на момент проведения проверочных мероприятий Общество не имеет лицензии на осуществление розничной продажи алкогольной продукции
Действия ПО "Ильнское" по продаже алкогольной продукции в отсутствие соответствующей лицензии квалифицированы административным органом как нарушение требований статьи 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ).
30.08.2017 по факту выявленного нарушения Прокурором в отношении Общества вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ.
Материалы дела с заявлением о привлечении ПО "Ильнское" к административной ответственности по части 3 статьи 14.17 КоАП РФ в соответствии с частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ, статьями 203, 204 АПК РФ направлены в Арбитражный суд Ивановской области для рассмотрения по существу.
Суд первой инстанции признал установленным факт реализации Обществом алкогольной продукции в отсутствие лицензии и пришел к выводу о наличии в деянии ответчика всех элементов состава вмененного ему административного правонарушения, в связи с чем, не выявив существенных процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, признаков малозначительности совершенного правонарушения, привлек ПО "Ильнское" к административной ответственности по части 3 статьи 14.17 КоАП РФ, назначив ему административное наказание с учетом положений частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 1 500 000 рублей с конфискацией изъятой алкогольной продукции.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии с частью 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения, имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ установлена административная ответственность за производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии.
Запрет на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующих лицензий предусмотрен пунктом 1 статьи 26 Закона N 171-ФЗ.
При этом согласно пункту 16 статьи 2 Закона N 171-ФЗ под оборотом понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа продукции, на которую распространяется действие названного Федерального закона.
На основании пункта 2 статьи 18 Закона N 171-ФЗ такой вид деятельности, как розничная продажа алкогольной продукции, подлежит лицензированию.
Согласно пункту 14 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 47 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" при рассмотрении дел, связанных с привлечением к административной ответственности за осуществление розничной продажи алкогольной продукции без лицензии, судам необходимо исходить из того, что соответствующие деяния охватываются нормой части 3 статьи 14.17 КоАП РФ.
В нарушение указанных требований законодательства ПО "Ильинское" осуществляло розничную продажу алкогольной продукции без соответствующей лицензии в магазине, расположенном по адресу: Ивановская область, Ильинский район, д. Щенниково, ул. Центральная, д.34. Данный факт подтверждается справкой от 17.08.2017, фотоматериалами, актом изъятия от 18.08.2017, постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 30.08.2017, письменными объяснениями руководителя Общества и продавца. Доказательства обратного в материалы дела не представлены.
В силу изложенного имеет место событие административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Отсутствие вины юридического лица предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, от юридического лица не зависящих.
Общество, являясь участником хозяйственных отношений, должно быть осведомлено о том, что несоблюдение ограничений в сфере розничной продажи алкогольной продукции влечет за собой административную ответственность. Доказательств наличия обстоятельств, объективно препятствующих ответчику исполнить требования соответствующих нормативных правовых актов, в материалах дела не имеется.
Изложенное свидетельствует о наличии в действиях ПО "Ильинское" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ.
Из содержания апелляционной жалобы усматривается, что Общество полагает возможным заменить наказание в виде административного штрафа на предупреждение, кроме того, считает правонарушение малозначительным.
Оценив возможность замены административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение на основании части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Согласно части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Таким образом, из приведенных выше положений следует, что условиями для применения статьи 4.1.1 КоАП РФ является наличие в совокупности следующих обстоятельств: 1) наличие в деле достоверных доказательств того, что привлеченное к ответственности лицо является субъектом малого и среднего предпринимательства; 2)правонарушение совершено им впервые; 3) вследствие совершения правонарушения не был причинен вред и не создана угроза причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также отсутствует имущественный ущерб; 4) правонарушение выявлено в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля 5) назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II КоАП РФ.
По смыслу взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, в отсутствие совокупности всех упомянутых обстоятельств (условий применения административного наказания в виде предупреждения) возможность замены административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение не допускается.
Названная позиция согласуется с позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 21.10.2016 N 302-АД16-3851.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для применения в данном случае положений статьи 4.1.1 КоАП РФ, поскольку из материалов настоящего дела не следует, что имеются условия, предусмотренные частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ в части такого обстоятельства как отсутствие возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей.
Совершенное ответчиком административное правонарушение создает возможность угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, что исключает применение положений части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ.
В силу абзаца второго пункта 1 статьи 1 Закона N 171-ФЗ государственное регулирование производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничение потребления (распития) алкогольной продукции осуществляются в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, экономических интересов Российской Федерации, обеспечения безопасности указанной продукции, нужд потребителей в ней, а также в целях контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определениях от 09.04.2001 N 74-О, от 24.04.2002 N 99-О, правонарушения, связанные с несоблюдением специальных условий производства и оборота алкогольной продукции обладают повышенной опасностью. Предъявление особых требований к производству и обороту алкогольной продукции, лицензирование как способ государственного регулирования этой деятельности имеют своей целью защиту здоровья и жизни населения и обеспечение права потребителей на качественную продукцию.
Ссылка подателя жалобы на отсутствие особой общественной опасности, угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей ввиду реализации алкогольной продукции надлежащего качества, а также на то, что Общество привлекается к административной ответственности впервые, является субъектом малого предпринимательства, не принимается судом апелляционной инстанции. Наличие названных обстоятельств не является достаточным основанием для применения положений статьи 4.1.1 КоАП РФ.
Возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности совершенного административного правонарушения предусмотрена статьей 2.9 КоАП РФ, согласно которой судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
По смыслу указанной нормы оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.
Согласно пункту 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного суд исходит из оценки конкретных обстоятельств его совершения.
Следовательно, категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем определяется в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств совершенного правонарушения.
В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения (состав правонарушения является формальным), а в пренебрежительном отношении Общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей. При этом объектом, на который посягает действие ответчика, является установленный в государстве порядок управления в части регулирования оборота алкогольной продукции, который находится под особым контролем государства, поскольку данная деятельность напрямую связана с жизнью и здоровьем населения. Государственный контроль в сфере оборота алкогольной продукции направлен на защиту прав потребителей и обеспечение качества алкогольной продукции. Аргумент Общества об отсутствии особой общественной опасности и угрозы причинения вреда не является основанием для вывода о малозначительности правонарушения.
В рассматриваемом случае исключительных обстоятельств, позволяющих квалифицировать совершенное ответчиком правонарушение как малозначительное, не установлено. Указанные в апелляционной жалобе обстоятельства не свидетельствуют об исключительности данного случая.
При этом оценка правонарушения в качестве малозначительного является правом, а не обязанностью суда. Несмотря на то, что Общество знало об истечении срока действия лицензии 11.04.2016, реализация алкогольной продукции фактически не была приостановлена и на момент проведения проверки (17.08.2017) осуществлялась.
С учетом вышеизложенного доводы заявителя жалобы о малозначительности совершенного им правонарушения являются несостоятельными.
Оценив фактические обстоятельства дела (финансовое положение лица, привлекаемого к административной ответственности, совершение правонарушения впервые, иные обстоятельства дела), суд первой инстанции применил положения частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ и назначил Обществу наказание в размере 1 500 000 рублей, то есть ниже низшего предела, установленного санкцией вмененной статьи.
Наказание в виде административного штрафа в размере 1 500 000 рублей определенно в соответствии с требованиями КоАП РФ. Назначенное Обществу административное наказание в данной ситуации согласуется с его предупредительными целями (статья 3.1 КоАП РФ), соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности, степени вины правонарушителя.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не содержат фактов, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, либо влияли на обоснованность и законность оспариваемого решения суда.
С учетом изложенного решение Арбитражного суда Ивановской области от 18.10.2017 по делу N А17-7448/2017 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 АПК РФ и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В силу положений статей 202, 204 АПК РФ, части 5 статьи 30.2 КоАП РФ судом апелляционной инстанции вопрос об уплате государственной пошлины по жалобе не рассматривался.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ивановской области от 18.10.2017 по делу N А17-7448/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу потребительского общества "Ильинское" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Ивановской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа
Председательствующий |
Г.Г. Ившина |
Судьи |
П.И. Кононов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А17-7448/2017
Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 14 мая 2018 г. N Ф01-1515/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Прокурор Ильинского района
Ответчик: Потребительское общество "Ильинское"
Третье лицо: Администрация Ильинского муниципального района Ивановской области
Хронология рассмотрения дела:
25.12.2018 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-6271/18
25.12.2018 Постановление Арбитражного суда Ивановской области N А17-7448/17
10.10.2018 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-7593/18
14.05.2018 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-1515/18
10.01.2018 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-8990/17
18.10.2017 Решение Арбитражного суда Ивановской области N А17-7448/17