г. Москва |
|
10 января 2018 г. |
Дело N А40-69826/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 декабря 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 января 2018 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Чеботаревой И.А.
судей: |
Свиридова В.А., Каменецкого Д.В. |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Зыкуновой Д.В., |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу Дачного некоммерческого товарищества "ИТР Трамвая"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 09.10.2017 по делу N А40-69826/17, принятое судьей Дранко Л.А. (79-618)
по заявлению Дачного некоммерческого товарищества "ИТР Трамвая"
к ДГИ г.Москвы
третьи лица: 1) Колесникова Л.Г., 2) Колесникова А.Г., 3) Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы, 4) Государственное Унитарное предприятие "Главное архитектурное - планировочное управление Москомархитектуры"
о признании недействительным распоряжения
при участии:
от заявителя: А.В. Бондаренко по дов. от 15.03.2017, М.В. Лаврентьева по дов. от 27.09.2015;
от ответчика: В.В. Черемухин по дов. от 03.10.2017;
от третьих лиц: 1) О.Н. Косолапов по дов. от 28.10.2017, 3) С.А. Котов по дов. от 15.09.2015; 2,4) не явились, извещены.
УСТАНОВИЛ:
ДНТ "ИТР Трамвая" (далее также - заявитель, Товарищество) обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением об оспаривании распоряжения Департамента городского имущества города Москвы (далее также- Департамент, ДГИ, ответчик) N 19680 от 20.07.2016 г. "О предварительном согласовании предоставления земельного участка по адресу: г. Москва, г. Зеленоград, ул. Рабочая, вл. 21".
В качестве третьих лиц по делу, привлечены: Колесникова Л.Г., Колесникова А.Г., Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы, Государственное Унитарное предприятие "Главное архитектурное - планировочное управление Москомархитектуры".
Решением Арбитражного суда города Москвы от 09.10.2017 требования Товарищества оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Заявитель считает, что судом не применены нормы права, подлежащие применению, (ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации); не учтено решение Зеленоградского районного суда г. Москвы от 13.06.2017. Ответчик считает, что в предварительном согласовании предоставления земельного участка по адресу: г. Москва, г. Зеленоград, ул. Рабочая, вл. 21, ДГИ должно быть отказано Колесниковой Л.Г. и Колесниковой А.Г.
Представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, изложил свои доводы.
В судебном заседании представители Колесниковой Л.Г. и Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы поддержали решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласны, считают ее необоснованной, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, изложили свои доводы.
Представители Колесниковой А.Г. и Государственное Унитарное предприятие "Главное архитектурное - планировочное управление Москомархитектуры", надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей указанных лиц.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей лиц, явившихся в судебное заседание, считает, что решение подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции в Департамент поступило заявление от Колесниковой Л.Г. и Колесниковой А.Г. от 29.06.2016 N Б/Н (вх. от 29.06.2016 N 33-5- 96310/16, 33-5-101778/16) по вопросу предоставления государственной услуги "Предварительное согласование предоставления земельного участка" в отношении земельного участка с адресными ориентирами: г. Москва, г. Зеленоград, ул. Рабочая, д. 21.
На основании разработанного проекта межевания квартала, издано распоряжение от 20.07.2016 N 19680 "О предварительном согласовании предоставления земельного участка по адресу: г. Москва, г. Зеленоград, ул. Рабочая, влд. 21".
Не согласившись с указанным распоряжением от 20.07.2016 N 19680 "О предварительном согласовании предоставления земельного участка по адресу: г. Москва, г. Зеленоград, ул. Рабочая, влд. 21", ДНТ "ИТР Трамвая" обжаловало его в арбитражный суд.
В соответствии с ч.1 ст.198 Арбитражного процессуального кодекса Российской 2 Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
На основании пункта 1 Положения о Департаменте, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 20.02.2013 N 99-ПП "Об утверждении положения о Департаменте городского имущества города Москвы" (далее - Положение), Департамент является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим функции по разработке и реализации государственной политики в сфере управления и распоряжения движимым и недвижимым имуществом города Москвы, в том числе жилыми помещениями, земельными участками, находящимися на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, приватизации имущества города Москвы, выполнения полномочий собственника в отношении имущества города Москвы, использования, охраны и учета земель на территории города Москвы.
В соответствии с пунктом 4.2.5 Положения Департамент принимает решения об утверждении схемы расположения земельного участка, находящегося в собственности города Москвы, либо земельного участка, находящегося в федеральной собственности, либо земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Департамент принимает решения об утверждении проектов межевания территории в случае их подготовки в виде отдельного документа (п.4.2.8 Положения).
С учетом изложенного, Департамент является полномочным органом по принятию распорядительных актов в отношении утверждения предварительного согласования предоставления земельного участка.
Согласно пункту 1 статьи 11.9 ЗК РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
Согласно пункту 1 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, их параметры определяются в соответствии со статьей 38 ГрК РФ.
Согласно статье 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:
1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с ГрК РФ;
2) проектная документация лесных участков;
3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
Временным положением о составе, порядке разработки, согласования и утверждения проектов межевания на территории города Москвы, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 29.11.2005 N 941-ПП, определены критерии и документы, используемые при разработке проектов межевания кварталов, в том числе площадь и функциональное назначение зданий, расположенных в рамках соответствующего квартала.
Распоряжением Департамента от 14.12.2007 N 889 утвержден разработанный ГУП "ГлавАПУ" Москомархитектуры проект межевания части территории квартала (участок по проекту межевания N43).
Судом первой инстанции установлено, что при подготовке проекта межевания квартала проведено обследование и выполнена оценка квартала с точки зрения обеспечения нормативной достаточности, функциональной целостности и планировочной обособленности выделяемых земельных участков; осуществлено определение конфигурации границ земельных участков с учетом особенностей сложившейся или установленной градостроительной документации, планировки и застройки территории.
Таким образом, при разработке указанного проекта межевания осуществлен комплекс мер по установлению оптимальных границ земельных участков с учетом критериев, предусмотренных действующим законодательством.
Соответственно, границы земельного участка определены уполномоченным органом с учетом действующего законодательства и баланса интересов землепользователей в рамках соответствующего квартала. Площадь спорного земельного участка, указанная в распоряжении, установлена проектом межевания территории квартала, в соответствии с требованиями действующего законодательства и не нарушает прав и законных интересов заявителя.
Более того, судом установлено, что спорный земельный участок с кадастровым номером 77:10:0002004:1008 согласно данным ИС РЕОН поставлен на кадастровый учет как "ранее учтенный", однако границы земельного участка не установлены в соответствии с действующим законодательством (местоположение: г. Москва, г. Зеленоград, ул. Калинина, ул. Рабочая, ул. Щербакова, проспект Панфиловский).
Так, земельный участок по адресу: г. Зеленоград, ул. Рабочая, вл. 21, предоставленный для эксплуатации индивидуального жилого дома Колесниковой Алле Георгиевне, Колесниковой Лере Георгиевне на основании распоряжения от 20.07.2016 N 19680, на данный момент не сформирован, на кадастровой учет не поставлен.
На основании вышеизложенного, невозможно установить наличие/отсутствие пересечений земельных участков.
Таким образом, при действующем, а также принятом уполномоченным органом на законных основаниях, имеющем юридическую силу распоряжении от 20.07.2016 N 19680, внесение каких-либо изменений площади земельного участка не допускается.
Распоряжение Департамента - документ-основание возникновения права.
Выписка из протокола ДНТ "ИТР Трамвая" не является документом-основанием права предоставления земельного участка.
Спорный земельный участок входит в границы города Москвы, следовательно, полномочия по распоряжению земельным участком принадлежат ДГИ.
Пунктом 1 статьи 22 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) установлено, что постановка на кадастровый учет земельного участка осуществляется на основании межевого плана, в связи с чем, после принятия Департаментом распоряжения о предварительном согласовании предоставления земельного участка по вопросу подготовки межевого плана рассматриваемого земельного участка необходимо обратиться к кадастровому инженеру.
После проведения кадастровых работ и внесения соответствующих изменений в сведения государственного кадастра недвижимости, с целью оформления земельно- правовых отношений на земельный участок необходимо обратиться в Департамент с заявлением на предоставление государственной услуги "Предоставление земельного участка в собственность правообладателям зданий, сооружений, расположенных на земельном участке" в порядке, утвержденном Приложением 12 к постановлению Правительства Москвы от 15.05.2012 N 199-ПП.
Согласно статье 8 Закона N 218-ФЗ описание местоположения объекта недвижимости относится к числу обязательных сведений, подлежащих отражению в государственном кадастре недвижимости.
Частью 8 статьи 22 указанного закона предусмотрено, что местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
Согласно данным ГКН земельный участок с кадастровым номером 77:10:0002004:1008 поставлен на кадастровый учет без определения местоположения границ.
Таким образом, земельный участок в силу пункта 2 статьи 6 ЗК РФ не был образован в качестве объекта права в установленном порядке.
Установление границ земельного участка является одним из правовых средств его индивидуализации.
С учетом того, что границы земельного участка не определены на местности, нет оснований полагать о пересечении границ спорного земельного участка с земельным участком по адресу: г. Зеленоград, ул. Рабочая, вл. 21.
При изложенных обстоятельствах, распоряжение Департамента в отношении земельного участка по адресу: г. Зеленоград, ул. Рабочая, вл. 21 не может быть признано недействительным.
В Департамент поступило заявление от Колесниковой Л.Г. и Колесниковой А.Г. от 29.06.2016 N Б/Н (вх. от 29.06.2016 N 33-5-96310/16, 33-5-101778/16 по вопросу предоставления государственной услуги "Предварительное согласование предоставления земельного участка" в отношении земельного участка с адресными ориентирами: г. Москва, г. Зеленоград, ул. Рабочая, д. 21.
Предоставление государственной услуги осуществляется Департаментом в соответствии с административным регламентом, утвержденным пунктом 1.20 постановления Правительства Москвы от 15.05.2012 N 199-ПП "Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг Департаментом городского имущества города Москвы" (далее Административный регламент).
Доводы жалобы о нарушениях ДГИ Административного регламента при вынесении оспариваемого распоряжения отклоняются апелляционным судом на основании следующего.
Основания предоставления запрашиваемой государственной услуги и основания отказа в ее предоставлении установлены п.2.5.1.1 Административного регламента.
Так как документы, необходимые для предоставления государственной услуги Колесниковыми А.Г. и Л.Г. были представлены в полном объеме, оснований для отказа в ее предоставлении у Департамента не имелось.
Документы, об отсутствии предоставления которых ссылается заявитель, не являются относимыми к данному виду государственной услуги, поэтому их непредставление не могло быть основанием отказа.
Ссылка подателя жалобы на неприменение судом первой инстанции ст. 39.16 ЗК РФ, также отклоняется судом апелляционной инстанции, так как Колесникова Л.Г. и Колесникова А.Г. обращались в ДГИ в рамках оказания государственной услуги "Предварительное согласование предоставление земельного участка" для утверждения схемы земельного участка, а не предоставления земельного участка в собственность.
Следовательно, Департамент не мог отказать в предоставлении указанной государственной услуги по основаниям, указанным Заявителем.
С учетом изложенного, суд первой инстанции обоснованно посчитал, что оспариваемое распоряжение от 20.07.2016 N 19680 "О предварительном согласовании предоставления земельного участка по адресу: г. Москва, г. Зеленоград, ул. Рабочая, влд. 21" было вынесено в соответствии с требованиями действующего законодательства, в связи с чем, не нарушает прав и законных интересов заявителя.
Оснований для применения ч.2 ст. 69 АПК РФ не имеется, так как состав лиц, участвующих в настоящем деле и в деле N 2-348/17, по которому вынесено решение Зеленоградским районным судом г. Москвы от 13.06.2017, не один и тот же.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются, так как основаны на неверном толковании норм права.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 09.10.2017 по делу N А40-69826/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
И.А. Чеботарева |
Судьи |
Д.В. Каменецкий |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-69826/2017
Истец: ДАЧНОЕ НЕКОММЕРЧЕСКОЕ ТОВАРИЩЕСТВО "ИТР ТРАМВАЯ"
Ответчик: ДГИ г.Москвы, Департамент городского имущества г. Москвы
Третье лицо: ГУП "Главное архитектурное-планировочное управление Москомархитектуры", ГУП "Главное архитектурно-планировочное управление Москомархитектуры", Колесникова Алла Георгиевна, Колесникова Л. Г., Колесникова, А. Г, Колесникова Лера Георгиевна, Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы