г. Санкт-Петербург |
|
11 января 2018 г. |
Дело N А42-6249/2017 |
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Смирнова Я.Г.
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-30497/2017) ООО "Кандалакшаводоканал-3" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 05.10.2017 по делу N А42-6249/2017 (судья Власов В.В.), рассмотренному в порядке упрощенного производства
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Кандалакшаводоканал-3" (184042, Мурманская обл., г. Кандалакша, ул. Набережная, 29, ОГРН 1145102000504, ИНН 5102046814) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с исковым заявлением к товариществу собственников недвижимости "Заполярье" (184048, Мурманская обл., г. Кандалакша, ул. Набережная, д.139, оф.3, ОГРН 1105102000057) о взыскании 64200,76 руб. сверхнормативного объема услуг водоотведения на общедомовые нужды с 1 августа до 31 декабря 2016.
Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Мурманской области от 05.10.2017 в удовлетворении иска отказано.
Истец обжаловал решение в апелляционном порядке, считая его незаконным, необоснованным и подлежащим отмене в связи с тем, что судом первой инстанции неполно исследованы имеющиеся в деле доказательства, неправильно применены нормы материального права.
Истец указал, что в соответствии с действующим законодательством РФ (п.2 ст. 161 ГК РФ), на основании решения собственников помещений в многоквартирных домах о выборе способа управления домом, ответчик является исполнителем коммунальных услуг в отношении нескольких многоквартирных домов в г. Кандалакша Мурманской области; обязанность ответчика как исполнителя коммунальных услуг заключить с ресурсоснабжающей организацией договор или самостоятельно производить коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг потребителям, в т.ч. необходимых для содержания общего имущества в многоквартирном доме предусмотрена пунктом 13 Правил предоставления коммунальных услуг, утв. постановлением Правительства РФ N 354 от 06.05.2011 года (Правила N 354).
Истец ссылается на то, что 01.01.2015 года между истцом и ответчиком заключен договор N 1-421/К на водоотведение, разработанный на основании типовой формы договора водоотведения, утвержденной постановлением Правительства РФ N645 от 29.07.2013 года, в соответствии с условиями которого истец обязался осуществлять прием сточных вод в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а ответчик обязался оплачивать отведенные сточные воды, обеспечивать безопасность находящихся в его ведении канализационных сетей, исправность используемых приборов учета, соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод в соответствии со сроками и условиями договора.
Истец полагает, что исходя из условий, изложенных в пунктах 2.1.2 и 4.10 договора N 1-421/К на водоотведение, в случае отсутствия у ответчика прибора учета сточных вод истец вправе определять объем отведенных сточных вод расчетным способом, при этом объем отведенных сточных вод принимается равным объему воды, поданной ответчику из всех источников централизованного водоснабжения.
Истец указал, что многоквартирные дома, управляемые ответчиком, оборудованы общедомовым прибором учета водоснабжения, а общедомовой прибор учета на внутридомовых сетях водоотведения отсутствует, что подтверждено ответчиком в возражениях на исковое заявление.
По мнению истца, суд первой инстанции неправомерно не принял во внимание тот факт, что ответчик в процессе урегулирования и юридического закрепления отношений, в установленные сроки не направил в адрес истца свои письменные возражения относительно условий договора либо мотивированный отказ от его заключения, в связи с чем истец полагает, что сторонами были согласованы существенные условия договора по порядку учета объема предоставленного ресурса, предусмотренные ст. 5 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", а также п.26 постановления Правительства РФ от 29.07.2013 года N 644 "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения" и пп. "ж" п. 19 Правил предоставления коммунальных услуг, утв. постановлением Правительства РФ N 354 от 06.05.2011 года.
По мнению подателя жалобы, суд первой инстанции при рассмотрении дела и вынесении решения необоснованно не принял во внимание то обстоятельство, что истец производил расчет платы по договору N 1-421/К на водоотведение в спорный период с применением расчетного способа, предусмотренного условиями договора на водоотведение, и в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ в области водоснабжения и водоотведения (п. 10 и п.11 ст. 20 ФЗ N 416); в адрес ответчика предъявлены счета на оплату, выставленные по условиям договора на водоотведение N1-421/К, и в пределах принятых ответчиком обязательств.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что в многоквартирных домах товарищества в 2016 отсутствовали общедомовые приборы учета сточных вод, поэтому не имеется законных оснований для начисления обществом платы за услугу водоотведения в отношении общедомовых нужд.
Данный вывод суда является правильным.
Правоотношения по поводу предоставления коммунальных услуг регулируются жилищным законодательством, состоящим из Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс), принятых в соответствии с ним других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления (часть 2 статьи 5, пункт 10 части 1 статьи 4 Жилищного кодекса).
На основании платежных документов граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за коммунальные услуги, которая включает в себя плату за водоотведение (часть 1 статьи 153, часть 4 статьи 154, пункт 1 части 2 статьи 155 Жилищного кодекса, пункты 63, 67 Правил N 354).
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Порядок определения размера платы за коммунальные услуги регулируется Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (пункты 1 и 36 Правил N 354). При этом законодательством установлен различный порядок расчетов в зависимости от наличия у потребителей приборов учета коммунальных услуг.
Согласно пункту 40 Правил N 354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме, вне зависимости от выбранного способа управления этим домом в составе платы за коммунальные услуги, должен отдельно оплачивать коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме. Исключение сделано для коммунальной услуги по отоплению.
Объем услуг по водоотведению из жилых и нежилых помещений многоквартирного дома рассчитывается по индивидуальным приборам учета сточных вод, а при отсутствии таковых - по сумме объемов холодной и горячей воды, поставленной в эти помещения, которые определяются по суммарным показаниям индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета этих коммунальных ресурсов за расчетный период. При отсутствии приборов учета воды в жилых помещениях объем сточных вод определяется как произведение количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении, и норматива водоотведения. При отсутствии приборов, фиксирующих объем водоснабжения в нежилых помещениях, этот объем определяется расчетным способом, аналогичным тому, который определен в договорах водоснабжения между исполнителем коммунальных услуг и ресурсоснабжающей организацией, а при отсутствии такого условия - расчетным способом, установленным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о водоснабжении (пункты 42, 43, 59 Правил N 354 и формула 4 Приложения N 2 к Правилам N 354).
Порядок определения размера платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, зависит от наличия коллективного прибора учета коммунального ресурса.
При отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета сточных вод размер платы за коммунальную услугу по водоотведению, предоставленную на общедомовые нужды, определяется как произведение тарифа на водоотведение и объема (количества) коммунального ресурса, предоставленного за расчетный период на общедомовые нужды и приходящийся на конкретное жилое или нежилое помещение. Указанный объем рассчитывается как произведение доли в общей площади помещений, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома, и норматива потребления коммунальной услуги по водоотведению, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период в многоквартирном доме, установленного в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306) (пункт 48 Правил N 354, пункты 10, 17 и формулы 10 и 15 Приложения N 2 к этим Правилам).
Правилами N 306 не предусмотрен расчет норматива потребления коммунальной услуги по водоотведению на общедомовые нужды. Ранее действующие нормы, предусматривавшие такой норматив, исключены из этих Правил (пункт 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.04.2013 N 344, далее - постановление N 344). Законность и обоснованность данной нормы проверялась Верховным Судом Российской Федерации в порядке главы 24 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и суд признал ее соответствующей как жилищному законодательству, так и Закону о водоснабжении (решение Верховного Суда Российской Федерации от 10.12.2014 N АКПИ14-1190).
Поскольку судом установлено и сторонами не оспаривается, что в многоквартирных домах отсутствуют общедомовые приборы учета сточных вод, законных оснований для начисления истцом платы за услугу по водоотведению в отношении общедомовых нужд не имелось.
В соответствии с пунктом 5 статьи 1 Закона о водоснабжении положения этого закона применяются к отношениям, связанным с предоставлением коммунальных услуг по водоотведению, в части, не урегулированной другими федеральными законами.
Правила определения объема коммунальных услуг урегулированы указанными нормами Жилищного кодекса, поэтому доводы истца, основанные на нормах Закона о водоснабжении (в том числе на пункте 11 статьи 20, обязывающей рассчитывать объем отведенных сточных вод по объему водоснабжения из всех источников), неосновательны.
Таким образом, сложившаяся в настоящее время практика рассмотрения споров, связанных с определением объема услуг по водоотведению из многоквартирных домов, признала необоснованным определение объема водоотведения по совокупным показаниям объема водопотребления (определение Верховного Суда РФ от 27.07.2016 по делу N 307-ЭС15-9062, А42-5597/2014; Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2015), утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23.12.2015, пункт 1 раздела I споров, разрешенных Судебной коллегией по экономическим спорам, определение N 310-ЭС14-5955).
Учитывая, что изложенные в решении выводы основаны на представленных в деле доказательствах, нормы материального и процессуального права судом не нарушены, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 05.10.2017 по делу N А42-6249/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
Я.Г. Смирнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-6249/2017
Истец: ООО "КАНДАЛАКШАВОДОКАНАЛ-З"
Ответчик: ТОВАРИЩЕСТВО СОБСТВЕННИКОВ НЕДВИЖИМОСТИ "ЗАПОЛЯРЬЕ"