город Омск |
|
11 января 2018 г. |
Дело N А81-5217/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 января 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 января 2018 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Солодкевич Ю.М.,
судей Рожкова Д.Г., Тетериной Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Ефремовой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-16163/2017) Администрации муниципального образования "Ямальский район" на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 16.10.2017 по делу N А81-5217/2017 (судья С.В. Соколов), принятое по иску некоммерческой организации "Фонд развития сельских территорий Ямала" (ИНН 8901997723, ОГРН 1118900000340) к Администрации муниципального образования "Ямальский район" (ИНН 8909000394, ОГРН 1028900510726) и Администрации муниципального образования село Сеяха (ИНН 8909002232, ОГРН 1058900023533) о понуждении принять имущество, с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Департамента агропромышленного комплекса, торговли и продовольствия Ямало-Ненецкого автономного округа (ИНН 8901017237, ОГРН 1058900022059), Департамента строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа (ИНН 8901018311, ОГРН 1068901011068), Департамента имущественных отношений Ямало- Ненецкого автономного округа (ИНН 8901017357, ОГРН 1058900022675), Департамента транспорта и дорожного хозяйства Ямало-Ненецкого автономного округа (ИНН 8901017340, ОГРН 1058900022598),
при участии в судебном заседании посредством использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа (судья Крылов А.В.) представителя некоммерческой организации "Фонд развития сельских территорий Ямала" Голко С.Н. (доверенность от 24.07.2017 сроком действия один год),
установил:
некоммерческая организация "Фонд развития сельских территорий Ямала" (далее - Фонд, истец) обратилась в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с иском к Администрации муниципального образования "Ямальский район" (далее - Администрация Ямальского района) об обязании в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу принять в муниципальную собственность следующее имущество: объект незавершенного строительства: "Комплекс объектов строительства в сельском поселении Сеяха, Ямальского района. Здание аэровокзала. Вертолетные площадки", площадь застройки 23 505, 60 кв.м, степень готовности объекта 15%, адрес (местонахождение) объекта: Ямало-Ненецкий автономный округ, Ямальский район, с. Сеяха; разработанную проектно-сметную документацию по объектам строительства: "Комплекс объектов строительства в с.п. Сеяха Ямальского района Ямало-Ненецкого автономного округа, Проектно-изыскательские работы"; гидронамывной песок в количестве 1 027 253, 506 куб.м, расположенный в районе с. п. Сеяха, Ямальского района Ямало-Ненецкого автономного округа.
Определением от 01.08.2017 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент агропромышленного комплекса, торговли и продовольствия Ямало-Ненецкого автономного округа, Департамент строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа, Департамент имущественных отношений Ямало-Ненецкого автономного округа, Департамент транспорта и дорожного хозяйства Ямало-Ненецкого автономного округа.
Определением от 13.09.2017 к участию в деле в качестве соответчика привлечена Администрация муниципального образования село Сеяха (далее - Администрация с. Сеяха).
До принятия решения истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) уточнил исковые требования к каждому из ответчиков, просил обязать Администрацию Ямальского района принять в муниципальную собственность обозначенные выше объект незавершенного строительства и проектно-сметную документацию, обязать Администрацию с. Сеяха принять в муниципальную собственность гидронамывной песок.
Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 16.10.2017 по делу N А81-5217/2017 исковые требования удовлетворены полностью, распределены расходы по государственной пошлине.
Не согласившись с решением, Администрация Ямальского района в апелляционной жалобе просит его изменить в части удовлетворения требований к ней и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы её податель указал, что в полномочия муниципального образования Ямальский район не входит решение вопросов организации межмуниципальных перевозок, для обеспечения населения с. Сеяха транспортными услугами, в собственности района на территории с. Сеяха имеется действующая вертолетная площадка и здание аэровокзала, пригодные для эксплуатации, в связи с чем потребность в дополнительных объектах, тем более объекте незавершенного строительством, отсутствует. Передача объекта незавершенного строительством и проектно-сметной документации повлечет дополнительные затраты бюджета района, так как документация выполнена не в полном объеме, она не прошла все необходимые экспертизы, необходима корректировка документации, она не может быть использована в целях, в соответствии с которыми оно передается - содействие развитию объектов транспортной инфраструктуры. Кроме того, передача спорного имущества влечет расходы на консервацию объекта незавершенного строительством. Подробно доводы приведены в апелляционной жалобе.
От Департамента строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа поступили письменный отзыв на апелляционную жалобу и ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Представитель истца пояснил, что не возражает против проверки законности и обоснованности решения суда только в обжалуемой части, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились.
На основании части 1 статьи 266, частей 2, 3 статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена без участия представителей ответчиков и третьих лиц.
Рассмотрев материалы дела, суд апелляционной инстанции проверил законность и обоснованность решения суда в обжалуемой части (часть 5 статьи 268 АПК РФ, пункт 25 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции") и считает его подлежащим оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Фонд, зарегистрированный в установленном законом порядке 05.04.2011, находится в стадии ликвидации.
В собственности Фонда находится имущество, обозначенное выше (объект незавершенного строительства, проектно-сметная документация).
По утверждению истца, в 2016 году было принято решение согласовать передачу объектов незавершенного строительства в частности "Здание аэровокзала. Вертолетные площадки" Департаменту агропромышленного комплекса, торговли и продовольствия Ямало-Ненецкого автономного округа, проектно-сметную документацию предлагалось принять Департаменту строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа и также Департаменту имущественных отношений Ямало-Ненецкого автономного округа.
В ответ на письма о принятии в собственность вышеуказанного имущества Департаменты ответили отказом, Департамент агропромышленного комплекса, торговли и продовольствия рекомендовал передать объект незавершенного строительства муниципальному образованию Ямальский район.
Полагая, что указанное выше имущество подлежит передаче в собственность муниципального образования Ямальский район, Фонд обратился с иском в суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования к Администрации Ямальского района, исходил из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 7 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон N 7-ФЗ) фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.
В силу пункта 2 статьи 7 Закона N 7-ФЗ фонд использует имущество для целей, определенных уставом фонда.
В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Закона N 7-ФЗ при ликвидации некоммерческой организации оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество, если иное не установлено настоящим Законом и иными федеральными законами, направляется в соответствии с учредительными документами некоммерческой организации на цели, в интересах которых она была создана, и (или) на благотворительные цели. В случае, если использование имущества ликвидируемой некоммерческой организации в соответствии с ее учредительными документами не представляется возможным, оно обращается в доход государства.
Согласно пункту 9.6 устава Фонда при его ликвидации оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество, если иное не установлено федеральными законами, направляется в соответствии с уставом Фонда на цели, указанные в пункте 3.1 устава, и (или) на благотворительные цели.
Пунктом 3.1 устава Фонда определено, что целями его деятельности являются содействие развитию жилищного строительства на сельских территориях Ямало-Ненецкого автономного округа, иному развитию указанных территорий, развитию объектов инженерной инфраструктуры, объектов социальной инфраструктуры, транспортной инфраструктуры в целях формирования благоприятной среды жизнедеятельности человека и общества, в том числе безопасных и благоприятных условий проживания для всех категорий граждан.
Предметом деятельности фонда является участие в реализации федеральных, региональных, муниципальных и межмуниципальных программ в сфере развития сельских территорий Ямало-Ненецкого автономного округа и иных сферах, эффективное и целевое использование бюджетных средств, а также собственных и привлеченных средств на развитие сельских территорий автономного округа (пункт 3.2 Устава Фонда).
Статьей 50 Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) установлено, что в собственности муниципальных образований может находиться: имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения; имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также имущество, предназначенное для осуществления отдельных полномочий органов местного самоуправления, переданных им в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 15 настоящего Федерального закона; имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования; имущество, необходимое для решения вопросов, право решения которых предоставлено органам местного самоуправления федеральными законами и которые не отнесены к вопросам местного значения; имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14, частью 3 статьи 16 и частями 2 и 3 статьи 16.2 настоящего Федерального закона, а также имущество, предназначенное для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с частями 1 и 1.1 статьи 17 данного Федерального закона.
В соответствии с подпунктом 6 части 1 статьи 15 Закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района.
Как указал суд первой инстанции и не опровергается подателем апелляционной жалобы, на официальном сайте Администрации с. Сеяха Ямальского района размещен генеральный план муниципального образования с. Сеяха, где здание аэровокзала, вертолетные площадки, спорткомплекс с бассейном, в отношении которого подготовлена проектно-сметная документация, о передаче которой, помимо прочего, заявлено в рамках настоящего дела, включены в планируемые для размещения объекты местного значения.
Копия генерального плана представлена в материалы дела.
На основании приведенных выше норм права, приняв во внимание, что спорные объекты созданы в рамках мероприятий фонда, определенных наблюдательным советом, являющимся высшим органом управления Фонда, с учетом потребностей Ямальского района (с. Сеяха) и с использованием бюджетных средств, предоставленных в форме субсидии на содержание и уставную деятельность Фонда, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что обозначенное выше имущество подлежит к передаче в собственность муниципального образования Ямальский район.
Вопреки доводам, приведенным в апелляционной жалобе, оснований для отказа в принятии спорного имущества в собственность муниципального образования Ямальский район, не имеется.
Делая такой вывод, суд апелляционной инстанции, помимо изложенного выше, учитывает следующее.
Нормами части 1 статьи 15 Закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района отнесено, как создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района, так и обеспечение условий для развития на территории муниципального района физической культуры, школьного спорта и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий муниципального района.
То, что, как указано в апелляционной жалобе аэропортом вылета и прилета регулярных рейсов по маршрутам Салехард - Яр-Сале - Новый Порт - Мыс Каменный - Сеяха и обратно является аэропорт г. Салехарда, не означает, что воздушные перевозки, осуществляемые на территории муниципального образования Ямальский район, являются исключительно межмуниципальным в смысле положений Закона N 131-ФЗ и организация которых находится в ведении Ямало-Ненецкого автономного округа, а не в ведении района.
Включение в генеральный план муниципального образования с. Сеяха в качестве планируемых для размещения объекты местного значения здания аэровокзала, вертолетной площадки и спорткомплекса с бассейном, в отношении которого подготовлена проектно-сметная документация, о передаче которой, помимо прочего, заявлено в рамках настоящего дела, свидетельствует о том, что муниципальное образование Ямальский район нуждается в этих объектах.
Доводы подателя апелляционной жалобы о невозможности использования объекта незавершенного строительством и проектно-сметной документации в целях, в соответствии с которыми оно передается, документально не подтверждены, в связи с чем не могут быть положены в основу судебного акта.
Равно не подтверждены доводы Администрации Ямальского района о необходимости нести дополнительные расходы, в том числе расходы, связанные с обеспечением консервации объекта незавершенного строительством.
Оснований утверждать, что объект незавершенного строительством не может быть достроен за счет денежных средств, предоставленных району в качестве субсидий, не имеется.
Учитывая изложенное выше в совокупности, в том числе то, что имущество Фонда, о понуждении принятия которого заявлен иск, находится на территории муниципального образования Ямальский район, имущество подлежит принятию в муниципальную собственность, из чего правомерно исходил суд первой инстанции.
Нарушений судом первой инстанции норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, суд апелляционной инстанции не установил.
Учитывая изложенное, оснований для отмены решения в обжалуемой части не имеется. Апелляционная жалоба Администрации Ямальского района подлежит оставлению без удовлетворения.
Вопрос о распределении судебных расходов судом апелляционной инстанции не рассматривается, так как Администрация в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождена.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 270-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 16.10.2017 по делу N А81-5217/2017 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Ю.М. Солодкевич |
Судьи |
Д.Г. Рожков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А81-5217/2017
Истец: Некоммерческая организация "Фонд развития сельских территорий Ямала"
Ответчик: Администрации муниципального образования "Ямальский район", Администрация муниципального образования с. Сеяха
Третье лицо: Департамент агропромышленного комплекса, торговли и продовольствия Ямало-Ненецкого автономного округа, Департамент имущественных отношений Ямало-Ненецкого автономного округа, Департамент строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа, Департамент транспорта и дорожного хозяйства Ямало-Ненецкого автономного округа