г. Киров |
|
12 января 2018 г. |
Дело N А28-1767/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 января 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 января 2018 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Поляшовой Т.М.,
судей Бармина Д.Ю., Чернигиной Т.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бердниковой О.В.,
при участии в судебном заседании:
представителя истца Чешуиной Н.М., действующей на основании доверенности от 12.08.2016,
представителя ответчика Чернобровкиной О.Н., действующей на основании доверенности от 23.11.2017,
представителя третьего лица Кузьминых М.В., действующей на основании доверенности от 09.01.2018,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Кировские коммунальные системы" на решение Арбитражного суда Кировской области от 18.10.2017 по делу N А28-1767/2017, принятое судом в составе судьи Ворониной Н.П.,
по иску акционерного общества "Кировские коммунальные системы" (ИНН 4345230965, ОГРН 1084345012454)
к субъекту Российской Федерации Кировская область в лице Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области (ИНН 4345422106, ОГРН 1154350003257)
третье лицо - Министерство финансов Кировской области (ИНН 4347015963, ОГРН 1034316505497)
о взыскании части недополученных доходов,
установил:
акционерное общество "Кировские коммунальные системы" (далее - АО "ККС", АО "Кировские коммунальные системы", истец, Компания, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с иском к субъекту Российской Федерации Кировская область в лице Министерства строительства и жилищно - коммунального хозяйства Кировской области (далее - ответчик, Министерство ЖКХ) о взыскании невыплаченной субсидии на возмещение части недополученных доходов по услуге "холодное водоснабжение и водоотведение" за период с июля по ноябрь 2016 года в размере 4 420 827 рублей, а после уменьшения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации - 843 025 рублей.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечено Министерство финансов Кировской области (далее - Министерство финансов).
Решением Арбитражного суда Кировской области от 18.10.2017 в удовлетворении иска Компании отказано.
Не согласившись с принятым решением, АО "ККС" обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Кировской области отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований.
По мнению заявителя, обжалуемое решение вынесено с нарушением материальных норм права. Истец не согласен с выводом суда, что взысканию не подлежит сумма НДС, как противоречащим фактическим обстоятельствам, нормам налогового и жилищного законодательства. АО "ККС" считает правомерным для расчета субсидий применение тарифа, утвержденного для населения, в который включен НДС. Заявитель полагает, что возмещению подлежит сумма с учетом включенного в экономически обоснованный тариф НДС. Поскольку по ХВС разница в тарифах - 0 руб. 36 коп., по водоотведению - 0 руб. 66 коп., именно эти тарифы должны применяться для предоставления субсидий и возмещению подлежит вся разница в тарифах - 36 коп. и 66 коп. за 1 куб.м воды и стоков соответственно.
Ответчик в отзыве на апелляционную жалобу мотивированно отклонил заявленные доводы, просит оставить решение без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Вместе с отзывом на апелляционную жалобу во Второй арбитражный апелляционный суд поступило ходатайство о замене ответчика министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области на министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области.
Во обоснование заявленного ходатайства приложены Указ Губернатора Кировской области от 20.10.2017 N 26 "О структуре органов исполнительной власти Кировской области", постановление правительства Кировской области от 20.10.2017 N 31-П "О мерах по реализации Указа Губернатора Кировской области от 20.10.2017", во исполнение которых 22.11.2017 министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области переименовано в министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области, полномочия в сфере жилищно-коммунального хозяйства переданы в министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области в соответствии с пунктом 3.1.6.10 Положения о министерстве энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области", утвержденного постановлением правительства Кировской области от 15.11.2017 N 67-П.
В соответствии со статьей 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении суд производит замену этой стороны ее правопреемником, для которого все действия совершенные в арбитражном процессе до вступления правопреемника в дело, обязательны в той мере, в какой они были обязательны для лица, которое правопреемник заменил, и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
С учетом того, что изменение наименования ответчика подтверждается представленными в материалы дела нормативными правовыми актами, апелляционный суд считает ходатайство Министерства ЖКХ подлежащим удовлетворению.
Министерство финансов в отзыве на апелляционную жалобу отклонило заявленные доводы, считает обжалуемое решение законным и обоснованным.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца поддержала доводы жалобы, пояснила правовую позицию по делу, представители ответчика и третьего лица огласили доводы отзывов на апелляционную жалобу, ответили на вопросы суда.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, АО "ККС" является ресурсоснабжающей организацией, осуществляет поставку коммунального ресурса (холодного водоснабжения и водоотведения) для потребления населением, проживающим в многоквартирных жилых домах на территории города Кирова.
27.11.2015 решением Региональной службы по тарифам Кировской области N 45/126-кс-2016 "О тарифах на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и водоотведение ОАО "Кировские коммунальные системы" (г. Киров)" установлены тарифы на коммунальные услуги (питьевое водоснабжение и водоотведение) для потребителей ОАО "Кировские коммунальные системы" на период с 01.07.2016 по 31.12.2016, в том числе для населения, в размере 25 рублей 43 копейки (тариф на холодное водоснабжение) и 19 рублей 05 копеек (тариф на водоотведение).
26.02.2016 Постановлением Администрации города Кирова N 521-П "Об утверждении стандарта уровня платежей" установлен стандарт уровня платежей населения для ОАО "ККС" в размере 98,58 % (за холодное водоснабжение) и в размере 96,54% (за водоотведение); с учетом указанных стандартов уровня платежей тариф на холодное водоснабжение составляет 25 рублей 07 копеек, тариф на услуги водоотведения - 18 рублей 39 копеек.
18.05.2016 между АО "ККС" (Организацией) и Министерством заключено соглашение N 396/в (с учетом дополнительного соглашения от 18.05.2016) "О предоставлении субсидий на возмещение части недополученных доходов ресурсоснабжающим, управляющим организациям и иным исполнителям коммунальных услуг в связи с пересмотром размера подлежащей внесению платы граждан за коммунальные услуги при приведении в соответствие с утвержденными в установленном порядке индексами" (далее - Соглашение), по которому Министерство предоставляет Организации субсидии на возмещение части недополученных доходов в связи с пересмотром размера подлежащей внесению платы граждан за коммунальные услуги при приведении в соответствие с предельными индексами (далее - субсидии).
Субсидии предоставляются Организации ежемесячно в соответствии с Порядком предоставления субсидий на возмещение части недополученных доходов ресурсоснабжающим, управляющим организациям и иным исполнителям коммунальных услуг в связи с пересмотром размера подлежащей внесению платы граждан за коммунальные услуги при приведении в соответствие с утвержденными в установленном порядке предельными индексами, утвержденным постановлением Правительства Кировской области от 20.03.2012 N 144/146 (далее также - Порядок предоставления субсидий), с учетом расчетов, предоставляемых Организацией в Министерство (пункт 1.2 Соглашения).
В вопросах, не урегулированных Соглашением, стороны руководствуются Порядком предоставления субсидий, утвержденным постановлением Правительства Кировской области от 20.03.2012 N 144/146 (пункт 3.3), согласно пункту 3.1 которого субсидии предоставляются Организации при следующих условиях: в пределах объемов финансирования средств, предусмотренных в областном бюджете на соответствующие цели на 2016 год; при наличии нормативного правового акта органа местного самоуправления о пересмотре размера подлежащей внесению платы граждан за коммунальные услуги при приведении в соответствие с утвержденными в установленном порядке предельными индексами на соответствующий финансовый год; включение Организации в Перечень ресурсоснабжающих, управляющих организаций и иных исполнителей коммунальных услуг, имеющих право на предоставление субсидии, утвержденного приказом Министерства; при наличии расчета субсидии, составленного по утвержденной Министерством форме; при наличии соглашения, заключенного в соответствии с пунктом 3.5 Порядка предоставления субсидий.
В соответствии с условиями Соглашения Истец направил Ответчику необходимый перечень документов для получения субсидии, размер которой, по расчету Компании, составил 5 411 036 рублей (с учетом НДС), 4 568 011 рублей (без учета НДС).
В соответствии с представленным расчетом на основании Соглашения истцу выплачены субсидии за 2016 год в сумме 4 568 011 рублей (без учета НДС).
06.10.2017 Министерство направило в адрес АО "ККС" письмо "Об объеме субсидий", в котором пояснило, что за период с января по ноябрь 2016 года Компании излишне перечислены субсидии в размере 1 012 157 рублей (на сумму НДС), поэтому указанная сумма зачтена в счет финансирования субсидии за декабрь 2016 года.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с иском по настоящему делу, в рамках рассмотрения которого после уменьшения исковых требований Компанией взыскивается размер НДС на субсидии 843 025 рублей (5 411 036 рублей с учетом НДС - 4 568 011 рублей без учета НДС).
Заявитель просит отменить решение Арбитражного суда Кировской области от 18.10.2017 по делу А28-1767/2017 и принять новый судебный акт, вместе с тем, в апелляционной жалобе истцом приведены доводы в части отказа в удовлетворении требования истца о взыскании суммы НДС на субсидии в размере 843 025 рублей.
В силу части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом разъяснений, данных в пункте 25 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 36 от 28.05.2009 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений. При непредставлении лицами, участвующими в деле, указанных возражений до начала судебного разбирательства суд апелляционной инстанции начинает проверку судебного акта в оспариваемой части и по собственной инициативе не вправе выходить за пределы апелляционной жалобы, за исключением проверки соблюдения судом норм процессуального права, приведенных в части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, заслушав представителей сторон и третьего лица, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда, исходя из нижеследующего.
В статье 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрено, что гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
Основанием заявленного иска АО "ККС" указывает соглашение N 396/в от 18.05.2016 между АО "ККС" (Организацией) и Министерством (с учетом дополнительного соглашения от 18.05.2016) "О предоставлении субсидий на возмещение части недополученных доходов ресурсоснабжающим, управляющим организациям и иным исполнителям коммунальных услуг в связи с пересмотром размера подлежащей внесению платы граждан за коммунальные услуги при приведении в соответствие с утвержденными в установленном порядке индексами".
Тариф на водоснабжение и водоотведение является регулируемой ценой и устанавливается уполномоченными органами (статья 424 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Исходя из положений подпункта 1 пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения относятся, в том числе установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.
Реализация функции органов государственной власти субъекта Российской Федерации по установлению подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации также предусмотрена подпунктом 55 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Следовательно, именно органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации устанавливают подлежащие применению тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения.
Согласно правовой позиции, высказанной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 N 2-П, а также разъяснениям пункта 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей" (далее - Постановление N87), если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например, населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса (далее - межтарифная разница), предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь. Возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов), поэтому субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение.
Применение режима тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным размером платы для потребителей и экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на поставку воды и тепловой энергии, и, соответственно, предопределяет необходимость возмещения в таких случаях соответствующей организации понесенных ею экономических потерь.
В рассматриваемом споре решением Региональной службы по тарифам Кировской области N 45/126-кс-2016 от 27.11.2015 "О тарифах на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и водоотведение ОАО "Кировские коммунальные системы" (г. Киров)" установлены тарифы на коммунальные услуги (питьевое водоснабжение и водоотведение) для потребителей Компании на период с 01.07.2016 по 31.12.2016 для населения, собственников жилых помещений и исполнителей коммунальных услуг с учетом НДС в размере 25 рублей 43 копейки - тариф на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и 19 рублей 05 копеек - тариф на водоотведение.
В правоотношениях истца и ответчика заявленная Компанией субсидия перечислена в полном объеме без учета НДС, поскольку 18.05.2016 между Истцом (Организацией) и ответчиком (Министерством ЖКХ) заключено соглашение N 396/в (с учетом дополнительного соглашения от 18.05.2016) "О предоставлении субсидий на возмещение части недополученных доходов ресурсоснабжающим, управляющим организациям и иным исполнителям коммунальных услуг в связи с пересмотром размера подлежащей внесению платы граждан за коммунальные услуги при приведении в соответствие с утвержденными в установленном порядке индексами".
Согласно пункту 1.2 Соглашения субсидия предоставляется ежемесячно в соответствии с Порядком предоставления субсидий на возмещение части недополученных доходов ресурсоснабжающим, управляющим организациям и иным и иным исполнителям коммунальных услуг в связи с пересмотром размера подлежащей внесению платы граждан за коммугальные услуги при приведении в соответствие с утвержденными в установленном порядке предельными индексами, утвержденным постановлением Правительства Кировской области от 20.03.2012 N 144/146.
Постановлением правительства Кировской области от 16.07.2012 N 162/406 внесены изменения в Порядок предоставления субсидий, в частности, раздел 4 "Расчет субсидии ресурсоснабжающим, управляющим организациям и иным исполнителям коммунальных услуг" дополнен абзацем следующего содержания: "В случае, если субсидия предоставляется непосредственно ресурсоснабжающей организации, применяющей общую систему налогообложения, при расчете размера субсидии тариф ресурсоснабжающей организации, установленный тарифным решением, принятым региональной службой по тарифам Кировской области, и тариф для населения с учетом пересмотра размера подлежащей внесению платы граждан за коммунальные услуги при приведении в соответствие с утвержденными в установленном порядке предельными индексами применяется без учета НДС".
Соответственно, при установлении тарифов на коммунальные услуги (питьевое водоснабжение и водоотведение) для потребителей Компании на период с 01.07.2016 по 31.12.2016 для населения, собственников жилых помещений и исполнителей коммунальных услуг с учетом НДС, тем не менее учитывая действующее между Министерством и АО "ККС" Соглашение, а также внесенные постановлением правительства Кировской области от 16.07.2012 N 162/406 изменения в Порядок предоставления субсидий, субсидия предоставляется ресурсоснабжающей организации без учета НДС.
При таких обстоятельствах правовая позиция Компании о возмещении суммы субсидии с учетом НДС признается необоснованной.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были учтены судом при вынесении обжалуемого решения.
Различная оценка одних и тех же фактических обстоятельств судом первой инстанции и истцом в апелляционной жалобе, не является правовым основанием для отмены решения суда по настоящему делу.
Учитывая избранный истцом способ защиты, апелляционная инстанция считает, что оспариваемый судебный акт принят при правильном применении норм права, содержащиеся в нем выводы, не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 18.10.2017 по делу N А28-1767/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу акционерного общества "Кировские коммунальные системы" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Кировской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Т.М. Поляшова |
Судьи |
Д.Ю. Бармин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А28-1767/2017
Истец: АО "Кировские коммунальные системы"
Ответчик: Министерство строительства и ЖКХ Кировской области
Третье лицо: Министерство финансов Кивроской области, Министрество энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области