г. Тула |
|
12 января 2018 г. |
Дело N А23-4467/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11.01.2018.
Постановление изготовлено в полном объеме 12.01.2018.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Рыжовой Е.В., судей Мордасова Е. В. И Тимашковой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем Назарян Г.А., при участии от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Диализный центр НЕФРОС-КАЛУГА" (город Калуга, ОГРН 1164027064882, ИНН 4027130639) - Бацман Е.В. (доверенность от 21.02.2017 N 5), Короходкиной Ю.А. (доверенность от 21.02.2017 N 6), Громовой О.С. (доверенность от 09.01.2018 N 15), от ответчика - Комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования Калужской области (город Калуга) - Кругликовой М.Е. (доверенность от 10.07.2017) и от заинтересованных лиц - Правительства Калужской области (город Калуга, ОГРН 1024001188727, ИНН 4027059305) - Кругликовой М.Е. (доверенность от 11.07.2017 N 01-41/915-17), Министерства здравоохранения Калужской области (город Калуга, ОГРН 1044004404091, ИНН 4027064224) - Кругликовой М.Е. (доверенность от 07.02.2017 N 04/75-17), в отсутствие иных заинтересованных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования Калужской области на решение Арбитражного суда Калужской области от 08.11.2017 по делу N А23-4467/2017 (судья Носова М.А.), установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Диализный центр НЕФРОС-КАЛУГА" (далее - ООО "ДЦ НЕФРОС-КАЛУГА", общество) обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением к Комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования Калужской области (далее - комиссия) о признании незаконным решения (протокол от 24.03.2017 N 6) в части отказа в установлении иного срока подачи уведомления для включения общества в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования Калужской области, на 2017 год; возложении обязанности на комиссию и заинтересованных лиц принять необходимые меры и устранить допущенные нарушения в течение пяти рабочих дней путем включения ООО "ДЦ НЕФРОС-КАЛУГА" в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования Калужской области, на 2017 год (с учетом уточнения заявленных требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) (т. 1, л. д. 6 - 11).
Определениями суда от 29.06.2017 и от 18.09.2017 для участия в деле привлечены заинтересованные лица - Правительство Калужской области (далее - правительство), Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Калужской области (город Калуга, ОГРН 1024001340945, ИНН 4027005123) (далее - фонд), Министерство здравоохранения Калужской области (далее - министерство), Федеральное государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Клиническая больница N 8 Федерального медико-биологического агентства" (Калужская область, город Обнинск, ОГРН 1024000940919, ИНН 4025002173), Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Калужской области "Калужская областная клиническая больница" (город Калуга, ОГРН 1024001194580, ИНН 4027022873) (далее - ГБУЗКО "КОКБ"), общество с ограниченной ответственностью "Фрезениус Нефрокеа" (город Москва, ОГРН 1057746868068, ИНН 7736522023) (т. 1, л. д. 1 - 2; т. 4, л. д. 47 - 48).
Решением Арбитражного суда Калужской области от 08.11.2017 заявление удовлетворено: признано незаконным решение комиссии, изложенное в протоколе от 24.03.2017 N 6 в части решения не устанавливать иной срок подачи уведомления для включения ООО "ДЦ НЕФРОС-КАЛУГА" в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования Калужской области, на 2017 год.
На комиссию возложена обязанность принять решение об установлении иного срока для подачи уведомления о включении ООО "ДЦ НЕФРОС-КАЛУГА" в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования Калужской области, на 2017 год, как для вновь созданной медицинской организации, в течение пяти рабочих дней с момента вступления решения суда в законную силу (т. 4, л. д. 110 - 113).
Не согласившись с судебным актом, комиссия обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить полностью (т. 4, л. д. 122 - 123).
Заявитель жалобы полагает, что согласно части 2 статьи 15 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ) обществом в комиссию должна быть направлена не просьба о включении его в реестр медицинских организаций на 2017 год, а иная просьба - установить иной срок подачи уведомления, как вновь созданной медицинской организации.
В отзыве на апелляционную жалобу общество просит решение суда оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения (т. 5, л. д. 13 - 15).
Считает, что целью части 2 статьи 15 Закона N 326-ФЗ является не предоставление комиссии права на отказ в установлении иных сроков, а предоставление права установить иные сроки для применения в конкретном субъекте Российской Федерации. Общество указало на то, что комиссией не были предъявлены претензии ни к форме, ни к содержанию обращения заявителя. Отметило, что в настоящий момент комиссией обжалуемое решение суда фактически исполнено.
В отзывах на апелляционную жалобу фонд и ГБУЗКО "КОКБ" указали на то, что полностью поддерживают доводы заявителя, изложенные в ней (т. 5, л. д. 44, 46 - 47).
В отзыве на апелляционную жалобу правительство просит ее удовлетворить, решение суда отменить полностью (т. 5, л. д. 58 - 59). Поддержало доводы, изложенные в жалобе.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель комиссии, правительства и министерства поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, в удовлетворении заявления отказать.
Представители общества не согласились с доводами жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, просили решение суда оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения. Иные заинтересованные лица в судебное заседание не явились.
Фонд и ГБУЗКО "КОКБ" направили ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие представителей (т. 5, л. д. 44, 46 - 47), которые удовлетворены судом апелляционной инстанции на основании статей 41, 123, 156, 159, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Дело рассмотрено в отсутствие иных заинтересованных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте его рассмотрения, в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Калужской области от 08.11.2017 проверены судом апелляционной инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в силу следующего.
На заседании комиссии 24.03.2017 в отношении ООО "ДЦ НЕФРОС-КАЛУГА" принято решение не устанавливать иной срок подачи уведомления для включения в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования Калужской области, на 2017 год (пункт 8 протокола от 24.03.2017 N 6) (т. 1, л. д. 15 - 29).
Решение мотивировано тем, что установление иных сроков для вновь созданной организации является правом, а не обязанностью комиссии; территориальная программа обязательного медицинского страхования на 2017 год сбалансирована; медицинские организации, оказывающие медицинскую помощь пациентам, страдающим острой и хронической почечной недостаточностью, обеспечивают сложившуюся на 2017 год потребность Калужской области в заместительной почечной терапии методами гемодиализа и перитониального диализа; произведены закупки расходных материалов и медикаментов, необходимых для оказания данного вида помощи в соответствии с утвержденными комиссией объемами на 2017 год.
Ссылаясь на то, что указанное решение комиссии не соответствует закону, нарушает права и интересы заявителя, ООО "ДЦ НЕФРОС-КАЛУГА" обратилось с заявлением в арбитражный суд (с учетом уточнения заявленных требований) (т. 1, л. д. 6 - 11).
Суд первой инстанции, рассмотрев заявленные требования, правомерно удовлетворил их, исходя из следующего.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пункта 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно статье 3 Закона N 326-ФЗ обязательное медицинское страхование - вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных настоящим Федеральным законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования.
Медицинская организация осуществляет свою деятельность в сфере обязательного медицинского страхования на основании договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и не вправе отказать застрахованным лицам в оказании медицинской помощи в соответствии с Территориальной программой обязательного медицинского страхования (пункт 1 статьи 15 Закона N 326-ФЗ).
В соответствии с частью 2 статьи 15 Закона N 326-ФЗ медицинская организация включается в реестр медицинских организаций на основании уведомления, направляемого ею в территориальный фонд до 1 сентября года, предшествующего году, в котором медицинская организация намерена осуществлять деятельность в сфере обязательного медицинского страхования. Территориальный фонд не вправе отказать медицинской организации во включении в реестр медицинских организаций. Комиссией по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования в субъекте Российской Федерации могут быть установлены иные сроки подачи уведомления вновь создаваемыми медицинскими организациями. Информация о сроках и порядке подачи уведомления о включении медицинской организации в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, размещается территориальным фондом на своем официальном сайте в сети "Интернет".
Приказом Минздравсоцразвития России от 28.02.2011 N 158н утверждены Правила обязательного медицинского страхования, которые регулируют правоотношения субъектов и участников обязательного медицинского страхования при реализации Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", а также Положение о деятельности комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования (далее - Положение о комиссии).
Исходя из положений части 9 статьи 36 Закона N 326-ФЗ и пунктов 4, 5 Положения о деятельности Комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования, являющегося приложением N 1 к Правилам обязательного медицинского страхования, утвержденным Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28.02.2011 N 158н, комиссия распределяет объемы предоставления медицинской помощи между страховыми медицинскими организациями и между медицинскими организациями (за исключением медицинских организаций, находящихся за пределами Российской Федерации, включенные в реестр медицинских организаций) до 01 января года, на который осуществляется распределение. Для рассмотрения отдельных вопросов и подготовки необходимых предложений, оперативной корректировки объемов предоставления медицинской помощи, распределенных между страховыми медицинскими организациями и между медицинскими организациями, при Комиссии могут создаваться рабочие группы, состоящие из членов Комиссии и иных лиц, привлеченных к ее работе.
Комиссия устанавливает иные сроки подачи медицинскими организациями уведомления об осуществлении деятельности в сфере обязательного медицинского страхования для вновь создаваемых медицинских организаций (пункт 4 Положения о деятельности Комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования, приложение N 1).
Из материалов дела усматривается, что ООО "ДЦ НЕФРОС-КАЛУГА" создано 25.10.2016 (т. 2, л. д. 2 - 6). Общество имеет лицензию на осуществление медицинской деятельности от 13.02.2017 N ЛО-40-01-001299 по профилю заявленной деятельности - оказание услуг по профилю нефрология, проведение процедур гемодиализа для лиц, страдающих острой и хронической почечной недостаточностью (т. 3, л. д. 76 - 77).
Уведомление о включении в реестр медицинских организаций на 2017 год подано обществом 14.02.2017 в Территориальный фонд обязательного страхования Калужской области N 04/17 (т. 1, л. д. 60) и в Комиссию по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования, как вновь созданной медицинской организации N 05/17 (т. 1, л. д. 61).
Судом установлено, что решением Арбитражного суда Калужской области от 04.05.2017 по делу N А23-513/2017 признаны незаконными действия Управления Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Калужской области по выдаче заявителю отрицательного санитарно-эпидемиологического заключения от 01.12.2016 N 40.01.05.000.М.000482.12.16 (т. 3, л. д. 53 - 57).
Таким образом, общество правомерно подало соответствующее уведомление 14.02.2017, после выдачи лицензии 13.02.2017 на основании положительного заключения от 27.01.2017 N 40.01.05000-М.000020.01.1 о соответствии государственным санитарно-эпидемиологическим правилам, нормативам помещения ООО "ДЦ НЕФРОС-КАЛУГА" по адресу: Калужская область, город Калуга, улица Салтыкова-Щедрина, дом 133А, помещение 3, для осуществления медицинской деятельности.
Установив изложенные обстоятельства, арбитражный суд первой инстанции сделал верные выводы о том, что ООО "ДЦ НЕФРОС-КАЛУГА" на момент подачи уведомления о включении в реестр медицинских организаций относилось к вновь созданной медицинской организации после окончания срока на подачу соответствующих уведомлений на 2017 год - 01.09.2016, в связи с чем комиссия была наделена правом для установления иного срока для подачи соответствующего уведомления.
Установление иных сроков для вновь созданных организаций относится к полномочиям комиссии, при этом решение по установлению иных сроков не должно носить произвольный характер, исходя из усмотрения комиссии.
При этом исключительная компетенция по установлению иных сроков отнесена к полномочиям комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования.
Доказательств, объективно указывающих на невозможность установления заявителю иных сроков для подачи уведомления, комиссией в материалы дела не представлено.
Как обоснованно указал суд первой инстанции, в соответствии с Правилами обязательного медицинского страхования, которые устанавливают порядок оплаты медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, утвержденными приказом Министерства здравоохранения и социального развития России от 28.02.2011 N 158н, объемы медицинской помощи устанавливаются медицинской организации на год с последующей корректировкой при необходимости, исходя из потребности застрахованных лиц в медицинской помощи и с учетом их права выбора медицинской организации и врача.
Принимая во внимание изложенное, суд апелляционной инстанции согласен с выводом суда первой инстанции о том, что обжалуемое решение комиссии не соответствует закону и нарушает права и законные интересы общества, в связи с чем заявленные требования подлежат удовлетворению.
Доводы апелляционной жалобы изучены судом апелляционной инстанции, однако они подлежат отклонению, так как не опровергают выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении суда, а выражают лишь несогласие с ними, что не является основанием для отмены законного и обоснованного решения суда первой инстанции.
Обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, исследованным судом первой инстанции, дана надлежащая правовая оценка по правилам, установленным статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выводы суда первой инстанции соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
Нарушений норм процессуального и материального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с пунктом 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина за подачу апелляционной жалобы не подлежит уплате в доход федерального бюджета заявителем - комиссией.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калужской области от 08.11.2017 по делу N А23-4467/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования Калужской области (город Калуга) - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.В. Рыжова |
Судьи |
Е.В. Мордасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А23-4467/2017
Истец: ООО "Диализный центр "Нефрос-Калуга", ООО ДЦ НЕФРОС-Калуга
Ответчик: Комиссия по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования Калужской области
Третье лицо: Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Калужской области Калужская областная Клиническая больница, Министерсвто здравоохранения Калужской области, ООО Фрезениус Нефрокеа, Правительство Калужской области, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Калужской области, ФГУЗ Клиническая больница N8 Федерального медико-биологического агентства, Министерство здравоохранения Калужской области, Правительство Калужской области-высший исполнительный орган государственной власти Калужской области, Фонд Территориальный обязательного медицинского страхования Калужской области