Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 3 мая 2018 г. N Ф08-1377/18 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
11 января 2018 г. |
дело N А32-13554/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 декабря 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 января 2018 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Смотровой Н.Н., Сурмаляна Г.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Н.П. Струкачевой,
при участии:
от ОАО "Дружба": представитель Нурмухамедова В.Е. по доверенности N 6 от 31.03.2017, паспорт;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента имущественных отношений Краснодарского края
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 11.10.2017 по делу N А32-13554/2017, принятое судьей Левченко О.С.,
по заявлению открытого акционерного общества "Дружба"
к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края
при участии третьего лица: Администрации муниципального образования Каневской район
о признании незаконным отказа; об обязании,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Дружба" (далее - заявитель, ОАО "Дружба", общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением, в котором просит признать незаконным решение Департамента имущественных отношений Краснодарского края, выразившиеся в отказе от 27.01.2017 N 52-2350/17-37.05 утвердить схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образуемого из земельного участка с кадастровым номером 23:11:0106006:5 площадью 626 410 кв. м, местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир х. Албаши. Участок находится примерно в 9,93 км от ориентира по направлению на северо-запад. Почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, Каневской район, в границах ЗАО "Дружба", участок N 19;
- обязать департамент принять решение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образуемого из земельного участка с кадастровым номером 23:11:0106006:5 площадью 626 410 кв. м, местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир х. Албаши. Участок находится примерно в 9,93 км от ориентира по направлению на северо-запад. Почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, Каневской район, в границах ЗАО "Дружба", участок N 19 и направить утвержденную схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образуемого из земельного участка с кадастровым номером 23:11:0106006:5 в адрес ОАО "Дружба" Каневского района, Краснодарского края в семидневный срок с даты вступления решения суда в законную силу.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 11.10.2017 заявленные требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что договор аренды спорного земельного участка от 28.06.1999 после истечения срока его действия возобновился на неопределенный срок в отсутствие возражений его сторон на продолжение отношений и при использовании обществом земельного участка по назначению. Сомнения в тождественности земельного участка отсутствуют.
Не согласившись с принятым судебным актом, Департамент имущественных отношений Краснодарского края обратился в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить решение и принять новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать, полагает, что оспариваемый обществом отказ департамента не нарушает прав и законных интересов ОАО "Дружба" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Продление срока договора аренды земельного участка, находящегося в публичной собственности должно было осуществляться только после предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемого для такой передачи земельного участка в средствах массовой информации. Дополнительное соглашение к договору аренды от 29.06.1999 N 8811000010, которым продлен срок действия данного договора на 10 лет до 29.062019, ввиду несоответствия нормам пункта 1 статьи 34 ЗК РФ и пункта 2 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" на основании ст. ст. 167, 168 ГК РФ является недействительной (ничтожной) сделкой с момента ее свершения и не влечет никаких юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью. Применение к спорным правоотношениям статьи 621 ГК РФ не представлялось возможным в связи с отсутствием сведений о тождественности земельного участка площадью 120 га, представленного по договору от 29.06.1999 N 8811000010 и земельного участка с кадастровым номером 23:11:0106006:5, а также о правопреемстве АО "Дружба" и ОАО "Дружба".
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В отзыве на апелляционную жалобу ОАО "Дружба" просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель открытого акционерного общества "Дружба" доложил отзыв на апелляционную жалобу, в удовлетворении жалобы просит отказать.
Департамент имущественных отношений Краснодарского края и Администрация муниципального образования Каневской район, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание явку своих представителей не обеспечили.
Дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей Департамента имущественных отношений Краснодарского края и Администрации муниципального образования Каневской район, извещенных надлежащим образом.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 31.03.2017 земельный участок с кадастровым номером 23:11:0106006:5, площадью 626 410 кв. м, расположенный относительно ориентира. Ориентира х. Адбаши. Участок находится примерно в 9,93 км от ориентира по направлению на северо - запад. Почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, Каневской район, в границах ЗАО "Дружба", участок N 19, находится в собственности субъекта Российской Федерации - Краснодарского края (запись государственной регистрации от 10.08.2004 N 23-01/00-143/2004-434).
На основании договора аренды земельных угодий сельскохозяйственного назначения от 28.06.1999, заключенного с администрацией Новодеревянковского сельского поселения Каневского района Краснодарского края, заявителю предоставлен земельный участок площадью 120 га.
Договор от 28.06.1999 зарегистрирован в Комитете по земельным ресурсам и землеустройству Краснодарского края за N 74 от 29.06.1999.
16.04.2004 в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о земельном участке, указанном выше, ему присвоены кадастровые номера 23:11:0106002:1, площадью 569 067,16 кв. м, и 23:11:0106006:0005, площадью 626 410 кв. м.
12.10.2007 к договору от 29.06.1999 заключено дополнительное соглашение, согласно которому администрация Новодеревянковского сельского поселения уступает, а департамент принимает на себя права и обязанности арендодателя по договору аренды от 29.06.1999. Договору присвоен номер 8811000010.
Дополнительным соглашением от 28.03.2009, заключенным с департаментом, срок действия договора продлен до 29.06.2019.
Договор от 28.06.1999 также зарегистрирован в Едином государственном реестре недвижимости, запись государственной регистрации от 18.01.2008 N 23 -23-27/036/2007-864.
В целях дальнейшего выкупа земельного участка, сохраняющегося в измененных границах после раздела, 28.12.2016 общество обратилось в департамент с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории при образовании земельных участков, образуемого из земельного участка с кадастровым номером 23:11:0106006:5, площадью 626 410 кв. м, местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир х. Албаши. Участок находится примерно в 9,93 км от ориентира по направлению на северо - запад. Почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, Каневской район, в границах ЗАО "Дружба", участок N 19.
Письмом от 27.01.2017 N 52-2350/17-37.05 департамент отказал в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Отказ мотивирован тем, что договор на основании которого предоставлен земельный участок с кадастровым номером 23:11:0106006:5 является ничтожным, так как заключен не по результатам торгов. При этом департамент сообщил, что представив документальные доказательства подтверждения тождественности земельного участка площадью 120 га, предоставленного по договору от 29.06.1999 N 8811000010 и земельного участка с кадастровым номером 23:11:0106006:5, общество вправе повторно обратиться в департамент с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Полагая, что отказ департамента не соответствует нормам действующего земельного законодательства, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном названным Кодексом, самостоятельно определив способы их судебной защиты соответствующие статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.
По смыслу статей 1, 11, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебная защита гражданских прав может осуществляться в случае, когда имеет место нарушение или оспаривание прав и законных интересов лица, требующее принудительной защиты.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения, действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основанием для удовлетворения такого заявления является наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемых акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с таким требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (статьи 198, 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации одним из документов, в соответствии с которым осуществляется образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, является утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
Пунктом 1 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Таким образом, схема расположения земельного участка является одним из этапов процедуры образования земельного участка по инициативе заинтересованного лица в случае, если земельный участок предстоит образовать, и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предусмотрено образование земельного участка.
Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (пункт 13 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации).
Основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка предусмотрены в пункте 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно учетной карте (регистрационный номер 2316419001) из Единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в границах земельного участка с кадастровым номером 23:11:0106006:5 расположен Курган, площадью 4 098 кв. м, периметр границ памятника составляет 237 м (географические координаты центра насыпи кургана в системе WGS 84: СШ 44°12'37,43"; ВД 38°41'21,31").
В силу статьи 52 Земельного кодекса Российской Федерации и статьи 129 Гражданского кодекса Российской Федерации отчуждение земельного участка его собственником другим лицам осуществляется с учетом предусмотренных статьей 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничений оборотоспособности земельных участков.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и Земельным кодексом Российской Федерации. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом Российской Федерации от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (Закон N 73-ФЗ).
Согласно статье 5 закона N 73-ФЗ земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия относятся к землям историко-культурного назначения, правовой режим которых регулируется земельным законодательством Российской Федерации и данным Законом.
Одним из принципов земельного законодательства, закрепленных в статье 1 Земельного кодекса Российской Федерации является приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, согласно которому изменение целевого назначения ценных земель, в том числе земель, занятых объектами культурного наследия, для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами.
Статьями 94 (подпункт 4 пункта 2) и 99 (подпункт 1 пункта 1) Земельного кодекса Российской Федерации определено, что земли историко-культурного назначения, на которых расположены объекты археологического наследия, относятся к землям особо охраняемых территорий.
При этом земли историко-культурного назначения используются в строгом соответствии с их целевым назначением. Не допускаются изменение целевого назначения земель историко-культурного назначения и не соответствующая их целевому назначению деятельность. Земельные участки, отнесенные к землям историко-культурного назначения, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются, за исключением случаев, установленных законодательством. В целях сохранения исторической, ландшафтной и градостроительной среды в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации устанавливаются зоны охраны объектов культурного наследия (пункты 2 - 4 статьи 99 Земельного кодекса Российской Федерации).
Выделение в пределах границ населенных пунктов зон особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение, соответствует статье 85 Земельного кодекса Российской Федерации. При этом земельные участки, включенные в состав зон особо охраняемых территорий, используются в соответствии с нормами, установленными статьями 94 - 100 Земельного кодекса Российской Федерации с учетом требований охраны памятников истории и культуры.
Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и которые ограничиваются в обороте, определены в пункте 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации. К их числу относятся участки, занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия.
Из буквального содержания пунктами 1 и 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации статьи 129 Гражданского кодекса Российской Федерации приведенной нормы следует, что возможность предоставления такого участка в частную собственность является исключением из общего правила о запрете такового и это исключение возможно лишь в случаях, прямо предусмотренных законом.
Статьей 49 Закона N 73-ФЗ установлено, что объект археологического наследия и земельный участок, в пределах которых он располагается, находятся в гражданском обороте раздельно.
Таким образом, в целях дальнейшего выкупа земельного участка с кадастровым номером 23:11:0106006:5, в измененных границах после раздела, обществом образован земельный участок под курганом.
В соответствии с пунктом 4 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ) гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и которые осуществляют надлежащее использование такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом.
Согласно подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации, продажа земельных участков, находящихся в публичной собственности, осуществляется без проведения торгов в отношении земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии надлежащего использования такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка.
Пунктом 1 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в публичной собственности, без проведения торгов, в том числе когда с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.
Апелляционной коллегией отклоняется довод департамента о том, что у общества отсутствует, предусмотренное пунктом 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации, право на приобретение в собственность спорного участка из земель сельскохозяйственного назначения по причине ничтожности дополнительного соглашения от 28.03.2009 о продлении срока действия договора аренды спорного земельного участка от 28.06.1999 N N 8811000010.
Пунктом 1 постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" (ред. от 25.12.2013) установлено, что в случаях, предусмотренных законом (например, пунктами 1 и 3 статьи 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции", статьями 30 - 30.2 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 74 Лесного кодекса Российской Федерации), договор аренды в отношении государственного или муниципального имущества может быть заключен только по результатам проведения торгов.
В связи с этим договор аренды названного имущества, заключенный на новый срок без проведения торгов, является ничтожным (статья 168 Гражданского кодекса Российской Федерации), равно как и соглашение о продлении такого договора.
Вместе с тем, договор аренды государственного или муниципального имущества может быть возобновлен на неопределенный срок в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 612 Гражданского кодекса Российской Федерации, если этот договор заключен до вступления в силу закона, требующего обязательного проведения торгов для заключения договора аренды (статья 422 Гражданского кодекса Российской Федерации).
На момент заключения договора аренды спорного земельного участка (28.06.1999) отсутствовали нормы регламентирующие соблюдение публичной процедуры предоставления земель сельскохозяйственного назначения в аренду.
В то же время действовала норма пункта 2 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации о том, что если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок (статья 610).
На основании суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что в силу приведенных выше норм, договор аренды спорного земельного участка от 28.06.1999 после истечения срока его действия возобновился на неопределенный срок в отсутствие возражений его сторон на продолжение отношений и при использовании обществом земельного участка по назначению.
Апелляционная коллегия отмечает, что сомнения в тождественности земельного участка отсутствуют, так как совпадает площадь земельных участков с кадастровым номером 23:11:0106002:1, площадью 569 067,16 кв. м и 23:11:0106006:0005, площадью 626 410 кв. м и месторасположение земельного участка. Также в выписке из Единого государственного реестра недвижимости основанием государственной регистрации права аренды общества указан договор аренды от 28.06.1999. Кроме того, в материалы дела представлено заключение кадастрового инженера Ковалева А.Ю. от 15.09.2017, которым также установлена тождественность земельного участка, предоставленного по договору 28.06.1999 и земельных участков с кадастровыми номерами 23:11:0106002:1, 23:11:0106006:0005.
В силу имеющихся в материалах дела документов (выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, выписки из Единого государственного реестра недвижимости) не подтвержден довод департамента о недоказанности о правопреемстве АО "Дружба" и ОАО "Дружба".
Согласно подпункту 3 пункта 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Таким образом, суд правомерно в целях восстановления нарушенного права заявителя возложил на заинтересованное лицо обязанность принять решение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образуемого из земельного участка с кадастровым номером 23:11:0106006:5 площадью 626 410 кв.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, не установлено.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции не подлежит отмене, апелляционную жалобу надлежит отклонить.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.10.2017 по делу N А32-13554/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
Н.Н. Смотрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-13554/2017
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 3 мая 2018 г. N Ф08-1377/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ОАО "Дружба"
Ответчик: Департамент имущественных отношений Краснодарского края
Третье лицо: Администрация МО Каневской район, Администрация муниципального образования Каневской район