г. Красноярск |
|
12 января 2018 г. |
Дело N А33-17508/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена "28" декабря 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен "12" января 2018 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи - Белан Н.Н.,
судей: Петровской О.В., Радзиховской В.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Лизан Т.Е.,
при участии представителя истца - Ивченко Ю.А. по доверенности от 10.08.2017 N 92-04-10192,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "АЧИНСКАЯ ХЛЕБНАЯ БАЗА N 17"
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "12" октября 2017 года по делу N А33-17508/2017, принятое судьей Лесковым Р.В.,
установил:
Красноярский край в лице агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края (ИНН 2466133722, ОГРН 1052466191580, далее - истец по первоначальному иску) обратился в Арбитражный суд Красноярского края с иском к публичному акционерному обществу "АЧИНСКАЯ ХЛЕБНАЯ БАЗА N 17" (ИНН 2443005481, ОГРН 1022401154038, далее - ответчик по первоначальному иску) о признании права общей долевой собственности истца и ответчика на земельный участок с кадастровым номером 24:43:0000000:32978, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под промышленными объектами, для иного использования, площадью 25 168 кв.м., расположенный по адресу: Красноярский край, г. Ачинск, ул. Манкевича, участок N37 со следующим распределением долей: истцу 379/100000, ответчику 99621/100000 долей.
В Арбитражный суд Красноярского края поступило встречное исковое заявление публичного акционерного общества "АЧИНСКАЯ ХЛЕБНАЯ БАЗА N 17", согласно которому общество просит:
- отказать в принятии искового заявления о признании права общей долевой собственности истца и ответчика на земельный участок с кадастровым номером 24:43:0000000:32978, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под промышленными объектами, для иного использования, площадью 25 168 кв.м., расположенный по адресу: Красноярский край, г. Ачинск, ул. Манкевича, участок N 37 со следующим распределением долей: истцу 379/100000, ответчику 99621/100000 долей в праве собственности на земельный участок;
- признать отсутствующим право собственности Красноярского края в лице агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края на сооружение гражданской обороны, 1963 года постройки, площадью 95,2 кв.м., с кадастровым номером 24:43:0126023:149, по адресу: Красноярский край, г. Ачинск, ул. Манкевича, 37Д.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено публичное акционерное общество "Дальневосточный Банк".
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 12.10.2017 первоначальные исковые требования удовлетворены в полном объеме. В удовлетворении встречного иска отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик (по первоначальному иску) обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт.
В апелляционной жалобе заявитель ссылается на следующие доводы:
- удовлетворение судом заявленных требований агентства и отказ в удовлетворении встречного искового требования при сложившихся обстоятельствах нарушает принцип правовой определенности, а также не обеспечивает конституционное право на равную защиту всех форм собственности;
- оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления иска, решение по которому является основанием для внесения записи в ЕГРП; вопрос о праве собственности может быть решен только при рассмотрении виндикационного иска с соблюдением правил, предусмотренных статьей 301 Гражданского кодекса Российской Федерации;
- спорное нежилое здание - командный пункт выбыло из владения Российской Федерации в результате совершения сделки приватизации, на основании которой ответчик зарегистрировал свое право собственности на спорный объект с кадастровым номером 24:43:0000000:25743.
Истец представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Учитывая, что лица, участвующие в деле, уведомлены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем направления копий определения о назначении судебного заседания, а также путем размещения публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в картотеке арбитражных дел), в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено без участия представителя ответчика (заявителя жалобы), третьего лица.
Законность и обоснованность принятого решения проверены в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав представленные доказательства, заслушав доводы истца, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения спора.
24 апреля 1992 Ачинской хлебной базе N 17 выдан Государственный акт на бессрочное пользование 32,857 гектаров земли в границах согласно плану землепользования для эксплуатации производственной базы.
20.06.1994 Краевым комитетом по управлению государственным имуществом Красноярского края принято постановление N 08-06-12-1215п, в соответствии с которым:
- утвержден план приватизации государственного предприятия Ачинская Хлебная база N 17 г.Ачинска;
- государственное предприятие Ачинская хлебная база N 17 преобразовано в акционерное общество открытого типа "Ачинская Хлебная база N 17";
- утвержден устав АО "Ачинская хлебная база N 17".
22.06.1994 в соответствии с Постановлением Администрации г.Ачинска N 334-п зарегистрировано акционерное общество открытого типа "Ачинская хлебная база N 17", акционерное общество признано правопреемником государственного предприятия "Ачинская хлебная база N 17", зарегистрированного постановлением администрации города 15.01.1993 N 9-п.
Как следует из Плана приватизации - государственное предприятие "Ачинская хлебная база N 17" на момент приватизации находилось в краевой собственности.
Пунктом 8 Плана приватизации определен укрупненный перечень и стоимость объектов, не подлежащих приватизации, а именно:
- госрезерв - 497625 тыс.руб.;
- объект ГО - 15 тыс.руб.;
- объекты соцкультбыта - 0 тыс.руб.;
- жилой фонд - 2295,5 тыс.руб.;
- незавершенное строительство - 3490 тыс.руб.
Всего на 503425,5 тыс. руб.
Согласно п.9 Плана приватизации определены предложения по использованию акционерным обществом объектов не подлежащих приватизации, а именно в отношении объекта ГО себестоимостью 15,0 и госрезерв в размере 497625 тыс руб., остаются в государственной собственности и передаются АО на основании договора на ответственное хранение.
В соответствии с актом оценки стоимости зданий и сооружений по состоянию на 01.04.1994, являющимся приложением N 1 к Плану приватизации, в разделе "Сооружения", под инвентарным номером 136 определен объект командный пункт, 1963 года ввода в эксплуатацию, первоначальной стоимостью 14521 тыс.руб., фактической стоимостью 7536,4 тыс.руб., процентов износ 51,9%, остаточной стоимостью 6984,6 тыс. руб.
Согласно акту оценки стоимости имущества предприятия по состоянию на 01.04.1994 (приложение N 9 к плану приватизации) в разделе 3 определено, что из стоимости имущества государственного предприятия исключается в т.ч. стоимость имущества, для которого действующим законодательство установлен особый режим приватизации оценочной стоимостью 497 640 тыс.руб.
Согласно справочной информации к разделу 1V акта оценки, стоимость объекта гражданской обороны, исключаемая из суммы оценки, определяется без участка переоценки на 01.07.1992 (госрезерв 497625 тыс.руб.+командный пункт ГО 15 тыс.=497 640 тыс.руб. При этом объект ГО - убежище имеет первоначальную стоимость 14521 тыс.руб., износ 7536 тыс.руб., остаточную 15 тыс.руб.
По договору о передаче объектов социальной инфраструктуры Ачинской хлебной базы N 17 в муниципальную собственность г.Ачинска определен перечень объектов, подлежащих передачи в муниципальную собственность.
В соответствии с заключением администрации края от 07.04.1994 N 34/42 - объект гражданской обороны (убежище на 50 чел.) не подлежит приватизации и должен быть передан предприятию по договору.
Суду представлен истцом договор N 34/42 от 07.04.1994 на выполнение мероприятий мобилизационной подготовки, заключенный в связи с преобразованием предприятия Ачинская хлебная база N 17 в результате приватизации в предприятие АО Ачинская хлебная база N 17.
30.10.2005 Ачинским управлением ГУ МЧС России по Красноярскому краю оформлен паспорт убежища N 1 N 1-24 реестр В 2402999000728, подписанный ОАО "Ачинская хлебная база N 17", как организации эксплуатирующей убежище в виде отдельно объекта, вместимостью 6- чел., 1963 г. постройки, общей площадью 78,5 кв.м., объемом 181 м3. К паспорту приложена экспликация на объект, согласно которой, общая площадь объекта составила 95,2 кв.м.
ФГУП "РОСТЕХИНВЕНТАРИЗАЦИЯ" Филиалом по Красноярскому краю, Ачинским отделением по состоянию на 11.06.2006 составлен технический паспорт на объект недвижимого имущества нежилое здание "командный пункт", по ул.Манкевича, 37 литер. В36 в г.Ачинске, 1963 года постройки. Согласно экспликации технического паспорта общая площадь объекта составляет 95,2 кв.м.
22.09.2008 на нежилое здание-командный пункт, 1963 года постройки, был оформлен кадастровый паспорт здания, в соответствии с которым объекту присвоен кадастровый номер 24:43:0126022:0010:04:403:002:000153630:0019, присвоена литера В36, определен адрес: г.Ачинск, ул.Манкевича,37, а также площадь 95,2 кв.м. В последствии, согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных права на объект недвижимости от 24.08.2017 нежилому зданию - командный пункт общей площадью 95,2 кв.м., присвоен государственный кадастровый номер 24:43:0000000:25743.
02.02.2011 на основании плана приватизации Ачинской хлебной базы N 17 от 30.06.1994 за открытым акционерным обществом "Ачинская хлебная база N 17" произведена государственная регистрация права собственности (номер записи о государственной регистрации 24-24-02/012/2011-151) на объект недвижимого имущества - нежилое здание командный пункт, подземных этажей 1, общей площадью 95,2 кв.м., кадастровый номер 24:43:0126022:0010:04:403:002:000153630:0019, лит.В36, адрес: г.Ачинск, ул.Манкевича,37.
Закрытым акционерным обществом "Восточно-Сибирский землеустроительный холдинг" на 17.07.2012 составлен технический паспорт нежилого здания (строения) по адресу: г.Ачинск, ул.Манкевича дом.N 37Д, литера В36, 1963 года ввода в эксплуатацию, тип этажей "подвал", общей площадью 95,2 кв.м.
03.12.2012 нежилое здание в г.Ачинске по ул.Манкевича, 37Д, общей площадью 95,2 кв.м., 1963 года постройки, поставлено на государственный кадастровый учет за N 24:43:012:6023:149, о чем выдан кадастровый паспорт. Как следует из кадастрового паспорта от 03.12.2012, здание находится в границах кадастрового квартала 24:43:0126023.
13.06.2013 на основании Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 произведена государственная регистрация (номер записи о государственной регистрации 24-24-01/129/2013-399) права собственности за Красноярским краем - нежилого здания, 1-этажного (подземных этажей - 1, общей площадью 95,2 кв.м., инв N 14:0023:4,лит. В, кадастровый номер 24:43:0126023:149, находящееся по адресу: г.Ачинск, ул.Манкевича, д.37д.
Как следует из представленного ОАО "Ачинская хлебная база N 17" заключения кадастрового инженера И.А. Клаповой от 29.08.2017, объекты недвижимого имущества с кадастровыми номерами 24:43:0000000:25743 (нежилое здание-командный пункт по ул.Манкевича, 37 в г.Ачинске, общей площадью 95,2 кв.м., зарегистрированное на праве собственности за ОАО "Ачинская хлебная база N 17") и 24:43:0126023:149 (нежилое здание по ул.Манкевича, 37Д в г.Ачинске, общей площадью 95,2 кв.м., зарегистрированное на праве собственности за Красноярским краем) являются одним и тем же объектом. Расхождение контуров объясняется тем, что при постановке на кадастровый учет объекта 24:43:0126023:149 было установлено местоположение только наземной части объекта. Фактически же объект представляет собой наземную часть (лестницы) и подземную часть. Как следует из ситуационного плана земельного участка с КН 24:43:0000000:32978, расположенного по адресу: г.Ачинск, ул.Манкевича, участок N 37 вышеуказанный объект находится в границах данного земельного участка.
Распоряжением администрации города Ачинска Красноярского края N 1827-р от 10.06.2011, прекращено право постоянного (бессрочного) пользования ОАО "Ачинская хлебная база N 17" на земельный участок с кадастровым номером 24:43:0126023:68, площадью 1435 кв.м., а земельный участок 24:43:0000000:547, площадью 162493 кв.м. предоставлен ответчику в собственность за плату по договору N 215/11-ЗУ купли-продажи земельного участка от 17.06.2011.
В последующем, из земельного участка с кадастровым номером 24:43:0000000:547, площадью 162493 кв.м., в результате его раздела образован земельный участок с кадастровым номером 24:43:0000000:24483, площадью 26777 кв.м., что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка (выписка из государственного кадастра недвижимости) от 31.08.2011 N 243У/11 - 139973 право собственности на вновь образованный земельный участок, зарегистрировано за акционерным обществом 20.09.2011 (свидетельство о государственной регистрации права 24 ЕК 214582 от 20.09.2011).
Земельный участок с кадастровым номером 24:43:0000000:24483, площадью 26777 кв.м., в 2014 года, был в последующем разделен на два участка, в следствие чего, был создан земельный участок получивший кадастровый номер 24:43:0000000:32855, площадью 26633 кв.м., что подтверждается Кадастровым паспортом земельного участка от 24.12.2014 N 24/14 - 913288 право собственности, на который также было зарегистрировано в 31.12.2014 г (свидетельство о государственной регистрации права 24 ЕЛ 453299 от 31.12.2014).
Земельный участок с КН 24:43:000000032978 (согласно кадастровой выписки о земельном участке от 14.07.2015 N 24/15-492435 и Выписки из ЕГРН от 28.06.2017 N КУВИ-002/2017-189776) образован из земельного участка с КН 24:43:000000032855, имеет площадь 25168 кв.м., находится по адресу: г.Ачинск, ул.Манкевича, участок N 37. Согласно вышеуказанных выписки из ЕГРН в его границах находится объект недвижимого имущества с кадастровым номером 24:43:0000000:25743 (нежилое здание-командный пункт по ул.Манкевича, 37 в г.Ачинске, общей площадью 95,2 кв.м., зарегистрированное на праве собственности за ОАО "Ачинская хлебная база N 17").
Как следует из той же выписки на земельный участок 15.07.2015 зарегистрирована ипотека в пользу открытого акционерного общества "Дальневосточный банк", на основании договора залога N АС-1-1и от 09.02.2015.
15.07.2015 на основании договора купли-продажи земельного участка от 17.06.2011 N 215/11-ЗУ за публичным акционерным обществом "Ачинская хлебная база N 17" на праве собственности зарегистрирован (номер записи о государственной регистрации 24-24-/002-24/002008/2015-173/01) земельный участок с КН 24:43:000000032978.
Красноярский край в лице агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края обратился в арбитражный суд с иском к публичному акционерному обществу "АЧИНСКАЯ ХЛЕБНАЯ БАЗА N0 17" о признании права общей долевой собственности истца и ответчика на земельный участок с кадастровым номером 24:43:0000000:32978, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под промышленными объектами, для иного использования, площадью 25168 кв.м., расположенный по адресу: Красноярский край, г. Ачинск, ул. Манкевича, участок N 37 со следующим распределением долей: истцу 379/100000, ответчику 99621/100000 долей в праве собственности на земельный участок. В качестве основания требований, истец указывает на факт принадлежности ему на праве собственности объекта недвижимого имущества ( нежилого здания в г.Ачинске по ул.Маневича, 37Д, общей площадью 95,2 кв.м., 1963 года постройки, кадастровый номер N 24:43:012:6023:149), находящегося в границах земельного участка с КН 24:43:000000032978.
Ответчик, обращаясь со встречным иском, просит суд признать отсутствующим право собственности Красноярского края на объект недвижимого имущества - нежилое здание, 1-этажного (подземных этажей - 1, общей площадью 95,2 кв.м., инв N 14:0023:4,лит. В, кадастровый номер 24:43:0126023:149, находящееся по адресу: г.Ачинск, ул.Манкевича, д.37д., зарегистрированного 13.06.2013 г. (номер записи о государственной регистрации 24-24-01/129/2013-399). В качестве основания требований встречного иска указано на идентичность объекта недвижимого имущества Красноярского края - объекту нежилое здание командный пункт, подземных этажей 1, общей площадью 95,2 кв.м., кадастровый номер 24:43:0126022:0010:04:403:002:000153630:0019, лит.В36, адрес: г.Ачинск, ул.Манкевича,37, зарегистрированному за ним 02.02.2011 (номер записи о государственной регистрации 24-24-02/012/2011-151).
Оценив представленные в материалы дела доказательства, доводы и возражения сторон, суд апелляционной инстанции считает, что обжалуемый судебный акт является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из статьи 217 Гражданского кодекса Российской Федерации, имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные настоящим Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.
Краевым комитетом по управлению государственным имуществом Красноярского края принято постановление от 20.06.1994 N 08-06-12-1215п, в соответствии с которым утвержден план приватизации государственного предприятия Ачинская Хлебная база N 17 г.Ачинска; государственное предприятие Ачинская хлебная база N 17 преобразована в акционерное общество открытого типа "Ачинская Хлебная база N 17" ; утвержден устав АО "Ачинская хлебная база N 17".
Как установлено судом первой инстанции, в собственности Красноярского края находится объект недвижимости - сооружение гражданской обороны, 1963 года постройки, площадью 95,20 кв.м, с кадастровым номером 24:43:0126023:149, расположенное по адресу: Красноярский край, г. Ачинск, ул. Манкевича, 37Д, о чем свидетельствует запись в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) от 13.06.2013 N 24-24-01/129/2013-399.
Согласно пункту 1.2. Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15.12.2002 N 583, статус ЗС ГО как объекта ГО определяется наличием паспорта ЗС ГО.
Согласно паспорту убежища N 1, оформленному Ачинским управлением ГУ МЧС России по Красноярскому краю, подписанному ОАО "Ачинская хлебная база N 17", как организацией эксплуатирующей убежище, объект, находящийся в собственности Красноярского края, является отдельно стоящим защитным сооружением класса A-V, имеет год постройки 1963, лит. В36, общую площадь согласно экспликации 95,2 кв.м.
Пунктом 2.2.2 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год, утвержденной постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 11.06.1992 N 2980-1 объекты гражданской обороны и мобилизационного назначения отнесены к объектам и предприятиям, приватизация которых осуществляется только по решению Правительства Российской Федерации либо правительств республик в составе Российской Федерации (в зависимости от вида государственной собственности).
Постановлением краевого комитета по управлению государственным имуществом от 20.06.1994 N 08-06-1215и утвержден план приватизации государственного предприятия Ачинская хлебная база N 17.
Согласно пункту 8 Плана приватизации укрупненный перечень объектов, не подлежащих приватизации, включал в себя объект ГО стоимостью 15 000 рублей. Пунктом 9 Плана приватизации предусмотрено, что объекты ГО себестоимостью 15 000 рублей и госрезерв остаются в государственной собственности и передаются акционерному обществу на основании договора. Приложением к Плану приватизации является, в том числе, перечень объектов социально-культурного, коммунально-бытового назначения и иных объектов, не подлежащих приватизации, либо для которых установлен иной режим приватизации, передаваемых акционерному обществу по договору и с приложением договоров либо проектов договоров.
Приложение N 1 к Плану приватизации (акт оценки стоимости зданий и сооружений) включает как имущество, которое вошло в состав приватизируемого имущества, так и имущество, для которого установлен особый режим приватизации.
Согласно разделу III приложения 9 к Плану приватизации (акт оценки стоимости имущества по состоянию на 01.04.1994) из стоимости имущества исключается стоимость имущества, для которого действующим законодательством установлен особый режим приватизации: сумма по балансу 512 146 рублей, сумма оценки 497 640 рублей. Данная стоимость включает стоимость объекта гражданской обороны, исключаемой из суммы оценки: командный пункт ГО 15 тыс. руб. и стоимость госрезерва 497 625 рублей.
Кроме того, приватизационное дело содержит заключение военно-мобилизационного отдела администрации от 07.04.1994 N 94/42 о том, что предприятие подлежит приватизации за исключением части имущества, которая является мобилизационным резервом, объектом гражданской обороны и поэтому передается предприятию согласно договору.
Пунктом 2 Постановления правительства Российской Федерации от 23.04.1994 N 359 "Об утверждении Положения о порядке использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями", исключаются из состава имущества приватизируемого предприятия и передаются в установленном порядке его правопреемнику на ответственное хранение и пользование. К указанным объектам и имуществу относятся, в том числе и отдельно стоящие и встроенные объекты гражданской обороны. С правопреемником имущества заключается договор о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны.
В соответствии с договором на выполнение мероприятий мобилизационной подготовки, заключенным в связи с преобразованием предприятия Ачинская хлебная база N 17 в результате приватизации в предприятие АО "Ачинская хлебная база N 17", АО "Ачинская хлебная база N 17" принимает на себя права и обязанности как правопреемник предприятия "Ачинская хлебная база N 17", в том числе обязанности по обеспечению наибольшей работающей смены защитными сооружениями, сохранять созданные мобилизационные мощности, поддерживать их в готовности для выполнения работ по мобилизационным планам.
Таким образом, указанные документы подтверждают, что объект гражданской обороны не вошел в состав приватизируемого имущества ответчика и остался в государственной собственности, а довод ответчика относительно того, что сооружение гражданской обороны выбыло из владения истца в результате совершения сделки приватизации, не обоснован.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что план приватизации государственного предприятия "Ачинская хлебная база N 17" не может являться правоустанавливающим документом для осуществления государственной регистрации права собственности АО "Ачинская хлебная база N 17" на объект недвижимого имущества - нежилое здание командный пункт, подземных этажей 1, обшей площадью 95,2 кв.м., лит.ВЗб, адрес: г.Ачинск, ул.Манкевича,37, так как данный объект недвижимого имущества был исключен из числа имущества, подлежащего приватизации, и не выбывал из государственной собственности.
Защитное сооружение гражданской обороны, 1963 года постройки, площадью 95,20 кв.м, с кадастровым номером 24:43:0126023:149 по адресу: Красноярский край, г. Ачинск, ул. Манкевича, 37Д расположено на земельном участке с кадастровым номером 24:43:0000000:32978, который находится в собственности публичного акционерного общества "Ачинская хлебная база N 17".
Согласно заключению кадастрового инженера И.А. Клаповой от 29.08.2017, объекты недвижимого имущества с кадастровыми номерами 24:43:0000000:25743 (нежилое здание-командный пункт по ул. Манкевича, 37 в г. Ачинске, общей площадью 95,2 кв.м., зарегистрированное на праве собственности за ОАО "Ачинская хлебная база N 17") и 24:43:0126023:149 (нежилое здание но ул. Манкевича, 37Д в г. Ачинске, общей площадью 95,2 кв.м., зарегистрированное на праве собственности за Красноярским краем) являются одним и тем же объектом.
Согласно пункту 2 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов Российской Федерации относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.
Подпунктом 5 пункта 1 части I статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации определен правовой принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В силу пункта 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Следовательно, статья 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации не допускает возможности предоставления земельного участка, расположенного под объектом недвижимости и необходимого для его использования, не собственнику этого объекта. Поэтому земельный участок, на котором расположены здания, строения, сооружения нескольких собственников, не может быть предоставлен в единоличную собственность только одного из собственников таких объектов недвижимости.
Согласно правовой позиции Президиума ВАС РФ, выраженной в постановлении от 06.09.2011 N 4275/11, в случаях, когда собственник объекта недвижимости, чьи права при приватизации участка не были учтены, готов реализовать предусмотренное статьей 36 ЗК РФ (в настоящее время статья 39.20) право на выкуп участка, то независимо от делимости участка он вправе предъявить иск об установлении (признании) на этот участок права общей долевой собственности. Предъявление такого требования означает, что воля на приобретение участка в собственность выражена всеми собственниками расположенных на нем объектов недвижимости, как это предусмотрено положениями статей 36 Земельного кодекса Российской Федерации и 244 Гражданского кодекса.
Учитывая факт государственной регистрации права Красноярского края на нежилое здание, 1-этажное (подземных этажей - 1, общей площадью 95,2 кв.м., инв N 14:0023:4,лит. В, кадастровый номер 24:43:0126023:149, находящееся по адресу: г.Ачинск, ул.Манкевича, д.37д, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требование истца (по первоначальному иску), как собственника объекта недвижимого имущества, об установлении долевой собственности на земельный участок, в границах которого находится данный объект.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении встречного иска о признании отсутствующим права собственности Красноярского края на сооружение гражданской обороны, 1963 года постройки, площадью 95,2 кв.м., с кадастровым номером 24:43:0126023:149, по адресу: Красноярский край, г. Ачинск, ул. Манкевича, 37Д.
С учетом правовой позиции Президиума ВАС РФ, выраженной в постановлении от 06.09.2011 N 4275/11, довод заявителя о том, что вопрос о праве собственности может быть решен только при рассмотрении виндикационного иска с соблюдением правил, предусмотренных статьей 301 Гражданского кодекса Российской Федерации, отклоняется судом апелляционной инстанции как несостоятельный.
На основании вышеизложенного, арбитражный апелляционный суд полагает, что доводы заявителя апелляционной жалобы не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Третий арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что решение Арбитражного суда Красноярского края от 12.10.2017 по делу N А33-17508/2017 основано на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, принято с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем, на основании пункта 1 части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "12" октября 2017 года по делу N А33-17508/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение.
Председательствующий |
Н.Н. Белан |
Судьи |
О.В. Петровская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-17508/2017
Истец: Красноярский край в лице агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края
Ответчик: ПАО "АЧИНСКАЯ ХЛЕБНАЯ БАЗА N 17"
Третье лицо: ПАО "Дальневосточный банк", ФГБУ ФКП Росреестра