г. Киров |
|
12 января 2018 г. |
Дело N А29-6260/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 января 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 января 2018 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Барьяхтар И.Ю.,
судей Бармина Д.Ю., Поляшовой Т.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бердниковой О.В.,
при участии в судебном заседании:
представителя истца Голикова М.В., действующего на основании доверенности от 27.12.2017,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Главное управление жилищным фондом"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 12.09.2017 по делу N А29-6260/2017, принятое судом в составе судьи Голубых В.В.,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Воркутинские ТЭЦ" (ОГРН 1121103001062; ИНН 1103006077)
к обществу с ограниченной ответственностью "Главное управление жилищным фондом" (ОГРН 1157746180305, ИНН 7704307993),
с участием в деле третьего лица: Службы Республики Коми по тарифам (ОГРН 1041100438565, ИНН 1101486251),
о взыскании задолженности и неустойки,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Воркутинские ТЭЦ" (далее - истец, Компания) обратилось с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Республики Коми к обществу с ограниченной ответственностью "Главное управление жилищным фондом" (далее - ответчик, Общество, заявитель) о взыскании задолженности по договору теплоснабжения и поставки горячей воды (снабжение тепловой энергией и горячей водой для целей оказания коммунальных услуг) от 02.11.2015 N 90012 (далее также - договор) за поставленную в феврале 2017 года тепловую энергию и теплоноситель в размере 191 214 рублей 87 копеек, пени в размере 6 478 рублей 81 копейка за период с 16.03.2017 по 14.06.2017, неустойки, начисляемой на сумму задолженности 191 214 рублей 87 копеек, с 15.06.2017 по день фактической оплаты долга в размере 1/130 ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, действующей на момент фактической оплаты, за каждый день просрочки.
Определением Арбитражного суда Республики Коми от 24.07.2017 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Служба Республики Коми по тарифам (далее также - третье лицо).
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 12.09.2017 исковые требования Компании удовлетворены.
Общество с принятым решением суда не согласилось, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению заявителя жалобы, истец не имел права производить ответчику начисления за тепловую энергию в отсутствие тарифов для категории "население" по тарифам, установленным Приказом Службы Республики по тарифам от 20.11.2015 N 71/7, Приказом Минстроя Республики Коми от 20.12.2016 N 15/52-Т, в связи с чем у ответчика отсутствовала обязанность по оплате приобретенной у истца тепловой энергии в спорный период, так как в отсутствие утвержденного тарифа на коммунальный ресурс ответчик лишен возможности начислять населению плату за коммунальные услуги. Кроме того, ответчик указывает, что его ходатайство о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица Службы Республики Коми по тарифам не было разрешено судом. Подробно доводы заявителя изложены в тексте апелляционной жалобы.
Компания в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения; указывает, что тарифы на тепловую энергию, примененные при выставлении счетов потребителю, установлены Приказом Службы Республики по тарифам от 20.10.2016 N 42/50 для потребителей, подключенных к распределительным тепловым сетям Компании. Тариф для категории "население" предусмотрен не был, в связи с чем истец выставлял к оплате счета, определенные в соответствии с действующим на тот момент тарифом, увеличенным на сумму НДС.
Третье лицо отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Ответчик и третье лицо явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителей ответчика и третьего лица.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, между Компанией (теплоснабжающая организация) и Обществом (потребитель) в редакции протокола разногласий, протокола урегулирования разногласий, дополнительного соглашения от 19.10.2016 N 1 в редакции протокола разногласий заключен договор теплоснабжения и поставки горячей воды (снабжение тепловой энергией и горячей водой для целей оказания коммунальных услуг) от 02.11.2015 N 90012 (л.д. 11-42), в соответствии с пунктом 1.1 которого теплоснабжающая организация обязуется подавать потребителю через присоединенную сеть тепловую энергию (мощность) и теплоноситель, в том числе как горячую воду на нужды горячего водоснабжения (совместно именуемые "энергетические ресурсы"), а потребитель обязуется принимать и оплачивать поставляемые энергетические ресурсы, а также соблюдать предусмотренный договором режим их потребления.
Пунктом 3.3 договора установлено, что учет количества потребленных энергоресурсов осуществляется приборным методом по допущенным в эксплуатацию представителем теплоснабжающей организации приборам учета потребителя, указанным в приложении N 5 к договору.
При отсутствии в многоквартирном доме коллективных (общедомовых) приборов учета или в жилом доме (домовладении) индивидуального прибора учета, а также в случае выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию прибора или истечения срока его эксплуатации, количество энергетических ресурсов, потребленных в расчетном периоде потребителем, определяется в соответствии с требованиями законодательства, в том числе утвержденных Правительством Российской Федерации Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями и иными требованиями законодательства Российской Федерации.
Согласно пункту 4.2 договора расчетным периодом по договору принимается один календарный месяц.
Пунктом 4.4 договора установлено, что если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, оплата за энергетические ресурсы производится потребителем путем перечисления денежных средств на расчетный счет теплоснабжающей организации в срок до 15-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным месяцем.
Стоимость тепловой энергии (мощности), теплоносителя и горячей воды определяется исходя из тарифов, установленных органами регулирования (пункт 4.7 договора).
Согласно пункту 4.8 договора основанием для расчетов по договору является акт поданных-принятых тепловой энергии и горячей воды за договорную тепловую нагрузку (мощность), фактически принятое количество энергетических ресурсов и счет-фактура, которые оформляются теплоснабжающей организацией в сроки, установленные законодательством Российской Федерации.
Потребитель обязан до 5-го числа, следующего за расчетным, получить в теплоснабжающей организации счет-фактуру и акт поданных-принятых тепловой энергии и горячей воды, который в течение 3-х рабочих дней со дня получения необходимо надлежащим образом оформить, подписать уполномоченными лицами и возвратить в теплоснабжающую организацию.
Если потребитель в установленный в пункте 4.8 договора срок не направит в адрес теплоснабжающей организации надлежащим образом оформленный и подписанный уполномоченным лицом акт поданных-принятых тепловой энергии и горячей воды, а также не представит мотивированных возражений на акт, считается, что энергетические ресурсы приняты без возражений и акт подписан потребителем.
В соответствии с пунктом 5.5 договора за нарушение обязательств по оплате тепловой энергии (теплоносителя) и (или) горячей воды потребитель уплачивает теплоснабжающей организации неустойку в размере 1/300 ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации на дату уплаты задолженности на сумму задолженности за каждый день просрочки платежа.
В соответствии с пунктом 7.1 договора он действует с момента подписания его сторонами и по 31.12.2016 включительно. Стороны договорились о том, что действие договора распространяется на отношения сторон, возникшие с 03.08.2015.
В феврале 2017 года истец осуществлял поставку тепловой энергии и теплоносителя на объекты ответчика, что подтверждается сведениями об объемах потребления тепловой энергии за февраль 2017 года (л.д. 47), и выставил для их оплаты счет-фактуру от 28.02.2017 N 190/9001200000001541 (л.д. 44).
Стоимость поставленных ответчику энергетических ресурсов определена истцом на основании тарифов на тепловую энергию и теплоноситель, утвержденных приказами Службы Республики Коми по тарифам от 20.10.2016 N 42/50 (л.д. 34-37).
В связи с ненадлежащим исполнением ответчиком договорных обязательств по своевременной оплате потребленных энергоресурсов истец направил 18.04.2017 в адрес ответчика претензию от 04.04.2017 N 50405-03-00856/185 (л.д. 51) с просьбой погасить задолженность в семидневный срок. Претензия получена ответчиком согласно почтовому уведомлению 05.08.2016 (л.д. 33).
В связи с неисполнением Обществом требований, изложенных в претензии, Компания обратилась в Арбитражный суд Республики Коми с иском по настоящему делу.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя истца, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда, исходя из нижеследующего.
В силу пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Из статей 309, 314 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, в том числе в предусмотренный обязательством или законом срок.
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций регулируются Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении).
В силу части 1 статьи 15, статьи 15.1 Закона о теплоснабжении поставка тепловой энергии (мощности) осуществляется на основании договора теплоснабжения, заключенного теплоснабжающей организацией с потребителем.
Обязательство ответчика по своевременной оплате поставленной тепловой энергии основано на подписанном сторонами договоре.
Договорная обязанность энергоснабжающей организации состоит в подаче абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергии, а обязанность абонента - в оплате принятой энергии (статья 539 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Правила, предусмотренные статьями 539 - 547 Гражданского кодекса Российской Федерации, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией, водой через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами (статья 548 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (статья 544 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В пункте 2 части 1 статьи 4 Закона о теплоснабжении определено, что к полномочиям Правительства Российской Федерации в сфере теплоснабжения относятся, в частности, утверждение правил организации теплоснабжения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808 утверждены Правила организации теплоснабжения в Российской Федерации (далее - Правила N 808).
Согласно пункту 33 Правил N 808 потребители оплачивают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель теплоснабжающей организации по тарифу, установленному органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов для данной категории потребителей, и (или) по ценам, определяемым по соглашению сторон в случаях, установленных Федеральным законом "О теплоснабжении", за потребленный объем тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя в следующем порядке, если иное не установлено договором теплоснабжения:
35 процентов плановой общей стоимости тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, потребляемой в месяце, за который осуществляется оплата, вносится до 18-го числа текущего месяца, и 50 процентов плановой общей стоимости тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, потребляемой в месяце, за который осуществляется оплата, вносится до истечения последнего числа текущего месяца;
оплата за фактически потребленную в истекшем месяце тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель с учетом средств, ранее внесенных потребителем в качестве оплаты за тепловую энергию в расчетном периоде, осуществляется до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата. В случае если объем фактического потребления тепловой энергии и (или) теплоносителя за истекший месяц меньше договорного объема, определенного договором теплоснабжения, излишне уплаченная сумма засчитывается в счет предстоящего платежа за следующий месяц.
Согласно пункту 1 статьи 329 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение обязательств может обеспечиваться, в том числе, неустойкой.
В соответствии с пунктом 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
В силу статьи 332 Гражданского кодекса Российской Федерации кредитор вправе требовать уплаты неустойки, определенной законом (законной неустойки), независимо от того, предусмотрена ли обязанность ее уплаты соглашением сторон.
Согласно пункту 9.3 статьи 15 Закона о теплоснабжении управляющие организации, приобретающие тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель для целей предоставления коммунальных услуг, в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя уплачивают теплоснабжающей организации пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение шестидесяти календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения шестидесяти календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в шестидесятидневный срок оплата не произведена. Начиная с шестьдесят первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена, пени уплачиваются в размере одной стосемидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
Указанные пени по своей правовой природе являются законной неустойкой.
Расчет пени произведен истцом в соответствии с пунктом 9.3 статьи 15 Закона о теплоснабжении; арифметическая правильность расчета пени ответчиком не оспорена.
Поскольку факт неисполнения ответчиком обязательств по оплате поставленных энергоресурсов подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами, требования истца о взыскании с ответчика долга и пени являются обоснованными и правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
Рассмотрев доводы ответчика об отсутствии обязанности оплачивать поставленную тепловую энергию ввиду отсутствия утвержденный на спорный период тарифа на тепловую энергию для категории "население", суд апелляционной инстанции отклоняет их в силу следующего.
В силу пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 8 Закона Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) устанавливают тарифы, перечень которых приведен в статье 8 Закона о теплоснабжении.
В соответствии с пунктом 9 статьи 15 Закона о теплоснабжении оплата тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя осуществляется в соответствии с тарифами, установленными органом регулирования, или ценами, определяемыми соглашением сторон, в случаях, предусмотренных данным Федеральным законом.
Действительно, в спорный период действовал приказ Службы Республики по тарифам от 20.10.2016 N 42/50 "Об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности ООО "Воркутинские ТЭЦ" для формирования тарифов на тепловую энергию (мощность) с использованием метода индексации установленных тарифов и о тарифах на тепловую энергию (мощность), поставляемую ООО "Воркутинские ТЭЦ" потребителям Республики Коми" в редакции Приказа Министерства строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми от 17.11.2016 N 3/1-Т, которым не был установлен тариф на тепловую энергию для категории "население".
В связи с отсутствием тарифа для категории "население" Компания в спорный период применяла тариф, установленный для потребителей, подключенных к распределительным тепловым сетям Компании, равный 1 103 рубля 21 копейка, предъявив также к оплате НДС в размере 18 %, что составило 1301 рубль 79 копеек.
В пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 72 от 17.11.2011 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с расчетами за коммунальные ресурсы" определено, что, согласно правилам главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации, реализация коммунальных ресурсов ресурсоснабжающими организациями исполнителям коммунальных услуг облагается НДС, в связи с чем, основываясь на пункте 1 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации, при выставлении счетов за реализуемые коммунальные ресурсы ресурсоснабжающая организация обязана предъявить к оплате покупателю этих ресурсов (исполнителю коммунальных услуг) соответствующую сумму НДС.
Тариф для категории "население" был установлен приказом Министерства строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми от 21.06.2017 N 30/66-Т и составлял в период с 1 января по 30 июня 2017 года 1301 рубль 79 копеек с учетом НДС. Указанная цена ресурса на период с 01.01.2017 по 30.06.2017 также содержится в приложении N 1 к приказу от 20.10.2016 N 42/50 в редакциях приказов Министерства строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми от 16.05.2017 N 23/4-Т, от 15.12.2017 N 68/8-Т.
В соответствии с пунктом 52 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства от 22.10.2012 N 1075 (далее - Правила) установление для отдельных категорий (групп) потребителей льготных регулируемых тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель осуществляется в соответствии с общим порядком открытия дел об установлении цен (тарифов).
При установлении для отдельных категорий (групп) потребителей льготных регулируемых тарифов повышение регулируемых тарифов для других потребителей не допускается.
Наряду со льготами, установленными федеральными законами в отношении физических лиц, льготные регулируемые тарифы устанавливаются при наличии соответствующего закона субъекта Российской Федерации, которым устанавливаются лица, имеющие право на льготы, основания для предоставления льгот и порядок компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций.
Во исполнение Закона Республики Коми от 16.12.2016 N 139-РЗ "О льготных тарифах на тепловую энергию (мощность) и льготных тарифах в сфере водоснабжения и водоотведения в Республике Коми на 2017 год" Министерством строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми принят приказ от 20.12.2016 N 15/55-Т о льготных тарифах на тепловую энергию (мощность) в Республике Коми на 2017 год. В перечне регулируемых организаций, применяющих льготные тарифы, приведенном в данном приказе, общество с ограниченной ответственностью "Воркутинские ТЭЦ" не поименовано.
Таким образом, в силу вышеизложенного, Компания обоснованно предъявила к оплате ответчику стоимость тепловой энергии по тарифу, установленному для потребителей, подключенных к распределительным тепловым сетям истца, с включением НДС.
Отсутствие утвержденного регулирующим органом льготного тарифа, вопреки доводам заявителя, не освобождает абонента от обязанности оплатить поставленный коммунальный ресурс по тарифу, установленному для всех категорий потребителей.
Иной подход противоречит принципу возмездности гражданско-правовых договоров и приводил бы к возникновению неосновательного обогащения на стороне лица, потребляющего поставленный ресурс.
Правомерность применения цены 1 301 рубль 79 копеек за Гкал в качестве регулируемой цены для категории "население" подтверждена в последующем регулятором; доводов о наличии оснований для применения какой-либо иной стоимости поставленного ресурса апелляционная жалоба ответчика не содержит, в то же время Общество не может быть освобождено от оплаты потребленной тепловой энергии.
Довод ответчика о том, что его ходатайство о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица Службы Республики Коми по тарифам не было разрешено судом, при рассмотрении апелляционной жалобы не нашел своего подтверждения материалами дела. Суд первой инстанции определением от 24.07.2017 привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Службу Республики Коми по тарифам, правопреемником которой является Министерство строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми. Данное определение, адресованное Службе Республики Коми по тарифам, получено адресатом (почтовое уведомление л.д. 121), отзыв на исковое заявление третьим лицом не представлен.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта по приведенным в апелляционной жалобе доводам у суда апелляционной инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 12.09.2017 по делу N А29-6260/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Главное управление жилищным фондом" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Коми.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
И.Ю. Барьяхтар |
Судьи |
Д.Ю. Бармин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-6260/2017
Истец: ООО "ВОРКУТИНСКИЕ ТЭЦ"
Ответчик: ООО Главное управление жилищным фондом
Третье лицо: ООО "ГУЖФ", СЛУЖБА РЕСПУБЛИКИ КОМИ ПО ТАРИФАМ