Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 16 мая 2018 г. N Ф09-1938/18 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Пермь |
|
12 января 2018 г. |
Дело N А50-29255/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 января 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 января 2018 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Поляковой М. А.,
судей Дюкина В.Ю., Макарова Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Некрасовой А.С.,
при участии:
от заявителя - акционерного общества финансово-производственная компания "Чайковский текстильный дом": Корочкина А.В., доверенность от 20.12.2017, паспорт; Гуляев А.С., доверенность от 22.12.2017, паспорт;
от заинтересованного лица - Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю: Еловикова О.В., доверенность от 22.12.2017, паспорт;
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю,
на решение Арбитражного суда Пермского края от 10 октября 2017 года по делу N А50-29255/2017,
принятое судьей Катаевой М.А.,
по заявлению акционерного общества финансово-производственная компания "Чайковский текстильный дом" (ОГРН 1025902031066, ИНН 5920012341)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра
и картографии по Пермскому краю
о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации имущества,
установил:
Акционерное общество финансово-производственная компания "Чайковский текстильный дом" (далее - АО ФПК "Чаковский текстильный дом", заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю (далее - заинтересованное лицо, Управление Росреестра) об отказе в государственной регистрации права собственности на растворный узел, расположенный по адресу: Пермский край, г. Чайковский, ул. Речная, д. 1к, строение 4, кадастровый номер 59:12:0000000:3173 и на гараж, расположенный по адресу: Пермский край, г. Чайковский, ул. Речная, д. 1к, строение 1, кадастровый номер 59:12:0000000:3170, изложенного в письме от 31.05.2017N 59/016/101/2017-1534.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 10.10.2017 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным решением, ответчик, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить.
В обоснование апелляционной жалобы ссылается на не правильное применение судом первой инстанции норм материального права, отказ в регистрации права обусловлен не только отсутствием заявлением продавца, а отсутствием правоустанавливающих документов продавца в отношении спорного имущества, представленный договор купли-продажи не позволяет идентифицировать имущество, однако, данный довод не был принят судом во внимание. Указывает, что заявителем не были представлены доказательства оплаты по договору.
До начала судебного заседания от АО ФПК "Чаковский текстильный дом" поступил письменный отзыв на жалобу, согласно которому заявитель полагает судебный акт законным и обоснованным.
В судебном заседании представители Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю на доводах, изложенных в апелляционной жалобе, настаивали, представители заявителя против удовлетворения жалобы возражали.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 21.02.2017 обществом поданы заявления о государственной регистрации права собственности на следующие объекты недвижимости: гараж (общая площадь 155,3 кв. м, инв.N 10831, лит. Д, назначение: нежилое здание, кадастровый N59:12:0000000:3170, адрес: Пермский край, г. Чайковский, ул. Речная, 1к, строение 1) и растворный узел (общая площадь 45,4 кв. м, инв.N 10831, лит. А, назначение: нежилое здание, кадастровый N59:12:0000000:3173, адрес: Пермский край, г. Чайковский, ул. Речная, 1к, строение 4).
31.06.2017 государственная регистрация права приостановлена, 31.05.2016 Управлением Росреестра принято решение об отказе в государственной регистрации права собственности на основании подп. 5 п. 1 ст. 26, ст. 27 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).
Полагая отказ в регистрации права незаконным, заявитель обратился в Арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из обоснованности требований заявителя, доказанности материалами дела правомерного приобретения спорного имущества, поскольку ликвидация стороны по сделке не может являться основанием для отказа государственного регистратора в регистрации перехода права собственности.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд не усматривает основания для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта в связи со следующим.
В соответствии с ч.1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу ст. 201 АПК РФ для признания незаконным решения государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствие обжалуемого решения закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Порядок государственной регистрации перехода права собственности урегулирован Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 25.11.2017) "О государственной регистрации недвижимости".
В соответствии с п. 1 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Основаниями для осуществления государственной регистрации прав являются в частности договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; вступившие в законную силу судебные акты.
В силу п. 4 ст. 18 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Согласно ст. 27 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
В обоснование отказа в осуществлении государственной регистрации прав заявителя на объекты недвижимости регистрирующий орган указал на отсутствие заявления о государственной регистрации перехода права собственности от ЗАО "Компания Чайковский текстиль", сведений о регистрации права собственности последнего на объекты.
Согласно п. 2 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи.
В силу ст. 551 ГК РФ переход права собственности на недвижимость по договору продажи недвижимости к покупателю подлежит государственной регистрации.
В случае, когда одна из сторон уклоняется от государственной регистрации перехода права собственности на недвижимость, суд вправе по требованию другой стороны, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве, также по требованию судебного пристава-исполнителя вынести решение о государственной регистрации перехода права собственности (п. 3 данной статьи).
Материалами дела подтверждается представление заявителем в целях регистрации перехода прав на спорное имущество договора купли-продажи имущества от 01.09.1998 N 03/667 с дополнительным соглашением от 01.09.1998, заключенные между ЗАО "Компания "Чайковский текстиль" (продавец) и ЗАО ФПК "Чайковский текстильный дом" (покупатель); свидетельства о собственности от 10.01.1994 N111, выданного Фондом имущества Пермской области АОЗТ "Чайковский комбинат шелковых тканей", с договором на приобретение имущества государственного предприятия, арендованного по договору аренды с правом выкупа от 08.07.1993 NДВ 02-92, планом приватизации от 26.02.1993; справки ЗАО "Компания Чайковский текстиль" о передаче имущества на баланс ЗАО ФПК "Чайковский текстильный дом"; технического паспорта нежилого здания от 18.04.2006, выданного Чайковским филиалом ОГУП "ЦТИ".
ЗАО "Компания "Чайковский текстиль" прекратило деятельность юридического лица в связи с ликвидацией 09.07.2013.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в п. 62 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", при ликвидации продавца - юридического лица покупатель недвижимого имущества, которому было передано владение во исполнение договора купли-продажи, вправе обратиться за регистрацией перехода права собственности. Отказ государственного регистратора зарегистрировать переход права собственности в связи с отсутствием заявления продавца может быть обжалован в суд по правилам гл. 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Рассматривая такое требование покупателя, суд проверяет исполнение продавцом обязанности по передаче и исполнение покупателем обязанности по оплате. Если единственным препятствием для регистрации перехода права собственности к покупателю является отсутствие продавца, суд удовлетворяет соответствующее требование покупателя. В резолютивной части решения суд обязывает государственного регистратора совершить действия по государственной регистрации перехода права собственности.
Установив факт ликвидации продавца после заключения договора купли-продажи имущества от 01.09.1998 N 03/667, во исполнение которого последним заявителю передано имущество, приобретенное в результате сделки приватизации государственного имущества, суд первой инстанции пришел к выводам об отсутствии у регистрирующего органа достаточных правовых оснований для отказа в государственной регистрации перехода права собственности заявителя на имущество.
Доводы апелляционной жалобы о невозможности идентификации имущества, отсутствия сведений об исполнении договора судом апелляционной инстанции отклоняются.
Как указано выше, право собственности ЗАО "Компания "Чайковский текстиль" на имущество, являющееся предметом договора купли-продажи имущества от 01.09.1998 N 03/667, возникло в результате сделки приватизации, подтверждено свидетельством о собственности от 10.01.1994 N111, выданным Фондом имущества Пермской области АОЗТ "Чайковский комбинат шелковых тканей", договором на приобретение имущества государственного предприятия, арендованного по договору аренды с правом выкупа от 08.07.1993 NДВ 02-92, планом приватизации. Наименование и кадастровый номер объекта, указанные в дополнительном соглашении от 01.09.1998 к договору купли-продажи имущества от 01.09.1998 N 03/667, позволяют его идентифицировать применительно к сведениям плана приватизации и технического паспорта строения.
Исполнение сторонами договора купли-продажи имущества от 01.09.1998 N 03/667 следует из справки ЗАО "Компания Чайковский текстиль" о передаче имущества на баланс ЗАО ФПК "Чайковский текстильный дом". Кроме того, исполнение договора подтверждается ранее проведенной регистрацией права собственности заявителя на иные объекты, являющиеся предметом указанного договора.
Довод заинтересованного лица об отсутствии правоустанавливающих документов апелляционным судом отклоняется.
Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" был введен в действие на всей территории Российской Федерации через шесть месяцев после его официального опубликования.
Статьей 6 названного Закона установлено, что права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
Государственная регистрация возникшего до введения в действие настоящего Федерального закона права на объект недвижимого имущества требуется при государственной регистрации возникших после введения в действие настоящего Федерального закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие настоящего Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества.
Государственная регистрация возникшего до введения в действие настоящего Федерального закона права на объект недвижимого имущества проводится при государственной регистрации перехода данного права или сделки об отчуждении объекта недвижимого имущества без уплаты государственной пошлины.
Аналогичные положения содержатся в ст. 69 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ. Права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.
Право собственности продавца является ранее возникшим, следовательно, отсутствие государственной регистрации права продавца не могло являться препятствием регистрации перехода данного права к покупателю.
Согласно постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.01.2010 N 10885/09, при отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о государственной регистрации ранее возникшего права собственности продавца на отчуждаемое недвижимое имущество по правилам п. 2 ст. 6 Закона о регистрации покупатель обязан доказать наличие права собственности у продавца на приобретаемое у него недвижимое имущество и наличие законных оснований для перехода данного права к покупателю.
Факты передачи имущества продавцу в процессе приватизации государственного имущества, надлежащего исполнения договора купли-продажи имущества от 01.09.1998 N 03/667 со стороны покупателя и продавца документально подтверждены, правопритязания третьих лиц на имущество отсутствуют, в связи с чем ликвидация продавца не должна являться формальным препятствием для регистрации права заявителя.
При названных обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным.
Суд апелляционной инстанции считает, что все имеющие существенное значение для рассматриваемого дела обстоятельства судом установлены правильно, представленные доказательства полно и всесторонне исследованы и им дана надлежащая оценка.
Основания для отмены или изменения судебного акта суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта в соответствии со ст. 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено. Решение арбитражного суда отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 10 октября 2017 года по делу N А50-29255/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
М.А. Полякова |
Судьи |
В.Ю. Дюкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-29255/2017
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 16 мая 2018 г. N Ф09-1938/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: АО ФИНАНСОВО-ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ КОМПАНИЯ "ЧАЙКОВСКИЙ ТЕКСТИЛЬНЫЙ ДОМ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО ПЕРМСКОМУ КРАЮ