Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 23 апреля 2018 г. N Ф05-4279/18 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
12 января 2018 г. |
Дело N А40-94532/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 января 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 января 2018 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Вигдорчика Д.Г.,
судей: |
Попова В.И., Мухина С.М., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Казнаевым А.О., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ООО "Лаборатория Гемотест"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 13.11.17г. по делу N А40-94532/17, принятое судьей Г.Н. Папелишвили (шифр судьи 144-902)
по заявлению ООО "Лаборатория Гемотест"
к ГКУЗ МО "Центр по профилактике и борьбе со СПИДОМ и инфекционными заболеваниями"
третьи лица: 1.ГБУЗ ИКБ N 2 ДЗМ, 2.ФБУН ЦНИИ Эпидемиологии Роспотребнадзора, 3.Роспотребнадзор в лице Управления эпидемиологического надзора, 4.ГБУЗ МО МОНИКИ им. М.Ф.Владимирского
о признании незаконным бездействия
при участии:
от заявителя: |
Ташкин Э.А. по доверенности от 17.06.15, Елисеев П.А. по доверенности от 09.01.17; |
от ответчика: |
Калинкина Е.А. по доверенности от 20.12.17, Серков И.Л. по доверенности от 20.12.17; |
от третьих лиц: |
1.не явился, извещен; 2.Спиркина Д.А. по доверенности от 30.07.17; 3.не явился, извещен; 4.не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Лаборатория Гемотест" (заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным бездействия Государственного казенного учреждения здравоохранения Московской области "Центр по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями" (заинтересованное лицо, Учреждение).
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 13.11.2017 заявителю отказано в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в связи с неполным выяснением обстоятельств имеющих значение для дела, неправильным применением норм процессуального права.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считают его незаконным и необоснованным.
Представитель заинтересованного лица поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает их необоснованными, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
Представитель третьего лица (ФБУН ЦНИИ Эпидемиологии Роспотребнадзора) поддержал решение суда первой инстанции, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
Представители ГБУЗ ИКБ N 2 ДЗМ, Роспотребнадзора в лице Управления эпидемиологического надзора, ГБУЗ МО МОНИКИ им. М.Ф.Владимирского, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, ходатайств об отложении судебного разбирательства не направили, в связи с этим, при отсутствии возражений со стороны явившихся представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции, руководствуясь ст. ст. 123, 156, 266 АПК РФ, рассмотрел дело в их отсутствие.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст.ст. 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы и отзыва на нее, считает ее не подлежащей удовлетворению.
Из материалов дела следует, ООО "Лаборатория Гемотест" является специализированной медицинской организацией в РФ и оказывает услуги населению и юридическим лицам по проведению анализов. Заявитель имеет лицензию на осуществление медицинской деятельности в области клинической лабораторной диагностики и на осуществление амбулаторно- поликлинической медицинской помощи.
Специализированная лаборатория Заявителя располагается по адресу: Московская область, г. Люберцы, Октябрьский проспект, дом 183.
В соответствии с п. 4.2 Постановления Главного государственного врача РФ от 11.01.2011 N 1 "Об утверждении СП 3.1.5.2826-10 "Профилактика-ВИЧ инфекции" (далее - Правила) лабораторные исследования по диагностике ВИЧ-инфекции осуществляются в учреждениях государственной, муниципальной или частной системы здравоохранения на основании санитарно-эпидемиологического заключения и лицензии, предоставляемой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При этом в соответствии с п. 4.4 Правил диагностический алгоритм тестирования на наличие антител к ВИЧ состоит из двух этапов: 1) скрининга 2) подтверждения результатов скринингового исследования.
Действующим законодательством установлена обязанность медицинский организаций всех форм собственности, в том числе Заявителя, после завершения 3 первого этапа тестирования на наличие антител к ВИЧ, при получении положительного результата, направить сыворотку крови пациента в референс-лабораторию для проведения подтверждающего теста.
До октября 2016 года Заявитель после завершения первого этапа исследования направляло анализы на второй этап (скрининг) в Московский городской центр профилактики и борьбы со СПИД Департамента здравоохранения города Москвы (далее - Московский центр), однако Московский центр с определенного момента перестал принимать биоматериал, ссылаясь на положения Правил, в которых указано, что референс анализ делается в том же субъекте РФ, что и скрининг, а лаборатория Заявителя находится в Московской области.
После чего Заявитель направил первичные анализы в Московский областной центр по борьбе со СПИД (далее - Областной центр), где указанные анализы должностные лица и сотрудники областного центра отказались принимать биоматериал, ссылаясь то на отсутствие возможности, и адрес Заявителя: г. Москва, что по мнению руководства Областного центра означает, что референс диагностика должна проводится Московским центром.
С учетом изложенного, заявитель посчитал, что незаконное бездействие Областного центра, выразилось в непринятии результатов первичного анализа на вторичный анализ (скрининг). По мнению заявителя указанное бездействие создает препятствия в осуществлении предпринимательской деятельности ООО "Лаборатория Гемотест" и нарушают его права и законные интересы.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции учитывал следующие обстоятельства дела.
В соответствии с Уставом ГКУЗ МО "Центр по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями" (далее Ответчик) находится в ведомственном подчинении Министерства здравоохранения Московской области. Функции и полномочия Учредителя Ответчика осуществляет Министерство здравоохранения Московской области.
В соответствии с Постановлением Правительства МО от 17.10.2007 N 790/28 (ред. от 05.09.2017) "О Положении, структуре и штатной численности Министерства здравоохранения Московской области" (далее - Положение) Министерство здравоохранения Московской области является центральным исполнительным органом государственной власти Московской области специальной компетенции, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность на территории Московской области в сфере охраны здоровья населения Московской области, проводящим государственную политику, осуществляющим межотраслевое управление и координирующим деятельность в указанной сфере иных центральных и территориальных исполнительных органов государственной власти Московской области, государственных органов Московской области и государственных учреждений Московской области, образованных для реализации отдельных функций государственного управления Московской областью (п.1. Положения).
Полномочиями Министерства здравоохранения Московской области, в том числе является организация оказания населению Московской области первичной медико- санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях Московской области находится в полномочиях Министерства (п. 12.6. Положения).
Таким образом, организация оказания медицинской помощи по направлению ВИЧ- инфекция (специализированная помощь) находится в полномочиях Министерства здравоохранения Московской области.
В соответствии с Уставом Руководитель Ответчика организует выполнение решений Министерства здравоохранения Московской области по вопросам деятельности Ответчика. Ответчик в полном объеме исполняет возложенные на него Министерством здравоохранения Московской области функции. Таким образом, вопреки доводам заявителя на ответчика не возложены властные распорядительные функции.
В Московской области бесплатное медицинское обследование на ВИЧ-инфекцию граждан Российской Федерации осуществляется в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (Постановление Правительства МО от 22.12.2016 N 982/47 "О Московской областной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов") государственными учреждениями здравоохранения, подведомственными Министерству здравоохранения Московской области.
Финансовое обеспечение мероприятий по приобретению диагностических средств и расходных материалов для диагностики ВИЧ-инфекции, в том числе референс- диагностики осуществляется в рамках мероприятий пункта 2.2.2. Подпрограммы"государственной программы Московской области "Здравоохранение Подмосковья" на 2014-2020 годы", утвержденной Постановлением Правительства МО от 23.08.2013 N 663/38 "Об утверждении государственной программы Московской области "Здравоохранение Подмосковья" на 2014-2020 годы".
Порядок формирования заявки на поставку диагностических средств для выявления ВИЧ-инфекции на территории Московской области осуществляется в соответствии с Распоряжением Минздрава МО от 07.02.2017 N 12-Р "Об организации работы Министерства здравоохранения Московской области по рассмотрению заявок медицинских организаций Московской области на поставку лекарственных средств и (или) медицинских изделий для оказания медицинской помощи гражданам Московской области" и предусматривает закупку диагностических тест-систем для бесплатного выявления ВИЧ-инфекции исключительно для государственных учреждений здравоохранения, подведомственных Министерству здравоохранения Московской области. Референс-диагностика за счет государственных средств ВИЧ-инфицированных образцов крови, поставляемых частной медицинской организацией в Московскую область из других субъектов Российской Федерации, действующим законодательством не предусмотрена.
При этом референс-диагностика для медицинских организаций частной системы здравоохранения, оказывающих платные медицинские услуги по лабораторной диагностике ВИЧ-инфекции осуществляется на договорной основе. Таким образом, гарантированное государством гражданам Российской Федерации право на бесплатную диагностику ВИЧ-инфекции реализуется в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, государственными учреждениями здравоохранения, подведомственными Министерству здравоохранения Московской области. В случае нежелания гражданина пройти медицинское освидетельствование на ВИЧ- инфекцию бесплатно в государственных учреждениях здравоохранения, он может по желанию пройти медицинское освидетельствование на ВИЧ-инфекцию на платной основе.
В соответствии с приказом Минздрава МО от 06.09.2001 N 118 "Об использовании иммуноферментных тест - систем для выявления антител ВИЧ в сыворотке крови человека" (п.2.2.), приказом ГУЗМО, ЦГСЭН МО от 12.01.2000 N 4/8 п/с "О дополнительных мерах по профилактике ВИЧ-инфекции, совершенствовании системы учета, отчетности и приведении ее в соответствие с государственными статистическими формами" (Приложения N 2), методическими рекомендациями "Движение информации о выявленных случаях положительной реакции на антитела к ВИЧ методом иммунного блока в Московской области", утвержденные приказом Министерства здравоохранения Московской области от 02.07.2009 N 427 (Этап 2. Верификационное исследование на ВИЧ), второй этап диагностического алгоритма тестирования на наличие антител к ВИЧ установленный п. 4.4.2. Правил осуществляется референс - лабораторией диагностики СПИД и вирусных гепатитов ГБУЗ МОНИКИ им. М.Ф. Владимирского. ГКУЗ МО ЦПБ СПИД ИЗ и ГБУЗ МОНИКИ им. М.Ф. Владимирского являются отдельными юридическими лицами. Доказательств невозможности осуществления ГБУЗ МОНИКИ им. М.Ф. Владимирского указанных функций заявителем не представлено, как и не приведены доводы о нарушении прав заявителя с учетом указанных обстоятельств.
Учитывая вышеизложенное, выводы суда основаны на объективном и непосредственном исследовании всех имеющихся в деле доказательств. Все обстоятельства, имеющие юридическое значение при рассмотрении дела, установлены судом правильно.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 13.11.17г. по делу N А40-94532/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу- без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Д.Г. Вигдорчик |
Судьи |
В.И. Попов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-94532/2017
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 23 апреля 2018 г. N Ф05-4279/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "Лаборатория Гемотест"
Ответчик: ГКУЗ МО "Центр по профилактике и борьбе со СПИДОМ и инфекционными заболеваниями", ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ЦЕНТР ПО ПРОФИЛАКТИКЕ И БОРЬБЕ СО СПИДОМ И ИНФЕКЦИОННЫМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ"
Третье лицо: ГКУЗ Инфекционная клиническая больница N2 Департамента здравоохранения г. Москвы в лице "Московский городской центр профилакики и борьбы со СПИДОМ", ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ "ИНФЕКЦИОННАЯ КЛИНИЧЕСКАЯ БОЛЬНИЦА N 2 ДЕПАРТАМЕНТА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ", Отдел ВИЧ Роспотребнадзора, Отдел организации надзора за ВИЧ/СПИД, вирусными гепатитами управления эпидемиологического надзора Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Управление эпидемиологического надзора, ФБУН "ЦНИИЭ" Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, ФЕДЕРАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НАУКИ "ЦЕНТРАЛЬНЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ЭПИДЕМИОЛОГИИ" ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА