г. Санкт-Петербург |
|
16 января 2018 г. |
Дело N А26-2396/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 января 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 января 2018 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Жиляевой Е.В.
судей Желтянникова В.И., Тимухиной И.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Винниковым А. В.,
при участии:
от истца: Лашкина В. Ю., по доверенности от 01.01.2018;
от ответчиков: без участия, извещены надлежащим образом;
от третьих лиц: без участия, извещены надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-28563/2017) ПАО "Муезерский леспромхоз" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 22.09.2017 по делу N А26- 2396/2017 (судья Погосян А.А.),
принятое по иску ПАО "Муезерский леспромхоз" к 1) Администрации Муезерского муниципального района, 2) Администрации Муезерского городского поселения
об обязании выделить и оформить земельный участок,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора:
1) Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия,
2) ООО "МСА",
установил:
публичное акционерное общество "Муезерский леспромхоз" (ОГРН: 1021001770074, ИНН: 1019000373; место нахождения: 186960, Республика Карелия, Муезерский район, п.г.т. Муезерский, ул. Советская, 24; далее - ПАО "Муезерский ЛПХ") обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее- АПК РФ), к Администрации Муезерского муниципального района (ОГРН: 1021001770811, ИНН: 1019000581; место нахождения: 186960, Республика Карелия, Муезерский район, п.г.т. Муезерский, ул. Октябрьская, 28; далее - Администрация района), Администрации Муезерского городского поселения (ОГРН: 1051001871843, ИНН: 1019006030, место нахождения: 186960, Республика Карелия, Муезерский район, п.г.т. Муезерский, ул. Октябрьская, 28А; далее - Администрация поселения) об обязании Администрацию Муезерского муниципального района выделить и оформить надлежащим образом земельный участок для утилизации и размещения твердых бытовых отходов в соответствии с требованиями природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства до конца второго квартала 2017 года, а также обязать Администрацию Муезерского городского поселения производить надлежащий контроль за подрядчиками, утилизировать твердые бытовые отходы на санкционированный полигон в г. Костомукша.
В порядке статьи 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования на предмет спора, привлечено Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия (далее - Министерство) и общество с ограниченной ответственностью "МСА" (далее- ООО "МСА").
Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 22.09.2017 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указал, что права истца нарушаются фактом организации несанкционированных свалок ТБО и КГО на территории лесного фонда, арендованного по договору с Министерством. Отсутствие оформленного в установленном порядке полигона для складирования отходов, а равно надзора за действиями подрядчиков способствует возникновению несанкционированных свалок.
По мнению подателя жалобы, суд не принял во внимание, что в адрес Администрации была направлена претензия о необходимости в выделении и оформлении надлежащим образом земельного участка для утилизации твердых бытовых отходов исх. N МузЛПХ-218 от 19.12.2016 года, Администрация Муниципального района своим ответом на претензию N 179/1.1-45 от 18 января 2017 года уведомила, что изыскивается земельный участок согласно требованиям, без указания сроков, в какой период будет выделен и оформлен надлежащим образом земельный участок для утилизации твердых бытовых отходов, а также куда вывозятся отходы. По решению суда N2-138 вступившим в законную силу 24.06.2016 года ПАО "Муезерский леспромхоз" вынужден был ликвидировать несанкционированную свалку тридцатилетней давности, на которую регулярно вывозились отходы ТБО. Суд также не учел, как доказательство письмо N 3161/1.1-45 от 24.08.2016 года о том, что Администрация не имеет санкционированного полигона для утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Апеллянт также указывает, что в силу названных норм Администрация, с одной стороны, как юридическое лицо выступает субъектом деятельности по обращению с отходами, а с другой - органом управления, осуществляющим организацию деятельности в области обращения с отходами на территории муниципального района, действий по поиску регионального оператора и заключению договора по обращению с твердыми бытовыми отходами не осуществляют.
От Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия в порядке статьи 262 АПК РФ поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором третье лицо просит принятый судебный акт оставить без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель истца доводы апелляционной жалобы поддержала.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в суд не обеспечили.
В соответствии со статьей 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя истца, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены либо изменения судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, исковые требования мотивированы тем, что ПАО "Муезерский ЛПХ" на основании заключенного с Министерством договора аренды N 72-з от 22.12.2008 (том 1 листы дела 76-106, далее - договор аренды) является арендатором лесного участка площадью 372 364 га, расположенного на территории ГУ РК "Костомукшское центральное лесничество" Муезерского района Республики Карелия.
Как указывает истец, администрация поселения на протяжении многих лет заключает договоры на вывоз твердых бытовых отходов, не имея в районе лицензированного полигона для утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. В указанной ситуации вывоз и сброс мусора производится подрядчиками в лесной массив, арендованный истцом.
В силу статей 42, 13 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 55 Лесного кодекса Российской Федерации, пунктов 4, 28 Правил санитарной безопасности лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2007 N 414, пункта 4.4.13 договора аренды на ПАО "Муезерский ЛПХ" как арендатора лесного участка возложена обязанность по осуществлению санитарно-оздоровительных мероприятий (вырубка погибших и поврежденных деревьев, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия) на арендованном лесном участке, принятию мер по рекультивации и ликвидации своими силами и за свой счет несанкционированных свалок.
Решениями Муезерского городского суда Республики Карелия по делу N 2- 138/2016, N2-137/2016, N2-139/2016, N2-5/20140 N2-6/2014 на ПАО "Муезерский ЛПХ" возложена обязанность по ликвидации несанкционированных свалок на арендованном лесном участке.
Полагая, что затраты, понесенные в связи с исполнением судебных актов и выполнением мероприятий по ликвидации свалок, обусловлены бездействием администрации района и администрации поселения, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из отсутствия у администрации района оснований определять места складирования, накопления и утилизации отходов и выделять земельные участки для размещения мест накопления ТКО вне схемы обращения с отходами.
Не согласиться с данным выводом суда первой инстанции у апелляционной инстанции оснований не имеется в силу следующего.
Положениями федерального закона от 29.12.2016 N 486-ФЗ до 01.01.2019 продлен срок перехода на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами (далее- ТКО), при которой обращение с ТКО может осуществляться только на основании договора, заключенного с региональным оператором по обращению с ТКО (далее- региональный оператор).
При этом, зона деятельности регионального оператора определяется на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Региональный оператор по обращению с ТКО будет осуществлять свою деятельность в соответствии Правилами обращения с ТКО, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156, а также региональной программой и территориальной схемой в области обращения с ТКО в Республике Карелия.
Согласно территориальной схеме, утвержденной Постановлением Правительства Республики Карелия от 29.12.2016 N 471-П, на территории Муезерского муниципального района строительство специально оборудованного объекта захоронения ТКО не запланировано.
В случае необходимости территориальная схема может быть актуализирована, а место конечного размещения (захоронение) ТБО, образованного на территории Муезерского района, может быть изменено. При этом должны быть исполнены все требования природоохранного законодательства, в том числе обязательность лицензирования лиц, осуществляющих деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.
Согласно договору аренды лесного участка территория лесного фонда, на которой расположена несанкционированная свалка, находится в аренде ПАО "Муезерский леспромхоз".
В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
В силу статьи 13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
В соответствии с частью 1 статьи 50.7 ЛК РФ леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивного и нефтяного) и от иного негативного воздействия, защите от вредных организмов, а также подлежат воспроизводству.
Частью 1 статьи 60.12 ЛК РФ установлено, что леса подлежат охране от загрязнения и иного негативного воздействия в соответствии с Лесным кодексом, Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и другими федеральными законами.
Частью 3 статьи 60.12 ЛК РФ установлено, что охрана лесов от загрязнения и иного негативного воздействия осуществляется физическими и юридическими лицами, органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Мероприятия по охране лесов от загрязнения направлены на предотвращение загрязнения и иного негативного воздействия на леса.
Частью 1 статьи 60.2 ЛК РФ установлено, что защита лесов включает в себя выполнение мер санитарной безопасности в лесах и ликвидацию очагов вредных организмов.
В соответствии с частью 1 статьи 60.3 ЛК РФ, пунктом 2 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2017 г. N 607, меры санитарной безопасности в лесах, включают в себя:
1) лесозащитное районирование;
2) государственный лесопатологический мониторинг;
3) проведение лесопатологических обследований;
4) предупреждение распространения вредных организмов;
5) иные меры санитарной безопасности в лесах.
Согласно части 2 статьи 60.3 ЛК РФ указанные меры санитарной безопасности в лесах, осуществляются в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества, лесопарка и проектом освоения лесов.
Мероприятия по защите лесов направлены на выполнение, в том числе, мер санитарной безопасности в лесах.
В соответствии с пунктом 7.8 ГОСТа 30772-2001 в случае, если собственник отходов не установлен, то собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
Таким образом, из вышеприведенных норм действующего законодательства следует, что обязанность арендатора ПАО "Муезерский ЛПХ" по надлежащему содержанию переданного в пользование имущества предусмотрена вышеуказанными положениями Лесного кодекса Российской Федерации, а также статьями 615-616 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктом 7.8 ГОСТа 30772-2001, положениями договора аренды лесного участка, согласно которым предусматривается проведение санитарно-оздоровительных мероприятий, в том числе, включающих очистку лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия, на арендованном лесном участке.
Разделом 4.5. Проекта освоения лесов к договору аренды предусмотрена очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия силами арендатора.
В соответствии с пунктом 2.17.2.1 Лесохозяйственного регламента Муезерского лесничества Республики Карелия (период действия с 2012 по 2017 год) на лесных участках, переданных в аренды, санитарно-оздоровительные мероприятия, к которым относится очистка лесов от загрязнения, осуществляются арендаторами этих участков на основании проекта освоения лесов.
Таким образом, несанкционированная свалка подлежит ликвидации в рамках санитарно-оздоровительных мероприятий очистки леса, которые должен проводить ПАО "Муезерский леспромхоз" вне зависимости от наличия либо отсутствия его вины.
Ссылки апеллянта на ответ Администрации на претензию, согласно которому изыскивается земельный участок согласно требованиям, без указания периодов выделения земельного участка для утилизации твердых бытовых отходов, не имеет правового значения для разрешения настоящего спора.
Следует отметить, что в целом доводы апелляционной жалобы сводятся к иному, чем у суда, толкованию норм действующего законодательства Российской Федерации и переоценке обстоятельств дела, в силу чего не являются основаниями для отмены по существу правильно принятого судом первой инстанции решения.
Иных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельств и его выводы, в апелляционной жалобе не приведено.
Принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
По правилам статьи 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на ее заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269 статьями 110, 271, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 22.09.2017 по делу N А26-2396/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.В. Жиляева |
Судьи |
В.И. Желтянников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-2396/2017
Истец: ПАО "МУЕЗЕРСКИЙ ЛЕСПРОМХОЗ"
Ответчик: Администрация Муезерского городского поселения, Администрация Муезерского муниципального района
Третье лицо: Министерство по природопользованию и экологии РК, ООО "МСА", ПАО Представитель "МУезерский леспромхоз": Лашкина Вера Юрьевна