Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 10 мая 2018 г. N Ф09-1337/18 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Пермь |
|
15 января 2018 г. |
Дело N А60-39420/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 января 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 января 2018 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Голубцова В. Г.,
судей Борзенковой И.В., Гуляковой Г.Н.,
при ведении протокола судебного заседания Кривощековой С.В.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика, Свердловской области в лице Министерства финансов Свердловской области
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 19 октября 2017 года
по делу N А60-39420/2017
вынесенное судье Е.А.Павловой Е.А.,
по иску Управления жилищно-коммунального хозяйства и строительства администрации Талицкого городского округа (ИНН 6654007380, ОГРН 1026602231380)
к Свердловской области в лице Министерства финансов Свердловской области (ИНН 6661004608, ОГРН 1026605256589)
о взыскании 1308465 руб. 18 коп.,
установил:
Управления жилищно-коммунального хозяйства и строительства администрации Талицкого городского округа (далее - истец, Управление) обратилась в Арбитражный суд Свердловской области к Свердловской области в лице Министерства финансов Свердловской области (далее - ответчик, Министерство) с иском о взыскании убытков в сумме 1308465,18 руб.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 19 октября 2017 года исковые требования удовлетворены, со Свердловской области в лице Министерства финансов Свердловской области за счет средств казны Свердловской области Взыскать в пользу Управления жилищно-коммунального хозяйства и строительства Администрации Талицкого городского округа взысканы денежные средства в сумме 1308465,18 руб.
Ответчик, не согласившись с принятым решением, обратился с апелляционной жалобой, просит решение отменить, жалобу удовлетворить.
Заявитель жалобы полагает, что субъекты Российской Федерации не обладают полномочиями по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после 01.01.2005, в связи с чем не вправе расходовать предоставленные субвенции на указанные цели. Указывает, что субвенции, дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, иные межбюджетные трансферты на обеспечение жильем инвалидов и семей имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005, из федерального бюджета в бюджет Свердловской области не выделялись; спорное расходное обязательство является обязательством Российской Федерации и должно быть финансово обеспечено за счет средств Федерального бюджета. Органы местного самоуправления Свердловской области не наделены полномочиями по обеспечению жилыми помещениями граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний. Элементы, образующие состав убытков, отсутствуют, вина ответчика - Свердловской области в лице Министерства финансов Свердловской области - не доказана и материалами дела не подтверждена.
Истец письменный отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного разбирательства, в суд апелляционной инстанции своих представителей не направили, что в порядке ч. 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела. От ответчика поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 13.03.2015 Талицким районным судом Свердловской области вынесено решение по делу N 2-158/2015, в соответствии с которым на Управление топливно-энергетическим комплексом, ЖКХ и строительства ТГО (далее - Управление) была возложена обязанность предоставить Полещук Галине Николаевне и Полещук Ксении Николаевне на условиях социального найма жилое помещение площадью не менее 30 кв. м
Данное решение Талицкого районного суда Свердловской области по делу N 2-158/2015 вступило в законную силу 21.04.2015.
Полещук Г.Н. является инвалидом второй группы, что подтверждено справкой серии МСЭ-2009 N 021081 от 04.05.1990 г.
Заключением ВК ГБУЗ СО "Талицкая ЦРБ" от 16.12.2014 N 5046 и от 31.07.2015 г. N11/2790 Полещук Г.Н. установлен диагноз С 20, который подтверждает ее право на предоставление индивидуальной жилой площади в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.0.6.2006 N 378 "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире".
Распоряжением Управления от 14.02.2014 N 407 Полещук Г.Н. была принята на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях по категории "инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года"
Наличие вышеуказанного диагноза дает право Полещук Г.Н на внеочередное получение жилого помещения по договору социальною найма в соответствии с п.4 ч.1 ст.51 Жилищного кодекса РФ.
Во исполнение вступившего в законную силу решения суда Управлением (заказчик) был заключен с ООО "Талицкая строительная компания-2" (застройщик) муниципальный контракт N 0162300010315000007-0155069-01 от 27.03.2015, предметом которого являлось участие Управления в долевом строительстве 12-ти жилых помещений в многоквартирных домах в границах Талицкого городского округа во исполнение судебных актов, предусматривающих предоставление на условиях социального найма жилых помещений инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 года "О социальной защите инвалидов" на общую сумму 18934260 руб. 84 коп. (далее - контракт).
По данному контракту было приобретено жилое помещение для Полещук Г.Н.., расположенное по адресу: Свердловская обл., г. Талица, ул. Песчаная, д. 18. кв.8, общей площадью 34.6 кв.м., стоимость которого составляла 1 308 465 руб. 18 коп.
Стоимость жилых помещений по вышеуказанному контракту оплачена застройщику в полном объеме, что подтверждено платежными поручениями от 22.04.2015 N 204, от 05.05.2015 N 213, от 13.05.2015 N 222, от 22.05.2015 N 241, от 27.05.2015 N 248, от 03.06.2015 N 208, от 16.06.2015 N 240, от 12.12.2016 N 581, от 16.02.2017 N 58, от 10.03.2017 N 88.
После зачисления вышеуказанного жилого помещения в казну Талицкого городского округа оно было предоставлено Полещук Г.Н на основании распоряжения Управления топливно-энергетическим комплексом, ЖКХ и строительства Талицкого городского округа от 25.08.2015 N 259 в пользование по договору социального найма от 04.09.2015.
Ссылаясь на то, что в результате приобретения вышеуказанной квартиры Управление понесло убытки в размере 1308465,18 руб., которые ему не компенсированы, Управление обратилась в арбитражный суд с настоящим иском о взыскании со Свердловской области в лице Министерства финансов Свердловской области убытков в размере 1308465,18 руб.
Удовлетворяя требования, суд первой инстанции признал заявленные убытки обоснованными и подлежащими удовлетворению за счет средств казны Свердловской области.
Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального права, соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков. При этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Для наступления ответственности, установленной нормами названной статьи, необходимо наличие совокупности следующих условий: факт нарушения другим лицом возложенных на него обязанностей, (совершения незаконных действий или бездействия), наличие причинно-следственной связи между допущенным нарушением и возникшими у заявителя убытками, а также наличие собственно убытков.
Отсутствие хотя бы одного из условий ответственности не влечет удовлетворение иска.
Согласно ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В таких случаях от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с п. 3 ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо (ст. 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной поддержки населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу подп. 24 ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в том числе социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
Осуществление указанных полномочий может дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе и в соответствии с федеральными целевыми программами, но исключительно в порядке и в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно преамбуле Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон о социальной защите инвалидов) предусмотренные им меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 17 Закона о социальной защите инвалидов предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 г., обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации (ч. 3 ст. 17 Закона о социальной защите инвалидов).
Положениями Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ст. 14, 50) (далее - закон N 131-ФЗ), а также положениями Жилищного кодекса Российской Федерации (ст. 14, 19) (далее - ЖК РФ) предусмотрено осуществление органами местного самоуправления полномочий по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление таким гражданам в установленном порядке жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда.
При этом в целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) (ст. 135 - 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ, п. 5 ч. 1 ст. 55, ст. 60 и 61 Закона N 131-ФЗ).
Содержащееся в п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ условие о предоставлении гражданам жилых помещений вне очереди, если такие граждане страдают тяжелыми видами хронических заболеваний (п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ), закрепляет только особенность реализации жилищных прав и не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления.
В силу ч. 3 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления.
Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органов местного самоуправления (ч. 3 ст. 57 ЖК РФ).
Следовательно, обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 1 января 2005 г., подлежит финансированию за счет субъектов Российской Федерации.
Отнесение этих расходов к расходным обязательствам Российской Федерации прямо противоречит ст. 84 БК РФ.
Данный правовой подход соответствует правовой позиции, изложенной в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 19.11.2015 N 310-КГ15-8772, от 21.12.2015 N 309-ЭС15-11320.
Судами установлено, что Полещук Г.Н. и члены её семьи: Полещук К.Н. признаны нуждающимися в предоставлении жилья, и поставлен на соответствующий учет после 01.01.2005.
При таких обстоятельствах, учитывая, что на территории Свердловской области Правительством Свердловской области приняты законы, которые регулируют жилищные правоотношения в части обеспечения жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после 01.01.2005 (Законы Свердловской области от 20.02.2006 N 3-03 "Об учете граждан для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования", от 07.12.2012 N 96-03 "О предоставлении гражданам жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области"), обоснованным является вывод суда первой инстанции, о том, что расходы по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов являются расходными обязательствами субъекта Российской Федерации, в данном случае - Свердловской области.
Кроме того суд апелляционной инстанции отмечает, что доказательств того, что Российской Федерацией обязанность по перечислению субвенций в отношении Свердловской области на осуществление полномочий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" и Законом о социальной защите инвалидов, не исполнена, материалы дела не содержат.
С учетом изложенного, исковые требования удовлетворены судом первой инстанции правомерно.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм материального права с учетом сложившейся практики их применения, и отклоняются судом апелляционной инстанции на основании вышеизложенного, оснований для удовлетворения жалобы Минфина Свердловской области не имеется.
Решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, принято в соответствии с нормами материального и процессуального права, оснований для его отмены (изменения) в соответствии со ст. 270 АПК РФ судом апелляционной инстанции не установлено.
Судебные расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя апелляционной жалобы, который от ее уплаты освобожден.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 19 октября 2017 года по делу N А60-39420/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
В.Г.Голубцов |
Судьи |
И.В.Борзенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-39420/2017
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 10 мая 2018 г. N Ф09-1337/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: УПРАВЛЕНИЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА И СТРОИТЕЛЬСТВА АДМИНИСТРАЦИИ ТАЛИЦКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ