г. Томск |
|
15 января 2018 г. |
Дело N А27-18274/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 января 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 января 2018 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий Колупаева Л. А.
судьи: Сбитнев А.Ю., Хайкина С.Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Мавлюкеевой А.М.
с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: Кириллова А.А. по доверенности от 15.03.2017;
от заинтересованного лица: без участия (извещено);
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
Государственного учреждения - Кузбасское региональное отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 18,г. Кемерово)
на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 30 октября 2017 года
по делу N А27-18274/2017 (судья Н.Н. Гатауллина)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Шахта "Бутовская",
г.Кемерово (ОГРН 1034205037701 ИНН 4205003585)
к государственному учреждению - Кузбасскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (Филиал N 18, г. Кемерово)
о признании недействительным решения N 3 от 09.06.2017
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Шахта "Бутовская" (далее - заявитель, ООО "Шахта "Бутовская", общество, страхователь) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Государственному Учреждению - Кузбасскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 18) (далее - заинтересованное лицо, ГУ - КРОФСС РФ, Фонд, страховщик, апеллянт) о признании недействительным решения N 3 от 09.06.2017 об отказе в привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 30 октября 2017 года заявленные требования удовлетворены, решение Государственного учреждения - Кузбасского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 18) от 09.06.2017 N 3 об отказе в привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний признано недействительным.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Фонд обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, полагая, что судом не была дана надлежащая правовая оценка фактам, установленным во время судебного разбирательства, решение суда вынесено с нарушением норм материального права.
В отзыве на апелляционную жалобу заявитель и его представитель в судебном заседании просили оставить без изменения обжалуемый судебный акт как соответствующий нормам материального права.
Апеллянт, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечил, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о надлежащем извещении).
В порядке части 6 статьи 121, части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителей апеллянта.
Проверив законность и обоснованность судебного акта в порядке статей 266, 268, АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителя заявителя, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, по результатам рассмотрения материалов камеральной проверки (акт камеральной проверки N 2 от 27.04.2017) ГУ-КРОФСС РФ (филиал N 18) в отношении ООО "Шахта "Бутовская" вынесено решение N 3 от 09.06.2017 об отказе в привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
На основании данного решения Филиалом N 18 отменен ранее утвержденный им приказ от 12.01.2017 N 24 об установлении страхователю скидки 10% к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, Приказом Филиала N 18 от 18.07.2017 N791 страхователю на 2017 год установлена скидка 0%.
Посчитав решение Фонда N 3 от 09.06.2017 недействительным и нарушающим его права и охраняемые законом интересы, общество оспорило данное решение в судебном порядке.
Суд, удовлетворяя требования заявителя, исходил из их обоснованности.
Рассмотрев материалы дела повторно в порядке главы 34 АПК РФ, суд апелляционной инстанции соглашается с правильностью выводов суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, исходит из следующих норм права и обстоятельств по делу.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 18 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ) страховщик имеет право устанавливать страхователям в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, надбавки и скидки к страховому тарифу.
В силу пункта 1 статьи 22 Закона N 125-ФЗ страховые взносы уплачиваются страхователем исходя из страхового тарифа с учетом скидок или надбавок, устанавливаемых страховщиком. Размер указанной скидки или надбавки рассчитывается по итогам работы страхователя за три года и устанавливается страхователю с учетом состояния охраны труда (включая результаты специальной оценки условий труда, проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров) и расходов на обеспечение по страхованию. Размер установленной скидки или надбавки не может превышать 40 процентов страхового тарифа, установленного страхователю. При наступлении страхового случая со смертельным исходом скидка не устанавливается.
Правительством Российской Федерации Постановлением от 30.05.2012 N 524 утверждены Правила установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее - Правила).
Для рассмотрения вопроса об установлении скидки страхователь не позднее 1 ноября текущего календарного года обращается с заявлением к страховщику по месту своей регистрации (пункт 7 Правил).
Условиями рассмотрения страховщиком вопроса об установлении страхователю скидки являются: а) осуществление страхователем финансово-хозяйственной деятельности в течение не менее 3 лет с момента его государственной регистрации до года, в котором рассчитывается скидка; б) своевременная уплата страхователем текущих страховых взносов; в) отсутствие задолженности по страховым взносам на дату подачи заявления об установлении скидки (пункт 8 Правил).
Размер скидки или надбавки рассчитывается страховщиком на очередной финансовый год в текущем финансовом году и устанавливается с 1 января очередного финансового года (пункт 10 Правил).
Исходя из анализа данной нормы, перед вынесением приказа об установлении скидки, соответствующие условия должны быть предметом выяснения должностным лицом и в данном случае они должны были быть подвергнуты проверке по состоянию на 29.10.2015.
Пункты 1, 2 статьи 22.1 Федерального закона N 125-ФЗ определили расчетным периодом по страховым взносам календарный год, а отчетными периодами - I квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.
Пунктом 9 статьи 22.1 Федерального закона N 125-ФЗ установлено, что в течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца страхователи производят исчисление ежемесячных обязательных платежей по страховым взносам исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца, и тарифов страховых взносов, а также скидки (надбавки) к страховому тарифу за вычетом сумм ежемесячных обязательных платежей, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно.
Страхователи ежеквартально представляют в установленном порядке территориальному органу страховщика по месту их регистрации расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам по форме, установленной страховщиком по согласованию с федеральным органом исполнительной власти.
Территориальный орган ФСС РФ вправе проводить камеральную и выездную проверки страхователя. Целью камеральной и выездной проверок является контроль за соблюдением страхователем законодательства РФ об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в части правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на травматизм страховщику, а также правомерности произведенных страхователем расходов на выплату страхового обеспечения (статья 26.14 Закона N 125-ФЗ).
Камеральная проверка проводится по месту нахождения страховщика на основе расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам и документов (информации), представленных страхователем, а также других документов (информации) о деятельности страхователя, имеющихся у страховщика. Данная проверка проводится в течение трех месяцев со дня представления страхователем расчета.
Как установлено судом и следует из материалов дела, общество обратилось в Фонд с заявлением от 29.09.2016 об установлении скидки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2017 год.
12.01.2017 Филиалом N 18 Государственного Учреждения - Кузбасского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации был утвержден приказ N24 об установлении страхователю скидки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2017 год в размере 10%.
До утверждения приказа страховщику страхователем по запросу первого были представлены все необходимые документы, подтверждающие законность и обоснованность предоставления скидки, а также достоверность сведений, отраженных в Форме-4 ФСС за 2016 год, в том числе: отчеты о проведении специальной оценки условий труда от 12.10.2015 и 27.01.2016, заключительные акты проведенных периодических медицинских осмотров (обследований) работников, копии заключений о прохождении предварительных медицинских осмотров в 2015 г. и результаты проведенной в Обществе аттестации за 2011, 2012, 2013 гг., договор и акт о проведении оценки в 2015 год (электронные письма от 27.12.2016, 28.12.2016 с указанными отчетами, результатами аттестации и другими документами направлены главному специалисту отдела страхования профессиональных рисков Филиала N 18 Сосниной Нине Александровне, непосредственно осуществляющей работу по оценке представленных документов и определению страхователю размера страховых взносов на 2017 год с учетом скидок и надбавок). Данный факт заинтересованным лицом не отрицается.
Таким образом, на дату утверждения приказа об установлении скидки у страховщика не возникло вопросов относительно результатов проведенной специальной оценки условий труда и отраженных в Форме-4 ФСС данных и наличия оснований для установления скидки.
В марте 2017 года страховщиком у страхователя повторно запрошены и представлены последним документы по проведению специальной оценки условий труда и периодических (предварительных) медицинских осмотров.
28.04.2017 страхователем получено уведомление страховщика о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, которым страховщик в очередной раз подтвердил страхователю размер скидки к страховому тарифу на 2017 год - 10%.
Однако по итогам камеральной проверки, проведенной в период с 23.03.2017 по 25.04.2017, тем же главным специалистом отдела страхования профессиональных рисков Филиала N 18 Сосниной Ниной Александровной, был составлен акт от 27.04.2017 N 2 о неверном отражении данных в разделе 2 таблицы 10 Формы-4 ФСС и установлении скидки к страховому тарифу - 0%.
На указанный акт страхователем были поданы возражения по акту камеральной проверки (исх. письмо N 781 от 24.05.2017) о несогласии с выводами Сосниной Н.А.
По результатам рассмотрения указанного акта заместителем директора Филиала N 18 Лазаревой И.В. принято решение от 09.06.2017 N 3 об отказе в привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Данным решением отменен приказ Филиала N 18 от 12.01.2017 N 24 и изменен размер скидки страхователю с 10% до 0%.
Жалоба (исх. N 968 от 29.06.2017) на указанное решение, поданная в Кузбасское региональное отделение ФСС РФ, была оставлена без удовлетворения, решение Филиала N 18 - без изменения (письмо о рассмотрении жалобы от 17.07.2017 N 01-08/08-8773).
После чего Филиалом N 18 в адрес Общества был направлен приказ N 791 от 18.07.2017 об установлении скидки 0% с расчетом скидки к страховому тарифу и уведомление о размере страховых взносов на 2017 г. (письмо от 19.07.2017 N 01-13/05-16379).
По мнению страхователя, в представленном расчете скидки от 18.07.2017 неверно отражены сведения по пунктам 13, 15, 16.
Страховщик при исчислении количества рабочих мест, на которых проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, и количества рабочих мест, отнесенных к вредным и опасным классам условий труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, не принял в расчет, проведенную в 2015 г. специальную оценку условий труда на 286 рабочих мест, утверждая, что отчет об оценке был утвержден в январе 2016 г.
Отклоняя указанный довод, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что 23.09.2015 страхователем с ООО "СибЦАТЭ" заключен договор N 48/Кем на проведение в 2015 году работ по специальной оценке условий труда.
Данные работы были завершены в декабре 2015 года, о чем имеется подписанный сторонами акт об оказанных услугах от 17.12.2015.
Таким образом, страхователем при заполнении раздела 2 таблицы 10 Формы-4 ФСС за 2016 год указаны правильные (достоверные) сведения о количестве рабочих мест, на которых проведена спец. оценка рабочих мест по условиям труда, и количество рабочих мест, отнесенных к вредным и опасным классам условий труда по результатам спец, оценки рабочих мест по условиям труда.
Вышеуказанные документы также предоставлялись страховщику до вынесения приказа N 24 от 12.01.2017 об установлении скидки 10% и повторно при проведении камеральной проверки, соответственно на момент вынесения приказа и направления уведомления о размерах страховых взносов на 2017 год страховщик обладал полной информацией о проведенной страхователем специальной оценке условий труда и датах ее утверждения, что не помешало страховщику утвердить данный приказ в январе и направить в апреле уведомление о размере скидки на 2017 год.
Использование страховщиком при новом расчете скидки результатов аттестации за 2012, 2013 гг. также является неправомерном, поскольку с 2012 года по 2016 год времени произошло значительное увеличение численности работников предприятия в связи с запуском 1 очереди шахты и данные на 2012, 2013 гг. уже не являются актуальными на 2016 год (численность работников изменилась с 498 до 1113 работников).
Кроме того, данные аттестации были представлены страховщику до приказа N 24 от 12.01.2017 об установлении скидки, в связи с чем, страховщик мог применить эти данные при расчете скидки еще в январе 2017 год.
Таким образом, при расчете скидки страхователю на 2017 год является правомерным вывод суда первой инстанции о том, что следует руководствоваться расчетом, произведенным страховщиком 12.01.2017.
Поскольку механизм и основания для отмены ранее установленной скидки действующим законодательством о социальном страховании не предусмотрены, выявление и установление региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации ошибок, нарушений, допущенных им при принятии решения о предоставлении скидки ввиду невыполнения возложенных на него обязанностей (принятия решения по неполно выясненным обстоятельствам), при отсутствии вины страхователя не могут являться основанием для отмены ранее установленной скидки.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого акта и обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган или лицо, которые приняли соответствующий акт (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
С учетом вышеуказанных положений процессуального и материального права, на основании имеющихся в деле доказательств, проанализировав доводы апелляционной жалобы, оценив все имеющиеся доказательства по делу в их совокупности и взаимосвязи согласно требованиям статей 65, 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что указанные в оспариваемом решении обстоятельства в рассматриваемой ситуации заинтересованным лицом не доказаны, правомерность его вынесения по тем основаниям, которые в нем изложены, не подтверждена.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции считает, что Фондом социального страхования в данном случае не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
При таких обстоятельствах принятое судом первой инстанции решение является законным и обоснованным; судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства; нарушений норм материального и процессуального права не допущено; оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Поскольку Фонд социального страхования освобожден от уплаты государственной пошлины на основании пункта 1 статьи 333.37 НК РФ, вопрос о распределении расходов по государственной пошлине судом апелляционной инстанции не рассматривается.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 30 октября 2017 года по делу N А27-18274/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Л.А. Колупаева |
Судьи |
А.Ю. Сбитнев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-18274/2017
Истец: ООО "Шахта Бутовская"
Ответчик: ГУ КРОФСС РФ филиал N 18