г.Москва |
|
15 января 2018 г. |
Дело N А40-168232/17 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Пронниковой Е.В.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства без вызова сторон апелляционную жалобу ООО "ЛесЭнергоСтрой"
на определение Арбитражного суда г.Москвы от 20.11.2017, вынесенное в порядке упрощенного производства судьей Блинниковой И.А. (120-1429)
по делу N А40-168232/17
по заявлению ООО "ЛесЭнергоСтрой"
к Управлению Росреестра по Московской области
о признании незаконным и отмене постановления,
УСТАНОВИЛ:
ООО "ЛесЭнергоСтрой" (далее также - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра, и картографии по Московской области (далее также - ответчик, Управление) о назначении административного наказания от 24.08.2017 по делу N 7-30-2017.
Определением Арбитражного суда г.Москвы от 20.11.2017, вынесенным в порядке упрощенного производства, производство по настоящему делу прекращено на основании п.1 ч.1 ст.150 АПК РФ в связи с неподведомственностью спора арбитражному суду.
Не согласившись с данным определением суда первой инстанции, заявитель в апелляционной жалобе просит его отменить в связи с неправильным применением судом норм материального и процессуального права и направить вопрос на новое рассмотрение в суд первой инстанции. При этом податель жалобы ссылается на подведомственность настоящего спора арбитражному суду.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел (по веб-адресу: www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии положениями ч.6 ст.121 АПК РФ.
Дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в порядке ч.1 ст.272.1 АПК РФ без вызова сторон.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого определения суда, исходя из нижеследующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом, постановлением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра, и картографии по Московской области от 24.08.2017 по делу N 7-30-2017 ООО "ЛесЭнергоСтрой" признано виновным в совершении административного правонарушения, выразившегося в использовании земельного участка с кадастровым номером 50:22:0050203:1005 по адресу: Московская область, г.Котельники, шоссе Дзержинское, стр.9, общей площадью 5348 кв.м, с видом разрешенного использования: для производственных целей, не по целевому назначению, а именно: под сбор, хранение, накопление и обработку отходов (сортировка черного и цветного лома) с целью дальнейшей транспортировки к месту переплавки и реализации, и привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.8.8 КоАП РФ, в виде взыскания штрафа в размере 314212 руб.
Согласно ч.1 ст.27 АПК РФ арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.
В силу части 2 указанной статьи арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (далее - индивидуальные предприниматели), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя (далее - организации и граждане).
К подведомственности арбитражных судов федеральным законом могут быть отнесены и иные дела (ч.3 ст.27 АПК РФ).
В соответствии с п.3 ч.1 ст.29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
В частности, рассмотрение дел об оспаривании юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями постановлений административных органов о привлечении к административной ответственности отнесено к предметной компетенции (подведомственности) арбитражных судов на основании части 3 статьи 30.1 КоАП РФ.
Как разъяснено в пункте 11 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 (редакция от 10.11.2011) "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", указанные постановления могут быть обжалованы заинтересованным лицом в арбитражный суд в случае, если юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем совершено административное правонарушение, связанное с осуществлением им предпринимательской и иной экономической деятельности.
Соблюдение данного критерия должно учитываться в каждом конкретном случае, в том числе, исходя из обстоятельств совершения административного правонарушения, приведенных в оспариваемом постановлении административного органа.
Таким образом, арбитражному суду подведомственны жалобы на те постановления по делам об административных правонарушениях, которые допущены организациями и предпринимателями в связи с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч.2 ст.207 АПК РФ производство по делам об оспаривании решений административных органов возбуждается на основании заявлений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, привлеченных к административной ответственности в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности, а также на основании заявлений потерпевших.
Исходя из изложенного, рассмотрение спора об оспаривании решения административного органа в арбитражном суде возможно только в том случае, если оно затрагивает права и законные интересы заявителя, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом пунктом 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2013 N 40 внесены изменения в пункт 33 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", согласно которым жалобы юридических лиц или лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, на постановление о привлечении к административной ответственности, исходя из положений, закрепленных в части 3 статьи 30.1 КоАП РФ и пункте 3 части 1 статьи 29 АПК РФ, подлежат рассмотрению в судах общей юрисдикции, если юридическое лицо или индивидуальный предприниматель привлечены к административной ответственности не в связи с осуществлением указанными лицами предпринимательской и иной экономической деятельности. Например, когда объективная сторона совершенного ими административного правонарушения выражается в действиях (бездействии), направленных на нарушение или невыполнение норм действующего законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в области охраны окружающей среды и природопользования, безопасности дорожного движения, пожарной безопасности, законодательства о труде и охране труда.
В рассматриваемом случае Общество оспаривает постановление Управления о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.8.8 КоАП РФ, за использование земельного участка не по целевому назначению.
Статья 8.8 КоАП РФ содержится в главе 8 Кодекса "Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования".
Объективную сторону вменяемого заявителю административного правонарушения составляет нарушение требований в области охраны окружающей среды и природопользования, установленных Земельным кодексом РФ.
Наличие у заявителя статуса юридического лица, осуществление им хозяйственной деятельности, сами по себе не дают оснований для безусловного отнесения спора с его участием к подведомственности арбитражного суда. Выполнение лицом требований в области охраны окружающей среды и природопользования не может расцениваться как предпринимательская или иная экономическая деятельность.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что привлечение заявителя к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.8.8 КоАП РФ, не связано с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно п.1 ч.1 ст.150 АПК РФ арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
Таким образом, заявление Общества об отмене постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.8.8 КоАП РФ, подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции.
При таких обстоятельствах у апелляционного суда отсутствуют основания для отмены обжалуемого определения суда о прекращении производства по настоящему делу.
Кроме того, суд апелляционной инстанции, учитывая отсутствие спора о подведомственности между судом общей юрисдикции и арбитражным судом, считает необходимым указать, что Общество не лишено возможности реализовать гарантированное ст.46 Конституции РФ право на судебную защиту с соблюдением правил подведомственности спора.
Доводы апелляционной жалобы, связанные с иным толкованием норм права, не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции вынес законное и обоснованное определение, полно и правильно установил обстоятельства дела и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ч.3 ст.229, ст.ст.266, 268, 272, 272.1 АПК РФ, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда г.Москвы от 20.11.2017 по делу N А40-168232/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение месяца со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Е.В.Пронникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-168232/2017
Истец: ООО "ЛЕСЭНЕРГОСТРОЙ"
Ответчик: муниципальный отдел по г.Лыткарино по Любрецкому району, Управление Росреестра по Московской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Московской обл.
Третье лицо: Межмуниципальный отдел по Г. Лыткарино
Хронология рассмотрения дела:
15.01.2018 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-68164/17