г. Москва |
|
15 января 2018 г. |
Дело N А41-56460/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 января 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 января 2018 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Муриной В.А.,
судей Гараевой Н.Я., Коротковой Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: Суворовойй К.А.,
при участии в заседании:
от Росимущества - Овсепян К. Г., доверенность от 18.09.2017 г.,
от ТУ ФАУГИ в МО - Богомолов С. В., доверенность от 10.07.2017 г.,
от Линева Б. И. - Долбилин А. А., доверенность от 01.09.2017 г.,
от АО "ИОТТ" - не явился, извещен.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 20 октября 2017 года по делу N А41-56460/17, принятое судьей Панкратьевой Н.А., по иску Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Московской области к Линеву Борису Ивановичу о взыскании убытков, с участием третьих лиц: Росимущество и акционерное общество "ИОТТ",
УСТАНОВИЛ:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Московской области обратился в арбитражный суд к Линеву Б. И. с требованием о взыскании с Линева Б. И. убытков в размере 1 684 100 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены АО "ИОТТ", Росимущество.
Исковые требования заявлены на основании положений статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 71 Федерального закона "Об акционерных обществах".
Решением Арбитражного суда Московской области от 20 октября 2017 года в удовлетворении требований было отказано (т. 1 л.д. 170-171).
Не согласившись с принятым судебным актом, ТУ ФАУГИ в МО обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт (т. 2 л.д. 2-4).
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с нормами статей 121 - 123, 153, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя АО "ИОТТ", извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе публично, путем размещения информации на официальном сайте "Электронное правосудие" www.kad.arbitr.ru.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права проверены арбитражным апелляционным судом в соответствии со статьями 266, 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель ТУ ФАУГИ в МО поддержал доводы апелляционной жалобы, просил обжалуемый судебный акт отменить, заявленные требования удовлетворить.
Представитель Росимущества поддержал позицию заявителя жалобы.
Представитель Линева Б.И. в судебном заседании апелляционного суда просил обжалуемый судебный акт оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заслушав представителей лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены вынесенного судебного акта по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом, согласно сведениям ЕГРЮЛ Линев Б. И. с 28.11.2012 являлся генеральным директором АО "ИОТТ".
Истец является лицом, которому делегированы полномочия по осуществлению отдельных прав акционера в отношении 100 % акций АО "ИОТТ", находящихся в собственности Российской Федерации.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что истцом не доказано наличие обстоятельств, свидетельствующих о недобросовестности и (или) неразумности действий (бездействия) ответчика, повлекших неблагоприятные последствия для юридического лица.
Апелляционная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
В силу пункта 1 статьи 53.1 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое в силу закона, иного правового акта или учредительного документа юридического лица уполномочено выступать от его имени (пункт 3 статьи 53), обязано возместить по требованию юридического лица, его учредителей (участников), выступающих в интересах юридического лица, убытки, причиненные по его вине юридическому лицу.
Лицо, которое в силу закона, иного правового акта или учредительного документа юридического лица уполномочено выступать от его имени, несет ответственность, если будет доказано, что при осуществлении своих прав и исполнении своих обязанностей оно действовало недобросовестно или неразумно, в том числе если его действия (бездействие) не соответствовали обычным условиям гражданского оборота или обычному предпринимательскому риску. Аналогичные положения содержатся в Федеральном законе "Об акционерных обществах".
Так, согласно абзацу 1 пункта 2 статьи 71 Федерального закона "Об акционерных обществах" члены совета директоров (наблюдательного совета) общества, единоличный исполнительный орган общества (директор, генеральный директор), временный единоличный исполнительный орган, члены коллегиального исполнительного органа общества (правления, дирекции), а равно управляющая организация или управляющий, несут ответственность перед обществом за убытки, причиненные обществу их виновными действиями (бездействием), если иные основания и размер ответственности не установлены федеральными законами.
В соответствии с толкованием правовых норм, приведенном в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.02.2011 N 12771/10, при рассмотрении споров о возмещении причиненных обществу единоличным исполнительным органом убытков подлежат оценке действия (бездействие) ответчика с точки зрения добросовестного и разумного осуществления им прав и исполнения возложенных на него обязанностей.
При этом в гражданском законодательстве закреплена презумпция добросовестности участников гражданских правоотношений (пункт 3 статьи 10 Гражданского кодекса РФ). Данное правило распространяется и на руководителей хозяйственных обществ, членов органов его управления, то есть предполагается, что они при принятии деловых решений, в том числе рискованных, действуют в интересах общества и его акционеров (участников).
Убытки подлежат взысканию по правилам статьи 15 Гражданского кодекса РФ, согласно которой лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права.
Лицо, требующее возмещения убытков, должно доказать противоправность поведения ответчика, наличие и размер понесенных убытков, а также причинную связь между противоправностью поведения ответчика и наступившими убытками.
Таким образом, при обращении с иском о взыскании убытков, причиненных противоправными действиями единоличного исполнительного органа, истец обязан доказать сам факт причинения убытков и наличие причинной связи между действиями причинителя вреда и наступившими последствиями, в то время как обязанность по доказыванию отсутствия вины в причинении убытков лежит на привлекаемом к гражданско-правовой ответственности единоличном исполнительном органе.
В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, сформулированными в абзацах 3, 4 пункта 12 Постановления от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации). По общему правилу лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (пункт 2 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации). Бремя доказывания своей невиновности лежит на лице, нарушившем обязательство или причинившем вред. Вина в нарушении обязательства или в причинении вреда предполагается, пока не доказано обратное.
В силу пункта 5 статьи 10 ГК РФ истец должен доказать наличие обстоятельств, свидетельствующих о недобросовестности и (или) неразумности действий (бездействия) директора, повлекших неблагоприятные последствия для юридического лица.
Если истец утверждает, что директор действовал недобросовестно и (или) неразумно, и представил доказательства, свидетельствующие о наличии убытков юридического лица, вызванных действиями (бездействием) директора, такой директор может дать пояснения относительно своих действий (бездействия) и указать на причины возникновения убытков (например, неблагоприятная рыночная конъюнктура, недобросовестность выбранного им контрагента, работника или представителя юридического лица, неправомерные действия третьих лиц, аварии, стихийные бедствия и иные события и т.п.) и представить соответствующие доказательства.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 2 Постановления N 62 недобросовестность действий (бездействия) директора считается доказанной, в частности, когда директор знал или должен был знать о том, что его действия (бездействие) на момент их совершения не отвечали интересам юридического лица.
Как отмечалось выше, обосновывая факт и размер причиненных убытков, истец указал, что между АО "ИОТТ" (арендодатель) и ООО "КЭНЭС" (арендатор) заключен договор аренды от 30.09.2015 N 17/1.
В акте о расторжении договора от 31.03.2016 указано, что по состоянию на 31.03.2016 задолженность арендатора составляла 2 012 995,12 руб.
Согласно расшифровке дебиторской задолженности АО "ИОТТ" и акту сверки взаиморасчетов по состоянию на 30.04.2016 у ООО "КЭНЭС" перед АО "ИОТТ" имеется просроченная дебиторская задолженность в размере 1 684 100 руб., в связи с неуплатой арендных платежей по указанному договору.
Определением Арбитражного суда Московской области от 23 января 2017 года заявление кредитора ООО "НООСТРОЙ" о признании ООО НВ И ПКП "КЭНЭС" несостоятельным (банкротом) принято к производству суда, возбуждено дело о банкротстве должника.
Определением Арбитражного суда Московской области от 02 ноября 2015 года в отношении ООО НВ и ПКП "КЭНЭС" введена процедура наблюдения.
Публикация сообщения о введении процедуры наблюдения состоялась в газете "Коммерсантъ" N 215 от 21.11.2015 года.
Решением суда от 18.05.2016 N А41-1086/15 ООО "КЭНЭС" признано несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство.
Поскольку задолженность в размере 1 684 100 руб. не погашена, АО "ИОТТ" в установленный срок не было подано заявление о включении указанных требований в реестр требований кредиторов, а возможность взыскания денежных средств в указанном размере в рамках дела N А41-1086/15, по мнению истца, утрачена, последний обратился в суд с рассматриваемым иском.
В силу ст. 5 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" в целях настоящего Федерального закона под текущими платежами понимаются денежные обязательства, требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Возникшие после возбуждения производства по делу о банкротстве требования кредиторов об оплате поставленных товаров, оказанных услуг и выполненных работ являются текущими.
Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур, применяемых в деле о банкротстве, не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве.
Как следует из материалов дела, заявление о признании ООО "КЭНЭС" банкротом принято к производству арбитражного суда 23.01.2015 (дело N А41- 1086/15), процедура наблюдения введена судом 02.11.2015, решение о признании должника банкротом принято 18.05.2016.
При этом договор аренды между АО "ИОТТ" и ООО "КЭНЭС", на который ссылается истец в иске, заключен 30.09.2015 и расторгнут 31.03.2016.
Таким образом, задолженность по договору аренды является текущей и не подлежит включению в реестр требований кредиторов должника.
Апелляционным судом установлено, что определение Арбитражного суда Московской области от 17 ноября 2017 года в рамках дела N А41-1086/15 было прекращено производство по требованию АО "ИОТТ" о включении задолженности по арендной плате в реестр требований кредиторов ООО "КОНЭС", поскольку данное требование является текущим и не подлежит включению в реестр требований кредиторов должника.
Решением Арбитражного суда Московской области от 11 января 2018 года в рамках дела N А41-88555/17 с ООО "КОНЭС" в пользу АО "ИООТ" была взыскана сумма задолженности по договору аренды N А17/16 от 30.09.2015 в размере 53 109,44 руб.
Лицо, требующее возмещения убытков, должно доказать факт причинения убытков, их размер, противоправность поведения причинителя ущерба и юридически значимую причинную связь между поведением указанного лица и наступившим вредом.
Недоказанность хотя бы одного из элементов состава правонарушения является достаточным основанием для отказа в удовлетворении требований о возмещении убытков. Таким образом, удовлетворение исковых требований о взыскании убытков возможно при доказанности всех элементов состава правонарушения.
Поскольку одним из оснований ответственности генерального директора является вина, то привлечение его к ответственности зависит от того, действовал ли он при исполнении своих обязанностей разумно и добросовестно, то есть проявил ли он заботливость и осмотрительность, которые следует ожидать от добросовестного руководителя, и принял ли он все необходимые меры для надлежащего исполнения своих обязанностей.
Как усматривается из материалов дела, истцом не представлены доказательства совокупности условий, необходимых для удовлетворения иска о взыскании убытков.
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (часть 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Надлежащих и допустимых доказательств факта неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей, возложенных на генерального директора, а также наличия и размера убытков, причинную связь между допущенным правонарушением и возникшими убытками истцом в материалы дела не представлено.
При изложенных обстоятельствах, апелляционный суд приходит к выводу о том, что у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения требований.
Доводы заявителя апелляционной жалобы направлены на несогласие с выводами суда первой инстанции и связаны с переоценкой имеющихся в материалах дела доказательств и установленных судом обстоятельств, а также на неверном толковании норм права.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции полагает, что выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на положениях действующего законодательства, в связи с чем, оснований для иной оценки выводов суда у судебной коллегии не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих в силу пункта 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловную отмену судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 20 октября 2017 года по делу N А41-56460/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда может быть обжаловано в порядке кассационного производства в двухмесячный срок.
Председательствующий |
В.А. Мурина |
Судьи |
Н.Я. Гараева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-56460/2017
Истец: Территориальное управление Федерального агенства по управлению государственным имуществом по Московской области
Ответчик: Линев Борис Иванович
Третье лицо: ОАО "Институт обогащения твердого топлива", ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ