г. Хабаровск |
|
15 января 2018 г. |
А04-6300/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 января 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 января 2018 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сапрыкиной Е.И.
судей Тищенко А.П., Харьковской Е.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бутенко А.А.
при участии в заседании:
от Администрации г. Белогорск: представителя Стефанович А.Ф.;
от Минфина России по Амурской области, Министерства социальной защиты населения Амурской области; МКУ "Комитет имущественных отношений Администрации города Белогорск": не явились;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Белогорск
на решение от 16.10.2017 по делу N А04-6300/2017
Арбитражного суда Амурской области, принятое судьей Москаленко И.А.
по иску Администрации города Белогорск Амурской области
к Министерству финансов по Амурской области
о взыскании убытков в сумме 1 677 000 руб.
третьи лица: Министерство социальной защиты населения Амурской области; Муниципальное казенное учреждение "Комитет имущественных отношений Администрации города Белогорск";
УСТАНОВИЛ:
Администрация города Белогорска (ОГРН 1022800711647, ИНН 2804004986; далее - администрация, истец) обратилась в Арбитражный суд Амурской области с иском к Амурской области в лице Министерства финансов Амурской области за счет средств казны Амурской области (ОГРН 1072801008928, ИНН 2801123618; далее - министерство финансов, ответчик) о взыскании 1 677 000 руб.
Иск обоснован причинением убытков в виде исполнения судебного акта Амурского областного суда о предоставлении семье Мартыхиной Е.А., имеющей ребенка-инвалида, на условиях социального найма вне очереди благоустроенного жилого помещения - квартиры общей площадью 61,6 кв.м в многоквартирном доме города Белогорска.
В качестве третьих лиц к участию в деле привлечены Министерство социальной защиты населения Амурской области, Муниципальное казенное учреждение "Комитет имущественных отношений Администрации города Белогорск".
Решением суда от 16.10.2017 иск удовлетворен частично: с ответчика в пользу истца взысканы убытки в размере 898 392 руб., в остальной части иска отказано. Судебный акт мотивирован доказанностью состава убытков, возникших у муниципального образования вследствие предоставления жилого помещения инвалиду по договору социального найма площадью 33 кв. метров, составившего 898 392 руб. (33 кв. м х 27 224 руб.).
Не согласившись с данным судебным актом в неудовлетворенной части, администрацией подана в суд апелляционной инстанции жалоба, в которой заявитель просит его отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме. При этом полагает ошибочным вывод суда, что только несовершеннолетний Мартыхин Д.А. вправе претендовать на спорное жилое помещение во внеочередном порядке по договору социального найма, тогда как иные члены семьи таким правом не обладают. Также указывает на необходимость принятия во внимание апелляционного определения от 15.06.2016 Амурского областного суда.
В ходе судебного заседания, проведенного в режиме видеоконференц-связи, представитель заявленные требования поддержала.
Другие лица, участвующие в деле, явку своих представителей не обеспечили, отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Исследовав материалы дела, проверив обоснованность доводов жалобы и выслушав представителя администрации, Шестой арбитражный апелляционный суд не находит правовых оснований для отмены или изменения судебного акта в обжалуемой части в силу следующего.
Как видно из материалов дела, постановлением администрации г.Белогорска от 03.08.2015 N 1426 семья Мартыхиной Е.А. признана малоимущей и принята на учет нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма с 14.05.2015. Сын Мартыхиной Е.А. - Мартыхин Д.А. 2002 года рождения является ребенком-инвалидом с кодом заболевания, входящего в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 N 378.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 15.06.2016 принято решение о возложении на администрацию г. Белогорска обязанности по предоставлению семье Мартыхиной Е.А. в составе трех человек вне очереди благоустроенного жилого помещения в г. Белогорске по договору социального найма жилого помещения, общей площадью не менее 63 кв.м.
Во исполнение данного судебного акта, администрация вынесла постановление от 21.07.2016 N 1086, о предоставлении семье Мартыхиной Е.А. благоустроенного жилого помещения - квартиры N 63 общей площадью 61,6 кв.м в многоквартирном доме N 265 по улице Кирова города Белогорска Амурской области.
21.07.2016 между МКУ "Комитет имущественных отношений администрации г. Белогорск" и Мартыхиной Е.А. заключен договор социального найма жилого помещения.
В соответствии с отчетом Центра независимой оценки N 43/01-16 об определении рыночной стоимости названной трехкомнатной квартиры, ее стоимость по состоянию на 21.12.2016 составила 1 677 000 руб.
Администрация, полагая, что понесла убытки, в размере стоимости спорной квартиры, 07.02.2017 обратилась в Минсоцзащиты населения области с просьбой предусмотреть возможность возмещения указанных убытков по предоставлению семье Мартыхиной Е.А., воспитывающей ребенка инвалида, жилого помещения.
Письмом от 16.03.2017 N 06-1191 уполномоченный орган уведомил об отсутствии правовых оснований для перечисления администрации г. Белогорска убытков, в связи с не установлением нормативными правовыми актами области расходных обязательств области по обеспечению жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов, отсутствии в областном бюджете ассигнований на данные цели, и, отсутствии у министерства полномочий по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей - инвалидов, вставших на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий после 01.01.2005.
Администрация, посчитав, что расходы, понесенные в связи с исполнением судебного акта, подлежат возмещению за счет средств федерального бюджета, обратилась с иском в арбитражный суд.
Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Исходя из положений статей 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случаях, когда причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 названного Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Применение такой меры гражданско-правовой ответственности, как возмещение убытков, возможно при доказанности совокупности условий: противоправности действий причинителя вреда, причинной связи между противоправными действиями и возникшими убытками, наличия и размера причиненных убытков. Для удовлетворения требования о взыскании убытков необходима доказанность всей совокупности указанных фактов. Недоказанность одного из необходимых оснований возмещения убытков исключают возможность удовлетворения исковых требований.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной поддержки населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу подпункта 24 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Закон N 184-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в том числе социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
Осуществление указанных полномочий может дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами, но исключительно в порядке и в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно преамбуле Закона N 181-ФЗ предусмотренные им меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 17 этого Закона предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01.01.2005, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Содержащееся в пункте 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации условие о предоставлении гражданам жилых помещений вне очереди, если такие граждане страдают тяжелыми видами хронических заболеваний (пункт 4 части 1 статьи 51 ЖК РФ), закрепляет только особенность реализации жилищных прав и не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления.
Конституционный Суд Российской Федерации также указал, что часть 3 статьи 17 Закона N 181-ФЗ, являясь по своему характеру отсылочной нормой, применяется в системной взаимосвязи с положениями жилищного законодательства.
В силу части 3 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления.
Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления (часть 3 статьи 57 ЖК РФ).
Законом Амурской области от 01.09.2005 N 38-ОЗ "О жилищной политике в Амурской области" к полномочиям органов местного самоуправления отнесены учет граждан в качестве нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма, предоставление жилых помещений по договорам социального найма.
В отдельный список включаются граждане, имеющие право на внеочередное получение жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма (пункт 8 статьи 10 Закона).
При этом пунктом 4 части 1 статьи 6 названного Закона, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, в составе семьи которых имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, предусмотренного в перечне, установленном Правительством Российской Федерации.
Из разъяснений, изложенных в пункте 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", следует, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий.
Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
Судом установлено, что постановлением администрации г. Белогорска от 03.08.2015 N 1426 семья Мартыхиной Е.А., имеющей сына Мартыхина Д.А., являющегося ребенком-инвалидом с кодом заболевания, входящего в Перечень N 378, признана малоимущей и принята на учет нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма с 14.05.2015 - после 01.01.2005.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 15.06.2016 принято решение о возложении на администрацию г. Белогорска обязанности по предоставлению семье Мартыхиной Е.А. в составе трех человек вне очереди благоустроенного жилого помещения в г. Белогорске по договору социального найма жилого помещения, общей площадью не менее 63 кв.м.
Во исполнение данного судебного акта, администрация вынесла постановление от 21.07.2016 N 1086, о предоставлении семье Мартыхиной Е.А. благоустроенного жилого помещения - квартиры N 63 общей площадью 61,6 кв.м в многоквартирном доме N 265 по улице Кирова города Белогорска Амурской области.
Содержащееся в пункте 3 части 2 статьи 57 ЖК РФ условие о предоставлении гражданам жилых помещений вне очереди, если такие граждане страдают тяжелыми видами хронических заболеваний (пункт 4 части 1 статьи 51 ЖК РФ), закрепляет только особенность реализации жилищных прав.
Пунктом 2 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.1996 N 901, определены основания признания инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающимися в улучшении жилищных условий для принятия их на учет.
Согласно пункту 6 указанных выше правил жилые помещения инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляются на каждого члена семьи в пределах нормы, устанавливаемой органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Дополнительная жилая площадь в виде отдельной комнаты предоставляется инвалидам в соответствии с перечнем заболеваний, утвержденным Правительством Российской Федерации. Предоставление инвалиду жилого помещения в домах государственного или муниципального жилищного фонда осуществляется с учетом его права на дополнительную жилую площадь.
Данный пункт также не устанавливает права внеочередного предоставления жилого помещения членам семьи инвалида, а лишь разъясняет, какой размер и вид жилой площади (в виде отдельной комнаты) подлежит предоставлению инвалиду.
Согласно части 5 статьи 11 Закона Амурской области от 01.09.2005 N 38-03 "О жилищной политике в Амурской области", граждане, признанные нуждающимися в жилых помещениях на основании пункта 4 части 1 статьи 6 настоящего Закона, имеют право на дополнительную жилую площадь в размере до 15 кв.м в виде отдельной комнаты.
Таким образом, с учетом изложенного Мартыхиной Е.А. подлежит предоставлению жилое помещение по договору социального найма в размере 33 кв. метров.
Согласно отчету N 43/01-16 от 21.12.2016 рыночная стоимость переданной квартиры составила 1 677 000 руб.
При определении размера убытков возникший у муниципального образования города Белогорск вследствие предоставления жилого помещения инвалиду необходимо учитывать подлежащую предоставлению площадь по договору социального найма в размере 33 кв.м, что составляет 898 392 руб. (33 кв.м х 27 224 руб.).
При таких обстоятельствах с Амурской области в лице Минфина Амурской области за счет средств казны Амурской области в пользу истца на законных основаниях взысканы убытки в указанном выше размере.
Довод администрации о том, что убытки подлежат взысканию с Амурской области в полном объеме (а не только в той части, которая касается непосредственно самого ребенка-инвалида), поскольку жилые помещения инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляются на каждого члена семьи, не могут быть приняты во внимание, так как пункт 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации и пункт 6 Правил лишь определяют условия и порядок предоставления соответствующего помещения инвалиду и не устанавливают право на внеочередное получение жилого помещения членами его семьи, что следует и из правовой позиции, изложенной, в частности в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 05.07.2016 N 41-КГ16-22.
При таких обстоятельствах основания для удовлетворения апелляционной жалобы по изложенным в ней доводам отсутствуют.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Амурской области от 16.10.2017 по делу N А04-6300/2017 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.И. Сапрыкина |
Судьи |
А.П. Тищенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-6300/2017
Истец: Администрация г.Белогорска
Ответчик: Министерство финансов по Амурской области
Третье лицо: Министерство социальной защиты населения Амурской области, Муниципальное казенное учреждение "Комитет имущественных отношений Администрации города Белогорск", Правительство Амурской области