г. Москва |
|
15 января 2018 г. |
Дело N А41-17346/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 января 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 января 2018 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ханашевича С.К.,
судей Миришова Э.С., Юдиной Н.С.,
при ведении протокола судебного заседания: Калужиной Ю.К.,
при участии в заседании:
от истца, общества с ограниченной ответственностью "Северянка участок N 1" (ИНН 5042116334, ОГРН 1105042007641): Полунин А.В.- представитель по доверенности от 09.01.2018,
от ответчика, акционерного общества "Северная теплоэнергетическая компания" (ИНН 5042080504, ОГРН 1055008006217): представитель не явился, извещен,
от третьих лиц:
от муниципального образование "Городское поселение Сергиев Посад Сергиево-Посадского муниципального района Московской области: представитель не явился, извещен,
от Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области: представитель не явился, извещен,
от Министерства имущественных отношений Московской области: представитель не явился, извещен,
от Прокуратуры Московской области: представитель не явился, извещен,
от закрытого акционерного общества "Расчетно-кассовый центр Сергиево-Посадского муниципального района": представитель не явился, извещен,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Северянка участок N 1 на решение Арбитражного суда Московской области от 20 октября 2017 года по делу N А41-17346/17, принятое судьей Мироновой М.А., по иску общества с ограниченной ответственностью "Северянка участок N 1" к акционерному обществу "Северная теплоэнергетическая компания" с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, муниципального образование "Городское поселение Сергиев Посад Сергиево-Посадского муниципального района Московской области, Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области, Министерства имущественных отношений Московской области, Прокуратуры Московской области, закрытого акционерного общества "Расчетно-кассовый центр Сергиево-Посадского муниципального района" о понуждении заключить договор,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Северянка участок N 1" (далее - истец, ООО "Северянка участок N 1", "Участок") обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к акционерному обществу "Северная теплоэнергетическая компания" (далее - ответчик, АО "Северная теплоэнергетическая компания") о признании Участка не являющимся потребителем тепловой энергии и горячей воды, поставляемой СТЭК в многоквартирные жилые дома города Сергиева Посада на основании договора теплоснабжения N 146, заключенного СТЭК с Участком 01.04.2011, в ввиду:
- отсутствия у Участка в собственности, во владении или в пользовании тепловых сетей, теплопринимающих, аккумулирующих и/или теплопотребляющих устройств и приборов учета,
- не возникновения у Участка права собственности на тепловую энергию и горячую воду как на товар, поставляемый СТЭК в многоквартирные жилые дома города Сергиево Посада,
- неоказания Участком собственникам (нанимателям) помещений в многоквартирных домах (абонентам, потребителям, плательщикам) коммунальных услуг по отоплению и снабжению горячей водой этих домов;
- признать расторгнутым с 01.01.2017 договор теплоснабжения N 146, заключенный СТЭК с Участком как с исполнителем коммунальных услуг от 01.04.2011;
- обязать СТЭК заключить с Участком договор теплоснабжения в предложенной участком редакции, который будет распространять действие на правоотношения, возникшие с 01.01.2017;
- обязать СТЭК заключить с Участком договор горячего водоснабжения в предложенной участком редакции, который будут распространять действие на правоотношения, возникшие 01.01.2017.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены муниципальное образование "Городское поселение Сергиев Посад Сергиево-Посадского муниципального района Московской области, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области, Прокуратура Московской области, закрытое акционерное общество "Расчетно-кассовый центр Сергиево-Посадского муниципального района".
Решением Арбитражного суда Московской области от 20.10.2017 по делу N А41-17346/17 в удовлетворении иска отказано (т. 2 л.д. 148-150).
Не согласившись с решением суда, ООО "Северянка участок N 1" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, недоказанностью имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд посчитал установленными, а также нарушением норм материального и процессуального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции судебного акта проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121-123, 156 АПК РФ в отсутствие представителей ответчика и третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации в картотеке арбитражных дел http://kad.arbitr.ru.
Выслушав объяснения представителя истца, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта в силу следующего.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 01.04.2011 между истцом (абонент) и ответчиком (теплоснабжающая организация) заключен договор теплоснабжения N 146, согласно которому исполнитель обязуется подавать через присоединенную тепловую сеть тепловую энергию и теплоноситель на объекты теплопотребления абонента, а абонент обязуется принять тепловую энергию и оплатить ее в соответствии с разделом 3 настоящего договора.
В исковом заявлении истец указывает на то, что Участок подвергается необоснованным требованиям ответчика об оплате Участком за счет собственных средств тепловой энергии, потребленной собственниками (нанимателями) помещений в многоквартирных домах (абонентами, потребителями, плательщиками), а не самим Участком.
28.11.2016 Участок официально уведомил ответчика о намерении расторгнуть договор N 146 и предложил последнему заключить с Участком новые договоры теплоснабжения и горячего водоснабжения, четко регламентирующие обязательства теплоснабжающей организации, Участка, собственников (нанимателей) помещений в многоквартирных домах (абонентов, потребителей, плательщиков) и ЗАО "РКЦСП" (платежного агента) по поставке, приемке и оплате тепловой энергии и ГВС.
Поскольку ответчик до настоящего времени не направил в адрес истца ни мотивированный отказ от заключения договоров теплоснабжения и горячего водоснабжения в предложенной ООО "Северянка участок N 1" редакции, ни протокол разногласий по предложенным редакциям договоров, истец обратился в суд с настоящим иском.
Арбитражный апелляционный суд согласен с выводами суда первой инстанции, в связи с чем полагает, что оснований для отмены принятого по делу решения не имеется.
В соответствии с пунктом 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Согласно пункту 2 статьи 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
Пунктом 12 статьи 161 ЖК РФ установлено, что управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 настоящего Кодекса, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Собственники помещений в многоквартирных домах не вправе отказываться от заключения договоров, указанных в части 2 статьи 164 настоящего Кодекса.
В силу пункта 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно пункту 13 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 настоящих Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров. При выборе собственниками управляющей организации последняя несет ответственность перед ними за предоставление коммунальных услуг и должна заключить договоры с ресурсоснабжающими организациями, поставляющими коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг. Управляющая организация как лицо, предоставляющее потребителям коммунальные услуги, является исполнителем коммунальных услуг, статус которого обязывает ее заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям; оказывать коммунальные услуги того вида, которые возможно предоставить с учетом степени благоустройства многоквартирного дома; а также дает право требовать с потребителей внесения платы за потребленные коммунальные услуги (пункты 2, 8, 9, подпункты "а", "б" пункта 31, подпункт "а" пункта 32 Правил N 354).
В соответствии с пунктом 17 Правил N 354 ресурсоснабжающая организация является исполнителем коммунальной услуги, заключает договоры с потребителями, приступает к предоставлению коммунальной услуги в следующих случаях: при непосредственном управлении многоквартирным домом; в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления; в жилых домах (домовладениях).
В остальных случаях, согласно пунктам 8, 9 Правил N 354, исполнителем коммунальных услуг для собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме являются управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив. Жилищное законодательство не допускает возможности прямой оплаты собственниками, нанимателями помещений многоквартирного дома ресурсоснабжающим организациям коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме (часть 7.1 статьи 155 ЖК РФ), за исключением случая осуществления собственниками помещений дома непосредственного управления таким домом (часть 8 статьи 155 ЖК РФ). Следовательно, такие организации не вправе производить расчет и требовать от собственников и пользователей помещений многоквартирного дома, обслуживаемого управляющей организацией, напрямую плату за потребленные коммунальные услуги при содержании общего имущества, поскольку они не являются исполнителями и не управляют многоквартирными домами, в связи с чем не отвечают за качество коммунальной услуги и услуг по содержанию общедомовых сетей.
При этом исполнитель коммунальных услуг отвечает за надлежащее предоставление коммунальных услуг потребителям и не вправе препятствовать потребителям в осуществлении платежа непосредственно ресурсоснабжающей организации либо действующему по ее поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту (абзац 2 пункта 64 Правил N 354).
Условия предоставления коммунальных услуг определяются в договоре управления многоквартирным домом.
В соответствии с пунктом 13 Правил N 354 предоставление коммунальной услуги по теплоснабжению обеспечивается управляющей организацией посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров на приобретение коммунальных ресурсов.
В соответствии с частями 6.2, 7 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктом 63 Правил N 354 по общему правилу потребители обязаны своевременно оплатить коммунальные услуги исполнителю или действующему по его поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту. Управляющая организация, которая получает плату за коммунальные услуги, осуществляет расчеты за ресурсы необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такой управляющей организацией заключены договоры ресурсоснабжения.
Таким образом, из названных правовых норм следует, что при наличии в многоквартирном доме управляющей организации в правоотношениях по поставке коммунальных ресурсов участвует эта управляющая организация как исполнитель коммунальных услуг и ресурсоснабжающая организация как поставщик. Абонентом (потребителем) по договору теплоснабжения и как следствие, лицом, обязанным оплатить коммунальные ресурсы, является управляющая компания.
В свою очередь потребители коммунальных услуг оплачивают эти услуги исполнителю.
В соответствии с частью 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации и пунктом 64 Правил N 354 потребители вправе принять решение о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающей организации, которая продает коммунальный ресурс исполнителю (управляющей организации). Такой порядок расчетов рассматривается как выполнение потребителями как третьими лицами обязательств управляющей организации по внесению платы ресурсоснабжающей организации за соответствующие коммунальные ресурсы. При этом схема договорных отношений по поставке коммунальных ресурсов не меняется, а управляющая организация не освобождается от обязанности оплатить поставленные ресурсы в объеме, не оплаченном потребителями.
Исходя из изложенного, как правильно указал суд первой инстанции, истец является потребителем тепловой энергии, а требование о признании Участка не являющимся потребителем тепловой энергии и горячей воды, поставляемой СТЭК в многоквартирные жилые дома города Сергиева Посада на основании договора теплоснабжения N 146, заключенного СТЭК с Участком 01 апреля 2011 года, удовлетворению не подлежит.
Договор теплоснабжения N 146, заключенный между истцом и ответчиком 01.04.2011 является действующим, поскольку обе стороны продолжают его исполнять.
Судом установлено, что 14.02.2017 в адрес АО "СТЭК" поступило уведомление N 82/01 от 14.02.2017 о расторжении договора теплоснабжения N 146 от 01.04.2011 в одностороннем порядке.
В соответствии со статьей 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено законодательством либо договором.
Согласно пункту 7.3. договора, если за 30 дней до окончания срока действия договора ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении, он считается ежегодно продленным на следующий календарный год.
28.11.2016 в адрес исполнителя поступило письмо абонента N 713/01 от 28.11.2016 с предложением расторгнуть указанный договор.
Между тем, пункт 7.3. договора также содержит ссылку, что до заключения нового договора отношения сторон регулируются настоящим договором.
В соответствии со статьей 452 ГК РФ соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор.
АО "СТЭК" - исполнитель по договору теплоснабжения N 146 от 01.04.2011 в лице уполномоченного на подписание договоров и договорной переписки лица не подписывал ни расторжения указанного договора, ни договора в новой редакции. Согласно статье 546 ГК РФ расторжение договора между ресурсоснабжающей организацией и управляющей компанией на поставку тепловой энергии в одностороннем порядке не допускается, заключение договора в новой редакции при недостижении согласования по всем существенным условиям договора является нарушением лицензионных требований, предъявляемых к управляющим компаниям.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении требования истца о признании расторгнутым с 01 января 2017 года договора теплоснабжения N 146 от 01 апреля 2011 года, заключенного СТЭК с Участком как с исполнителем коммунальных услуг.
Действующий договор был заключен в соответствии с нормами Гражданского Кодекса Российской Федерации и Федерального закона "О теплоснабжении" N 190-ФЗ от 27.07.2010 и содержит все существенные условия, установленные Правилами организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808.
Доказательств признания расторгнутым договора теплоснабжения N 146 от 01 апреля 2011 года в судебном порядке истцом не представлено, что исключает возможность заключения второго договора теплоснабжения.
При таких обстоятельствах, исковые требования в части обязания истца заключить с ответчиком договоры теплоснабжения и горячего водоснабжения в предложенной ООО "Северянка участок N 1" редакции, правомерно оставлены судом первой инстанции без удовлетворения.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены состоявшегося решения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 20.10.2017 года по делу N А41-17346/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.К. Ханашевич |
Судьи |
Э.С. Миришов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-17346/2017
Истец: ООО СЕВЕРЯНКА УЧАСТОК N1
Ответчик: АО "СЕВЕРНАЯ ТЕПЛОЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ"
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ СЕРГИЕВ ПОСАД СЕРГИЕВО-ПОСАДСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, ЗАО "РАСЧЕТНО-КАССОВЫЙ ЦЕНТР СЕРГИЕВО-ПОСАДСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА", МИНИСТЕРСТВО ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, МИНИСТЕРСТВО ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, ПРОКУРАТУРА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Хронология рассмотрения дела:
15.01.2018 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-19123/17
20.10.2017 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-17346/17
10.08.2017 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-11585/17
21.06.2017 Определение Арбитражного суда Московской области N А41-17346/17