г. Ессентуки |
|
16 января 2018 г. |
Дело N А63-11676/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 января 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 января 2018 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сомова Е.Г.,
судей: Бейтуганова З.А., Макаровой Н.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Савиным Д.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Нарзан" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 18.10.2017 по делу N А63-11676/2017 (судья Довнар О.Н.),
по иску государственного казенного учреждения Служба весового контроля Республики Башкортостан, Республика Башкортостан (ОГРН 1120280040286)
к АО "Нарзан" (ОГРН 1022601312337)
о взыскании ущерба,
УСТАНОВИЛ:
государственное казенное учреждение Службы весового контроля Республики Башкортостан (далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с исковым заявлением к акционерному обществу "Нарзан" (далее - общество) о взыскании компенсации вреда, причиненного транспортным средством автомобильной дороге в размере 145 732 руб.
Определением суда от 21.07.2017 исковое заявление принято в порядке упрощенного производства.
Определением от 21.08.2017 года суд перешел к рассмотрению спора по общим правилам искового производства.
Решением суда от 18.10.2017 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением, общество обратилось в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просило решение отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
В обоснование жалобы апеллянт ссылается на то, что судом неправильно применены нормы материального права, не полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда являются ошибочными. Истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования спора, не представлены доказательства информирования ответчика о введении временного ограничения или прекращения движения транспортных средств.
В отзыве общество просило отказать в удовлетворении жалобы.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей не обеспечили.
Изучив доводы жалобы, отзыва, исследовав материалы дела, проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 АПК РФ, апелляционный суд находит решение от 18.10.2017 подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 03.04.2015 должностными лицами учреждения ППВК N 8 совместно с сотрудниками ГИБДД, расположенного на 120 км автомобильной дороги Белорецк - Учалы-Миасс, был установлен факт несанкционированного проезда принадлежащего обществу одиночного ТС, марки МЕРСЕДЕС БЕНЦ, модель AXOR 1840 LS, регистрационный номер А 079 АТ 126, прицеп марки кроне, модель SD, регистрационный номер ЕА 8846 26, под управлением водителя Бычкова Ю.Д. выполняющего грузоперевозку с превышением допустимых весовых параметров, в отсутствие специального разрешения на перевозку тяжеловесного груза, в результате чего автомобильным дорогам общего пользования, находящимся в собственности Российской Федерации, причинен ущерб на сумму 145 732 руб.
Факт нарушения подтверждается актом о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось N 306 от 03.04.2015, подписанный специалистом ППВК и инспектором ГИБДД, а также водителем Бычковым Ю.Д. без замечаний. Водителем не было предъявлено разрешение на перевозку тяжеловесных и иных крупногабаритных грузов.
20.05.2015 истцом направлена претензия в адрес ответчика.
Однако указанная сумма в размере 145 732 руб. в добровольном порядке не была оплачена ответчиком, что послужило основанием для обращения истца с настоящим иском в суд.
В силу пунктов 2 и 3 статьи 31 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон 257-ФЗ) движение по автомобильным дорогам тяжеловесного транспортного средства, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями настоящей статьи. Требования к организации движения по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 N 934 "О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации" (в ред. Постановлений Правительства РФ от 16.04.2011 N282, от 09.01.2014 N12 (ред. 27.12.2014)), осуществление расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда организуется Федеральным дорожным агентством в отношении участков автомобильных дорог федерального значения.
В соответствии с пунктом 3 Правил N 934 осуществление расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда организуется Федеральным дорожным агентством в отношении участков автомобильных дорог федерального значения, по которым проходит маршрут движения транспортного средства.
В соответствии с пунктами 5.3, 5.4 Положения о Федеральном дорожном агентстве (утв. Постановлением Правительства РФ от 23.07.2004 N 374), Федеральное дорожное агентство организует расчет платы за перевозку тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, и осуществляет определение маршрутов движения по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортных средств с крупногабаритными и тяжеловесными грузами, в том числе осуществляющих международные перевозки в соответствии со специальными разрешениями.
В силу действия соглашения о разделении полномочий в сфере организации контроля перевозок крупногабаритных, тяжеловесных и/или опасных грузов транспортными средствами по автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения Республики Башкортостан, согласованным Государственным комитетом Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству от 27.11.2012 года, истец выполняет функции владельца автомобильных дорог, находящихся в государственной собственности Республики Башкортостан в соответствии с постановлением Правительства Республики Башкортостан от 02.02.2012 года N 28 "Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения".
В целях эффективного исполнения возложенных на учреждение обязанностей Министерством финансов Республики Башкортостан 22.10.2012 года открыт лицевой счет получателя бюджетных средств (письмо N 21-05-1985 от 22.10.2012).
Постановлением от 16.11.2009 N 934 утверждены Правила возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, которыми установлен порядок возмещения владельцами транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам в Российской Федерации, вреда, причиняемого автомобильным дорогам, а также порядок определения размера такого вреда (далее - Правила N 934) и Положением о порядке компенсации ущерба, наносимого тяжеловесными автотранспортными средствами при проезде по федеральным автомобильным дорогам (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 20.06.1997 N 1334), которые предусматривают взимание платы с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы в целях компенсации ущерба, наносимого автотранспортом автомобильным дорогам.
Исходя из действующих норм закона и правил грузоперевозчик, владельцы транспортного средства, которое превышает разрешенные весовые параметры, обязан обратиться в уполномоченный орган управления автодорог, получить в установленном порядке разрешение и уплатить стоимость ущерба нанесенного автодороге.
В соответствии с пунктами 2 и 5 Правил N934 вред, причиненный автомобильным дорогам транспортными средствами, подлежит возмещению владельцами транспортных средств. Размер платы в счет возмещения вреда определяется в зависимости от превышения установленных значений предельно допустимой массы транспортного средства, предельно допустимых осевых нагрузок транспортного средства; размера вреда, определенного соответственно для автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения; протяженности участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, по которым проходит маршрут транспортного средства; базового компенсационного индекса текущего года.
Таким образом, действующим законодательством установлена обязанность грузоперевозчиков, получать специальные разрешения на перевозку тяжеловесных грузов, которые выдаются при условии внесения платы за ущерб, наносимый дорогам и дорожным сооружениям транспортными средствами.
Следовательно, ответчик, осуществив провоз тяжеловесного груза без соответствующего разрешения, которое выдается после внесения платы за проезд тяжеловесного транспортного средства, обязан возместить компенсацию ущерба, причиненного дороге, рассчитанную как плата за проезд тяжеловесного транспортного средства.
В соответствии с пунктом 5 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 N 272 "Об утверждении правил перевозок грузов автомобильным транспортом" установлены предельно допустимые габариты транспортных средств, предельно допустимые осевые нагрузки и предельно допустимые массы транспортных средств, осуществляющие перевозку тяжеловесных грузов.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 22.02.2012 N 50 "О порядке осуществления временных ограничений или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам Республики Башкортостан регионального и межмуниципального, местного значения" утвержден Порядок осуществления временных ограничений или прекращения движения по автомобильным дорогам Республики Башкортостан регионального и/или межмуниципального местного значения.
Доводы ответчика в части отсутствия доказательств об информировании общества о введении временного ограничения или прекращения движения транспортных средств с 01 апреля по 30 апреля 2015 года судом не приняты во внимание. В период с 01.04.2015 по 30.04.2015 года информация о введении временного ограничения движения была опубликована на официальном сайте в сети Интернет на портале правовой информации Республики Башкортостан 27.02.2015 года (официальный сайт: http//www.пра.bashkortostan.ru. номер официального опубликования 201502270005), а также доведена до пользователей автомобильных дорог путем оповещения через средства массовой информации.
Расчет ущерба, причиненного автомобильным дорогам федерального значения, производится контрольной системой в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации N 934, и фиксируется в форме расчетного листа, который прилагается к акту о превышении транспортным средством ограничений по общей массе и (или) нагрузкам на оси.
Ответчик расчет истца не оспорил, контррасчет не представил, не заявил конкретные возражения по размеру вреда.
Имеющимися материалами в деле подтвержден факт превышения установленных предельных значений осевых нагрузок транспортного средства, находившегося во владении ответчика на момент причинения ущерба.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации N 934 вред, причиненный автомобильным дорогам транспортными средствами, возмещают их владельцы.
Согласно пункту 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В соответствии с пунктом 2 статьи 209 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Судом установлено, что в силу закона владельцем одиночного ТС, марки МЕРСЕДЕС БЕНЦ, модель AXOR 1840 LS, регистрационный номер А 079 АТ 126, прицеп марки кроне, модель SD, регистрационный номер ЕА 8846 26, на момент составления акта являлось АО "Нарзан", что подтверждается свидетельством о регистрации транспортного средства.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 8, статье 15 ГК РФ грузоперевозчики несут ответственность за неисполнение актов государственных органов власти, в данном случае за неисполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 N 934 "О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации".
Судом признано, что факт причинения ущерба зафиксирован в акте от 03.04.2015 N 306 о превышении транспортным средством ограничений по общей массе и (или) нагрузкам на оси, что в соответствии с положениями абз. 2 ч. 1 ст. 1064 и ст. 1079 ГК РФ влечет обязанность возмещения причиненного вреда ответчиком.
Истец представил подробный расчет суммы заявленной компенсации со ссылкой на методику составления расчётов, предусмотренную Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2015 N 306.
Ответчик дополнительных пояснений к отзыву с учетом возражений и расчета истца, контррасчет заявленной суммы и доказательства оплаты причиненного ущерба не представил.
В силу статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий (часть 2 статьи 9 Кодекса).
Таким образом, суд пришел к правомерному выводу, признав, что денежные средства в размере 145 732 руб. в счет возмещения вреда, причиненного автомобильной дороге транспортным средством при превышении установленных ограничений по нагрузке на оси согласно акту от 03.04.2015 N 306, в период временного ограничения движения, подлежат взысканию.
Довод ответчика об отсутствии доказательств соблюдения претензионного (досудебного) порядка урегулирования спора апелляционным судом отклоняются, поскольку в материалы дела представлена претензия и доказательства ее направления в адрес общества.
С учетом изложенного, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции.
Иных доводов, основанных на доказательствах, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на оценку законности и обоснованности обжалуемого судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
Судом первой инстанции всесторонне и полно исследованы обстоятельства дела и представленные сторонами доказательства. Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену оспариваемого акта (ч. 4 ст. 270 АПК РФ), судом апелляционной инстанции не установлено. Основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 18.10.2017 по делу N А63-11676/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Г. Сомов |
Судьи |
З.А. Бейтуганов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-11676/2017
Истец: ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СЛУЖБА ВЕСОВОГО КОНТРОЛЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Ответчик: АО "НАРЗАН"