г. Красноярск |
|
15 января 2018 г. |
Дело N А33-5281/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена "09" января 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен "15" января 2018 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Юдина Д.В.,
судей: Иванцовой О.А., Морозовой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Таракановой О.М.,
при участии: от ответчика (Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю): Заболотского Е.В., представителя по доверенности от 10.02.2017 N ДВ-9786,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "27" октября 2017 года по делу N А33-5281/2017, принятое судьёй Петракевич Л.О.,
установил:
государственное учреждение - Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (ИНН 2466039624, ОГРН 1022402652469, далее - заявитель, Фонд) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю (ИНН 2466127415, ОГРН 1052466033608, далее - ответчик, административный орган, Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю) о взыскании задолженности по обязательным платежам в виде пени, штрафа в общей сумме 40 576 рублей 73 копейки.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от "27" октября 2017 года в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, государственное учреждение - Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель ссылается на то, что пунктом 5.5 статьи 19 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" установлен шестимесячный пресекательный срок на взыскание недоимки (пени, штрафов) в судебном порядке, в связи, с чем отказ в процессуальном правопреемстве - замене отделения Фонда на инспекцию Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Красноярска и в последующем в удовлетворении исковых требований отделению Фонда о взыскании с Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю обязательных платежей создает безвыходную ситуацию, при которой принудительно взыскать обязательные платежи с должника не может ни отделение Фонда, ни налоговая инспекция.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 04.12.2017 апелляционная жалоба государственного учреждения - Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации принята к производству, рассмотрение жалобы назначено на 09.01.2018.
Определение изготовлено в форме электронного документа, подписано судьей усиленной квалифицированной электронной подписью и размещено в сети Интернет (www.arbitr.ru) в разделе "Картотека арбитражных дел" 05.12.2017.
В судебном заседании представитель ответчика доводы апелляционной жалобы не признал, сослался на доводы, изложенные в отзыве на нее, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заявитель, уведомленный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (посредством размещения текста определения о принятии апелляционной жалобы к производству и размещения публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в Картотеке арбитражных дел на официальном сайте Федеральных арбитражных судов Российской Федерации в сети "Интернет" http://kad.arbitr.ru), в судебное заседание не явился, явку своего представителя не обеспечил. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие заявителя (его представителя).
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Филиалом N 7 государственного учреждения - Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации проведена выездная проверка Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю за период с 01.01.2013 по 31.12.2015 по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации.
По результатам рассмотрения материалов проверки, возражений страхователя, проведенного при участии представителей страхователя, вынесено решение от 04.10.2016 N 61осс(212-ФЗ) "О привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах", в соответствии с которым страхователю, в частности, предложено перечислить в добровольном порядке дополнительно начисленные страхование взносы в размере 98 38 рублей 03 копейки, пеню в сумме 1221 рубль 52 копейки и штрафные санкции в размере 39 355 рублей 21 копейка.
20.10.2016 отделением Фонда выставлено требование N 18 об уплате недоимки по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, пеней и штрафов.
Оплата страхователем произведена частично 27.10.2016 в сумме 98 388 рублей 03 копеек (доначисленные взносы).
Считая решение от 04.10.2016 N 61осс(212-ФЗ) нарушающим права и законные интересы, страхователь обратился в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании ненормативного правового акта недействительным (дело NА33-25574/2016).
Решением Арбитражного суда Красноярского края по делу от 10.03.2017 N А33-25574/2016 в удовлетворении требований о признании недействительным решения Фонда от 04.10.2016 N 61осс(212-ФЗ) отказано.
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 08.06.2017 решение Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-25574/2016 от 10.03.2017 оставлено без изменения, апелляционная жалоба Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю - без удовлетворения.
Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 20.09.2017 решение Арбитражного суда Красноярского края от 10.03.2017 по делу N А33-25574/2016, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 08.06.2017 по тому же делу оставлены без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Учитывая, что Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю задолженность по обязательным платежам в виде пени, штрафа в общей сумме 40 576 рублей 73 копейки самостоятельно не погасило, государственное учреждение - Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании с Управления Роспотребнадзора задолженности по обязательным платежам в виде пени, штрафа в общей сумме 40 576 рублей 73 копейки.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из того, что после 01.01.2017 с заявлениями о взыскании задолженности по уплате страховых взносов, пеней и штрафов, начисленных в соответствии с нормами Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ), уполномочены обращаться только налоговые органы, таким образом, на дату обращения в суд с рассматриваемым заявлением Фонд утратил право на взыскание спорной суммы пени и штрафа, доначисленных на основании решения от 04.10.2016 N 61осс (212-ФЗ) о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции в силу следующего.
Согласно части 6 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
Так, основанием для взыскания недоимки по страховым взносам, пеням и штрафам в рассматриваемом случае являются вынесенные Фондом решения от 04.10.2016 N 61осс(212-ФЗ) "О привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах", в соответствии с которым страхователю.
Решением Арбитражного суда Арбитражного суда Красноярского края по делу от 10.03.2017, оставленным без изменения постановлениями судов апелляционной и кассационной инстанций, по делу N А33-25574/2016 по заявлению Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю об оспаривании решения Фонда от 26.05.2016 от 04.10.2016 N 61осс(212-ФЗ), суд признал, что указанное решение соответствуют закону и не нарушают прав и законных интересов страхователя.
Соответственно, произведенные Фондом согласно указанному решению начисленные страхование взносы в размере 98 388 рублей 03 копейки, пени в сумме 1221 рубль 52 копейки и штрафные санкции в размере 39 355 рублей 21 копейка, являются правомерными.
В соответствии с частью 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Таким образом, в рамках настоящего спора вышеуказанные обстоятельства в силу вышеуказанных положений части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказыванию не подлежат.
До 01.01.2017 в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок взыскание недоимки по страховым взносам производилось в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ.
Взыскание недоимки по страховым взносам с организации, которой открыт лицевой счет, производится в судебном порядке (подпункт 1 пункта 4 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).
Правила, предусмотренные статьей 18 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, применяются также в отношении пеней и штрафов.
Как следует из материалов дела, оплата страхователем произведена частично 27.10.2016 в сумме 98 388 рублей 03 копейки (доначисленные взносы).
Таким образом, выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством проведена и процедура взыскания задолженности в виде выставления требования об уплате взносов, пеней и штрафов начата отделением Фонда в период действия закона Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
С 01.01.2017 вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование регулируются главой 34 Налогового кодекса Российской Федерации, а администрирование страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и на обязательное медицинское страхование осуществляет Федеральная налоговая служба. Соответствующие изменения в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации внесены Федеральным законом от 03.07.2016 N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - Федеральный закон N 243-ФЗ).
Частью 2 статьи 4 Федерального закона N 243-ФЗ установлено, что взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 01.01.2017, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации.
Федеральный закон N 212-ФЗ утратил силу с 01.01.2017 в связи с принятием Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - Федеральный закон N 250-ФЗ).
Согласно статье 19 Федерального закона N 250-ФЗ передача органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации налоговым органам сведений о суммах недоимки, пеней и штрафов по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 01.01.2017, а также суммах страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, предусмотренных статьей 20 настоящего Федерального закона и проведенных за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), за исключением сведений о суммах задолженности, пеней и штрафов, содержащихся в решениях и иных актах органа контроля за уплатой страховых взносов ненормативного характера, по которым начата процедура обжалования в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов (вышестоящему должностному лицу) или в суд, осуществляется в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
В силу части 2 статьи 19 Федерального закона N 250-ФЗ первичные документы, подтверждающие обоснованность начисления указанных в части 1 настоящей статьи сумм, своевременность и полноту принятия мер по их взысканию, представляются органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по запросам налоговых органов в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Из вышеприведенных норм следует, что после 01.01.2017 с заявлениями о взыскании задолженности по уплате страховых взносов, пеней и штрафов, начисленных в соответствии с нормами Федерального закона N 212-ФЗ, полномочны обращаться только налоговые органы.
Судом апелляционной инстанции установлено, что с рассматриваемым заявлением Фонд обратился в арбитражный суд согласно отметке "входящего" суда 17.03.2017, то есть после вступления в силу Федеральных законов N 243-ФЗ и N 250-ФЗ.
Таким образом, на дату обращения в суд с рассматриваемым заявлением Фонд утратил право на взыскание спорной суммы пени и штрафа, доначисленных на основании решения от 04.10.2016 N 61осс (212-ФЗ) о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации.
Довод заявителя о том, что суд первой инстанции, отказав в процессуальном правопреемстве - замене отделения Фонда на инспекцию Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Красноярска и в последующем в удовлетворении исковых требований отделению Фонда о взыскании с Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю обязательных платежей, тем самым создал безвыходную ситуацию, не принимается апелляционным судом, поскольку налоговая инстанция вправе самостоятельно обратиться в арбитражный суд с соответствующим заявлением о взыскании с ответчика спорной задолженности.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Взыскание с государственного учреждения - Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации госпошлины по апелляционной жалобе не производится ввиду освобождения его от уплаты госпошлины при обращении в арбитражные суды (подпункт 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "27" октября 2017 года по делу N А33-5281/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Д.В. Юдин |
Судьи |
О.А. Иванцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-5281/2017
Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 31 января 2018 г. N Ф02-6813/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ГУ - КРАСНОЯРСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ответчик: Территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю
Третье лицо: ИФНС по Центральному р-нк г. Красноярска
Хронология рассмотрения дела:
31.01.2018 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-6813/17
15.01.2018 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-7251/17
27.10.2017 Решение Арбитражного суда Красноярского края N А33-5281/17
17.10.2017 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-5836/17