г. Хабаровск |
|
15 января 2018 г. |
А73-11987/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 января 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 января 2018 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Харьковской Е.Г.
судей Вертопраховой Е.В., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мамонтовой Н.А.
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Промышленный пул "Магеллан": Азарнина И.В. представитель по доверенности от 02.11.2017;
Азарнин С.А. представитель по доверенности от 02.11.2017;
от управления лесами Правительства Хабаровского края: Пестова А.В., представитель по доверенности от 09.01.2018 N 09/02;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу управления лесами Правительства Хабаровского края
на решение от 22.11.2017 по делу N А73-11987/2017
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Гавриш О.А.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Научно-производственное объединение биоинженерная физико-химическая и фармацевтическая корпорация "РОД"
к управлению лесами Правительства Хабаровского края
о признании незаконным решения об отказе в принятии лесных деклараций от 24.05.2017 N N 14, 15, 17, 18, 19, 20 по договору аренды лесного участка от 18.02.2010 N 0128/2010, изложенного в письме от 07.07.2017 N 02-19/9008
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Научно-производственное объединение биоинженерная физико-химическая и фармацевтическая корпорация "РОД" обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к управлению лесами Правительства Хабаровского края (далее - управление) о признании незаконным решения об отказе в принятии лесных деклараций от 24.05.2017 N N 14, 15, 17, 18, 19, 20 по договору аренды лесного участка от 18.02.2010 N 0128/2010, изложенного в письме от 07.07.2017 N 02-19/9008; обязании управление принять вышеуказанные лесные декларации.
Определением суда от 21.11.2017 произведено процессуальное правопреемство ООО "НПО БИФХИФ корпорация "РОД" на общество с ограниченной ответственностью "Промышленный пул "Магеллан" (далее - общество) в связи с реорганизацией заявителя в форме выделения.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 22.11.2017 по делу N А73-11987/2017 заявленные обществом требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, управление обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции от 22.11.2017 по делу N А73-11987/2017 отменить, принять новый судебный акт. В обоснование доводов апелляционной жалобы управление ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель управления доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Представители общества против доводов апелляционной жалобы возражали по основаниям, изложенным в отзыве. Просили решение Арбитражного суда Хабаровского края от 22.11.2017 по делу N А73-11987/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив установленные обстоятельства, заслушав представителей участвующих в деле лиц, исследовав доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве, Шестой арбитражный апелляционный суд не установил оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы. Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции и отклоняет рассмотренные доводы жалобы исходя из следующего.
В силу частей 1, 4, 8 и 9 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, их трелевкой, частичной переработкой, хранением и вывозом из леса древесины. Запрещается заготовка древесины в объеме, превышающем расчетную лесосеку (допустимый объем изъятия древесины), а также с нарушением возрастов рубок. Граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков. Правила заготовки древесины и особенности заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 названного Кодекса, устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно части 1 статьи 26 ЛК РФ лесной декларацией является заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов.
Ежегодно лесная декларация подается в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду (часть 2 статьи 26 ЛК РФ).
Форма лесной декларации, порядок ее заполнения и подачи, а также требования к формату лесной декларации в электронной форме утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 3 статьи 26 ЛК РФ).
Соответствующие форма, порядок заполнения и срока подачи лесной декларации, требования к формату лесной декларации в электронной форме, утверждены приказом Минприроды России от 16.01.2015 N 17 (далее - Порядок N 17).
Как следует из материалов дела, ООО "НПО БИФХИФ корпорация "РОД" на основании договора аренды от 18.02.2010 N 0128/2010, заключенного с ООО "Реликт", правопреемником которого выступает заявитель, является арендатором лесного участка площадью 21665 га; местоположение участка: Хабаровский край, Хабаровский муниципальный район, Уликанское лесничество; номера кварталов: 133-137, 155-159, 175-178, 195-197, 211-216, 236-241, 262-266. В связи с реорганизацией в форме выделения с переходом прав и обязанностей в результате правопреемства арендатором указанного лесного участка стало общество.
Пунктом 4 договора аренды, предусмотрено, что арендатору передается лесной участок для использования в целях и объемах согласно приложению N 3.
Проект освоения лесов, разработанный в период 2015-2018, прошел государственную экспертизу с положительным заключением, утвержденным приказом управления от 24.12.2014 N 1055П. Приказом управления от 22.12.2016 N 1204П утверждено положительное заключение государственной экспертизы изменений, внесенных в данный проект.
ООО "НПО БИФХИФ корпорация "РОД" 01.06.2017 подало в управление лесные декларации от 24.05.2017 N N 14, 15, 17, 18, 19, 20, в которых заявило, что в период с 15.07.2017 по 14.07.2018 планирует использовать леса для заготовки древесины на предоставленном в аренду лесном участке в Уликанском лесничестве, Уликанском участковом лесничестве Хабаровского края в соответствии с проектом освоения лесов, прошедшим государственную экспертизу, утвержденную приказом управления от 24.12.2014 N 1055П, согласно приложениям 1 к указанным декларациям. В лесных декларациях заявлены сплошные и выборочные рубки спелых и перестойных лесных насаждений.
Представляя лесные декларации общество указало, что декларации поданы в счет недобранного договорного объема изъятия древесины за 2014-2016 годы, в соответствии с пунктом 9 Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом Минприроды России от 13.09.2016 N 474 (далее - Правила заготовки).
Решением управления, изложенным в письме от 07.07.2017, обществу отказано в принятии лесных деклараций в связи с необоснованным завышением объема заготовки древесины, декларируемые объемы заготовки древесины не соответствуют проекту освоения лесов в части установленных объемов заготовки древесины на участке (подраздел 6.3).
Общество, не согласившись с указанным решением об отказе в приеме лесной декларации, обратилось в арбитражный суд, который правомерно удовлетворил заявленные требования общества.
Управление считает, что декларируемый объем заготовки древесины выборочными рубками в твердолиственном хозяйстве, согласно отчету об использовании лесов за январь - март 2017 года, обществом заготовлено 1 811 куб. м древесины в твердолиственном хозяйстве. С учетом предоставленных лесных деклараций от 24.05.2017 N N 17, 18, 19, 20, а также действующих деклараций от 03.02.2017 N 1, от 24.05.2017 NN 8, 11, 13 (по которым отчет об использовании лесов не предоставлялся) задекларированный объем заготовки древесины на 2017 в твердолиственном хозяйстве составляет 2 945 куб. м. В связи с чем, управление пришло к выводу, что декларируемый объем заготовки древесины на 2017 в твердолиственном хозяйстве (2 945 куб. м) с учетом объема, который прошел по отчету (1 811 куб. м) составляет 4 756 куб. м, при установленных 3 600 куб. м.
Учитывая представленные лесные декларации от 24.05.2017 N N 14, 15, а также действующих деклараций от 09.12.2016 NN 14, 15, от 13.12.2016 N 17 общий задекларированный объем заготовки древесины на 2017 год сплошными рубками в хвойном хозяйстве составляет 7 090 куб. м. Установленный ежегодный объем заготовки древесины сплошными рубками в хвойном хозяйстве составляет 3 900 куб. м. согласно с проектом освоения лесов и договором аренды лесного участка.
Управление пояснило, что срок действия лесных деклараций от 03.02.2016 N 8, от 25.02.2016 N 9, от 01.03.2016 NN 12, 13 закончился в феврале - марте 2017 года, срок действия лесных деклараций от 09.12.2016 NN 14, 15, от 13.12.2016 N 17 заканчивается в декабре 2017 года, данные о частично заготовленных объемах древесины по этим лесным декларациям вошли в отчет об использовании лесов за январь - март 2017 года, таким образом, данный объем учитывается управлением в счет установленного объема 2017 года.
Положениями договора аренды лесного участка от 18.02.2010 (пункт 4 договора, приложение N 3) предусмотрено, что среднегодовой объем заготовки древесины составляет 8 000 куб. м, из них: 3900 куб. м в хвойном хозяйстве, в том числе сплошными рубками - 3900 куб. м, в твердолиственном хозяйстве - 3600 куб. м, в том числе выборочными рубками - 3600 куб. м, 500 куб. м в мягколиственном хозяйстве, в том числе сплошными рубками 300 куб. м, выборочными рубками 200 куб. м.
Проект освоения лесов разрабатывается на основании договора аренды лесного участка и составляется на виды использования лесов, которые установлены договором аренды лесного участка (пункты 28, 29 состава проекта освоения лесов и порядка его разработки, утвержденных приказом Рослесхоза от 29.02.2012 N 69). Проектом освоения лесов данного лесного участка предусмотрены вид и объемы использования лесов, соответствующие заключенному договору аренды.
По лесным декларациям от 24.05.2017 N N 14, 15, 17, 18, 19, 20 заявлен объем заготовки: сплошными рубками в хвойном хозяйстве - 3 776 куб. м, выборочными рубками в твердолиственном хозяйстве 1 307 куб. м.
Недоиспользованный объем заготовки сплошными рубками в хвойном хозяйстве по лесным декларациям от 04.12.2015 N N 3, 4, 5 составил 1 865 куб.м. Недоиспользованный объем заготовки выборочными рубками в твердолиственном хозяйстве по лесной декларации от 01.12.2015 N 2 составил 327 куб. м.
Недоиспользованный объем заготовки по лесным декларациям 2016 года сплошными рубками в хвойном хозяйстве (с учетом незадекларированного остатка -1 236 куб. м) составил 1911 куб. м. Недоиспользованный объем заготовки по лесным декларациям 2016 года выборочными рубками в твердолиственном хозяйстве (с учетом незадекларированного остатка 8 куб. м) составил 1317 куб. м.
Как верно отметил суд первой инстанции, довод управления о необоснованном завышении обществом объема заготовки является несостоятельным, поскольку общество не заявляло об использовании текущего объема заготовки, а сослалось на пункт 9 Правил заготовки. Согласно пункту 9 Правил заготовки заготовка древесины осуществляется в пределах расчетной лесосеки лесничества, лесопарка по видам целевого назначения лесов, хозяйствам и преобладающим породам.
Лица, использующие леса для заготовки древесины на основании договора аренды лесного участка или права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, используют дополнительный объем древесины в текущем году за счет недоиспользованного установленного объема изъятия древесины по лесному участку за предыдущие три года при условии полного использования установленного на текущий год объема изъятия древесины по договору аренды или проекту освоения лесов (при предоставлении лесного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования).
Недоиспользованный объем древесины определяется как разница между установленным допустимым объемом изъятия древесины по договору аренды лесного участка или по проекту освоения лесов и объемом фактически заготовленной древесины за соответствующий год. Суммарный объем заготовки древесины в лесничестве, лесопарке не должен превышать расчетную лесосеку, установленную для соответствующего лесничества, лесопарка.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции обоснованно отклонил доводы управления о том, что лесные декларации общества противоречат пункту 9 Правил заготовки, поскольку согласно положениям пункта 9 Правил заготовки прямо предусмотрено право лица, использующего леса для заготовки древесины на основании договора аренды лесного участка, на использование дополнительного объема древесины в текущем году за счет недоиспользованного установленного объема изъятия древесины по лесному участку за предыдущие три года. При этом условием, ограничивающим использование дополнительного объема древесины, является полное освоение расчетной лесосеки, установленной для соответствующего лесничества (абзац 4 пункта 9 Правил заготовки). Указанное ограничение обусловлено положением части 4 статьи 29 ЛК РФ, устанавливающим запрет на заготовку древесины в объеме, превышающем расчетную лесосеку (допустимый объем изъятия древесины).
Из абзаца 1 пункта 9 Правил заготовки древесины следует, что заготовка древесины осуществляется в пределах расчетной лесосеки лесничества, лесопарка по видам целевого назначения лесов, хозяйствам и преобладающим породам, что соотносится с положениями абзаца 4 этого же пункта и части 4 статьи 29 ЛК РФ.
При этом управление не оспаривает наличие у общества недоиспользованного объема заготовки за предыдущие три года (2014-2016) в заявленном объеме.
В пункте 9 Правил заготовки, вопреки доводам апелляционной жалобы управления, не указано требование о подтверждении отчетами о завершении фактической заготовки за текущий период для предоставления недоиспользованного объема заготовки.
Предусмотренное данной нормой условие о полном использовании установленного на текущий год объема изъятия древесины по договору аренды лесного участка управление необоснованно отождествляет со сроками рубки, которые составляют длительный период и поэтому могут переходить на следующий год и более.
Право на использование текущего объема заготовки (за 2017 год) обществом было реализовано, что также следует из оспариваемого решения управления от 07.07.2017. Были представлены декларации на весь допустимый объем заготовки древесины в 2017 году. Общество, как лесопользователь (арендатор), реализует право на заготовку в соответствии с лесной декларацией, в которой указывается конкретный объем заготовки, который заявлен к вырубке.
Арендатор вправе заявить недоиспользованный объем заготовки, если известно, что с учетом текущего объема (который арендатором заявлен полностью) и дополнительного (ранее недоиспользованного) переруба расчетной лесосеки не будет, таким образом, верен вывод суда первой инстанции о том, что при наличии у общества недобранного, установленного договором аренды и проектом освоения лесов, объема заготовки за предыдущие три года (2014-2016), ежегодном недоиспользовании расчетной лесосеки по лесничеству и полном использовании обществом права на текущий объем заготовки (за 2017), у управления отсутствовали основания для отказа в принятии лесной декларации, поданной в соответствии с пунктом 9 Правил заготовки.
Апелляционный суд, оценив в совокупности установленные по делу обстоятельства, считает обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что оспариваемым решением управление неправомерно отказало в принятии лесных деклараций общества от 24.05.2017 N N 14, 15, 17, 18, 19, 20 по договору аренды лесного участка.
Проверив законность и обоснованность оспариваемого решения суда, апелляционная инстанция не установила оснований для отмены или изменения судебного акта, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 22.11.2017 по делу N А73-11987/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Г. Харьковская |
Судьи |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-11987/2017
Истец: ООО "Научно-производственное объединение биоинженерная физико-химическая и фармацевтическая корпорация "РОД"
Ответчик: Управление лесами Правительства Хабаровского края
Третье лицо: НПО биоинженерная физико-химическая и фармацевтическая Корпорация РОД ", ООО "Промышленный пул Магеллан"