г. Москва |
|
15 января 2018 г. |
Дело N А40-108575/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 января 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 января 2018 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи: Александровой Г.С.
судей: Алексеевой Е.Б., Бондарева А.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарём Ароян А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрация г. Лабытнанги
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 11 октября 2017 г.
по делу N А40-108575/17 (37-536), принятое судьей Скачковой Ю.А.
по иску Администрации г. Лабытнанги (ИНН 8902002956, ОГРН 1028900555375)
к ПАО "Газпром" (ИНН 7736050003, ОГРН 1027700070518)
о взыскании долга, пени
третье лицо: ООО "Газпромтранс"
при участии в судебном заседании:
от истца: не явился, извещен;
от ответчика: не явился, извещен;
от третьего лица: Филиппенков М.В. по доверенности от 31.07.2017 г.;
Смольникова Е.М. по доверенности от 28.03.2016 г.;
УСТАНОВИЛ:
Администрация города Лабытнанги (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Публичному акционерному обществу "ГАЗПРОМ" (далее - ответчик) о взыскании задолженности по арендной плате за период с 01.10.2015 г по 31.03.2017 г. в размере 2.364.278 руб. 79 коп. и пени за период с 11.12.2015 г. по 17.05.2017 г. в размере 219.432 руб. 60 коп.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - ООО "Газпромтранс".
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 11 сентября 2017 г. в удовлетворении исковых требований отказано полностью. Отказывая в иске, суд исходил из того, что земельный участок выделен ответчику для использования в целях размещения сооружения: путь станции Обская (км 0 - км 2) железнодорожной линии станция Обская - станция Бованенково (км 0 - км 2), и из того, что предельный годовой размер арендной платы за земельные участки, занятые линейными объектами, предписан непосредственно федеральным законом и не может быть установлен органом местного самоуправления в большем размере независимо от применяемой им методики расчета.
Не согласившись с принятым по делу решением суда, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, об удовлетворении иска, по доводам, изложенным в жалобе и в иске, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.
Ответчик и третье лицо представили отзывы на жалобу.
В суде апелляционной инстанции представитель третьего лица возражает против доводов апелляционной жалобы истца, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Истец и ответчик, будучи надлежащим образом, извещенными о времени и месте судебного разбирательства явку своих представителей не обеспечили. Дело рассмотрено судом в порядке ст.ст. 123, 156 АПК РФ в отсутствие представителей истца, извещенного надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства.
Законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции проверены на основании ст. ст. 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Девятый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев и оценив все представленные по делу доказательства, выслушав доводы представителей третьего лица, не находит оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Как следует из материалов дела, между Администрацией города Лабытнанги и Публичным акционерным обществом "Газпром Спецгазавтотранс" был заключен договор аренды земельного участка N ЯНО-Л-02-5419 от 04.12.2008 г., сроком на 15 лет с 04.12.2008 г. по 04.12.2023 г.
Согласно п. 1.1 истец передал, а ответчик принял из земель населенных пунктов в аренду земельный участок с кадастровым номером N 89:09:000000:0023, общей площадью 164847 кв.м, находящийся по адресу ЯНАО, г. Лабытнанги, для использования под размещение сооружения: пути перегона станция Обская - разъезд 2 (км 2 - км 36) железнодорожной линии станция Обская - станция Бованенко (км 2 - км 168), что подтверждено актом приема-передачи земельного участка к договору аренды земельного участка от 04.12.2008.
Договор зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации 11.03.2011 N 89-89-03/005/2011-076.
В соответствии с пунктом 3.2 Договора арендатор обязуется вносить арендную плату за право пользования участком в размере 519.057 руб. 23 коп. за 1 год согласно прилагаемому к Договору расчету арендной платы (Приложение N 1).
По мнению истца, арендатор (ответчик) ненадлежащим образом исполнял свои обязательств по договору в части оплаты арендной платы, в связи с чем, за ответчиком образовалась задолженность в размере 2.364.278,79 руб. за период с 01.10.2015 г. по 31.03.2017 г., а также истец начислил пени за просрочку платежей в сумме 219.432 руб. 60 коп. за период с 11.12.2015 г. по 17.05.2017 г.
Истцом в адрес ответчика направлена претензия от 31.01.2017 г., в которой Администрация просила ответчика погасить задолженность по договору в течение 30 календарных дней с момента получения претензии, а также уплатить начисленные на сумму основного долга пени (т. 1 л.д.45-46). Так как сумму долга ответчик истцу не оплатил, последний обратился с настоящим иском в арбитражный суд за защитой нарушенного права.
Суд первой инстанции, оценив по правилам ст. 71 АПК РФ, представленными в материалы дела, сторонами доказательства, в связи с чем, пришел к выводу об отсутствии оснований для взыскания с ответчика суммы задолженности и неустойки и в удовлетворении иска отказал.
Арендная плата за использование указанных земельных участков определяется в соответствии с пунктом 3 ст. 65 ЗК РФ, а за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, - в соответствии с пунктом 10 данной статьи. При этом годовой размер арендной платы устанавливается в пределах двух процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков и полутора процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков, изъятых из оборота или ограниченных в обороте.
В пункте 2 ст. 3 Закона N 137-ФЗ (в редакции, действовавшей в спорный период после 01.03.2015) сохранено ограничение размера арендной платы за использование земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты).
Администрацией города Лабытнанги заявлено требование о взыскании с ответчика задолженности по арендной плате за период с 01.10.2015 г. по 31.03.2017 г.
Арендная плата за спорный период рассчитана администрацией в соответствии с постановлением Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа от 06.12.2007 N 568-А "Об утверждении Порядка расчета арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Ямало-Ненецкого автономного округа, а также земельных участков, собственность на которые не разграничена", исходя из площади земельного участка, удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка, коэффициентов категории арендатора и земельного участка, вида использования земельного участка.
При этом из материалов дела следует, что земельный участок выделен ответчику под использования в целях размещения сооружения: пути перегона станции Обская - разъезд 2 (км 2 - км 36) железнодорожной линии станция Обская - станция Бованенково (км 2 - км 168) протяженностью 32,20142 км.
По смыслу постановления Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 504 "О перечне имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов" и СНиП 2.05.06.85* "Магистральные трубопроводы", в связи с расположением объектов: пути перегона станции Обская - разъезд 2 (км 2 - км 36) железнодорожной линии станция Обская - станция Бованенково (км 2 - км 168) спорный земельный участок характеризуется как занятый линейными объектами.
Предельный годовой размер арендной платы за земельные участки, занятые линейными объектами, предписан непосредственно федеральным законом и не может быть установлен органом местного самоуправления в большем размере независимо от применяемой им конкретной методики расчета.
Данный вывод соответствует правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, определенной в постановлении от 17.04.2012 N 15837/11.
Судом первой инстанции, верно установлено, что в соответствии с пунктом 1.1 Договора ответчику в аренду передан земельный участок с кадастровым номером 89:09:0000000:0023 для строительства объекта "Пути перегона станция Обская - разъезд 2 (км 2 - км 36) железнодорожной линии станция Обская - станция Бованенково 9 км 2-км 168".
Исследовав представленные доказательства, суд пришел к обоснованному выводу о том, что арендованный земельный участок занят линейным объектом, размер арендной платы по Договору за использование земельных участков, предоставленных для размещения линейного объекта, не соответствует федеральному законодательству.
Апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции. Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции у суда апелляционной инстанции не имеется.
Довод заявителя на то, что изменения в Земельный кодекс РФ в части установления арендной платы, вступившие в силу с 01.03.2015 г., не распространяются на заключенный договор аренды и не меняют размер арендной ставки, противоречат нормам закона.
В соответствии с пунктом 4 ст. 39.7 ЗК РФ размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для размещения объектов, предусмотренных подпунктом 2 ст. 49 ЗК РФ, в том числе объектов федерального транспорта, объектов связи федерального значения, а также объектов транспорта, объектов связи регионального значения, объектов инфраструктуры ж.д. транспорта общего пользования, не может превышать размер арендной платы, рассчитанный для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
Приказом Минэкономразвития России от 13.12.2010 N 626 установлено, что в отношении земельных участков, предоставленных для размещения инфраструктуры ж.д. транспорта необщего пользования, применяются ставки арендной платы, утвержденные Приказом Минэкономразвития России от 04.12.2006 N 396.
Аналогичное положение предусматривается в п. 2.9. Постановления Правительства ЯНАО от 08.10.2015 N 953-П, в соответствии с которым размер арендной платы за земельные участки, предоставленные для размещения объектов, предусмотренных подпунктом 2 ст. 49 ЗК РФ, устанавливается в размере, установленном для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
Приказом Минэкономразвития России от 04.12.2006 N 396 для Ямало-Ненецкого автономного округа за аренду земельных участков установлена ставка в размере 1,11 руб./га в год.
Согласно позиции Минэкономразвития России, изложенной в письме от 06.07.2015 г. N Д23и-3116, положения п. 4 ст. 39 ЗК РФ распространяются и на ранее заключенные (до 01.03.2015 г.) договоры аренды земельных участков.
Таким образом, размер арендной платы при предоставлении земельных участков муниципальными образованиями для целей размещения указанных в подпункте 2 статьи 49 ЗК РФ не может превышать размер платы, установленный в отношении аналогичных земельных участков, находящихся в федеральной собственности. В частности, в отношении земельных участков, предоставленных для размещения инфраструктуры ж.д. транспорта общего и необщего пользования, на основании пункта 5 Постановления Правительства РФ от 16.07.2009 N 582 арендная плата рассчитывается в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации.
Предельный годовой размер арендной платы за земельные участки, занятые линейными объектами, предписан непосредственно федеральным законом и не может быть установлен органом местного самоуправления в большем размере независимо от применяемой им конкретной методики расчета (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2012 N 15837/11).
Следовательно, арендная плата за пользование участками должна определяться с учетом применяемой в соответствии с установленными федеральными нормативными правовыми актами ставками арендной платы, стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы независимо от внесения соответствующих изменений в Договор. Положения договора, в которых размер арендной платы рассчитан без учета вышеуказанных ставок, являются недействительными (ничтожными) на основании ст.ст. 168, 180 ГК РФ.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции, пришел к правомерному выводу о том, что на земельном участке, предоставленном ответчику в аренду, расположен линейный объект, в связи с чем, размер годовой арендной платы не может быть установлен органом местного самоуправления в большем размере независимо от применяемой им конкретной методики расчета.
Ссылка заявителя на то, что ответчиком не доказана принадлежность Объекта к объектам транспорта, имеющим федеральное или региональное значение (п. 2 ст. 49 ЗК РФ) в целях применения п. 4 ст. 39.7 ЗК РФ и перерасчета ставки арендной платы, признается судом несостоятельной, исходя из следующего.
На арендованных земельных участках расположены пути перегона станция Обская - разъезд 2 (км 2 - км 36) железнодорожной линии станция Обская - станция Бованенково 9 км 2- км 168.
Указанный объект входит в состав объектов, относящихся железнодорожной линии Обская - Бованенково.
Согласно Распоряжению Правительства РФ от 06.10.2011 N1757-p (ред. от 26.12.2014) "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Уральского федерального округа до 2020 год" (далее - Распоряжение) назначением железнодорожной линии Обская -Бованенково является:
* транспортное обеспечение освоения и эксплуатации Бованенковского, Харасавэйского и прилегающих к ним других газовых и нефтяных месторождений полуострова Ямал (освоение и эксплуатация);
* обеспечение строительства и эксплуатации магистральных газопроводов, по которым осуществляется транспортировка газа с месторождений полуострова Ямал;
* доставка персонала в вахтовые поселки полуострова Ямал;
* доставка вахт трудящихся из базовых городов в вахтовые поселки полуострова.
В соответствии со статьями 18, 19 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) к объектам федерального значения относятся объекты капитального строительства, иные объекты, территории, которые необходимы для осуществления полномочий по вопросам, отнесенным к ведению Российской Федерации, органов государственной власти Российской Федерации Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, решениями Президента Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации, и оказывают существенное влияние на социально-экономическое развитие Российской Федерации.
Виды объектов федерального значения, подлежащих отображению на схемах территориального планирования Российской Федерации в указанных в части 1 статьи 10 настоящего Кодекса областях, определяются Правительством Российской Федерации, за исключением объектов федерального значения в области обороны страны и безопасности государства. Виды объектов федерального значения в области обороны страны и безопасности государства, подлежащих отображению на схемах территориального планирования Российской Федерации, определяются Президентом Российской Федерации.
К объектам регионального значения относятся объекты капитального строительства, иные объекты, территории, которые необходимы для осуществления полномочий по вопросам, отнесенным к ведению субъекта Российской Федерации, органов государственной власти субъекта Российской Федерации Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации, законами субъекта Российской Федерации, решениями высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, и оказывают существенное влияние на социально-экономическое развитие субъекта Российской Федерации.
Виды объектов регионального значения в указанных в части 3 статьи 14 настоящего Кодекса областях, подлежащих отображению на схеме территориального планирования субъекта Российской Федерации, определяются законом субъекта Российской Федерации.
Схемой территориального планирования Ямало-Ненецкого автономного округа, утвержденной Постановлением Администрации ЯНАО от 18.06.2009 N 343-А, в разделе "Транспортная организация территории и направления ее совершенствования" на период до 2020 года намечена достройка железнодорожной линии Обская - Бованенково".
В пункте 1.1. Схемы территориального планирования, утвержденной постановлением правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 24.06.2016 N 573 также содержаться сведения о видах, назначении, наименованиях и основных характеристиках планируемых объектов регионального значения в области транспорта (железнодорожного, воздушного, морского, внутреннего водного), автомобильных дорог регионального значения, планируемых к строительству и реконструкции, в том числе о железнодорожной линии Обская - Бованенково. Таким образом, спорный объект "Для размещения сооружения: Пути станции Обская (км 0-км 2) железнодорожной линии станция Обская - станция Бованенково (км 0 -км 2)" относится к линейным объектам железнодорожного транспорта регионального значения.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 9 статьи 14 ГрК РФ документы территориального планирования субъектов Российской Федерации содержат карты, включаемые в состав материалов по обоснованию схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации, составляются применительно к территории, в отношении которой разрабатывается схема территориального планирования субъекта Российской Федерации. На указанных картах отображаются объекты капитального строительства, иные объекты, территории, зоны, которые оказали влияние на определение планируемого размещения объектов регионального значения, в том числе планируемые для размещения объекты федерального значения, объекты регионального значения, объекты местного значения в соответствии с документами территориального планирования Российской Федерации, документами территориального планирования субъектов Российской Федерации, документами территориального планирования муниципальных образований.
На официальном сайте Администрации города Лабытнанги размещен генеральный план города Лабытнанги, на котором указана железнодорожная линия Обская - Бованенково. Согласно условным обозначениям генерального плана железнодорожная линия Обская-Бованенково отнесена к объектам капитального строительства железнодорожного транспорта федерального значения.
Таким образом, железнодорожная линия Обская-Бованенково относится также к объектам железнодорожного транспорта федерального значения, соответственно пути перегона также относится к объекту железнодорожного транспорта федерального значения.
В связи с чем, довод истца о том, что ответчик не доказал принадлежность объекта к объектам транспорта, имеющим федеральное или региональное значение, подлежит отклонению как несостоятельный.
Мотивы, по которым суд в удовлетворении иска отказал, подробно изложены в решении суда, и оснований не согласиться с ними апелляционный суд не усматривает.
Возражения заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, апелляционным судом проверены в полном объеме, однако не могут быть приняты во внимание, поскольку не влекут иных выводов апелляционного суда, чем тех, которые суд изложил в настоящем судебном акте.
Нарушений норм процессуального права арбитражным апелляционным судом не установлено.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает правомерным вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения, заявленного иска. И у арбитражного апелляционного суда отсутствуют основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда г.Москвы.
Расходы по уплате госпошлины за подачу апелляционной жалобы распределяются судом в порядке ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и относятся на заявителя жалобы. Однако, в силу закона истец от уплаты госпошлины освобожден.
Руководствуясь ст.ст. 4, 9, 65, 66, 110, 123, 156, 176, 266-268, п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 11 октября 2017 года по делу N А40-108575/17 (37-536) оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Александрова Г.С. |
Судьи |
Алексеева Е.Б. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-108575/2017
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ЛАБЫТНАНГИ
Ответчик: ООО "Газпромтранс", ПАО "ГАЗПРОМ"
Третье лицо: ООО "Газпромтранс"