г. Ессентуки |
|
16 января 2018 г. |
Дело N А22-2813/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 января 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 января 2018 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Параскевовой С.А. (судья-докладчик),
судей: Белова Д.А., Цигельникова И.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Макаровым О.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу Инспекции государственного жилищного надзора Республики Калмыкия на решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 25.10.2017 по делу N А22-2813/2016 (судья Анжукаева Е.А.)
по заявлению акционерного общества "Южная межрегиональная энергетическая компания"
к Инспекции государственного жилищного надзора Республики Калмыкия,
о признании недействительным предписания
третьи лица - ООО УК "Восток сервис", Буринова Л.С.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Южная межрегиональная энергетическая компания" (далее - заявитель, общество, АО "ЮМЭК") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным предписания Инспекции государственного жилищного надзора Республики Калмыкия (далее - инспекция, налоговый орган) от 15.07.2016 N 22/5.
К участию в деле в качестве третьих лиц, привлечены ООО УК "Восток сервис", Буринова Л.С.
Решением Арбитражного суда Республики Калмыкия от 25.10.2017 требования заявителя удовлетворены. Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое заявителем предписание нарушает пункты 6, 8, 9, 14, 15, 17 Правил N 354, права и охраняемые законом интересы заявителя.
Не согласившись с решением, инспекция подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, вынести по делу новый судебный акт, об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело в пределах доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, учитывая доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, изучив и оценив в совокупности материалы дела, приходит к выводу, что решение суда первой инстанции подлежит отмене, а апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно материалам дела, на основании распоряжения от 23.08.2016 N 561 инспекцией проведена внеплановая документарная проверка в отношении общества.
В ходе проверки установлено, что в отсутствие правовых оснований в период май - декабрь 2015 года КФ АО "ЮМЭК" производил начисление оплаты и предъявлял напрямую абоненту Буриновой Л.С., проживающей в многоквартирном доме N 58 8 микрорайона, обслуживаемом управляющей организацией, оплату за электрическую энергию, потребленную на общедомовые нужды.
По результатам контрольных мероприятий, уполномоченным должностным лицом инспекции составлен акт проверки от 15.07.2016 N 561, из которого следует, что в связи с восстановлением статуса гарантирующего поставщика на основании приказа Региональной службы по тарифам Республики Калмыкия от 15.04.2015 N 28-п "О признании недействительным приказа Региональной службы по тарифам Республики Калмыкия от 29.10.2012 N 101-п/э, восстановлении действия приказа Региональной службы по тарифам Республики Калмыкия от 27.12.2011 N 130-п о изменении границ зон деятельности гарантирующих поставщиков ОАО "Калмэнергосбыт" и ОАО "Южная межрегиональная энергетическая компания", с 01.05.2015 АО "ЮМЭК" вновь приступило к исполнению функций гарантирующего поставщика электрической энергии на территории г. Элиста.
С 01.05.2015 АО "ЮМЭК" приняло на обслуживание всех потребителей коммунальной услуги электроснабжения, проживающих в многоквартирных домах, в зоне деятельности гарантирующего поставщика.
Кроме того в ходе проверки установлено, что до 01.10.2015 МКД N 58 находился под управлением ООО "Восток сервис". Решением общего собрания собственников МКД N 58, 8 микрорайона от 25.09.2015 принято решение о выборе управляющей компании ООО "УК Восток сервис" с заключением договора управления с обществом 01.10.2015.
На основании п. 3 ч. 2 ст. 161 ЖК РФ жильцами МКД N 58, 8 микрорайона выбран способ управления - управление ООО "УК Восток сервис " и в порядке ст. 162 ЖК РФ заключены соответствующие договоры с ООО "УК Восток сервис ", по условиям которых оно приняло на себя обязательства по обеспечению жильцов этих домов жилищно-коммунальными услугами.
ООО "УК Восток сервис" заключило договор энергоснабжения с 01.03.2016.
В период май-декабрь 2015 г. АО "ЮМЭК" производил распределение объема электроэнергии потребленной на общедомовые нужды в порядке, установленном Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. N 354 (далее - Правила N354), а именно, формуле N 12 Приложения N2 Правил (абз. 4 п. 44 ПравилN354).
За период май - декабрь 2015 года обществом абоненту Буриновой Л.С. начислено за электрическую энергию, потребленную на ОДН в размере 638 руб. 17 коп.
15.07.2016 в целях устранения выявленных в ходе проверки нарушений обществу выдано предписание N 22/5, в котором заявителю в срок до 15.08.2016 надлежало произвести возврат неправомерно начисленной суммы за электрическую энергию, потребленную на общедомовые нужды в размере 638 руб. 17 коп. по лицевому счету абонента Буриновой Л.С. (г. Элиста, 8 микрорайон, дом N 58, кв. N 45).
Считая предписание незаконным, общество обратилось в суд с заявлением.
Признавая оспариваемое предписание незаконным, суд первой инстанции не учел следующего.
В силу ст. 153, 154 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателей и собственников жилых помещений в многоквартирных домах включает плату за электроснабжение.
В соответствии с ч. 2 ст. 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления домом: непосредственное управление собственниками помещений; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
Управляющие компании, в силу ст. 161, 162 ЖК РФ, должны предоставлять жителям многоквартирных домов весь комплекс коммунальных услуг, в том числе закупать электроэнергию для мест общего пользования многоквартирных жилых домов, и не могут осуществлять только часть функций управления, не оказывая населению коммунальную услугу по энергоснабжению.
Согласно ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ, в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила), в соответствии с пунктом 13 которых предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям.
Управляющая организация на основании п. 2, 3 ч. 3 ст. 162 ЖК РФ и подпункта "и" п. 34 Правил должна заключить с ресурсоснабжающими организациями договоры на приобретение всех коммунальных ресурсов, предоставление которых возможно исходя из степени благоустройства многоквартирного дома.
При этом в случае, если управление домом осуществляется управляющей организацией (при отсутствии товарищества собственников жилья, жилищного кооператива, иного специализированного кооператива), плату за коммунальные услуги собственники вносят управляющей компании за исключением случая, предусмотренного ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ.
В соответствии с п. 1, пп. "а" п. 9 Правил и положениями постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 года N 124 "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг" потребителями коммунальных услуг выступают граждане, проживающие в многоквартирном доме, а исполнителем услуг - управляющая компания, которая одновременно является абонентом в отношениях с ресурсоснабжающей организацией.
Из изложенного следует, что порядок оплаты коммунальных услуг в многоквартирном доме зависит от выбранного жильцами способа управления, а право начисления и взимания платы за предоставленные собственникам, нанимателям помещений многоквартирных домов коммунальные услуги, принадлежит лицу, в том числе ресурсоснабжающей организации, на основании принятого в установленном законом порядке решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о внесении платы за коммунальные услуги конкретной ресурсоснабжающей организации.
Кроме того, ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений, не допускала возможности прямой оплаты собственниками, нанимателями помещений многоквартирного дома ресурсоснабжающим организациям коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случая осуществления собственниками помещений дома непосредственного управления таким домом (ч. 8 ст. 155 ЖК РФ).
Таким образом, именно управляющая компания ООО "УК Восток сервис" являлась исполнителем коммунальных услуг и имела право взимать плату за оказанные услуги электроснабжения в местах общего пользования.
Сам по себе факт отсутствия договорных отношений между обществом и ООО "УК Восток сервис" не является основанием для возникновения у общества права на взимание платы за поставку электроэнергии на общедомовые нужды с собственников жилых помещений.
Пункт 17 Правил, не предусматривает наделение ресурсоснабжающих организаций правом взимания платы за поставленную электроэнергию с жильцов при наличии договора управления многоквартирным домом управляющей организацией, в данном случае - ООО "УК Восток сервис".
В силу пункта 44 Правил (в редакции, действовавшей в спорный период) распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, не может превышать объем, рассчитанный исходя из нормативов потребления услуги. Исключением является наличие соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о распределении "сверхнормативного" объема между всеми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого помещения в доме. Если указанное решение не принято, то "сверхнормативный" объем коммунальной услуги исполнитель (управляющая организация, ТСЖ, ЖСК) оплачивает за счет собственных средств.
Из нормативного содержания взаимосвязанных положений ч. 1, 2.1, 2.3 ст. 161 и ч. 2 ст. 162 ЖК РФ, раскрывающих понятие договора управления многоквартирным домом, целей и способов управления многоквартирным домом следует, что законодатель разграничил функции управления многоквартирным домом и обслуживания общего имущества в таком доме.
В связи с этим отнесение на исполнителя, осуществляющего управление многоквартирным домом, превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, над нормативом коммунальной услуги на общедомовые нужды в случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме не принято иное решение, направлено на стимулирование управляющей организации к выполнению мероприятий по эффективному управлению многоквартирным домом (выявлению несанкционированного подключения, внедоговорного потребления коммунальных услуг и др.) и достижение целей этого управления, обеспечивающих благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в таком доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставления коммунальных услуг (ч. 1 ст. 161 ЖК РФ).
Никаких решений общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о внесении платы за электроэнергию непосредственно ресурсоснабжающей организации, либо о распределении сверхнормативного объема коммунальной услуги, представленной на общедомовые нужды, собственниками многоквартирного дома не принималось.
Аналогичная правовая позиция следует из судебной практики, в частности: определения Верховного Суда РФ от 24.01.2017 N 36-КГ16-22, от 01.12.2015 N87-КГПР15-9, от 15.04.2016 N301-КГ16-3197, от 23.06.2015N8-КГПР15-2, Постановления Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 20.07.2015 по делу NА03-5523/2014.
Кроме того, вступившим в законную силу решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 13.05.2016, удовлетворены исковые требования прокурора г. Элисты в интересах неопределенного круга лиц к обществу о признании незаконными действий по начислению и взиманию платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды, и возложении обязанности прекратить совершать данные действия.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене, а апелляционная жалоба инспекции удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 25.10.2017 по делу N А22-2813/2016 отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении требований акционерного общества "Южная межрегиональная энергетическая компания" о признании недействительным предписания Инспекции государственного жилищного надзора Республики Калмыкия от 15.07.2016 N 22/5, отказать.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.А. Параскевова |
Судьи |
Д.А. Белов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А22-2813/2016
Истец: АО "ЮМЭК"
Ответчик: ИНСПЕКЦИЯ ГОСЖИЛНАДЗОРА РК
Третье лицо: Буринова Любовь Сергеевна, ООО "УК "Восток-Сервис"