г. Владивосток |
|
16 января 2018 г. |
Дело N А51-22177/2017 |
Резолютивная часть постановления оглашена 10 января 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 января 2018 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Т.А. Солохиной,
судей В.В. Рубановой, Е.Л. Сидорович,
при ведении протокола секретарем судебного заседания,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г.Владивостока,
апелляционное производство N 05АП-8931/2017
на решение от 27.10.2017
судьи Д.А. Самофала
по делу N А51-22177/2017 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Тихоокеанская Логистическая Компания" (ИНН 2543018759, ОГРН 1122543023734) к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Владивостока (ИНН 2536040707, ОГРН 1042503042570) третье лицо: Управление Федеральной налоговой службы по Приморскому краю об оспаривании решения от 26.06.2017 N 11542А об отказе в государственной регистрации
при участии:
от ИФНС по Ленинскому району г.Владивостока: Горбенко А.Д., доверенность от 20.06.2017, сроком на 1 год, паспорт;
от ООО "Тихоокеанская Логистическая Компания": Семенова Т.О., доверенность от 12.09.2017, сроком на 3 года, удостоверение адвоката;
от УФНС по Приморскому краю: Берецки К.В., доверенность от 20.07.2017, сроком на 1 год, служебное удостоверение.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Тихоокеанская Логистическая Компания" (далее - заявитель, общество, ООО "ТОЛК") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району Приморского края (далее - Инспекция, ИФНС России по Ленинскому району г. Владивостока, регистрирующий орган) от 26.06.2017 N 11542А об отказе в государственной регистрации внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), не связанных с внесением изменений в учредительные документы относительно смены адреса общества и понуждении Инспекции осуществить государственную регистрацию изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, не связанных с внесением изменений в учредительные документы относительно смены адреса общества.
Определением суда от 28.09.2017 в качестве третьего лица, не заявляющего требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено управление Федеральной налоговой службы по Приморскому краю (далее - третье лицо, УФНС России по ПК).
Решением суда от 27.10.2017 заявленные требования удовлетворены. Суд пришел к выводу о том, что обжалуемый отказ не соответствует требованиям Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о регистрации, Закон N 129-ФЗ) и нарушает права и законные интересы заявителя.
Инспекция, не согласившись с решением суда, подала апелляционную жалобу и просит судебный акт отменить. В доводах жалобы указывает на то, что обязательным условием проведения государственной регистрации в соответствии с требованиями закона является не только представление заявителем полного перечня документов, предусмотренного соответствующей главой Закона о регистрации, но и достоверность заявленной информации, в том числе, подлежащей внесению в ЕГРЮЛ, являющимся федеральным информационным ресурсом. Поскольку при подаче заявления ООО "ТОЛК" представило недостоверные сведения о месте нахождения, указав, что располагается по адресу: г. Владивосток, ул. Фадеева, д.49, оф.201, в то время как собственником помещений, расположенных по указанному адресу является ООО "Микс", и в свидетельстве о праве собственности у которого отсутствует указание на оф.201, Инспекция считает, что заявитель не представил доказательств подтверждающих наличие в собственности у арендодателя офиса за N 201, в связи с чем, государственная регистрация не могла быть осуществлена.
Кроме того, Инспекция сослалась на то, что адрес: г. Владивосток, ул. Фадеева, 49 является адресом массовой регистрации, и большая часть зарегистрированных организаций деятельность по данному адресу не осуществляет, связь с ними в двустороннем порядке поддерживать невозможно.
Указывая на то, что адрес юридического лица должен отвечать критерию достоверности, что подразумевает не только возможность осуществления связи с юридическим лицом по данному адресу, но и наличие у юридического лица законного основания использовать данный адрес в этих целях, Инспекция полагает о том, что в рассматриваемом случае заявитель такие доказательства не представил. В этой связи, заявитель жалобы считает оспариваемый отказ соответствующим требованиям закона и просит решение суда отменить.
Представитель Инспекции в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель ООО "ТОЛК" на доводы жалобы возразил, считает решение суда законным и обоснованным, представлены письменные возражения.
Представитель третьего лица поддержал доводы апелляционной жалобы.
Исследовав материалы дела, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, проверив в порядке статей 266, 268, 270 АПК РФ, правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены либо изменения решения в связи со следующим.
Согласно материалам дела, 19.06.2017 в ИФНС России по Ленинскому району г. Владивостока поступило заявление (вх. инспекции N 11542А) по форме N Р14001 о государственной регистрации изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, вместе с которым представлены: протокол общего собрания участников от 16.06.2017 N1/2017, доверенность на И.В. Москаленко.
Обществом заявлено о смене адреса (месте нахождения) юридического лица на "г. Владивосток, ул. Фадеева, 49, офис 201".
Рассмотрев указанное заявление и приложенные к нему документы, Инспекция приняла решение от 26.06.2017 N 11542А об отказе в государственной регистрации внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, не связанных с внесением изменений в учредительные документы данного юридического лица, на основании подпункта "р" пункта 1 статьи 23 Федерального закона Российской Федерации от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о регистрации, Закон N 129-ФЗ) ввиду наличия у регистрирующего органа подтвержденной информации о недостоверности содержащихся в представленных документах сведений об адресе (месте нахождения) ООО "ТОЛК".
В обоснование указанного решения регистрирующий орган указал, что согласно сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ, данный адрес обозначен как адрес большого количества иных юридических лиц, в отношении значительной части которых имеются сведения о том, что связь с ними по этому адресу невозможна.
Общество обратилось с жалобой на вышеуказанное решение Инспекции в порядке досудебного урегулирования в УФНС России по ПК.
Решением УФНС России по Приморскому краю от 21.07.2017 N 13-09/25029@ жалоба общества оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с решением Инспекции об отказе в государственной регистрации вышеуказанных изменений, касающихся сведений об адресе юридического лица, посчитав его незаконным и нарушающим права и законные интересы общества, последнее обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно части 1 статьи 4, части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В части 2 статьи 201 АПК РФ установлено, что арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, для признания ненормативных актов государственного органа незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: ненормативные акты должны не соответствовать закону и нарушать права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, а также при внесении изменений в учредительные документы и при ведении Единого государственного реестра регулируются Законом N 129-ФЗ.
Достоверность представляемых для регистрации сведений подтверждается заявителями, в отношении которых в соответствии с частью 1 статьи 25 Закона N 129-ФЗ установлена ответственность за непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в государственные реестры сведений, а также за представление недостоверных сведений.
С учетом приведенных норм права, необходимым условием проведения государственной регистрации является не только представление заявителем полного перечня документов, но и достоверность заявленной информации, подлежащей внесению в единый государственный реестр юридических лиц.
Приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств" (далее - Приказ), утверждена форма Р14001 "Заявление о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц" согласно приложению N 6 к настоящему приказу.
При этом на листе "Р" в заявлении по форме Р14001 заявитель указывает, в том числе на то, что изменения, вносимые в государственный реестр, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям; содержащиеся в заявлении сведения достоверны.
В соответствии с пунктом 2 статьи 18 Закона N 129-ФЗ представление документов для внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с изменениями учредительных документов юридического лица, осуществляются в порядке, предусмотренном статьей 9 Закона о государственной регистрации.
В силу пункта 1.3 статьи 9 Закона N 129-ФЗ при государственной регистрации юридического лица заявителями могут быть, в том числе руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица; конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица.
Таким образом, действующим законодательством установлен заявительный порядок внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений о юридическом лице. При этом императивно установлен перечень документов, которые заявитель должен представить в регистрирующий орган для внесения соответствующих сведений.
В силу подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ непредставление заявителем определенных указанным Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов, за исключением предусмотренных указанным Федеральным законом и иными федеральными законами случаев предоставления таких документов (содержащихся в них сведений) по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с указанным Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица, является основанием для отказа в государственной регистрации юридического лица.
Таким образом, данное основание для отказа предполагает фактическое непредставление заявителем определенных документов или представление им недостоверных сведений.
Из решения налогового органа от 26.06.2016 N 11542А усматривается, что основанием для отказа в государственной регистрации внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, явилось представление недостоверных сведений, необходимых для государственной регистрации документов, а именно в нарушение подпункта "в" пункта 1 статьи 5 Закона N 129-ФЗ не представило сведения об адресе место нахождения юридического лица.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 1 статьи 5 Федерального закона N 129-ФЗ в едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения об адресе юридического лица в пределах места нахождения юридического лица.
Понятие адреса, согласно статьи 2 Закона от 28.12.2013 N 443-ФЗ "О федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", включает в себя описание места нахождения объекта адресации, структурированное в соответствии с принципами организации местного самоуправления в Российской Федерации и включающее в себя в том числе наименование элемента планировочной структуры (при необходимости), элемента улично-дорожной сети, а также цифровое и (или) буквенно-цифровое обозначение объекта адресации, позволяющее его идентифицировать.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 61 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица", в силу подпункта "в" пункта 1 статьи 5 Закона N 129-ФЗ адрес постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности) отражается в едином государственном реестре юридических лиц для целей осуществления связи с юридическим лицом.
В пункте 2 названного Постановления N 61 указано, что при рассмотрении споров, связанных с отказом в государственной регистрации юридического лица, арбитражным судам необходимо принимать во внимание, что регистрирующий орган на основании подпункта "р" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ вправе отказать в государственной регистрации при наличии подтвержденной информации о недостоверности представленных сведений об адресе юридического лица, то есть о том, что такой адрес был указан без намерения использовать его для осуществления связи с юридическим лицом.
При этом в названном Постановлении определены основания, которые могут свидетельствовать о недостоверности сведений об адресе юридического лица, в частности: адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, согласно сведениям ЕГРЮЛ обозначен как адрес большого количества иных юридических лиц, в отношении всех или значительной части которых имеются сведения о том, что связь с ними по этому адресу невозможна (представители юридического лица по данному адресу не располагаются и корреспонденция возвращается с пометкой "организация выбыла", "за истечением срока хранения" и т.п.); адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, в действительности не существует или находившийся по этому адресу объект недвижимости разрушен; адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, является условным почтовым адресом, присвоенным объекту незавершенного строительства; адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, заведомо не может свободно использоваться для связи с таким юридическим лицом (адреса, по которым размещены органы государственной власти, воинские части и т.п.);
имеется заявление собственника соответствующего объекта недвижимости (иного управомоченного лица) о том, что он не разрешает регистрировать юридические лица по адресу данного объекта недвижимости.
При наличии хотя бы одного из перечисленных обстоятельств, сведения об адресе юридического лица считаются недостоверными, если заявитель не представил в регистрирующий орган иные сведения (документы), подтверждающие, что связь с юридическим лицом по этому адресу будет осуществляться.
Поскольку место нахождения юридического лица является обязательным для отражения в учредительных документах и обязательным для внесения в заявление о государственной регистрации, достоверность сведений о котором заявитель должен подтверждать в установленном порядке, указание недостоверного адреса юридического лица (либо недостоверных обязательных сведений в заявлении) фактически означает незаполненность соответствующих граф заявления, что, в свою очередь лишает этот документ статуса заявления о государственной регистрации юридического лица.
Следовательно, документы, представляемые в регистрирующий орган в порядке, предусмотренном статьей 12 Закона N 129-ФЗ должны не только соответствовать установленной форме, но и обладать признаками достоверности, в том числе с учетом требований законов, регламентирующих статус и порядок функционирования соответствующих юридических лиц. Документы, не отвечающие признакам достоверности, не могут являться основанием для внесения записи в государственный реестр.
Таким образом, необходимым условием проведения государственной регистрации является не только представление полного перечня документов, но и достоверность заявленной информации, подлежащей внесению в ЕГРЮЛ; обязанность по предоставлению в регистрирующий орган достоверной информации о создаваемом юридическом лице, в том числе о его местонахождении (юридическом адресе) возложена на заявителя.
Как следует из материалов дела, в подтверждение достоверности заявленных ООО "ТОЛК" сведений об адресе место нахождения юридического лица последним представлен договор аренды от 13.06.2017, в соответствии с которым ООО "МИКС", являющееся согласно свидетельству о государственной регистрации права от 16.05.2013 (серия 25-АВ N 033705) одним из собственников помещений по адресу: г. Владивосток, ул. Фадеева, 49, предоставляет в аренду ООО "ТОЛК" помещение N 201 (общая площадь 36 кв. м.), расположенное по адресу: г. Владивосток, ул. Фадеева, 49.
При этом собственник спорного объекта недвижимости не возражает против регистрации ООО "ТОЛК" по указанному выше адресу.
В доводах жалобы Инспекция ссылается на то, что согласно свидетельству о государственной регистрации права информация о наличии в собственности у ООО "МИКС" помещения N 201 отсутствует, в связи с чем не представляется возможным определить, какое именно помещение, принадлежащее ООО "МИКС" на праве собственности, сдано заявителю в аренду. Отклоняя данный довод, коллегия исходит из того, что данное обстоятельство не опровергает факта нахождения ООО "ТОЛК" по адресу, указанному в представленном заявлении по форме Р14001.
Кроме того, в материалах дела имеется протокол осмотра объекта недвижимости от 21.06.2017, проведенному государственным налоговым инспектором Ястребовой Е.О., согласно которому по адресу: г. Владивосток, ул. Фадеева, 49 расположена территория оптово-розничной базы "Росбакалея", где размещены административные здания, склады, ангары. В одном из административных зданий на втором этаже в офисе N 201 осуществляет деятельность ООО "ТОЛК", представлен договор аренды от 13.06.2017 сроком до 31.12.2017, заключенный между ООО "МИКС" и ООО "ТОЛК". При составлении протокола осмотра также присутствовали двое понятых, которые своих замечаний либо возражений по существу проведенного осмотра не представили.
Изложенное свидетельствует о том, что на стадии проверки сведений, представленных ООО "ТОЛК" в заявлении от 19.06.2017 для государственной регистрации внесения изменений в сведения о юридическом лице, самим налоговым органом фактически подтвержден факт реального нахождения ООО "ТОЛК" по заявленному адресу, что также свидетельствует о возможности поддержания двусторонней связи с указанным юридическим лицом.
Кроме того, в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции заявителем представлены фотоматериалы, подтверждающие, что по спорному адресу находится нежилое, отдельно стоящее здание, на входной двери одного из помещений которого имеется вывеска "ООО ТОЛК" и указан номер офиса "201". Офис оборудован мебелью и компьютерной техникой, имеются доказательства фактического осуществления хозяйственной деятельности.
Оценив совокупность установленных по делу обстоятельств, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что заявленный адрес места нахождения юридического лица - ООО "ТОЛК" указан в точном соответствии с местом нахождения общества и соответствует требованиям закона.
Довод Инспекции, изложенный в апелляционной жалобе о том, что спорный адрес является адресом большого количества иных юридических лиц, в отношении значимой части которых имеются сведения о том, что связь по этому адресу невозможна также являлся предметом исследования судом первой инстанции и правомерно отклонен, поскольку само по себе данное обстоятельство не свидетельствует о недостоверности заявленных ООО "ТОЛК" сведений, которое фактически подтвердило использование указанного адреса для связи с юридическим лицом и осуществления хозяйственной деятельности, и которое не может нести ответственность за недобросовестные действия других юридических лиц, зарегистрированных по спорному адресу.
Установив, что обществом представлен полный комплект документов в соответствии с требованиями закона, недостоверность заявленных в документах сведений Инспекцией не доказана, следовательно, обжалуемый отказ подлежит признанию незаконным на основании части 2 статьи 201 АПК РФ.
В целях восстановления нарушенного права, суд первой инстанции правомерно, в соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 201 АПК РФ возложил на Инспекцию обязанность по осуществлению государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, не связанных с внесением изменений в учредительные документы относительно смены адреса общества.
На основании изложенного, доводы апелляционной жалобы отклоняются как основанные на неверном толковании норм действующего законодательства.
Судом первой инстанции правильно применены нормы материального права, нарушений процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В этой связи оснований для отмены либо изменения решения у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 27.10.2017 по делу N А51-22177/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Т.А. Солохина |
Судьи |
В.В. Рубанова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-22177/2017
Истец: ООО "ТИХООКЕАНСКАЯ ЛОГИСТИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г.Владивостока
Третье лицо: Управление Федеральной налоговой службы по Приморскому краю