Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 10 мая 2018 г. N Ф07-2453/18 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Санкт-Петербург |
|
16 января 2018 г. |
Дело N А56-16999/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 января 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 января 2018 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Казарян К.Г.
судей Слобожанина В.Б., Черемошкина В.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Панковой Н.А.,
при участии:
от истца: представитель Переверзева Е.Д. по доверенности от 10.11.2017;
от ответчика: представитель Прошин А.Н. по доверенности от 26.12.2017
от 3-го лица: не явился, извещен.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-31088/2017) Жилищного комитета Санкт-Петербурга
на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.10.2017 по делу N А56-16999/2017 (судья Ульянова М.Н.), принятое по иску (заявлению)
Государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга"
к Санкт-Петербургу в лице Жилищного комитета"
3-е лицо: акционерное общество "Славянка"
о взыскании
УСТАНОВИЛ:
Государственное унитарное предприятие "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" (далее - истец, ГУП "ТЭК СПб") обратилось в Арбитражный суд города Санкт- Петербурга и Ленинградской области с иском к Санкт-Петербургу в лице Жилищного комитета (далее - ответчик, Комитет) о взыскании задолженности по субсидии на возмещение разницы в тарифах за тепловую энергию, потребленную по договору теплоснабжения N 12148.036.3 от 01.04.2011 за период с августа по ноябрь 2015 года в размере 816.551,93 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено акционерное общество "Славянка" (далее - третье лицо, АО "Славянка").
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.10.2017 с Санкт-Петербурга в лице Жилищного комитета в пользу ГУП "ТЭК СПб" взыскано 816.551,93 руб. задолженности по разнице в тарифах, 19.331 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой решение арбитражного суда первой инстанции просил отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование своих возражений податель жалобы ссылается на то, что судом первой инстанции нарушены нормы материального и процессуального права. Обращаясь с исковым заявлением, ГУП "ТЭК СПб", в нарушение правил Порядка предоставления субсидий, доказательств, свидетельствующих о направлении актов сверок объемов тепловой энергии в адрес исполнителя коммунальных услуг, как и доказательств обращения к Комитету и отказ Комитета в выплате соответствующих средств не представил.
До начала судебного заседания от истца поступил отзыв, в котором по доводам жалобы возражал, просил оставить решение арбитражного суда первой инстанции без изменения.
В судебном заседании представитель ответчика доводы жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель истца возражал по доводам, изложенным в отзыве.
Третье лицо извещено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, явку представителя не обеспечило, что в силу части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению жалобу по существу.
Законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, между ГУП "ТЭК СПб" и АО "Славянка" (абонент) заключен договор о расчетах за тепловую энергию от 01.04.2011 N 12148.036.3 (далее - Договор), в соответствии с условиями которого истец принял на себя обязательство передавать третьему лицу тепловую энергию в горячее воде через присоединенную сеть по адресам: г. Санкт-Петербург, пр. Науки, д. 15, корп. 1, г. Санкт-Петербург, пр. Науки, д. 15, корп. 2, г. Санкт-Петербург, ул. Обручевых, д.2, г. Санкт-Петербург, Обручевых, д.4 (жилой дом), а третье лицо обязалось своевременно оплачивать потребленную тепловую энергию.
Во исполнение условий Договора истцом в период с августа по ноябрь 2015 года поставлена тепловая энергия на общую сумму 3.384.065,04 руб., из которых по тарифу для населения поставлено тепловой энергии на сумму 2.567.513,11 руб., по разнице в тарифах поставлено тепловой энергии на сумму 816.551,93 руб.
Ссылаясь на то обстоятельство, что Комитет не возместил истцу разницу в тарифах между экономически обоснованным тарифом (тарифом для ГУП "ТЭК СПб") и тарифом для населения, образовавшуюся за период с августа по ноябрь 2015 года, в результате чего на стороне ответчика образовалась задолженность в размере 816.551,93 руб., истец обратился в арбитражный суд с исковым заявлением.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования в полном объеме.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и заслушав пояснения участников процесса, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В силу пункта 1 статьи 539 Гражданского кодекса России Федерации (далее - ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.
Пунктом 1 статьи 544 ГК РФ предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
С 01.09.2012 вступили в действие Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
В силу пункта 38 Правил N 354 размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов). При расчете размера платы за коммунальные ресурсы, приобретаемые исполнителем у ресурсоснабжающей организации в целях оказания коммунальных услуг потребителям, применяются тарифы (цены) ресурсоснабжающей организации, используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги для потребителей.
В соответствии с распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 18.12.2014 N 569-р "Об установлении тарифов в сфере теплоснабжения государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" на территории Санкт-Петербурга на 2015 год" в период с 01.01.2015 по 30.06.2015 установлен тариф в размере 1.876,50 руб./Гкал (без учета НДС), в период с 01.07.2015 по 31.12.2015 установлен тариф в размере 2.077,92 руб./Гкал.
Распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 19.12.2014 N 596-р "Об установлении тарифов для расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению и коммунальную услугу по горячему водоснабжению в открытой и закрытой централизованной системе, предоставляемые гражданам, и тарифов на тепловую энергию и горячую воду для граждан, проживающих в индивидуальных жилых домах, на территории Санкт-Петербурга на 2015 год" в период с 01.01.2015 по 30.06.2015 установлен тариф в размере 1.408,001 руб./Гкал (с НДС), в период с 01.07.2015 по 31.12.2015 установлен тариф в размере 1.541,78 руб./Гкал.
Разница между тарифом для ГУП "ТЭК СПб" и тарифом для населения по компенсируется из бюджета Санкт-Петербурга в виде субсидии на возмещение разницы в тарифах на тепловую энергию.
Порядок предоставления субсидий за период с апреля 2013 года по декабрь 2016 года регламентирован Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 26.01.2016 N 45 "О Порядке предоставления в 2016 году субсидий ресурсоснабжающим организациям на возмещение выпадающих доходов" (далее - Порядок), согласно которому, разница в тарифах на тепловую энергию, отпускаемую для отопления и горячего водоснабжения многоквартирных (жилых) домов и творческих мастерских подлежит компенсации из бюджета Санкт-Петербурга путем выделения на безвозвратной и безвозмездной основе целевых субсидий.
В постановлении от 29.03.2011 N 2-П Конституционный Суд Российской Федерации разъяснил, что поскольку возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов) на тепловую энергию, субъектом, обязанным возместить теплоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа на уровне ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-территориальное образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение, то есть, по общему правилу, субъект Российской Федерации.
Аналогичное разъяснение содержится в пункте 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей".
Согласно статьям 78, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходы бюджета Санкт-Петербурга по предоставлению субсидий на возмещение разницы в тарифах на тепловую энергию относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
08.02.2016 между истцом и Комитетом заключен договор N ВВД-01 о порядке предоставления субсидий, при этом сторонами определено, что данный договор регулирует отношения сторон, начиная с апреля 2013 года по ноябрь 2016 года.
Согласно пункту 4.2 Порядка предоставления субсидий осуществляется на основании ежемесячных отчетов получателей субсидий о фактических объемах, стоимости тепловой энергии и величине выпадающих доходов, связанных с применением тарифов для расчета размера платы за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению, предоставляемые гражданам и творческим мастерским (далее - отчеты). Отчеты и акты сверок, указанные в пункте 2.4 настоящего Порядка, представляются получателями субсидий в Санкт-Петербургское государственное унитарное предприятие "Вычислительный центр коллективного пользования многоотраслевого комплекса жилищного хозяйства" (далее - ГУП ВЦКП "ЖХ").
Формирование отчетов получателями субсидий осуществляется на основании данных, указанных в актах сверок. При наличии в актах сверок расхождений в данных об объемах тепловой энергии, указанных получателями субсидий, с данными, указанными ЖК, ЖСК, ТСЖ, СК, УО, собственниками помещений, избравшими непосредственное управление многоквартирным домом, или иным уполномоченным ими лицом, собственниками жилых домов, организациями, представляющими интересы собственников жилых домов, общественными организациями творческих работников (далее - потребители коммунальных услуг), для целей предоставления субсидий в отчеты получателей субсидий включаются объемы тепловой энергии, подтвержденные в актах сверок потребителями коммунальных услуг.
Истцом в материалы дела представлены доказательства обращения ГУП "ТЭК СПб" в Комитет с письмом от 04.10.2016 N 58-13/28004 о предоставлении субсидий. В обоснование заявленного размера субсидий истцом представлены акты сверок объемов тепловой энергии, подписанные истцом, счета-фактуры, расчет задолженности потребленной энергии, (л.д. 43-50).
Представленные в материалы дела доказательства подтверждают наличие межтарифной разницы в сумме 816.551,93 руб., образовавшейся период с августа по ноябрь 2015 года по Договору, ответчиком факт возникновения у истца убытков в виде "межтарифной разницы" не оспорен.
Настаивая на удовлетворении заявленных исковых требований, истец сослался на уклонение третьего лица от подписания с истцом документов, отражающих объем тепловой энергии, фактически отпущенной третьему лицу в рамках Договора.
Доводы ответчика о необращении ГУП "ТЭК СПб" в Жилищный комитет в досудебном порядке урегулирования спора опровергаются представленными в материалы дела документами, в частности письмом от 04.10.2016 N 58-13/28004 о предоставлении субсидий.
При этом ответным письмом от 14.10.2016 N 02-27-1565/16-0-1 (л.д. 53) Комитет отказался от выплат, сославшись на то, что действующий порядок предоставления субсидий не предусматривает возмещения выпадающих доходов ресурсоснабжающим организациям в случае не подписания исполнителем коммунальных услуг актов сверок.
Доводы ответчика об отсутствии доказательств направления актов сверок объемов тепловой энергии в адрес исполнителя коммунальных услуг отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку отсутствие подписанных исполнителем коммунальных услуг (управляющей организацией) актов сверок объемов, как и отсутствие отчетов о фактических объемах, стоимости тепловой энергии и разнице в тарифах, не влияют на право истца на возмещение убытков, возникших в результате тарифного регулирования, наличие которых само по себе свидетельствует о нарушенном праве.
ГУП "ТЭК СПб" лишено возможности получения субсидии в случаях не подписания или подписания с разногласиями исполнителями коммунальных услуг актов сверок объемов, даже в тех случаях, когда объем потребленной тепловой энергии подтвержден вступившими в законную силу судебными актами.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание отсутствие доказательств возмещения истцу в полном объеме "межтарифной разницы", возникшей за период с августа по ноябрь 2015 года в связи с отпуском тепловой энергии третьему лицу по тарифам, ниже экономически обоснованных, исковые требования обоснованно удовлетворены судом первой инстанции.
Оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции апелляционным судом не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.10.2017 по делу N А56-16999/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
К.Г. Казарян |
Судьи |
В.Б. Слобожанина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-16999/2017
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 10 мая 2018 г. N Ф07-2453/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ГУП "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга"
Ответчик: Жилищный комитет
Третье лицо: АО "СЛАВЯНКА"