город Ростов-на-Дону |
|
16 января 2018 г. |
дело N А32-38322/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 января 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 января 2018 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сурмаляна Г.А.,
судей Смотровой Н.Н., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Костенко М.А.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: представитель не явился, извещен;
от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства Казанцева Сергея Сергеевича на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.10.2017 по делу N А32-38322/2016 по заявлению главы крестьянского (фермерского) хозяйства Казанцева Сергея Сергеевича, заинтересованное лицо: Департамент имущественных отношений Краснодарского края, принятое в составе судьи Назыкова А.Л.,
УСТАНОВИЛ:
глава крестьянского (фермерского) хозяйства Казанцев Сергей Сергеевич (далее - глава КФХ, заявитель) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным решения Департамента имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент, заинтересованное лицо), выраженного в письме от 17.10.2016 N 52-5107- ж/16-12-03, а также об обязании департамента имущественных отношений Краснодарского края в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить опубликование извещения о предоставлении земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства с кадастровым номером 23:26:0601008:8 площадью 185 718 кв.м. в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и разместить извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Делу присвоен номер N А32-38322/2016.
Индивидуальный предприниматель Казанцев Сергей Сергеевич обратился с заявлением о признании незаконным решения департамента имущественных отношений Краснодарского края, выраженного в письме от 15.11.2016 N 52- 32682/16-32-20, а также об обязании в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить опубликование извещения о предоставлении земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами 23:26:0501006:7, 23:26:050106:9, 23:26:0501000:424, 23:26:050100:425, 23:26:0901000:166, 23:26:090301:54, 23:26:090100:508, 23:26:090100:536, 23:26:0101000:574, 23:26:050100:801, 23:26:060108:5, 23:26:060108:14, 23:26:010104:3, 23:26:070109:1, 23:26:070109:2 в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и разместить извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Делу присвоен номер N А32-42472/2016.
Определением от 13.07.2017 дела N А32-38322/2016 и N А32-42472/2016 объединены в одно производство для совместного рассмотрения, объединенному делу присвоен номер N А32-38322/2016.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 13.10.2017 производство по делу в части обязания департамента имущественных отношений Краснодарского края обеспечить опубликование извещения о предоставлении земельных участков с кадастровыми номерами 23:26:0601008:5, 23:26:0901000:536, 23:26:0901000:166, 23:26:0501000:424 прекращено. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Казанцев Сергей Сергеевич обжаловал решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просил решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что согласно статье 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации глава КФХ не обязан указывать именно ту цель, которая указана в статье 19 Закона Краснодарского края от 5 ноября 2002 г. N 532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае", так как земельные участки из фонда перераспределения земель могут использоваться в целях, указанных в пунктах 1, 3 статьи 80 Земельного кодекса Российской Федерации и статье 78 Земельного кодекса Российской Федерации. В своих заявлениях глава КФХ указывал цель, и она соответствует виду разрешенного использования участка: "для сельскохозяйственного использования". Когда испрашивает земельный участок КФХ, то необходимо руководствоваться статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, при этом указывать формулировку "для осуществление КФХ его деятельности" не требуется.
В отзыве на апелляционную жалобу Департамент имущественных отношений Краснодарского края просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом.
Как разъяснено в пункте 25 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", при применении части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации необходимо иметь в виду следующее: если заявителем подана жалоба на часть судебного акта, суд апелляционной инстанции в судебном заседании выясняет мнение присутствующих в заседании лиц относительно того, имеются ли у них возражения по проверке только части судебного акта, о чем делается отметка в протоколе судебного заседания.
Вместе с тем следует принимать во внимание, что при наличии в пояснениях к жалобе либо в возражениях на нее доводов, касающихся обжалования судебного акта в иной части, чем та, которая указана в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции осуществляет проверку судебного акта в пределах, определяемых апелляционной жалобой и доводами, содержащимися в пояснениях и возражениях на жалобу.
При этом суд апелляционной инстанции оценивает данные доводы наряду с доводами, приведенными в апелляционной жалобе ранее, соблюдая процессуальные гарантии лиц, участвующих в деле, для чего предоставляет лицам, участвующим в деле, необходимое время для подготовки возражений на новые доводы, а при наличии ходатайства вправе объявить перерыв или отложить рассмотрение апелляционной жалобы на требуемое время.
Учитывая, что лица, участвующие в деле не возражали против проверки законности обжалуемого решения суда лишь в обжалуемой части, стороны в части прекращения производства решение суда первой инстанции не оспаривают, то данное решение пересматривается судом апелляционной инстанции в обжалуемой части.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, предприниматель обратился в департамент с заявлением от 22.09.2016 о предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства, с кадастровым номером 23:26:0601008:8, площадью 185 718 кв.м., расположенного по адресу: Краснодарский край, Северский район, в границах АКХ "Агро-Веста", участок N 1. В приложении к данному письму указаны: копия паспорта, копия свидетельства о государственной регистрации в качестве КФХ (ОГРН), копия свидетельства о постановке на налоговый учет (ИНН).
Департамент имущественных отношений Краснодарского края в письме от 17.10.2016 N 52-5107-ж/16-12-03 сообщил предпринимателю о возврате заявления о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 23:26:0601008:8, в связи с тем, что заявление не соответствует положениям пунктов 1, 3 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации. Основанием для возврата заявления послужило неуказание целей использования земельного участка, предусмотренных статьей 19 Закона Краснодарского края от 05.11.202 N532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае". В соответствии с пунктом 1 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации в заявлении о предоставлении земельного участка без проведения торгов должны быть указаны, в том числе, цель использования земельного участка. Согласно пункту 3 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган возвращает заявление, если оно не соответствует положениям пункта 1 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.
Предприниматель также обратился в департамент с заявлениями от 08.11.2016, в которых просил предоставить на основании подпункта 15 пункта 2 статьи 39.6, статьи 39.18, статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации в аренду сроком на 49 лет земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства, с кадастровыми номерами 23:26:09010:536 площадью 222 838 кв.м., 23:26:0903001:54 площадью 28 300 кв.м., 23:26:0901000:166 площадью 356 600 кв. м., 23:26:050106:9 площадью 186 00 кв.м., 23:26:010104:3 площадью 48 204 кв.м., 23:26:050100:424 площадью 30 000 кв.м., 23:26:060108:14 площадью 33 920 кв.м., 23:26:0501006:7 площадью 163 500 кв.м., 23:26:0501000:425 площадью 29 955 кв.м., 23:26:0101000:574 площадью 348 074 кв.м., 23:26:0501000:801 площадью 70 437 кв.м., 23:26:070-1009:1 площадью 21 500 кв.м., 23:26:070109:2 площадью 16 600 кв.м., 23:26:0901000:508 площадью 88 122 кв.м., для сельскохозяйственного производства. В приложении к указанным заявлениям указаны: копия паспорта, копия свидетельства о государственной регистрации в качестве КФХ (ОГРН), копия свидетельства о постановке на налоговый учет (ИНН).
В письме от 15.11.2016 N 52-32682/16-32-20 Департамент имущественных отношений Краснодарского края сообщил о возврате заявлений о предоставлении в аренду земельных участков на основании пункта 3 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку предпринимателем не указаны цели использования земельных участков, предусмотренные статьей 19 Закона Краснодарского края от 05.11.202 N 532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае".
Не согласившись с данным отказом, глава КФХ обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с соответствующим заявлением.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа надлежащих полномочий, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган, который его принял.
Согласно пункту 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" если суд установит, что оспариваемый акт не соответствует закону или иным правовым актам и ограничивает гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, то в соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации он может признать такой акт недействительным.
Таким образом, для признания недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установление в совокупности двух обстоятельств: несоответствие обжалуемого ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) закону и нарушение данным актом, решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 6 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Законом N 101-ФЗ, пунктом 4 статьи 1 которого установлено, что оборот земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, предусмотренном Земельным кодексом и иными федеральными законами, а приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, осуществляется с момента, установленного законом субъекта Российской Федерации.
Для реализации права на предоставление земельного участка по специальной процедуре, предусматривающей предоставление земельных участков без торгов, заявителю необходимо подать заявление о предоставлении земельного участка в соответствии со статьей 39.17 Земельного Кодекса Российской Федерации.
В случае подачи заявления о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в соответствии со статьей 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации заявителю необходимо указать:
1) фамилию, имя, отчество, место жительства заявителя и реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина);
2) наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц, идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случаев, если заявителем является иностранное юридическое лицо;
3) кадастровый номер испрашиваемого земельного участка;
4) основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.6 данного кодекса оснований;
5) вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок, если предоставление земельного участка указанному заявителю допускается на нескольких видах прав;
6) цель использования земельного участка;
7) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем.
Пунктом 2 приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 12.01.2015 N 1 "Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов" установлено, что лицо, подающее заявление о приобретении прав на земельный участок, предъявляет документ, подтверждающий личность заявителя, копия которого заверяется должностным лицом органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, принимающим заявление, и приобщается к поданному заявлению.
В случае направления заявления о приобретении прав на земельный участок посредством почтовой связи на бумажном носителе к такому заявлению прилагается копия документа, подтверждающего личность заявителя, а в случае направления такого заявления представителем юридического или физического лица - копия документа, подтверждающего полномочия представителя юридического или физического лица в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Закон Краснодарского края от 05.11.2002 N 532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае" устанавливает, что по общим правилам предельный максимальный размер всех земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляемых для осуществления фермерским хозяйством его деятельности, должен составлять не более 200 гектаров, а максимальный размер общей площади земельных участков (приусадебных и полевых), которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, составляет 1,5 гектара, занимающихся виноградарством, садоводством, молочным животноводством и откормом крупного рогатого скота - 2,5 гектара.
Превышение указанных предельных параметров, что имеет место быть в настоящем случае, является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления.
Согласно статье 19 Закона Краснодарского края от 05.11.2002 N 532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае", земельные участки из фонда перераспределения земель Краснодарского края, находящиеся в государственной собственности Краснодарского края (за исключением занятых лесополосами, рисовыми оросительными системами, состоящими из каналов оросительной и водоотводной сети, сооружений (водозаборов, насосных станций, отстойников), сети дорог, оборудования и построек для нужд эксплуатации и предназначенными для орошения риса и сопутствующих культур севооборота), используются арендаторами для:
развития отрасли животноводства для выращивания кормовых культур (кормовые травы, силосные культуры, кормовые корнеплоды, кормовые клубнеплоды, кормовые бахчевые культуры, зернофуражные культуры) в целях обеспечения кормами собственных животных и птицы из расчета не менее 20 условных голов на 100 гектаров либо в целях обеспечения кормами животных и птицы, принадлежащих другим владельцам, в том числе ведущим личное подсобное хозяйство, из расчета ежегодного производства и реализации не менее 7 центнеров кормовых единиц с каждого арендуемого гектара; рыбоводства;
производства винограда, плодов, картофеля, овощей и ягод с поддержанием способности почвы обеспечивать урожаи сельскохозяйственных культур не менее указанных в статье 7 Закона Краснодарского края "Об обеспечении плодородия земель сельскохозяйственного назначения на территории Краснодарского края";
создания питомников для выращивания и реализации подроста деревьев и кустарников, используемых в сельском хозяйстве, а также иных сельскохозяйственных культур для получения рассады и семян.
Цель использования земельного участка является самостоятельным реквизитом заявления о предоставлении земельного участка без торгов.
Земельный кодекс Российской Федерации оперирует понятием "цель использования земельного участка" и в ряде других случаев, что приводит к выводу о придании данному понятию самостоятельного значения и о необходимости отдельного указания цели использования земельного участка в заявлении. Указание цели использования земельного участка не может быть сведено к воспроизведению в тексте соответствующего заявления сведений кадастрового паспорта о категории земель или о виде разрешенного использования. Значение имеет именно та цель использования земельного участка, которую намерен реализовать данный заявитель в каждом конкретном случае.
О необходимости отдельного указания цели использования земельного участка свидетельствуют положения статей 39.11, 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации. В частности, согласно статье 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в том числе, в случае если разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка.
В силу статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства).
Согласно статье 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:
1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 названного Кодекса.
Таким образом, согласно буквальному тексту статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации основанием для начала публичной процедуры предоставления земельного участка в аренду без торгов является, применительно к рассматриваемой ситуации, поступление заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
Как установлено судом, в заявлениях в департамент глава КФХ не просил предварительно согласовать предоставление земельного участка, также как и не просил предоставить земельные участки для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, как о том прямо сказано в статье 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, суд первой инстанции верно указал, что предприниматель должен был указать цель предоставления земельного участка - для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, либо иную цель использования земельного участка, не сводящуюся к сведениям о категории земель или о виде разрешенного использования земельного участка.
Поскольку в заявлениях в департамент не было указано на предоставление земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, не определена цель использования земельных участков иным образом, департамент правомерно возвратил заявления предпринимателя как не соответствующие статье 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного, судом не установлено наличия предусмотренных статьями 198 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения заявления предпринимателя Казанцева С.С.
Судебные расходы распределены судом первой инстанции между сторонами с учетом требований статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.10.2017 по делу N А32-38322/2016 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу, через Арбитражный Краснодарского края.
Председательствующий |
Г.А. Сурмалян |
Судьи |
Н.Н. Смотрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-38322/2016
Истец: Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Казанцева Сергея Сергеевича, Казанцев С.С., Казанцев Сергей Сергеевич, Крестьянское фермерское хозяйство Казанцев Сергей Сергеевич
Ответчик: Департамент имущественных отношений КК, Департамент имущественных отношений Краснодарского края