Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 11 апреля 2018 г. N Ф02-1455/18 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Чита |
|
16 января 2018 г. |
Дело N А78-6824/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11.01.2018.
Полный текст постановления изготовлен 16.01.2018.
Четвёртый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скажутиной Е.Н.,
судей Бушуевой Е.М., Юдина С.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ивановой К.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Федерального государственного казенного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 8 ноября 2017 года по делу N А78-6824/2017 по иску общества с ограниченной ответственностью "Жилсервис Томской Домостроительной компании" (ОГРН 1037000103513, ИНН 7017065961 634021,область Томская, город Томск, улица Елизаровых,79/1) к Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1037700255284, ИНН 7704252261 город Москва, Знаменка,19) и Федеральному государственному казенному учреждению "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1037550010519, ИНН 7536029036 672027, край Забайкальский, город Чита, улица Ленинградская,100) о взыскании 136591,83 руб., (суд первой инстанции: И.П. Попова),
при участии в судебном заседании:
от ответчика: Министерства обороны Российской Федерации - Никитин С.С., представитель по доверенности от 08.12.2016,
от Федерального государственного казенного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации - Никитин С.С., представитель по доверенности от 09.01.2018,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Жилсервис Томской Домостроительной компании" обратилось в арбитражный суд Забайкальского края с иском, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, о взыскании:
- с федерального государственного казенного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации 136 591,83 руб. долга за услуги по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме по адресу: г. Томск, ул. Герасименко, 1/6 за период с 01.01.2016 по 31.12.2016, а в случае недостаточности денежных средств субсидиарно с Министерства обороны Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 8 ноября 2017 года с Федерального государственного казенного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, а при недостаточности денежных средств субсидиарно с Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу общества с ограниченной ответственностью "Жилсервис Томской Домостроительной компании" взыскано 136 591 руб. 83 коп. основного долга, 5 098 руб. расходов по оплате госпошлины, всего - 141 689 руб. 83 коп.
С решением, как принятым с неправильным применением норм материального и процессуального права, не согласно ФГКУ "Сибирское ТУИО" Министерства обороны Российской Федерации, обратилось с апелляционной жалобой. Указывает, что учреждение не является надлежащим ответчиком и обязанным лицом по оплате коммунальных услуг. Учреждению, как правообладателю жилых помещений, полномочия по оплате расходов по содержанию жилых помещений и коммунальных услуг не переданы. В соответствии с Приказом Министра обороны N 305 от 22 апреля 2013 г., указанные полномочия переданы в Департамент эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций Министерства обороны. Указанный Департамент является так же распорядителем соответствующих статей бюджета. Просит решение суда отменить.
Министерство обороны Российской Федерации, также не согласившись с принятым судебным актом, обратилось с апелляционной жалобой. Считает, что истцом не доказан факт недостаточности денежных средств у ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России, в связи с чем, основания для привлечения к субсидиарной ответственности отсутствуют. Просит отменить решение суда.
Письменный отзыв на жалобы не представлен.
Представитель ответчиков в судебном заседании поддержал доводы апелляционных жалоб.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель истца не явился.
В связи с наличием доказательств надлежащего извещения лица, участвующего в деле о времени и месте судебного разбирательства, дело рассмотрено в порядке статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в его отсутствие.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающей пределы и полномочия апелляционной инстанции.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе, в совокупности и взаимосвязи с собранными по делу доказательствами, проверив правильность применения норм материального и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, наличие права собственности Российской Федерации на квартиры (приобретенные Минобороны РФ), указанные в расчете истца - г. Томск, ул. Герасименко, 1/6 квартиры 60, 61, 117, 120, 249, 305, 308, 312, 368), подтверждается представленными в материалы дела государственным контрактом купли-продажи квартир, актом приема-передачи, выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно протоколу общего собрания от 01.01.2015 собственниками помещений многоквартирного жилого дома по адресу: г. Томск, ул. Герасименко, 1/6 принято решение о выборе способа управления - управление управляющей организацией, управляющей организацией выбрано ООО "Жилсервис ТДСК", которое подписало договор управления многоквартирным домом с собственниками помещений МКД на оказание услуг и выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества от 16.01.2015.
Размер платы установлен протоколом общего собрания собственником помещений многоквартирного дома.
Тарифы на электрическую энергию на общедомовые нужды (ОДН) утверждены приказом Департамента Жилищно-коммунального хозяйства и государственного жилищного надзора Томской области N 47 от 30.11.2012 и приказом Департамента тарифного регулирования Томской области N 6-747 от 29.12.2015.
Ссылаясь на то, что ответчики оплату за содержание и ремонт общего имущества МКД не производят, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Арбитражный суд Забайкальского края, принимая оспариваемый судебный акт, исходил из правомерности иска о взыскании с Федерального государственного казенного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, а при недостаточности денежных средств субсидиарно с Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации основного долга в заявленном размере.
Апелляционный суд находит приведенные выводы суда первой инстанции правильными. Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению в силу следующего.
Ответчик - ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны, в силу закона - положений статей 209, 216, 296, 298 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 39, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, несет бремя содержания имущества, поскольку после передачи имущества в оперативное управление обязанность по содержанию переданного в оперативное управление имущества возлагается на учреждение, а собственник утрачивает фактические (не юридические) права по пользованию, содержанию данного имущества.
В соответствии со статьей 249 Гражданского кодекса Российской Федерации каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Согласно частям 1 и 2 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
Согласно статье 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя, в том числе, взнос на капитальный ремонт.
В силу части 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
Если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований).
Расходы на содержание общего имущества распределяются между всеми собственниками в долях, определяемых соотношением принадлежащих им площадей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем.
В соответствии со статьями 309-310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается.
Представленный истцом расчет задолженности проверен судом и признан правильным.
Право оперативного управления Федерального государственного казенного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации на спорные помещения подтверждено выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество, представленными в материалы дела.
Задолженность по указанным помещениям составила 136 591,83 руб. за период с 01.01.2016 по 31.12.2016, требования о взыскании которой правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации является казенным учреждением.
В соответствии с пунктом 4 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.
При недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по таким обязательствам от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отвечает соответственно орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение.
Пунктами 1, 2, 31 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082, установлено, что Минобороны России является федеральным органом исполнительной власти и органом управления Вооруженными Силами Российской Федерации, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций, является главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Минобороны России и реализацию возложенных на него полномочий.
О субсидиарной ответственности собственника имущества учреждения указано и в пунктах 2, 15 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации".
В пункте 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 21 указано, что при удовлетворении судом иска кредитора о взыскании задолженности учреждения, предъявленного одновременно к учреждению и субсидиарному должнику, в резолютивной части решения следует указать на взыскание суммы задолженности с учреждения (основного должника), а при недостаточности денежных средств учреждения - с собственника его имущества (субсидиарного должника).
В соответствии со статьей 399 Гражданского кодекса Российской Федерации до предъявления требований к лицу, которое в соответствии с законом, иными правовыми актами или условиями обязательства несет ответственность дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником, кредитор должен предъявить требования к основному лицу.
Если основной должник отказался удовлетворить требования кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответ на предъявленное требование, это требование может быть предъявлено лицу, несущему субсидиарную ответственность.
Судом установлено, что на момент предъявления иска основной должник - казенное учреждение, обязательства по оплате оказанных истцом услуг должным образом не исполнило.
В случае недостаточности средств у основного должника ответственность возлагается на субсидиарного должника - Российскую Федерацию за счет ее казны в лице Минобороны России, как главного распорядителя бюджетных средств.
При изложенных обстоятельствах судом первой инстанции правомерно удовлетворены требования истца о взыскании с соответчика Российской Федерации в лице Министерства Обороны Российской Федерации в случае недостаточности денежных средств у ответчика Федерального государственного казенного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации в порядке статьи 399 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Таким образом, обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, исследованным судом первой инстанции, дана надлежащая правовая оценка по правилам, установленным статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выводы суда первой инстанции соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
Установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены или изменения обжалуемого решения апелляционный суд не усматривает.
Определением апелляционного суда от 6 декабря 2017 года ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины при обращении с апелляционной жалобой, в связи с чем, с Федерального государственного казенного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 3000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 8 ноября 2017 года по делу N А78-6824/2017 оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Взыскать с Федерального государственного казенного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 3000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня принятия.
Председательствующий |
Е.Н. Скажутина |
Судьи |
Е.М. Бушуева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-6824/2017
Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 11 апреля 2018 г. N Ф02-1455/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "Жилсервис Томской Домостроительной компании"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "СИБИРСКОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Третье лицо: Арбитражный суд Хабаравского края, ООО "Жилсервис Томской Домостроительной компании"
Хронология рассмотрения дела:
11.04.2018 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-1455/18
11.04.2018 Определение Шестого арбитражного апелляционного суда N А78-6824/17
16.01.2018 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-6856/17
08.11.2017 Решение Арбитражного суда Забайкальского края N А78-6824/17