г. Вологда |
|
16 января 2018 г. |
Дело N А66-10698/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 января 2018 года.
В полном объеме постановление изготовлено 16 января 2018 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Докшиной А.Ю., судей Мурахиной Н.В. и Осокиной Н.Н. при ведении протокола секретарем судебного заседания Тихомировым Д.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Орша" на решение Арбитражного суда Тверской области от 05 октября 2017 года по делу N А66-10698/2017 (судья Рощина С.Е.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Орша" (ОГРН 1156952002250, ИНН 6950030043; место нахождения: 170026, Тверская область, город Тверь, улица Нахимова, дом 10/15, комната 4а; далее - ООО "УК Орша", общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Главному управлению "Государственная жилищная инспекция" Тверской области (ОГРН 1026900522131, ИНН 6905056890; место нахождения: 170026, Тверская область, город Тверь, проспект Комсомольский, 4/4; далее - управление) о признании незаконным и отмене постановления 07.07.2017 N 294/17 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 13.19.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Тверской области от 05 октября 2017 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество с обжалуемым решением не согласилось и обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы указывает на то, что обществу в нарушение положений Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) при проведении проверки не предъявлено распоряжение или приказ проверяющего органа о проведении проверки. Кроме того, ссылается на то, что в протоколе и постановлении об административном правонарушении отсутствует информация о правовых основаниях проведения проверки в отношении общества.
Отзыв на апелляционную жалобу от управления не поступил.
Стороны о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в суд не направили, в связи с этим жалоба рассмотрена в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, при осуществлении мониторинга официального сайта государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (далее - ГИС ЖКХ) в информационно-телекоммуникационной сети Интернет www.dom.gosuslugi.ru в целях оценки исполнения управляющими организациями обязанности, определенной статьей 7 Федерального закона от 21.07.2015 N 255-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Закон N 255-ФЗ) управлением установлено, что по состоянию на 25.05.2017 информация, подлежащая раскрытию на обязательном официальном сайте в сети Интернет (www.dom.gosuslugi.ru), обществом в полном объеме не раскрыта (не размещена), а именно отсутствует (скрывается) следующая информация: сведения по домам, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат.
В связи этим, по мнению ответчика, заявитель нарушил положения части 1 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), части 4 статьи 12 Федерального закона от 21.07.2014 N 209-ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Закон N 209-ФЗ) и части 3 статьи 7 Закона N 255-ФЗ.
По факту выявленных нарушений инспекцией составлен протокол от 29.05.2017 N 294/17 об административном правонарушении.
В протоколе зафиксировано, что общество не разместило информацию в соответствии с законодательством Российской Федерации в ГИС ЖКХ, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 13.19.2 КоАП РФ.
Рассмотрев протокол об административном правонарушении от 29.05.2017 N 294/17 и приложенные к нему материалы, заместитель начальника управления вынес постановление от 07.07.2017 N 294/17, которым ООО "УК Орша" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 13.19.2 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 руб.
Не согласившись с постановлением управления, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Судом первой инстанции отказано в удовлетворении заявленных требований.
Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу положений части 7 указанной статьи Кодекса при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Согласно части 1 статьи 13.19.2 КоАП РФ не размещение информации в соответствии с законодательством Российской Федерации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства или нарушение установленных законодательством Российской Федерации порядка, способов и (или) сроков размещения информации либо размещение информации не в полном объеме, размещение заведомо искаженной информации влечет наложение административного штрафа на юридических лиц, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами, в размере тридцати тысяч рублей.
Объектом правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 13.19.2 КоАП РФ, являются общественные отношения в области связи и информации.
Субъектами ответственности являются в том числе юридические лица, осуществляющие деятельность по управлению многоквартирными домами.
В соответствии с частью 1 статьи 198 ЖК РФ сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, подлежат размещению лицензиатом на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", который определен федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства, и предназначен для раскрытия информации организациями в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации (далее - официальный сайт для раскрытия информации).
В соответствии со Стандартом раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 731, приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 02.04.2013 N 124 (далее - Стандарт), управляющие организации в обязательном порядке раскрывают информацию о профессиональной деятельности на сайте www.reformagkh.ru.
Согласно пункту 2 Стандарта, под раскрытием информации в настоящем документе понимается обеспечение доступа неограниченного круга лиц к информации (независимо от цели ее получения) в соответствии с процедурой, гарантирующей нахождение и получение информации.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 4 Стандарта управляющими организациями информация раскрывается путем: обязательного опубликования на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (www.reformagkh.ru), а также на одном из следующих сайтов в сети Интернет, определяемых по выбору управляющей организации: сайт управляющей организации; сайт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, определяемого высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации; сайт органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого управляющая организация осуществляет свою деятельность.
Приказом Минкомсвязи России N 504, Минстроя России от 30.12.2014 N 934/пр "Об определении официального сайта государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" таким официальным сайтом в сети Интернет определен сайт www.dom.gosuslugi.ru.
Отношения, возникающие при создании, эксплуатации и модернизации ГИС ЖКХ, в том числе при сборе, обработке информации для ее включения в данную информационную систему, хранении такой информации, обеспечении доступа к ней, ее предоставлении, размещении и распространении регулируются Законом N 209-ФЗ, целью которого является создание правовых и организационных основ для обеспечения граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций информацией о жилищно-коммунальном хозяйстве.
В соответствии с частью 4 статьи 12 указанного Закона, поставщики информации (субъекты, размещающие информацию в системе) обязаны размещать в системе информацию, предусмотренную настоящим Федеральным законом с 01.07.2016, но не ранее ввода системы в эксплуатацию.
В случае если законодательством Российской Федерации для поставщиков информации установлен более ранний срок размещения информации в системе, поставщики обязаны размещать ее в ГИС ЖКХ в сроки, предусмотренные законодательством.
Действующим законодательством Российской Федерации для управляющих организаций как отдельных субъектов лицензируемой предпринимательской деятельности в соответствии с частью 3 статьи 7 Закона N 255-ФЗ предусмотрена обязанность по раскрытию информации, предусмотренной статьями 195 и 198 ЖК РФ.
Информация, указанная в статье 198 ЖК РФ, подлежит размещению в определенной федеральным законом ГИС ЖКХ с 01.08.2015 (часть 3 статьи 7 в редакции Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Приказом Минкомсвязи России от 29.09.2015 N 368, Минстроя России N 691/пр "Об утверждении состава сведений о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляют управляющие организации, подлежащих размещению в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" утвержден состав сведений о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляют управляющие организации, подлежащих размещению в ГИС ЖКХ (далее - приказ Минкомсвязи России N 368, Минстроя России N 691/пр).
В силу пункта 1 названного Приказа сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляют управляющие организации, а также сведения в случае изменения перечня многоквартирных домов в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом, подлежащие размещению в ГИС ЖКХ, включают:
- адрес многоквартирного дома;
- номер и дата договора управления многоквартирным домом;
- дату начала осуществления обязанностей по управлению многоквартирным домом, предусмотренную договором управления многоквартирным домом;
- дату окончания осуществления обязанностей по управлению многоквартирным домом, предусмотренную договором управления многоквартирным домом;
- дату расторжения договора управления многоквартирным домом;
- основание заключения (расторжения) договора управления многоквартирным домом.
Согласно пункту 2 приказа Минкомсвязи России N 368, Минстроя России N 691/пр в ГИС ЖКХ также подлежит размещению в том числе электронный образ договора управления многоквартирным домом либо договор управления многоквартирным домом, заключенный в электронной форме, в том числе с использованием ГИС ЖКХ.
Таким образом, в силу приведенных правовых норм на лицензиата, осуществляющего предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами, возложена обязанность по размещению в ГИС ЖКХ сведений о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми он осуществляет, в составе утвержденном приказом Минкомсвязи России N 368, Минстроя России N 691/пр.
В рассматриваемом случае, как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, общество осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами.
При этом на момент проведения управлением проверки информация, подлежащая раскрытию на обязательном официальном сайте в сети Интернет (www.dom.gosuslugi.ru) обществом в полном объеме не раскрыта (не размещена), а именно отсутствует (скрывается) следующая информация: сведения по домам, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат (заявитель) на сайте ГИС ЖКХ полностью отсутствовала, что подтверждается протоколом от 29.05.2017 N 294/17 об административном правонарушении и иными материалами дела.
Следовательно, факт наличия в действиях общества события правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 13.19.2 КоАП РФ, подтверждается материалами дела.
В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность.
В части 1 статьи 1.5 настоящего Кодекса установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 16.1 постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет. В тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.
В материалах дела не имеется доказательств, подтверждающих принятие обществом всех зависящих от него мер по надлежащему исполнению требований действующего законодательства, что свидетельствует о виновности данного юридического лица в совершении правонарушения.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о наличии в деянии общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 13.19.2 КоАП РФ, является обоснованным.
Обществу была предоставлена возможность воспользоваться правами лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. О времени и месте составления протокола об административном правонарушении, а также о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении общество извещено надлежащим образом.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности судом первой и апелляционной инстанций не установлено.
Доводы общества о том, что при проведении проверки управлением допущены нарушения положений Закона N 294-ФЗ, отклоняются апелляционной инстанцией в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 28.1 КоАП РФ одним из поводов к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Следовательно, обнаружение информации при систематическом наблюдении (мониторинге) о нарушении обществом действующего законодательства явилось для управления поводом к возбуждению дела об административном правонарушении в отношении ООО "УК Орша".
Пунктом 3 части 4 статьи 28.1 КоАП РФ определено, что дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении.
В рассматриваемом случае контроль за соблюдением Стандарта раскрытия информации обществом, осуществляющим управление многоквартирными домами, осуществлялся управлением в форме систематического наблюдения и анализа информации, подлежащей размещению и фактически размещенной на официальном сайте ГИС ЖКХ.
Порядок осуществления уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации контроля за соблюдением Стандарта установлен приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 09.04.2012 N 162 (далее - Порядок).
Согласно пункту 1 данного приказа указанный Порядок определяет процедуру осуществления уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации контроля за соблюдением Стандарта.
На основании пункта 4 Порядка контроль осуществляется в следующих формах:
а) систематическое наблюдение и анализ информации применительно к "а"-"г" пункта 3 настоящего Порядка;
б) проведение плановых и внеплановых проверок.
Согласно подп. "а"-"г" пункта 3 Порядка контроль осуществляется в отношении:
а) факта раскрытия информации;
б) источника опубликования информации;
в) сроков и периодичности раскрытия информации;
г) полноты раскрытия информации.
На основании подпункта "б" пункта 5 Порядка в случае выявления допущенных управляющей организацией, товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом и иным специализированным потребительским кооперативом нарушений Стандарта уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации осуществляет мониторинг устранения выявленных нарушений.
Контроль в отношении факта раскрытия информации, сроков и периодичности раскрытия информации, полноты раскрытия информации осуществляется в силу пункта 3 и пункта 4 Порядка в форме систематического наблюдения и анализа информации.
Обнаружение факта административного правонарушения влечет осуществление всех последующих действий административного органа в ходе производства по делу об административном правонарушении в порядке, установленном КоАП РФ.
Положения Закона N 294-ФЗ, на которые ссылается податель жалобы, в рассматриваемой ситуации не применимы, поскольку протокол об административном правонарушении в отношении общества составлен управлением в результате получения достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения в рамках КоАП РФ, на основании пункта 1 части 1 статьи 28.1 названного Кодекса.
Закон N 294-ФЗ имеет иные цели, сферу применения и не может применяться непосредственно к отношениям, связанным с привлечением к административной ответственности.
Несоблюдение норм Закона N 294-ФЗ не может служить доказательством нарушения процедуры привлечения лица к административной ответственности, поскольку порядок обнаружения и фиксации административного правонарушения, привлечения к административной ответственности регулируется нормами КоАП РФ и положения Закона N 294-ФЗ не распространяются на процедуру привлечения к административной ответственности.
Доводы заявителя об обратном основаны на ошибочном толковании норм права, регулирующих рассматриваемые правоотношения.
С учетом изложенного проверка соблюдения обязательных требований в области информационных технологий проведена уполномоченным органом в рамках предоставленных ему законом полномочий и в соответствии с законодательством, регулирующим данные правоотношения.
Оспариваемое постановление вынесено в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности. Наказание назначено в пределах санкции, предусмотренной частью 1 статьи 13.19.2 КоАП РФ. Мера наказания соразмерна совершенному деянию.
Оценив представленные доказательства, характер и степень общественной опасности, оснований для квалификации административного правонарушения в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ в качестве малозначительного не имеется.
При таких обстоятельствах в удовлетворении требований общества отказано правомерно.
Подателем апелляционной жалобы не приведены доводы, опровергающие выводы, изложенные в решении суда.
Несогласие подателя жалобы с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом первой инстанции норм КоАП РФ и законодательства, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах следует признать, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, нормы материального и процессуального права судом не нарушены, оснований для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 05 октября 2017 года по делу N А66-10698/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Орша" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Ю. Докшина |
Судьи |
Н.В. Мурахина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-10698/2017
Истец: ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ ОРША"
Ответчик: ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ "ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ" ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ