г. Пермь |
|
17 января 2018 г. |
Дело N А60-37538/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 января 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 января 2018 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Назаровой В. Ю.,
судей Гладких Д.Ю., Яринского С. А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Леконцевым Я. Ю.,
при участии:
от истца, Шулипа Е. А., паспорт, доверенность N 19 от 12.12.2017,
от ответчика представители не явились;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрев апелляционную жалобу ответчика, общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Универсал",
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 18 октября 2017 года, принятое судьей И. А. Проскуряковой
по делу N А60-37538/2017
по иску Нижнетагильского муниципального унитарного предприятия "Нижнетагильские тепловые сети" (ОГРН 1116623000780, ИНН 6623075742)
к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Универсал" (ОГРН 1156623000214, ИНН 6623107521)
о взыскании задолженности за поставленные тепловую энергию и горячую воду, неустойки,
установил:
Нижнетагильское муниципальное унитарное предприятие "Нижнетагильские тепловые сети" (далее - истец, МУП "НТС") обратилось в арбитражный суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Универсал" (далее - ответчик, ООО УК "Универсал"), с учетом уточнения, принятого судом в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о взыскании 292427 руб. 62 коп., в том числе 252222 руб. 97 коп. основного долга, 40204 руб. 65 коп. неустойки, начисленной на основании п. 9. 3 ст. 15 ФЗ "О теплоснабжении" за период с 16.02.2017 по 22.09.2017, начисление которой истец просил производить, начиная с 23.09.2017 по дату фактической оплаты задолженности.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 18.10.2017 (резолютивная часть решения от 11.10.2017) исковые требования удовлетворены в заявленном размере.
Ответчик обратился с апелляционной жалобой на решение суда, в которой просит решение суда отменить.
Апеллянт считает, что выводы суда, содержащиеся в решении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судом неправильно применены нормы материального права.
По его мнению, при рассмотрении дела суд пришел к неверному выводу о том, что ответчик является исполнителем коммунальной услуги - горячее водоснабжение (ГВС) по отношению к потребителям в многоквартирных домах, находящихся под его управлением, поскольку оплата за ГВС в указанных домах производится потребителями непосредственно в адрес ресурсоснабжающей организации (РСО) - НТ МУП "НТТС" на основании прямых договоров между РСО и каждым потребителем в отдельности, в связи с чем договор на поставку ГВС между НТ МУП "НТТС" и ООО УК "Универсал" отсутствует; также считает, что судом неверно сделан вывод о том, что в рассматриваемом случае энергоресурсы поставлялись ответчику для предоставления гражданам - потребителям коммунальных услуг, поскольку предметом настоящего иска является задолженность за поставку горячей воды, потребляемой при использовании и содержании общего имущества в многоквартирных домах. Ссылаясь на нормы п.1 ч.2 ст.154, ч.9.1 ст.156 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которым указанная услуга с 01.01.2017 перенесена в состав услуг за содержание жилого помещения, то есть исключена из платы за коммунальные услуги и коммунальной услугой не является, полагает, что отношения между сторонами должны регулироваться договором N 4354-0ДН от 01.01.2017 на поставку горячей воды, потребляемой при использовании и содержании общего имущества в МКД, то есть на поставку коммунального ресурса, используемого для содержания общего имущества в многоквартирных домах, а также положениями Жилищного кодекса Российской Федерации, Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491) и Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124), а не Правилами "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), как указано в решении. Считаем, что суд неверно применяет к правоотношениям между истцом и ответчиком Правила N 354, т.к. указанные Правила применяются к предоставлению коммунальных услуг, а поставка горячей воды, используемой для содержания общего имущества в многоквартирных домах, коммунальной услугой не является, с 01.01.2017 является услугой по содержанию общего имущества многоквартирного дома и регламентируется другими правовыми нормами.
Заявитель жалобы указывает, что при расчетах истцом завышен расчетный период за январь 2017 года (в период января 2017 года включены 5 дней декабря 2016 года).
Автор жалобы обращает внимание на то, что ООО УК "Универсал" не является исполнителем коммунальных услуг, а осуществляет деятельность по предоставлению собственникам жилищных услуг, в том числе приобретение горячей воды, потребляемой при содержании общего имущества в многоквартирном доме (подп. "л" п.10 Правил N 491), на основании договора управления многоквартирным домом и оплачивает объем коммунальных ресурсов, поставляемых для целей содержания общего имущества дома, только за счет средств собственников (потребителей), из поступивших от них платежей. В рамках правовых отношений, регулируемых ст.161, ст.162 ЖК РФ, а также Правилами N 491, управляющая организация не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов жильцов как непосредственных потребителей горячей воды, потребляемой при содержании общего имущества в многоквартирном доме и может оплачивать объем коммунальных ресурсов, поставляемых для целей содержания общего имущества дома, только за счет средств собственников (потребителей), из поступивших от них платежей.
Кроме того, как полагает ответчик, при отсутствии нормативов на расход тепловой энергии, использованной на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, а также на водоотведение, до установления указанных нормативов (т.е. до 31.05.2017) управляющим организациям было запрещено включать в размер платы за горячую воду, потребляемую при содержании общего имущества в многоквартирном доме, плату за подогрев (нагрев), а также запрещено производить начисление платы за водоотведение, с целью содержания общего имущества. ООО УК "Универсал" в спорный период времени производило начисление платы собственникам помещений в МКД, находящихся под управлением ООО УК "Универсал", за горячую воду, потребляемую с целью содержания общего имущества многоквартирных домов, без учета расходов на оплату подогрева (нагрева), только за теплоноситель, исходя из нормативов потребления соответствующих коммунальных ресурсов, утвержденных Постановлениями РЭК Свердловской области, с применением тарифов за соответствующие коммунальные ресурсы, утвержденных Постановлениями РЭК Свердловской области.
На основании изложенного апеллянт делает вывод, что в условиях, когда УК прямо запрещено производить начисление и взымать с собственников (потребителей) плату за горячую воду, потребляемую при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в размере, превышающим норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, а также производить начисление и взымать с собственников (потребителей) плату за горячую воду, потребляемую при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в части подогрева (нагрева), решение суда о взыскании с управляющей компании расходов на поставку коммунальных ресурсов для целей содержания общего имущества дома, в размере, превышающем размер начислений за аналогичные коммунальные ресурсы для собственников (потребителей), является необоснованным и противоречит действующему законодательству.
Истцом отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
В судебном заседании 15.01.2018 представитель истца опроверг доводы жалобы, просил решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Апелляционным судом жалоба рассмотрена в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ в отсутствие представителя ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, НТ МУП "Нижнетагильские тепловые сети" является энергоснабжающей организацией, осуществляющей выработку и отпуск тепловой энергии, теплоносителя и горячей воды для абонентов (граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц) на территории г. Нижнего Тагила.
Между истцом и ответчиком в период с января по апрель 2017 года сложились фактические отношения, связанные с отпуском и потреблением горячей воды (горячего водоснабжения - ГВС) на общедомовые нужды в целях содержания общего имущества многоквартирного жилого дома (МКД). Истец поставлял ответчику компонент на теплоноситель, компонент на тепловую энергию и компонент на холодную соду.
Для оплаты энергоресурсов, принятых в спорный период, истец выставил счета-фактуры на общую сумму 500354 руб. 97 коп, которые оплачены ответчиком частично.
Основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском послужило ненадлежащее исполнение ответчиком обязательства по оплате энергоресурсов, принятых в указанный выше период.
Удовлетворяя иск, суд первой инстанции исходил из доказанности истцом факта поставки тепловой энергии в спорный период в многоквартирные дома, находящиеся в управлении ответчика, ее объема и стоимости; отсутствия доказательств оплаты долга в заявленной сумме; правомерности требования о взыскании пеней, правильности произведенного истцом расчета неустойки.
Проанализировав доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителя истца в судебном заседании, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены оспариваемого судебного акта.
На основании пункта 1 статьи 548 ГК РФ правила, предусмотренные статьями 539-547 ГК РФ, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Согласно пункту 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Пунктом 1 статьи 544 ГК РФ предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В силу ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается.
В соответствии с ч. 9 ст. 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 176-ФЗ) положения п. 2 ч. 1 и п. 1 ч. 2 ст. 154, ч. 1 ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации о включении в состав платы за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме применяются с 1 января 2017 года.
В целях реализации нового порядка определения размера платы за содержание жилого помещения утверждено Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" (далее - Постановление N 1498), которым предусмотрены случаи и порядок включения в размер платы за содержание жилого помещения расходов коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также новые правила покупки у ресурсоснабжающих организаций коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества, управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными, жилищно-строительными и иными специализированными потребительскими кооперативами (далее - товарищества, кооперативы).
Частью 9.1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, отведение сточных вод, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующей коммунальной услуги при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Такая возможность потребления коммунальных услуг в многоквартирном доме установлена в Правилах N 354, в соответствии с пунктом 4 которых потребителю могут быть предоставлены коммунальные услуги холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, электроснабжения при условии наличия в многоквартирном доме соответствующих внутридомовых инженерных систем, по которым холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, тепловая энергия, используемая в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, подаются в жилые и нежилые помещения, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, а коммунальные услуги водоотведения предоставляются при наличии в многоквартирном доме внутридомовых инженерных систем, по которым сточные воды отводятся от жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме.
Соответственно, если в многоквартирном доме потребителям предоставляются коммунальные услуги холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, электроснабжения, водоотведения, то такие потребители оплачивают расходы на приобретение используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме холодной воды, горячей воды (или используемых в целях горячего водоснабжения холодной воды и тепловой энергии), сточных вод, в составе платы за содержание жилого помещения в таком многоквартирном доме.
Постановлением N 1498 предусмотрено внесение в Правила N 354, а также в Правила N 491 изменений, в соответствии с которыми расходы на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, сточных вод, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, включаются в размер платы за содержание жилого помещения в случаях, когда многоквартирный дом находится в управлении управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного кооператива, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива. Потребители коммунальных услуг в таких многоквартирных домах с 1 января 2017 года обязаны вносить плату за коммунальные услуги исходя из объема коммунальных услуг, потребленных в жилом или нежилом помещении.
Управляющие организации, а также товарищества, кооперативы, управляющие многоквартирным домом без заключения договора управления с управляющей организацией (далее - исполнители) на основании пункта 21.1 Правил N 124 приобретают у ресурсоснабжающих организаций коммунальные ресурсы, используемые в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, путем заключения договоров ресурсоснабжения: на покупку коммунальных ресурсов, используемых в целях предоставления коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме и в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (если управляющая организация, товарищество, кооператив являются исполнителями коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме); на покупку коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (если управляющая организация, товарищество, кооператив не предоставляют коммунальную услугу потребителям в многоквартирном доме в случаях, допускаемых жилищным законодательством).
Постановлением N 1498 предусмотрено, что объем коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, подлежащий ежемесячной оплате исполнителем, определяется исходя из разницы между объемом коммунальных ресурсов, определенных по показаниям общедомовых приборов учета коммунальных ресурсов, и объемом коммунальных услуг, подлежащих оплате потребителями коммунальных услуг в соответствии с Правилами N 354, а при отсутствии общедомовых приборов учета - исходя из нормативов потребления коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также тарифов, установленных в соответствии с федеральным законом.
Кроме того, согласно пункту 4 Правил N 124 управляющая организация, товарищество или кооператив, на которые в соответствии с договором управления многоквартирным домом, в том числе заключенным товариществом или кооперативом с управляющей организацией, либо уставом товарищества или кооператива возложена обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома и (или) по предоставлению потребителям коммунальных услуг, обращаются в ресурсоснабжающую организацию для заключения договора ресурсоснабжения.
В соответствии с п. 2 Информационного письма ВАС РФ от 05.05.1997 N 14 в тех случаях, когда потребитель пользуется услугами энергоснабжения, оказываемыми обязанной стороной, однако от заключения договора отказывается, арбитражные суды должны иметь в виду, что фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с пунктом 3 статьи 438 ГК РФ как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги. Поэтому данные отношения должны рассматриваться как договорные.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что, несмотря на отсутствие письменного договора, между сторонами фактически сложились договорные отношения в силу п. 3 ст. 438 ГК РФ.
Факт поставки коммунального ресурса в спорный период в многоквартирные дома, находящиеся в управлении ответчика, подтвержден имеющимися в деле документами (счета и счета-фактуры, акты). Доказательства обратного ответчиком не представлены.
Поскольку ответчиком в материалы дела не были представлены доказательства, свидетельствующие о полном выполнении обязательств по оплате задолженности за поставленные теплоресурсы на общедомовые нужды за спорный период, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования о взыскании задолженности в размере 252 222 руб. 97 коп.
Возражения ответчика относительно необоснованного предъявления истцом к оплате объема тепловой энергии за январь 2017 года с учетом пяти дней декабря 2016 года отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку они не основаны на материалах дела, из которых следует, что при расчете за декабрь 2016 года истцом был принят во внимание период с 01 по 25 декабря 2016 года.
Доводы ответчика об отсутствии утвержденного норматива расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, а также на водоотведение в спорный период отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку в силу п. 1 ст. 539 ГК РФ пользование тепловой энергией является платным. Отсутствие надлежащим образом утвержденного органами местного самоуправления норматива потребления тепловой энергии на нужды горячего водоснабжения, не является основанием для освобождения потребителя от оплаты потребленного ресурса.
При первоначальном включении в плату за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на 01.11.2016. Для первоначального включения расходов, указанных в ч. 9 настоящей статьи, в плату за содержание жилого помещения не требуется решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (часть 10 (в ред. Федерального закона от 30.03.2016 N 73-ФЗ) ст. 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ).
Согласно части 9.2 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации размер расходов граждан в составе платы за содержание жилого помещения на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
Пунктом 3 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (в ред. Постановления Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498), предусмотрено, что нормативы потребления коммунальных услуг и нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (уполномоченные органы).
В соответствии с п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" органам государственной власти субъектов Российской Федерации предписано не позднее 1 июня 2017 года утвердить нормативы потребления холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме с учетом положений настоящего Постановления.
Таким образом, в переходный период с 01 января 2017 года при определении размера платы за содержание жилого помещения следует учитывать расходы на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, размер которых при первоначальном включении в плату не должен превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2016 года.
С учетом вышеприведенных норм права до утверждения Региональной энергетической комиссией Свердловской области (далее - РЭК Свердловской области) нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества МКД (до 01.06.2017) первоначальный размер платы за холодную и горячую воду, электрическую энергию, на вышеобозначенные цели рассчитывается исходя из фактического объема потребления коммунальных ресурсов (при наличии общедомового прибора учета коммунального ресурса), при этом не превышая нормативный объем, используя утвержденные нормативы на общедомовое потребление по состоянию на 01.11.2016.
Аналогичное толкование переходных положений отражено в письмах Минстроя России от 14.02.2017 N 4275-АЧ/04, от 10.03.2017 N 7443-ОО/04, от 22.03.2017 N 9268-ОО/04, от 11.04.2017 N 12368-АЧ/04.
Вопреки доводам ответчика, приведенное толкование законодательства соответствует его содержанию и соотносится с целью регулирования отношений между потребителями и исполнителями коммунальных услуг, а также ресурсоснабжающими организации, направлено на обеспечение баланса интересов всех сторон затрагиваемых отношений, в том числе на обеспечение защиты прав потребителей коммунальных услуг и недопущение возложения на физических лиц необоснованных имущественных затрат по содержанию используемых ими помещений в многоквартирных жилых домах, наряду с необходимостью стимулирования развития профессиональной деятельности в области управления многоквартирными жилыми дома и реализации мероприятий по энергосбережению (путем повышения финансовой заинтересованности управляющих компаний в сокращении объемов ресурсов, потребляемых при выполнении минимального перечня работ по содержанию общего имущества, с сохранением права на получение платы за содержание без изменения ее размера).
Ссылка ответчика на наличие прямых договоров между собственниками жилых помещений многоквартирного дома и РСО также не может быть принята во внимание, поскольку опровергается материалами дела (наличие договора управления между ответчиком и собственниками), а само по себе внесение собственниками помещений платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям не освобождает управляющую компанию как исполнителя коммунальной услуги от возложенных на нее действующим законодательством обязанностей, в том числе по оплате объема ресурса, поставленного на общедомовые нужды.
Согласно п. 25 Правил N 124, в случае принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям оплата коммунального ресурса производится двумя способами: путем внесения потребителями непосредственно в адрес ресурсоснабжающей организации в сроки и в случаях, которые установлены жилищным законодательством Российской Федерации, платы за соответствующий вид коммунальной услуги, потребляемой в жилых и (или) нежилых помещениях в многоквартирном доме, за исключением платы за соответствующий вид коммунального ресурса, потребляемого в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; путем внесения исполнителем до 15-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом (расчетным месяцем), если договором ресурсоснабжения не предусмотрен более поздний срок оплаты коммунального ресурса, в адрес ресурсоснабжающей организации платы за коммунальный ресурс, потребляемый в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
За надлежащее предоставление коммунальных услуг отвечает исполнитель (п. 64 Правил N 354).
Ответчик должен вносить плату ресурсоснабжающей организации за сверхнормативное потребление коммунального ресурса на общедомовые нужды, т.е. за объем ресурса, превышающий нормативное потребление на общедомовые нужды (п. 21(1) Правил N 124 в редакции Постановления Правительства РФ от 29.06.2016 N 603, п. 44 Правил N 354 в редакции Постановления Правительства РФ от 29.06.2016 N 603); с 01.01.2017 объем коммунального ресурса в целях содержания общего имущества многоквартирного дома представляет собой весь объем коммунального ресурса на общедомовые нужды (п. 21(1) Правил N 124 в редакции Постановления Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498, ст. 154 ЖК РФ в редакции Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ).
Согласно ст. 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. Неустойка является одним из способов обеспечения исполнения обязательств, средством возмещения потерь кредитора, вызванных нарушением должником своих обязательств.
В соответствии с п. 25 Постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг" исполнитель обязан перечислить оплату за полученные энергоресурсы ресурсоснабжающей организации в срок до 15-го числа месяца, следующего за расчетным.
В связи с несвоевременной оплатой поставленного ресурса истцом начислены пени на основании п. 9.3 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", которые обоснованно взысканы судом с ответчика. Расчет пени ответчиком не оспорен.
Требование истца о начислении пени по дату фактической оплаты ответчиком суммы основного долга не противоречит закону и также обоснованно удовлетворено судом.
Доводы заявителя жалобы отклоняются апелляционным судом как несостоятельные, основанные на неверном толковании норм права.
Вопреки доводам ответчика, суд первой инстанции, с учетом характера требований истца и возражений ответчика против заявленного требования, верно определил обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения настоящего спора (ч. 2 ст. 65 АПК РФ) и надлежаще оценил их с учетом представленных в дело доказательств (ст. 71 АПК РФ).
Доводы, указанные в апелляционной жалобе, не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм права и сводятся лишь к переоценке установленных по делу обстоятельств.
Выводы, к которым пришел суд, подробно изложены в мотивировочной части обжалуемого решения со ссылкой на конкретные имеющиеся в материалах дела доказательства.
С учетом изложенного решение суда от 18.10.2017 является законным и обоснованным. Оснований, предусмотренных ст. 270 АПК РФ для отмены (изменения) судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Апелляционная жалоба ответчика удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на ее заявителя.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 18 октября 2017 года по делу N А60-37538/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
В.Ю. Назарова |
Судьи |
Д.Ю. Гладких |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-37538/2017
Истец: МУП НИЖНЕТАГИЛЬСКОЕ "НИЖНЕТАГИЛЬСКИЕ ТЕПЛОВЫЕ СЕТИ"
Ответчик: ООО УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "УНИВЕРСАЛ"