город Ростов-на-Дону |
|
16 января 2018 г. |
дело N А53-28099/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 января 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 января 2018 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Ильиной М.В., Сурмаляна Г.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ю.А. Смородиной,
при участии:
от Астраханской таможни: представитель по доверенности от 28.12.2017
Андреев Д.Г., удостоверение; от 09.01.2018 Дворак К.В., удостоверение; от 28.12.2017 Акавова Л.С., удостоверение;
от Южной оперативной таможни: представитель по доверенности от 16.01.2017 Алтынникова Е.С., удостоверение; от 19.01.2017 Журавлева Л.О., удостоверение;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Энерго-Транс"
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 08.11.2017 по делу N А53-28099/2017, принятое судьей Чернышевой И.В.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Энерго-Транс"
к Астраханской таможне
о признании незаконными и отмене постановлений о привлечении к административной ответственности,
к Южному таможенному управлению
о признании незаконными и отмене решений,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Энерго-Транс" (далее - заявитель, ООО "Энерго-Транс", общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановлений Астраханской таможни от 15.06.2017 N 10311000-359/2017, N 10311000-360/2017, N 10311000-361/2017, N 10311000-362/2017, N 10311000-363/2017 N 10311000-364/2017, N 10311000-365/2017, N 10311000-366/2017, N 10311000-367/2017 N 10311000-368/2017, N 10311000-369/2017, N 10311000-370/2017, N 10311000-371/2017 N 10311000-372/2017, N 10311000-373/2017, N 10311000-374/2017, N 10311000-375/2017 N 10311000-376/2017, N 10311000-377/2017, N 10311000-378/2017 и отмене решений Южного таможенного управления от 24.08.2017 N 10313000/129ю/176А, N 10313000/129ю/177А, N 10313000/129ю/178А, N 10313000/129ю/179А, N 10313000/129ю/182А, N 10313000/129ю/185Б, N 10313000/129ю/188Б, N 10313000/129ю/191Б, N 10313000/129ю/194Б, N10313000/129ю/180А, N 10313000/129ю/183А, N 10313000/129ю/186Б, N 10313000/129ю/189Б, N 10313000/129ю/192Б, N 10313000/129ю/195Б. N 10313000/129ю/181А, N 10313000/129ю/184А, N 10313000/129ю/187Б, N 10313000/129ю/190Б, N 10313000/129ю/193Б.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 08.11.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество с ограниченной ответственностью "Энерго-Транс" обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение и принять новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить. Апелляционная жалоба мотивирована тем, что ООО "Энерго-Транс" заблаговременно приняло все зависящие от него меры для уплаты таможенных платежей и подачи таможенных деклараций в установленные законом сроки, но таможенные декларации были поданы с нарушением сроков, а таможенные платежи не были уплачены или были несвоевременно уплачены исключительно вследствие бездействия принципалов.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В отзыве на апелляционную жалобу Астраханская таможня просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Южная оперативная таможня просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
ООО "Энерго-Транс" представителей в судебное заседание не направили, о месте и времени заседания извещены надлежащим образом.
На основании части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится в отсутствие представителя ООО "Энерго-Транс".
В судебном заседании представители Астраханской таможни возражали по доводам апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, просили решение суда оставить без изменения, представители Южной оперативной таможни возражали по доводам апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, просили решение суда оставить без изменения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, деятельность института уполномоченного экономического оператора (УЭО) регулируется статьями 38 - 41 Таможенного кодекса Таможенного союза (на международном уровне в рамках Таможенного союза), а в России главой 6 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации".
С 9 января 2012 г. вступил в силу Приказ ФТС России "Об утверждении типовой формы соглашения, заключаемого между таможенным органом и уполномоченным экономическим оператором, которым определен порядок взаимодействия между таможенным органом и уполномоченным экономическим оператором, а также регламент их информационного обмена.
Согласно статье 38 Таможенного кодекса Таможенного союза уполномоченным экономическим оператором может быть юридическое лицо, зарегистрированное в соответствии с законодательством РФ, осуществляющее ввоз товаров в РФ и вывоз товаров из РФ, включенное в реестр уполномоченных экономических операторов.
Общество включено в реестр УЭО, что подтверждается свидетельством N N 10000/0114Дот 25.11.2016.
06.02.2017 обществом на Советский таможенный пост Астраханской таможни подано Обязательство N 10311100/060217/ОБ000395 о подаче таможенному органу декларации на товар "киви свежие", страна происхождения Исламская Республика Иран и предоставлении необходимых документов и сведений не позднее десятого числа месяца, следующего за месяцем выпуска товаров, содержащее сведения о целях использования товаров и таможенной процедуре под которую помещаются товары, т.е. -10.03.2017.
Декларации должны были быть поданы обществом на таможенный пост до 16 часов 15 минут 10.03.2016.
Однако, УЭО были допущены нарушения срока подачи декларации по упрощенной процедуре, а именно по обязательствам:
- N 10311100/050217/ОБ000376 декларация N 10311100/130317/0000715 подана в 18:33;
- N 10311100/050217/ОБ000377 декларация N 10311100/130317/0000624 подана в 17:05;
- N 10311100/050217/ОБ000378 декларация N 10311100/130317/0000716 подана в 18:33;
- N 10311100/050217/ОБ000379 декларация N 10311100/130317/0000627 подана в 17:05;
- N 10311100/050217/ОБ000380 декларация N 10311100/130317/0000608 подана в 16:58;
- N 10311100/050217/ОБ000381 декларация N 10311100/130317/0000764 подана в 19:11;
- N 10311100/050217/ОБ000382 декларация N 10311100/130317/0000586 подана в 18:47;
- N 10311100/050217/ОБ000383 декларация N 10311100/130317/0000658 подана в 17:20;
- N 10311100/050217/ОБ000384 декларация N 10311100/130317/0000647 подана в 17:17;
- N 10311100/050217/ОБ000386 декларация N 10311100/130317/0000740 подана в 18:45;
- N 10311100/050217/ОБ000387 декларация N 10311100/130317/0000681 подана в 18:19;
- N 10311100/050217/ОБ000388 декларация N 10311100/130317/0000832 подана в 02:29 11.03.2017N ;
- N 10311100/050217/ОБ000389 декларация N 10311100/130317/0000741 подана в 18:45;
- N 10311100/050217/ОБ000390 декларация N 10311100/130317/0000726 подана в 18:40;
- N 10311100/050217/ОБ000391 декларация N 10311100/130317/000680 подана в 18:19;
- N 10311100/050217/ОБ000392 декларация N 10311100/130317/0000725 подана в 18:39;
- N 10311100/050217/ОБ000393 декларация N 10311100/130317/0000722 подана в 18:38;
- N 10311100/050217/ОБ000394 декларация N 10311100/130317/0000568 подана в 16:41;
- N 10311100/050217/ОБ000395 декларация N 10311100/130317/0000666 подана в 17:26;
- N 10311100/050217/ОБ000398 декларация N 10311100/130317/0000702 подана в 18:29;
Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения в отношении общества дел об административных правонарушениях, ответственность за которые установлена частью 1 статьи 16.12 КоАП РФ.
Протоколы об административном правонарушении были составлены уполномоченным должностным лицом таможенного органа 28.04.2017.
Постановлениями Астраханской таможни от 15.06.2017 N 10311000-359/2017, N 10311000-360/2017, N 10311000-361/2017, N 10311000-362/2017, N 10311000-363/2017 N 10311000-364/2017, N 10311000-365/2017, N 10311000-366/2017, N 10311000-367/2017 N 10311000-368/2017, N 10311000-369/2017, N 10311000-370/2017, N 10311000-371/2017 N 10311000-372/2017, N 10311000-373/2017, N 10311000-374/2017, N 10311000-375/2017 N 10311000-376/2017, N 10311000-377/2017, N 10311000-378/2017 общество признано виновным в совершении вмененных ему в вину правонарушениях с наложением административного штрафа 11 000 рублей по каждому из постановлений. Не согласившись с вынесенными постановлениями, общество оспорило их в вышестоящий таможенный орган.
По результатам рассмотрения жалобы, 24.08.2017 Южное таможенное управление приняло решения N 10313000/129ю/176А, N10313000/129ю/177А, N10313000/129ю/178А, N10313000/129ю/179А, N10313000/129ю/180А, N10313000/129ю/181А, N10313000/129ю/182А, N10313000/129ю/183А, N10313000/129ю/184А, N10313000/129ю/185Б, N10313000/129ю/186Б, N10313000/129ю/187Б, N10313000/129ю/188Б, N10313000/129ю/189Б, N10313000/129ю/190Б, N10313000/129ю/191Б, N10313000/129ю/192Б, N 10313000/129ю/193Б, N 10313000/129ю/194Б, N 10313000/129ю/195Б, которыми изменила постановления Астраханской таможни в части определения даты регистрации обязательства о подаче таможенному органу декларации на товар -06.02.2017 и регистрационные номера всех обязательств о подаче таможенному органу декларации на товар /060217/ по каждому из постановлений. В остальной части постановления оставлены без изменения.
Полагая вынесенные акты таможенных органов незаконными, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Выпуск товаров до подачи декларации на товары регулируется статьей 197 Таможенного кодекса Таможенного союза и ст. 221 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ), содержащей отсылочную норму к ТК ТС. Помимо этого, ФТС России утверждены Рекомендации для участников внешнеэкономической деятельности по применению выпуска товаров до подачи декларации на товары (далее - Рекомендации).
Согласно п.п. 2 пункта 1 статьи 197 ТК ТС одним из обязательных условий выпуска товаров до подачи таможенной декларации является представление декларантом в таможенный орган обязательства в письменной форме о подаче им таможенной декларации и представлении необходимых документов и сведений не позднее 10-го числа месяца, следующего за месяцем выпуска товаров, содержащего сведения о целях использования товаров и таможенной процедуре, под которую помещаются товары (далее - обязательство). Пункт 7 Рекомендаций также предусматривает, что декларация на товары подается в таможенный орган, осуществивший выпуск товаров по обязательству, в срок не позднее 10-го числа месяца, следующего за месяцем выпуска товаров.
При этом по общему правилу одновременно с декларацией на товары в таможенный орган должны быть представлены документы, на основании которых она заполнена, если иное не установлено таможенным законодательством (ст. 183 ТК ТС, ст. 208 Закона N 311-ФЗ). Исключения из данного общего правила регулируются п. 3 ст. 183 ТК ТС и ч. 8 ст. 208 Закона N 311-ФЗ. В частности, в соответствии с п. 3 ст. 183 ТК ТС, если отдельные документы, на основании которых заполнена таможенная декларация, не могут быть представлены при подаче таможенной декларации, по мотивированному обращению декларанта таможенный орган разрешает представление таких документов до выпуска товаров, а в случаях, предусмотренных законодательством государств - членов Таможенного союза, - после выпуска товаров. Часть 8 ст. 208 Закона N 311-ФЗ устанавливает, что, если отдельные документы, на основании которых заполнена декларация на товары, не могут быть представлены одновременно с декларацией на товары, по мотивированному обращению декларанта в письменной форме таможенные органы в письменной форме разрешают представление таких документов после выпуска товаров в срок, необходимый для их получения, но не позднее 45 дней после дня регистрации декларации на товары. При этом декларант представляет письменное обязательство о представлении документов в установленный срок. Порядок представления лицензий, сертификатов, разрешений и (или) иных документов, подтверждающих соблюдение установленных запретов и ограничений и необходимых для выпуска товаров, установлен ст. 219 указанного Федерального закона.
По смыслу статьи 214 Закона N 311 - ФЗ предоставление декларантом в таможенный орган как временной, так и полной таможенных деклараций является единой таможенной процедурой. Такой правовой подход сформирован в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.07.2008 N 4574/08 и определении Конституционного Суда Российской Федерации от 07.11.2008 N 631-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Арбитражного суда Омской области о проверке конституционности подпункта 1 пункта 1 статьи 357.7 и пункта 1 статьи 357.10 Таможенного кодекса Российской Федерации".
Моментом полного таможенного оформления товара является дата представления в таможенный орган полной таможенной декларации.
Плательщиками таможенных пошлин, налогов являются декларант или иные лица, на которых в соответствии с Кодексом, международными договорами государств - членов Таможенного союза и (или) законодательством государств - членов Таможенного союза возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов (статья 79 Кодекса).
В силу подпункта 34 пункта 1 статьи 4 и пункта 1 статьи 12 Кодекса таможенным представителем является юридическое лицо, признаваемое таковым после включения в реестр таможенных представителей, и совершающее в рамках таможенного законодательства таможенные операции от имени и по поручению декларанта или иных заинтересованных лиц на договорной основе.
Таможенные операции представляют собой действия, совершаемые лицами и таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства таможенного союза. К их числу относятся декларирование товара и уплата таможенных платежей (статья 4 Кодекса).
Правовое регулирование, при котором на таможенного представителя возложена обязанность за результат проведения таможенных операций, обусловлено специальным статусом данного лица как осуществляющего таможенные операции на профессиональной основе. Кроме того, деятельность, осуществляемая таможенным представителем, является предпринимательской, направлена на систематическое получение прибыли и по своей природе носит рисковый характер.
В Законе N 311 -ФЗ содержатся ссылки на применение при таможенных операциях гражданского законодательства Российской Федерации, а также предусмотрено прямое регулирование таможенных отношений имущественного характера с использованием механизмов гражданского права. Так, пунктом 6 статьи 60 Закона N 311-ФЗ предусмотрено, что при декларировании товаров и (или) их выпуске таможенный представитель несет солидарную с декларантом или иными представляемыми им лицами обязанность по уплате таможенных платежей вне зависимости от условий договора таможенного представителя с декларантом и иными представляемыми им лицами.
Указанное согласуется с правовой позицией, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 08.02.2011 N 191-О-О "По запросу Арбитражного суда Нижегородской области о проверке конституционности пункта 2 статьи 144, пункта 2 статьи 149, пункта 1 статьи 320, пункта 4.1 статьи 348 и пункта 2 статьи 361 Таможенного кодекса Российской Федерации".
С учетом изложенного, апелляционной коллегией не принимается довод ООО "Энерго-Транс" о том, что оно заблаговременно приняло все зависящие от него меры для уплаты таможенных платежей и подачи таможенных деклараций в установленные законом сроки, но таможенные декларации были поданы с нарушением сроков, а таможенные платежи не уплачены или несвоевременно уплачены исключительно вследствие бездействия принципалов.
Ссылаясь на наличие заключенных договоров с ООО "Мирторг" и ООО "Первый Фруктовый Холдинг", в силу которых обязанность по оплате таможенных платежей лежит на принципалах, общество не обосновало нарушение им сроков подачи деклараций по заявленным обязательствам.
На основании изложенного, судом первой инстанции правомерно и обоснованно отказано в удовлетворении заявленных требований.
Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являлись предметом исследования арбитражного суда первой инстанции, который дал им надлежащую правовую оценку. Арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для переоценки выводов арбитражного суда первой инстанции.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого решения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 08.11.2017 по делу N А53-28099/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
В соответствии с ч. 5.1 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции в течение двух месяцев.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
М.В. Ильина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-28099/2017
Истец: ООО "ЭНЕРГО-ТРАНС"
Ответчик: АСТРАХАНСКАЯ ТАМОЖНЯ, Южное Таможенное Управление