г. Москва |
|
15 января 2018 г. |
Дело N А40-22728/17 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи В.Р. Валиева
рассмотрев апелляционную жалобу ОАО "РЖД" на Решение Арбитражного суда г. Москвы от 07.09.2017, принятое судьей Павлюка Ю.Б.в порядке упрощенного производства по делу N А40-22728/17, по исковому заявлению АО "ВолгаУралТранс"
к ОАО "РЖД"
о взыскании
УСТАНОВИЛ:
АО "ВолгаУралТранс" обратилось в Арбитражный суд города Москвы к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги с иском о взыскании пени в размере 468 115 руб. 44 коп. за нарушение срока доставки груза.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 07.09.2017 по делу N А40-22728/17, взыскано с открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в пользу акционерного общества "ВолгаУралТранс" пени за просрочку доставки груза в сумме 351 086 руб. 58 коп., расходы по оплате государственной пошлины в размере 10 022 руб. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
С решением не согласился ответчик, подал апелляционную жалобу в которой просит, решение в части взыскания пени за просрочку доставки груза в сумме 351 086 руб. 58 коп., расходы по оплате государственной пошлины в размере 10 022 руб. отменить, в этой части отказать.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу: www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии положениями части 6 статьи 121 АПК РФ.
Повторно рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 АПК РФ, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив представленные доказательства, Девятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы от 07.09.2017 на основании следующего.
Как следует из материалов дела, вагоны с грузом истца, указанные в имеющихся в материалах дела железнодорожных накладных, доставлены с нарушением сроков, предусмотренных Правилами исчисления сроков доставки грузов, утвержденных приказом МПС России от 18.06.2003 N 27.
Данное обстоятельство подтверждается соответствующими отметками, учиненными железной дорогой в железнодорожных транспортных накладных N N ЭЛ255650, ЭМ506895, ЭМ746709, ЭМ746720, ЭМ59375, ЭМ485036, ЭМ485716, ЭМ889672, ЭМ081436, ЭН486494, ЭН148434, ЭН197069, ЭМ732878, ЭР759562, ЭС025153, ЭР814209, ЭС235230, ЭТ700852, ЭС308756, ЭР687224, ЭС475282, ЭС516922, ЭС861900, ЭТ431528, ЭС556169, ЭС555502, ЭТ024707, ЭТ023726, ЭР027345, ЭС769808, ЭТ033953, ЭТ018174, ЭТ435303, ЭС498898, ЭС498891, ЭС978877, ЭС885383, ЭС667519, ЭС880332, ЭС665319, ЭС683636, ЭС834681, ЭС806760, ЭС925160, ЭС811341, ЭТ209700, ЭТ209453, ЭТ209652, ЭТ664817, ЭТ831906, ЭТ892486, ЭТ892492, ЭТ892544, ЭП432726, ЭП839939, ЭП839795, ЭП777083, ЭР030839, ЭР492766, ЭР304261.
Из транспортных железнодорожных накладных усматривается, что груз прибыл с просрочками.
Проверив расчет Истца, суд признал расчет правильным.
Принимая во внимание ходатайство ответчика об уменьшении суммы пени, суд приходит к выводу, что заявленная истцом неустойка, является несоразмерно высокой, в связи с чем ее размер не соответствует последствиям нарушения ответчиком обязательств.
При таких обстоятельствах суд признает требования истца обоснованными в части и взысканию с ответчика подлежит сумма пени за просрочку доставки груза в размере 351 086 руб. 58 коп.
Правильно установив данные фактические обстоятельства, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования.
Судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что в соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона; односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
Доводы заявителя апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом.
Вагоны, следовавшие по железнодорожным накладным N ЭН148434 и ЭН197069, согласно представленных в них данных, прибыли на станцию назначения, с учетом требований п.2.6. "Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом", утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 07.08.2015 г. N 245 (далее - Правила N 245), 07.03.2016 г. в 23:33 час. по Московскому времени.
Однако, уведомление Грузополучателя (АО "ВолгаУралТранс") Перевозчиком (ОАО "РЖД") было осуществлено лишь 08.03.2016 г. в 07:03 час. и в 07:06 час. по Московскому времени. Именно дата и время уведомления грузополучателя о прибытии груза (по Московскому времени) являются окончанием исчисления срока доставки груза.
Мнение Ответчика о применении в расчетах иных сроков противоречат требованиям применяемых им же нормативных актов и законов, регулирующих процедуру грузовых перевозок.
Вагоны, следовавшие по данным железнодорожным накладным, согласно представленных в них данных, прибыли на станцию назначения, с учетом требований п.2.6. "Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом", утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от07.08.2015 г. N 245 (далее - Правила), - 07.07.2016 г. и 08.07.2016 г. по Московскому времени.
Однако, уведомление Грузополучателя (АО "ВолгаУралТранс") Перевозчиком (ОАО "РЖД") было осуществлено лишь 08.03.2016 г. и 09.07.2016 г. по Московскому времени. Именно дата и время уведомления грузополучателя о прибытии груза (по Московскому времени) являются окончанием исчисления срока доставки груза.
Согласно Правил N 245, Сроки доставки Перевозчиком грузов, а также порожних вагонов, принадлежащих грузоотправителю, грузополучателю, или арендованных ими, исчисляются на железнодорожной станции отправления исходя из расстояния, по которому рассчитывается провозная плата, и норм суточного пробега вагона в километрах на весь путь следования, и может быть увеличен по основаниям, изложенным в п.5 и 6 данных правил.
Принимая вагоны к перевозке Перевозчик учитывает все обстоятельства, необходимые к учету для установления конечного срока их доставки, в том числе: маршрут, тип груза, скорость, станции следования, наличие договоров на увеличение сроков доставки и т.д., и с учетом наличия тех или иных обстоятельств рассчитывает срок доставки, который фиксируется в железнодорожной накладной.
При перевозке вагонов по данным накладным Перевозчиком было указано, что срок доставки по ним истекает 08.06.2016 г. Оформление груза к перевозке -01.06.2016 г.
Однако, вагоны были доставлены 09.06.2016 г., о чем свидетельствуют соответствующие отметки в накладных.
С учетом нормы пробега и расстояния - 4 суток, времени на отправление - 2 суток, перевозки опасного груза - +1 сутки, следование через Московский узел - +1 сутки, срок доставки должен был составить 8 суток, а значит Перевозчиком исходя из представленного расчета срок истечения доставки вагонов должен был быть установлен 09.06.2016 г.
Следовательно, Перевозчиком не достаточно (не полно) были изучены (учтены) обстоятельства, влияющие на исчисление Перевозчиком срока доставки вагонов, что привело к образованию задержек доставки и послужило причиной начисления штрафа, согласно норм Устава ЖДТ.
Из чего следует, что требования, предъявляемые Истцом по данным накладным, являются законными и обоснованными и подлежат взысканию.
Утверждение Ответчика об обратном противоречит нормам Правил N 245, УЖТ и Гражданского кодекса РФ.
В качестве причины задержки доставки груза Перевозчиком указаны технические неисправности, в рамках Таблицы "Распределения основных неисправностей грузовых вагонов по причинам их возникновения", утвержденных Советом по железнодорожному транспорту Государств - участников СНГ, Латвии, Литвы, Эстонии от 2006 г., отнесенные к технологическим неисправностям, связанным с качеством ремонтов вагонов и качеством подготовки вагона к перевозкам на ПТО.
Согласно "Правил перевозки грузов железнодорожным транспортом..", Перевозчик обязан подавать к погрузке и перевозке транспортные средства в исправном состоянии, пригодном для перевозки соответствующего груза. В частности, подаваемые под погрузку вагоны и контейнеры должны соответствовать требованиям технической и коммерческой пригодности.
Принимаемые Перевозчиком к перевозке вагоны должны быть не только осмотрены, но и запрошены по ним сведения о видах и сроках ремонта, ТО, проводимых собственником. Согласно п. 13, п. 14 Правил приема грузов, порожних грузовых вагонов к перевозке железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Минтранса России от 07.12.2016 г. N 374, в соответствии со ст.20 УЖТ РФ техническую пригодность подаваемых под погрузку вагонов определяет перевозчик. Перевозчик обязан подавать под погрузку исправные, очищенные, годные для перевозки конкретных грузов вагоны.
При обнаружении технической неисправности и непригодности для перевозки конкретного груза подаваемых под погрузку и не принадлежащих перевозчику вагонов, перевозчик составляет акт. Владелец указанных вагонов уведомляется об их технической неисправности и непригодности в установленном порядке.
Согласно ст.33 УЖТ РФ Перевозчики обязаны доставить грузы по назначению и в установленные сроки. Сроки доставки груза и правила исчисления таких сроков утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области экономики. Иной срок доставки грузов может быть установлен по соглашению сторон участников перевозки.
Дату приема грузов для перевозки и расчетную дату истечения срока доставки груза, определенную исходя из правил перевозок грузов железнодорожным транспортом или на основании соглашения сторон, указывает перевозчик в транспортной железнодорожной накладной.
Грузы считаются доставленными в срок, если до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной срока доставки перевозчик обеспечил подачу вагонов для выгрузки грузополучателем.
За несоблюдение сроков доставки грузов перевозчик уплачивает пени в соответствии со ст.97 УЖТ РФ.
Согласно ст.791 ГК РФ Перевозчик обязан подать отправителю под погрузку в срок исправные транспортные средства в состоянии, пригодном для перевозки соответствующего груза.
Кроме того, в указанной накладной отсутствуют какие-либо сведения о причине задержки вагонов и о составлении в их отношении Актов общей формы, что ставит под сомнение своевременность и правомерность их составления.
Расчет срока доставки грузов истцом производится в соответствии со статьей 33 УЖТ РФ и Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом.
Руководствуясь ст. 97, 120 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, истец предъявил в адрес Ответчика претензии о выплате пени за просрочку доставки груза.
Таким образом, апелляционный суд считает, что суд первой инстанции правильно определил правоотношения сторон, предмет доказывания по спору, с достаточной полнотой выяснил, исследовал и оценил в совокупности все значимые обстоятельства по делу, правильно применив нормы материального права, регулирующие спорные отношения.
С учетом того, что иных доводов, подлежащих оценке, апелляционная жалоба не содержит, решение отмене не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 266-268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 07.09.2017 по делу N А40-22728/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Взыскать с ОАО "РЖД" 3 000 рублей госпошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в доход федерального бюджета.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа, только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
В.Р. Валиев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-22728/2017
Истец: АО ВОЛГАУРАЛТРАНС
Ответчик: ОАО "РЖД"