Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 20 апреля 2018 г. N Ф09-1385/18 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Пермь |
|
16 января 2018 г. |
Дело N А50-23777/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 января 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 января 2018 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Трефиловой Е.М.,
судей Муравьевой Е.Ю., Щеклеиной Л.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сергеевой С.А.,
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя: Шадрин О.В., паспорт, доверенность от 09.01.2018;
от заинтересованного лица: Абрамова Е.Ю., паспорт, доверенность от 09.01.2018,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещенные надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционные жалобы заявителя, общества с ограниченной ответственностью "Управляющая организация "ЖилКомСтандарт" и заинтересованного лица, Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края,
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 17 октября 2017 года по делу N А50-23777/2017,
вынесенное судьей Завадской Е.В.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая организация "ЖилКомСтандарт" (ОГРН 1135903004533, ИНН 5903108580)
к Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края (ОГРН 1035900084054, ИНН 5902292939)
о признании недействительным предписания,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая организация "ЖилКомСтандарт" (далее - заявитель, ООО "УО "ЖилКомСтандарт") обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании недействительным предписания Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края (далее - заинтересованное лицо, Инспекция) от 14.06.2017 N 1038Л.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 17 октября 2017 года признан недействительным пункт 1 предписания Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края от 14.06.2017 N 1038Л, как не соответствующий жилищному законодательству Российской Федерации; на заинтересованное лицо судом возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, ООО "УО "ЖилКомСтандарт" обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции в части отказа от признания недействительным пункта 2 предписания от 14.06.2017 N 1038Л и принять по делу новый судебный акт, которым признать незаконным и отменить полностью предписание Инспекции от 14.06.2017 N 1038Л.
В обоснование апелляционной жалобы общество приводит доводы о правомерности применения при расчете размера платы за электрическую энергию, потребляемую при содержании общего имущества в многоквартирном доме за январь, февраль 2017 года, площади помещения, находящегося под первым этажом многоквартирного дома, поскольку в указанном помещении расположены инженерные коммуникации и оно принадлежит отдельным собственникам, то есть является общедомовым имуществом.
Участвовавший в судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя выразил несогласие с решением суда первой инстанции в обжалуемой части, доводы, изложенные в апелляционной жалобе общества, поддержал.
Инспекция, не согласившись с вынесенным судом решением, также обратилась в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции в части признания недействительным пункта 1 предписания от 14.06.2017 N 1038Л.
В обоснование апелляционной жалобы заинтересованное лицо ссылается на неправомерность применения при расчете размера платы за холодную и горячую воду при содержании общего имущества в многоквартирном доме за январь, февраль 2017 года уборочной площади мест общего пользования.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заинтересованного лица ссылался на незаконность и необоснованность судебного акта суда первой инстанции в обжалуемой части, доводы апелляционной жалобы инспекции поддержал.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, в целях рассмотрения поступившего в Инспекцию обращения от 05.04.2017 N СЭД-45-15-10-3812ш заместителем начальника Инспекции Батеневой Ю.Б. вынесено распоряжение от 28.04.2017 N 1038Л о проведении в отношении ООО "УО "ЖилКомСтандарт" внеплановой документарной проверки. Срок проведения проверки установлен с 17.05.2017 по 14.06.2017 (20 рабочих дней).
Задачами проверки являлась проверка соблюдения лицензионных требований, определенных пп. "б" п. 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 в части определения размера платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемую при содержании общего имущества в многоквартирном доме N 13 по ул. Куфонина г. Перми за январь, февраль 2017 года.
В ходе проверки Инспекцией выявлены нарушения части 10 статьи 12 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", пункта 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N491, а именно:
- расчет размера расходов на оплату холодной воды, горячей воды, при содержании общего имущества в многоквартирном доме за январь, февраль 2017 года ООО "УК "ЖилКомСтандарт" произведён с нарушением требований действующего законодательства;
- расчет размера расходов на оплату электрической энергии, при содержании общего имущества в многоквартирном доме за январь, февраль 2017 года ООО "УК "ЖилКомСтандарт" произведён с нарушением требований действующего законодательства.
По результатам проверки составлен акт от 14.06.2017 N 1038Л и вынесено предписание от 14.06.2017 N 1038Л, в соответствии с которым обществу предписано в срок до 28.07.2017 устранить выявленные нарушения, а именно произвести изменение размера платы за холодную и горячую воду, а также за электрическую энергию, потребляемую при содержании общего имущества в многоквартирном доме за январь, февраль 2017 года в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Полагая, что предписание Инспекции является незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с требованием о признании предписания недействительным.
Признавая оспариваемое предписание недействительным в части пункта 1, суд первой инстанции исходил из правомерности применения управляющей организацией в расчете объема холодной и горячей воды, поставленной на общедомовые нужды жилого дома, такого показателя как "уборочная площадь лестничных клеток". Отказывая в удовлетворении остальной части заявленных требований, суд пришел к выводу о том, что включение площади подвального помещения в общую площадь общего имущества многоквартирного дома, учитываемого в целях определения размера платы за коммунальные услуги по электроснабжению на общедомовые нужды, является незаконным.
Суд апелляционной инстанции, повторно исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционных жалобах, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198, статьей 200, статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного акта закону или иному нормативному правовому акту в силу ч. 5 ст. 200 АПК РФ возложено на орган или лицо, принявший данный акт.
Исходя из совокупности норм ч. 2 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, Положения об Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 01.09.2014 N 913-п, суд первой инстанции правомерно указал, что оспариваемое предписание выдано уполномоченным государственным органом и в пределах его компетенции.
Из материалов дела следует, что основанием для возложения на заявителя обязанности по совершению мероприятий, указанных в пункте 1 предписания от 14.06.2017 N 1038Л, послужили выводы инспекции о допущенном обществом нарушении требований части 10 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", пункта 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, выразившемся в том, что расчет размера расходов на оплату холодной воды, горячей воды, при содержании общего имущества в многоквартирном доме N 13 по ул. Куфонина г. Перми за январь, февраль 2017 года произведен исходя из площади общего имущества равной 709,8 кв.м, в которую, в том числе включена уборочная площадь лестничных клеток.
Арбитражный суд первой инстанции, признавая предписание инспекции недействительным в указанной части, исходил из того, что уборочная площадь лестничных клеток должна включать в себя площадь лестничных пролетов, которые относятся к общему имуществу и для содержания которых требуется потребление ресурсов, в связи с чем пришел к выводу, что управляющей организацией правомерно применен в расчете объема холодной воды, горячей воды, поставленной на общедомовые нужды жилого дома, такой показатель как "уборочная площадь лестничных клеток".
Суд апелляционной инстанции находит указанный вывод арбитражного суда первой инстанции ошибочным в силу следующего.
В силу ч. 1 ст. 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч. 3 ст. 39 ЖК РФ).
Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила N 491), которые регулируют отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме (далее - общее имущество).
Согласно подпункта "а" п. 2 Правил N 491 в состав общего имущества включаются помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, мусороприемные камеры, мусоропроводы, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование).
В соответствии с ч. 2 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
В силу части 9.2 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 267-ФЗ) размер расходов граждан в составе платы за содержание жилого помещения на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
Частью 10 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" определено, что при первоначальном включении в плату за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленных субъектом РФ по состоянию на 1 ноября 2016 года. Для первоначального включения указанных расходов, в плату за содержание жилого помещения не требуется решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно п. 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российский Федерации от 13.08.2006 N 491 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме"), расходы за содержание жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая в том числе оплату расходов на содержание внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг), обоснованные расходы на истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, на снятие показаний приборов учета, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги, выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
Согласно п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" в период с 1 января 2017 г. до 1 июля 2017 г. при определении размера платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, применяются установленные субъектом Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2016 г. нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды.
Норматив потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению на общедомовые нужды в спорный период был утвержден приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края от 04.03.2016 N СЭД-35-01 -12-48 (утратил силу с 1 июня 2017 г).
Как следует из названного приказа, общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, определяется как суммарная площадь следующих помещений, не являющихся частями квартир многоквартирного дома и предназначенных для обслуживания более одного помещения в многоквартирном доме (согласно сведениям, указанным в паспорте многоквартирного дома): межквартирных лестничных площадок, лестниц, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны (консьержа) в этом многоквартирном доме, не принадлежащих отдельным собственникам.
Нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, применяемые до утверждения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - уполномоченные органы) нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, установлены уполномоченными органами в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 N 306 (далее - Правила N 306).
При расчете по формуле 26 приложения N 1 к Правилам N 306 нормативов потребления коммунальной услуги по холодному и горячему водоснабжению на общедомовые нужды учитывается общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, определяемая как суммарная площадь следующих помещений, не являющихся частями квартир многоквартирного дома и предназначенных для обслуживания более одного помещения в многоквартирном доме (согласно сведениям, указанным в паспорте многоквартирного дома): площади межквартирных лестничных площадок, лестниц, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны (консьержа) в этом многоквартирном доме, не принадлежащих отдельным собственникам.
В соответствии с п. 24 Правил N 491, сведения о составе и содержании общего имущества отражаются в технической документации на многоквартирный дом.
Согласно статье 19 ЖК РФ государственный учет жилищного фонда должен предусматривать проведение технического учета жилищного фонда, в том числе его техническую инвентаризацию и техническую паспортизацию с оформлением технических паспортов.
Процедура проведения технической инвентаризации объектов жилищного фонда установлена Инструкцией о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденной приказом Минземстроя России от 04.08.1998 N 37 (далее - Инструкция N 37).
Сведения об общей площади помещений многоквартирного дома, входящих в состав общего имущества этого дома, отражаются в техническом паспорте, составленном специализированной государственной (муниципальной) организацией технической инвентаризации в порядке, установленном Инструкцией N 37.
Согласно п. 3.33 Инструкции N 37 подсчет площадей помещений производится в экспликации. При подсчетах следует пользоваться величинами, взятыми непосредственно при измерениях.
В соответствии с экспликацией к поэтажному плану здания (строения) общая площадь общих коридоров, мест общего пользования и лестниц (лестничных клеток), составляет 627,4 кв.м. (159,2 + 9,4 + 458,8).
Следовательно, при расчете размера платы за холодную воду, горячую воду, потребляемую при содержании общего имущества в многоквартирном доме в спорный период, подлежал применению показатель общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, равный 627,4 кв.м.
При этом, судом апелляционной инстанции отмечается, что ни Правила N 491, ни Правила N 354 не содержат указания на возможность применения при расчете размера платы за холодную воду, горячую воду, потребляемых при содержании общего имущества, в качестве расчетной величины "уборочной площади" мест общего пользования.
Судом апелляционной инстанции также отмечается, что согласно подразделу 9.2 Инструкции 37 уборочная площадь лестниц - это сумма площадей подступенек (конструктивный элемент лестницы, расположенный под ступенью).
Вместе с тем, в рассматриваемом случае, технический паспорт на жилой дом по ул. Куфонина, 13 города Перми не содержит величины площади подступенек, взятой непосредственное при их измерениях.
Таким образом, выводы суда первой инстанции о правомерности применения управляющей организацией при расчете размера платы такого показателя как "уборочная площадь лестничных клеток" суд апелляционной инстанции находит ошибочными как основанные на неверном применении норм материального права и несоответствующие обстоятельствам дела.
Учитывая, что расчет размера платы собственникам помещений за холодную и горячую воду, потребляемую при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в январе и феврале 2017 года, неправомерно производился обществом, исходя из площади общего имущества равной 709,8 кв.м., включающую уборочную площадь лестниц 550,6 кв.м., инспекция обоснованно предписала обществу произвести изменение размера платы за холодную и горячую воду в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Следовательно, оспариваемое предписание инспекции в части пункта 1 соответствует действующему законодательству и, являясь законным, не нарушает права и законные интересы заявителя. Оснований для признания предписания недействительным в указанной части суд апелляционной инстанции не усматривает.
Кроме того, административным органом было установлено, что общество при расчете размера расходов на оплату электроэнергии на содержание общего имущества в многоквартирном доме за январь 2017 года применило показатель площади 1381,78 м. кв, за февраль 2017 года - 1272,32 кв.м.
Увеличение площади мест общего пользования для расчета платы за электроэнергию на общедомовые нужды произведено в связи с включением в эту площадь площади подвала многоквартирного дома.
Между тем, доказательств наличия указанных дополнительных площадей общего имущества и их электрификации, а также сведений о порядке и способе определения обществом размеров этих площадей заявителем в материалы дела не представлено.
Как обоснованно указал суд первой инстанции, из представленного в материалы дела технического паспорта многоквартирного дома не усматривается наличие подвала, сведения о его площади отсутствуют.
Учитывая наличие в материалах дела единственного допустимого доказательства, подтверждающего размеры площадей общего имущества в многоквартирном доме - 627,4 кв.м (технический паспорт жилого здания), оснований для увеличения площади мест общего пользования для расчета размера платы за электроэнергию при содержании общего имущества в многоквартирном доме за январь, февраль 2017 года у заявителя не имелось.
Доводы заявителя об обратном отклоняются судом апелляционной инстанции как не соответствующие действующему законодательству и фактическим обстоятельствам дела.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о соответствии пункта 2 оспариваемого предписания закону.
При таких обстоятельствах, в удовлетворении требования заявителя о признании предписания инспекции от 14.06.2017 N 1038Л недействительным должно быть отказано.
С учетом изложенного, апелляционная жалоба Инспекции подлежит удовлетворению, решение суда первой инстанции в соответствующей части изменению на основании ч. 1 ст. 270 АПК РФ. В удовлетворении апелляционной жалобы ООО "Управляющая организация "ЖилКомСтандарт" следует отказать.
Поскольку апелляционная жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, расходы по уплате государственной пошлины по его жалобе относятся на ее подателя (ст. 110 АПК РФ). Излишне уплаченная при подаче апелляционной жалобы государственная пошлина подлежит возврату из федерального бюджета на основании статьи 104 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 104, 176, 258, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 17 октября 2017 года по делу N А50-23777/2017 изменить, изложив резолютивную часть решения в следующей редакции:
"В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "Управляющая организация "ЖилКомСтандарт" отказать".
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая организация "ЖилКомСтандарт" (ОГРН 1135903004533, ИНН 5903108580) из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 (Одна тысяча пятьсот) рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 01.11.2017 N 1133.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Е.М. Трефилова |
Судьи |
Е.Ю. Муравьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-23777/2017
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 20 апреля 2018 г. N Ф09-1385/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ "ЖИЛКОМСТАНДАРТ"
Ответчик: ИНСПЕКЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЖИЛИЩНОГО НАДЗОРА ПЕРМСКОГО КРАЯ