Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 22 мая 2018 г. N Ф05-4323/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
16 января 2018 г. |
Дело N А41-45763/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 января 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 января 2018 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Катькиной Н.Н.,
судей Гараевой Н.Я., Мизяк В.П.,
при ведении протокола судебного заседания: Магомадовой К.С.,
при участии в заседании:
от акционерного общества "Одинцовская теплосеть": Новикова И.И. по доверенности N 38/18 от 09.01.18,
от товарищества собственников недвижимости "САДОВАЯ 28А28": Басова И.В. по доверенности от 22.12.17,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Одинцовская теплосеть" на решение Арбитражного суда Московской области от 02 октября 2017 года по делу N А41-45763/16, принятое судьей Сергеевой А.С., по иску акционерного общества "Одинцовская теплосеть" к товариществу собственников недвижимости "САДОВАЯ 28А28" о взыскании задолженности по договору теплоснабжения,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество (АО) "Одинцовская теплосеть" обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к товариществу собственников недвижимости (ТСН) "САДОВОЕ" о взыскании 2 881 163 рублей задолженности по договору теплоснабжения N 88 от 15.09.15 за период с 01.03.16 по 31.05.16, 37 406 рублей расходов по уплате госпошлины (т. 1, л.д. 2-3).
Иск заявлен на основании статей 309, 541, 544, 548 Гражданского кодекса Российской Федерации.
До вынесения судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу спора, истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил заявленные требования, просил взыскать с ТСН "САДОВОЕ" 2 781 163 рубля задолженности по договору теплоснабжения N 88 от 15.09.15 за период с 01.03.16 по 31.05.16, 37 406 рублей расходов по госпошлине (т. 1, л.д. 79-81).
Решением Арбитражного суда Московской области от 21 ноября 2016 года, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 14 февраля 2017 года, с ТСН "САДОВОЕ" в пользу АО "Одинцовская теплосеть" было взыскано 2 781 163 рубля задолженности, а также 37 406 рублей расходов по уплате государственной пошлины (т. 2, л.д. 45-46, 104-106).
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 16 мая 2017 года решение Арбитражного суда Московской области от 21 ноября 2016 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 14 февраля 2017 года были отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции со ссылкой на необходимость исследования вопроса о подлежащей применению методике определения объемов потребления теплоснабжения (т. 2, л.д. 136-140).
На основании решения Общего собрания членов ТСН "САДОВОЕ", оформленного протоколом N 3/2017 от 09.04.17, товарищество было переименовано в ТСН "САДОВАЯ 28А28" (т. 3, л.д. 4-5).
При новом рассмотрении дела решением Арбитражного суда Московской области от 02 октября 2017 года в удовлетворении иска было отказано (т. 3, л.д. 24-26).
Не согласившись с вынесенным судебным актом, АО "Одинцовская теплосеть" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права при его вынесении (т. 3. л.д. 29-32).
В судебном заседании апелляционного суда представитель АО "Одинцовская теплосеть" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить.
Представитель ТСН "САДОВАЯ 28А28" возражал против доводов заявителя апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность решения суда проверены апелляционным судом в соответствии со статьями 266-268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела и доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей сторон, апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 15.09.15 между АО "Одинцовская теплосеть" (Теплоснабжающая организация) и ТСН "САДОВОЕ" (Исполнитель) был заключен договор теплоснабжения N 88, по условиям которого Теплоснабжающая организация обязалась подавать тепловую энергию, необходимую для нужд отопления, вентиляции и горячего водоснабжения (тепловая энергия) на объекты теплоснабжения Исполнителя для предоставления им коммунальных услуг потребителям, а Исполнитель обязался оплачивать принятую тепловую энергию в соответствии с условиями настоящего договора (т. 1, л.д. 21-31).
В соответствии с пунктом 5.1. договора объем тепловой энергии, отпущенной Теплоснабжающей организации за расчетный период (расчетный месяц) на объекты Исполнителя, определяется в соответствии с Приложением N 5 настоящего договора.
Расчеты по настоящему договору осуществляются Исполнителем ежемесячно на основании первичных расчетных документов не позднее 15 числа следующего за расчетным месяцем (п. 5.2. договора).
Обращаясь в арбитражный суд с настоящим иском, АО "Одинцовская теплосеть" указало, что ТСН "САДОВАЯ 28А28" в период с 01.03.16 по 31.05.16 потребило тепловой энергии на общую сумму 4 181 339 рублей 12 копеек, из которых оплачено было только 1 400 176 рублей 12 копеек (т. 1, л.д. 47-49).
Принимая обжалуемое решение, суд первой инстанции указал, что истцом был неправильно определен объем поставленного в спорный период коммунального ресурса.
Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции законными и обоснованными, доводы апелляционной жалобы подлежащими отклонению.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Пунктом 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что правила, предусмотренные статьями 539 - 547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением водой и тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (п. 1 ст. 544 ГК РФ).
Как указывалось выше, 15.09.15 между АО "Одинцовская теплосеть" (Теплоснабжающая организация) и ТСН "САДОВОЕ" (Исполнитель) был заключен договор теплоснабжения N 88, в рамках которого Теплоснабжающая организация в марте-мае 2016 года поставляло Исполнителю тепловую энергию.
По утверждению истца, стоимость потребленной в указанный период тепловой энергии составила 4 181 339 рублей 12 копеек, при этом объем теплопотребления был определен истцом расчетным путем.
Для расчета объема теплопотребления в спорном периоде АО "Одинцовская теплосеть" применило Правила коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утверждённые постановлением Правительства Российской Федерации N 1034 от 18.11.13 "О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя" (Правила N 1034), которые применяются для определения объемов потребления тепловой энергии для отопления нежилых помещений в отсутствие общедомового прибора учета.
Между тем, как правильно указал суд первой инстанции, такой способ определения количества потребленной ответчиком тепловой энергии не соответствует нормам права, регулирующим жилищные правоотношения, в том числе не соответствуют порядку определения объемов поставляемого коммунального ресурса собственникам и пользователям помещений в многоквартирных и жилых домах.
Так, пунктом 1 статьи 4 Федерального закона N 189-ФЗ от 29.12.04 "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" установлен приоритет Жилищного кодекса Российской Федерации, в силу которого законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу Российской Федерации и настоящему Федеральному закону.
В силу пункта 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
В соответствии с пунктом 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Следовательно, вне зависимости от условий договора его стороны обязаны следовать императивным нормам, которые регулируют порядок расчетов за оказанные коммунальные услуги.
Согласно пункту 13 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 354 от 06.05.11 (Правила N 354), предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 настоящих Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
Обязательные требования при заключении товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом или управляющей организацией с ресурсоснабжающими организациями договоров энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности), теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, поставки газа (в том числе поставки бытового газа в баллонах) в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме или жилого дома коммунальной услуги соответствующего вида установлены Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации N 124 от 14.02.12 (Правила N 124).
В соответствии с подпунктом "г" пункта 17 Правил N 124 порядок определения объемов поставляемого коммунального ресурса является существенным условием договора ресурсоснабжения.
Согласно подпункту "в" пункта 21 Правил N 124 объем коммунального ресурса (за исключением объема сточных вод), поставляемого за расчетный период (расчетный месяц) в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, а также по истечении 2 месяцев после выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации, определяется по соответствующей формуле.
Таким образом, применение истцом при расчете объема теплопотребления в спорный период Правил N 1034 не соответствует нормам действующего законодательства.
Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в решении от 8 июня 2012 года N АКПИ12-604 в рамках Правил N 124 управляющая организация, товарищество или кооператив, не являются хозяйствующими субъектами с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов жильцов как непосредственных потребителей коммунальных услуг. Данные организации осуществляют деятельность по предоставлению коммунальных услуг на основании договора управления многоквартирным домом и оплачивают объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения, только из поступивших платежей потребителей.
Исходя из этого, товарищество собственников жилья обязано покрывать обязательства перед ресурсоснабжающими организациями за объем коммунального ресурса за счет средств, поступивших от потребителей в оплату потребленных коммунальных услуг по горячему водоснабжению, то есть рассчитанного исходя из норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Следовательно, при наличии нормативов расхода тепловой энергии на подогрев горячей воды показания приборов учета, измеряющих тепловую энергию, используемую в целях горячего водоснабжения, не учитываются ни в расчетах с потребителями, ни в расчетах с ресурсоснабжающими организациями.
В соответствии с распоряжением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области N 162-РВ от 19.12.14 "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг в отношении холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения и отопления" с 01.01.15 года применяются нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях, действующие в муниципальных образованиях Московской области. Так, в городском поселении Одинцово применяется норматив, равный - 0,049 Гкал на кубический метр.
Согласно подпунктам "г", "е" пункта 17 Правил N 124 порядок определения объемов поставляемого коммунального ресурса, порядок оплаты коммунального ресурса являются существенными условиями договора ресурсоснабжения.
При этом во взаимосвязи с требованиями Правил N 124 при заключении договора ресурсоснабжения подлежат применению также Требования при осуществлении расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации N 253 от 28 марта 2012 года (Требования N 253).
Пунктом 4 Требований N 253 установлено, что в пользу ресурсоснабжающих организаций подлежат перечислению денежные средства, поступившие исполнителю от потребителей в счет оплаты именно коммунальных услуг.
При этом пунктом 5 Требований N 253 предусмотрено, что размер платежа исполнителя коммунальной услуги, причитающегося к перечислению в пользу ресурсоснабжающей организации, поставляющей конкретный вид ресурса, определяется в зависимости от оплаты потребителем соответствующей коммунальной услуги в полном размере, указанном в платежном документе, либо при частичной оплате, что в полной мере корреспондирует с указанными выше нормами Правил N 124.
В соответствии с пунктом 5 статьи 9 Федерального закона "О теплоснабжении" тарифы на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения) устанавливаются в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.
Как указано в пункте 9 статьи 32 Федерального закона N 416-ФЗ от 7 декабря 2011 года "О водоснабжении и водоотведении" тарифы в сфере горячего водоснабжения могут быть установлены в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию в порядке, определенном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Пунктом 88 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года N 406 (Основы ценообразования), предусмотрено, что органы регулирования тарифов устанавливают двухкомпонентный тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, состоящий из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию.
Таким образом, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области регулирования цен (тарифов) принимают решения об установлении двухкомпонентных тарифов на горячую воду в соответствии с нормами действующего законодательства.
В целях регулирования порядка применения двухкомпонентных тарифов на горячую воду постановлением Правительства Российской Федерации N 129 от 14.02.15 в Правила N 354 и Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утверждённые постановлением Правительства Российской Федерации N 306 от 23.05.06 (Правила N 306) были внесены изменения.
Так, пунктом 38 Правил N 354 предусмотрено, что в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению рассчитывается исходя из суммы стоимости компонента на холодную воду, предназначенную для подогрева в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и стоимости компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
В соответствии с пунктом 42 Правил N 354 в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, определяется в соответствии с формулой 23 приложения N2 к Правилам N 354, исходя из показаний приборов учета горячей воды и норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды, а при отсутствии такого прибора учета - исходя из норматива потребления горячей воды и норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды.
Пунктом 40 Правил N 354 определено, что потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
При этом в случае установления двухкомпонентного тарифа на горячую воду приходящийся на i-e жилое или нежилое помещение объем холодной воды, использованной на общедомовые нужды при потреблении коммунальных услуг горячего водоснабжения, распределяется в отношении коммунальных услуг по горячему водоснабжению на общедомовые нужды по формуле 11.2 приложения N 2 к Правилам N 354.
Вместе с тем, Правилами N 354 не предусмотрено применение тепловой энергии в качестве коммунальной услуги, что соответствует положениям части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Следовательно, Правилами N 354 предусматривается распределение тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, в рамках норматива расхода тепловой энергии на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Положениями Правил N 306 (с учетом внесенных изменений) также предусматривается, что норматив потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению определяется путем установления норматива потребления горячей воды в жилом помещении и норматива расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения.
Согласно пункту 7 Правил N 306 при выборе единицы измерения нормативов потребления в отношении горячего водоснабжения (горячей воды) используются следующие показатели: в жилых помещениях - куб.м. холодной воды на 1 человека и Гкал на подогрев 1 куб.м. холодной воды или куб.м. горячей воды на 1 человека; на общедомовые нужды - куб.м. холодной воды и Гкал на подогрев 1 куб.м. холодной воды на 1 кв.м. общей площади помещений, входящих в состав имущества в многоквартирном доме, или куб.м. горячей воды на 1 кв.м. общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.
Данный принцип обеспечивает справедливое распределение тепловой энергии на подогрев кубометра воды между всеми потребителями в зависимости от объема потребления горячей воды.
Следовательно, независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в системе горячего водоснабжения многоквартирного дома, независимо от системы теплоснабжения (горячего водоснабжения) (открытая или закрытая), а также независимо от периода времени года (отопительный или неотопительный), количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения.
При наличии нормативов расхода тепловой энергии на подогрев горячей воды показания приборов учета, измеряющих тепловую энергию, используемую в целях горячего водоснабжения, не учитываются ни в расчетах с потребителями, ни в расчетах с ресурсоснабжающими организациями.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о неправильном определении истцом объема потребленной в спорный период тепловой энергии, ее стоимости, и, следовательно, об отсутствии доказательств наличия у ответчика задолженности в заявленном размере.
Доводов, опровергающих сделанные судом первой инстанции выводы по существу, апелляционная жалоба не содержит.
При таких обстоятельствах апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 02 октября 2017 года по делу N А41-45763/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Н. Катькина |
Судьи |
Н.Я. Гараева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-45763/2016
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 22 мая 2018 г. N Ф05-4323/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: АО "Одинцовская теплосеть"
Ответчик: ТОВАРИЩЕСТВО СОБСТВЕННИКОВ НЕДВИЖИМОСТИ "САДОВОЕ"
Хронология рассмотрения дела:
22.05.2018 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-4323/17
16.01.2018 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-18636/17
02.10.2017 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-45763/16
16.05.2017 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-4323/17
14.02.2017 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-18707/16
16.11.2016 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-45763/16
09.11.2016 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-45763/16