Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 23 апреля 2018 г. N Ф05-4868/18 настоящее постановление оставлено без изменения
город Москва |
|
17 января 2018 г. |
дело N А40-152224/17 |
Резолютивная часть постановления оглашена 15.01.2018.
Постановление изготовлено в полном объеме 17.01.2018.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Лепихин Д.Е., Сумина О.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бабажановым Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Центральной энергетической таможни на решение Арбитражного суда г. Москвы от 26.10.2017
по делу N А40-152224/17, принятое судьей Полукаровым А.В.
по заявлению ООО "Газпром экспорт" (ОГРН 1027739898284)
к Центральной энергетической таможне (ОГРН 1027700272830)
о признании недействительным требования об уплате таможенных платежей;
при участии:
от заявителя - Суздалев С.Н. по доверенности от 09.08.2017;
от заинтересованного лица - Богданов С.И. по доверенности от 15.12.2017;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 26.10.2017 признано недействительным требование Центральной энергетической таможни от 11.05.2017 N 118 об уплате таможенных платежей.
Таможенный орган, не согласившись с принятым решением, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
В судебном заседании представители таможенного органа и общества поддержали свои доводы и возражения.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что в рамках внешнеэкономического контракта от 28.09.1987, заключенного между ООО "Газпром экспорт" и Компанией МЕТА-Метанхандель ГмБХ (покупатель), в феврале 2016 обществом осуществлена поставка на экспорт в Швейцарию природного газа в объеме 26.410.962 метров кубических.
Процедура временного периодического таможенного декларирования рассматриваемой поставки природного газа начата заявителем 20.01.2016 путем подачи в Центральную энергетическую таможню временной таможенной декларации N 10006032/200116/0000170 на планируемую поставку природного газа в феврале 2016, в том числе по контракту с покупателем.
Временная таможенная декларация зарегистрирована таможенным органом 20.01.2016, таможенные платежи своевременно и в полном объеме уплачены обществом.
Товар в рамках вышеуказанной таможенной декларации выпущен таможенным органом, что подтверждается оттиском штампа ЦЭТ "выпуск разрешен" 20.01.2016.
10.03.2016 обществом выставлен счет N 3000242160/1200121738 на оплату указанной партии природного газа на общую сумму 3.842.952, 05 Евро, который оплачен покупателем.
По результатам завершения поставки природного газа в рамках контракта в феврале 2016, в целях завершения процедуры таможенного оформления вышеуказанной поставки товара, обществом представлена в Центральную энергетическую таможню полная таможенная декларация N 10006032/180316/0000536 (ПДВ), которая принята и зарегистрирована таможенным органом, таможенная пошлина своевременно и в полном объеме уплачена, о чем свидетельствует, в том числе штамп "выпуск разрешен", проставленный таможенным органом в графе "С" 51 ПВД 21.03.2016.
В качестве основания для расчета и уплаты таможенной пошлины по 1 методу определения таможенной стоимости в рамках рассматриваемой декларации обществом использована стоимость сделки, установленная сторонами в соответствии с подлежащими применению в тот момент условиями контракта. Данная декларация принята и зарегистрирована таможенным органом, таможенная пошлина уплачена обществом.
В последующем, стоимость указанной внешнеэкономической сделки по поставке природного газа пересмотрена сторонами в соответствии со ст. 4 Соглашения от 24.03.2016 за поставки в феврале 2016.
При этом, осуществленный сторонами пересмотр стоимости привел к увеличению стоимости сделки.
05.04.2016 обществом выставлена покупателю дебет-нота N 3000243056/1200122416 на оплату природного газа в сумме 1.663.978, 59 Евро, которая принята и акцептована покупателем товара в полном объеме.
В адрес общества таможенным органом выставлено требование от 11.05.2017 N 118 об уплате таможенных платежей.
Несогласие общества с вышеуказанным требованием послужило основанием для обращения в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявление общества, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. ст. 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ст. ст. 115, 117, 121 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", ст. 64 Таможенного кодекса Таможенного союза, с учетом установленных по делу обстоятельств, пришел к выводу о наличии совокупности условий для признания недействительным оспариваемого требования таможенного органа.
Рассмотрев повторно материалы дела, выслушав представителей сторон, проверив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта, исходя из следующего.
В апелляционной жалобе заинтересованное лицо, не соглашаясь с выводами суда, указывает на то, что заявителем нарушены сроки уплаты вывозной таможенной пошлины, установленные ч. 13 ст. 312 Федерального закона N 311-ФЗ, в связи с чем таможенный орган в соответствии со ст. 151 названного закона выставил оспариваемое требование.
По мнению заинтересованного лица, судом не приняты во внимание положения ч. 8 ст. 152 Федерального закона N 311-ФЗ согласно которым в случае принятия решения о корректировке таможенной стоимости, о внесении изменений в сведения, содержащиеся в декларации на товары, после выпуска товаров и корректировке ее электронной копии днем обнаружения факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей считается день заполнения формы корректировки таможенной стоимости и таможенных платежей, формы корректировки декларации на товары.
Таможенный орган полагает необоснованным и вывод суда о том, что в течение всего периода в бюджете Российской Федерации находилась излишне уплаченная обществом сумма таможенной пошлины, поскольку авансовые платежи находятся на лицевом счете участника ВЭД, открытом в таможенном органе, а не в бюджете Российской Федерации, до тех пор, пока указанное лицо не сделает какое-либо распоряжение об их использовании.
Доводы жалобы рассмотрены судом апелляционной инстанции и признаны подлежащими отклонению по следующим основаниям.
Из обстоятельств дела следует, заявитель осуществляет деятельность по вывозу с таможенной территории Российской Федерации за пределы таможенной территории Таможенного союза природного газа, перемещаемого трубопроводным транспортом, и производит декларирование товаров с применением процедуры временного периодического таможенного декларирования в порядке, установленном ст. ст. 214, 312 Федерального закона N 311-ФЗ, в соответствии с которыми временное периодическое таможенное декларирование производится путем подачи декларантом в таможенный орган временной таможенной декларации, а затем одной или нескольких полных таможенных деклараций.
В соответствии с п. 1 ст. 64 Таможенного кодекса Таможенного союза, таможенная стоимость товаров, вывозимых с таможенной территории таможенного союза, определяется в соответствии с законодательством государства-члена таможенного союза, таможенному органу которого производится таможенное декларирование товаров.
Пунктом 7 Правил определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.2012 N 191, предусмотрено, что основой определения таможенной стоимости вывозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, установленном п. 11 Правил.
Пункт 11 Правил устанавливает, что таможенной стоимостью вывозимых товаров является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары при их продаже на вывоз из Российской Федерации в страну назначения.
Согласно п. 2 ст. 115 Федерального закона N 311-ФЗ таможенные пошлины, налоги в отношении товаров, особенности таможенного декларирования которых указаны в подп. 2 и 4 ст. 194 Таможенного кодекса Таможенного союза, уплачиваются до подачи таможенной декларации или одновременно с подачей таможенной декларации.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 117 Федерального закона N 311-ФЗ обязанность плательщика по уплате таможенных пошлин, налогов считается исполненной, если размер денежных средств составляет не менее суммы подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов с момента зачета в счет уплаты таможенных пошлин, налогов авансовых платежей или денежного залога, а если такой зачет производится по инициативе плательщика - с момента получения таможенным органом распоряжения о зачете.
Согласно ч. 3 ст. 121 Федерального закона N 311-ФЗ в качестве распоряжения лица, внесшего авансовые платежи, рассматривается представление им или от его имени таможенной декларации, заявления на возврат авансовых платежей либо совершение иных действий, свидетельствующих о намерении этого лица использовать свои денежные средства в качестве таможенных платежей.
При этом согласно ч. 1 данной статьи авансовыми платежами признаются денежные средства, внесенные в счет уплаты предстоящих вывозных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов и не идентифицированные плательщиком в разрезе конкретных видов и сумм вывозных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов в отношении конкретных товаров.
В соответствии с п. 1 ст. 151 Федерального закона N 311-ФЗ пенями признаются установленные указанной статьей денежные суммы, которые плательщик таможенных пошлин, налогов обязан выплатить в случае неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов в сроки, установленные таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле.
Таким образом, основанием для начисления пени является факт неуплаты или неполной уплаты плательщиком в установленные сроки таможенных пошлин, налогов.
Требование N 118 выставлено в связи с нарушением заявителем, по мнению таможенного органа, сроков уплаты таможенной пошлины в сумме 3.892.577, 741 руб. за период с 22.03.2016 по 07.12.2016.
Стоимость рассматриваемой сделки, являющаяся основой для расчета таможенной пошлины как на этапе оформления деклараций и последующей корректировки заявлялась обществом в соответствии с установленной сторонами контракта стоимостью рассматриваемой сделки и полученными от покупателя денежными средствами на дату наступления каждого из этапов таможенного оформления такой сделки.
Стоимость рассматриваемой сделки на каждом из этапов таможенного оформления такой сделки признана обоснованной таможенным органом, поскольку товар в установленные сроки таможенным органом выпущен, дополнительных проверок обоснованности стоимости сделки таможней не проводилось, требований, свидетельствующих о необходимости корректировки таможенной стоимости и/или стоимости сделки в рамках рассматриваемой поставки, таможенным органом не выставлялось.
Распоряжения заявителя ранее внесенными авансовыми платежами путем подачи ВТД, ПВД, КДТ 1 в целях уплаты таможенной пошлины, рассчитанной на основе стоимостей сделки, действующих на этапах подачи указанных деклараций и КДТ1, свидетельствуют о своевременном и надлежащем исполнении обществом обязанности по уплате таможенных пошлин., в связи с чем оснований для начисления пени вследствие просрочки уплаты данных платежей за период с 22.03.2016 по 07.12.2016 не имелось.
Кроме того, в течение всего указанного периода, за который обществу начислены пени, у общества имелась излишне уплаченная сумма таможенной пошлины в размере 2.000.000 руб.
Таким образом, судом первой инстанции обоснованно установлено как отсутствие факта неуплаты или нарушения заявителем сроков уплаты таможенных платежей, так и факт отсутствия причинения ущерба государственной казне Российской Федерации.
Учитывая своевременное и надлежащее исполнение обществом обязанности по уплате таможенных пошлин в ходе таможенного оформления спорной партии природного газа, а также наличие в бюджете Российской Федерации, на протяжении всего периода за который обществу начислены пени, излишне уплаченной обществом таможенной пошлины, значительной превышающей сумму таможенной пошлины, в отношении которой таможенный орган вменяет обществу нарушение сроков уплаты, в данном конкретном случае, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что оспариваемое требование таможенного органа является незаконным и подлежит отмене.
Нарушений судом первой инстанции норм материального и процессуального права не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 26.10.2017 по делу N А40-152224/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
О.С. Сумина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-152224/2017
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 23 апреля 2018 г. N Ф05-4868/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "ГАЗПРОМ ЭКСПОРТ"
Ответчик: Центральная энергетическая таможня, ЦЭТ