г. Саратов |
|
16 января 2018 г. |
Дело N А12-30224/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 января 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 января 2018 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Цуцковой М.Г.,
судей Камериловой В.А., Телегиной Т.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Э.Г. Мкртчян,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ленинский Водоканал", на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 24 октября 2017 года по делу N А12-30224/2017, (судья С.П. Романов),
по иску общества с ограниченной ответственностью "Ленинский Водоканал" (404620, Волгоградская область, Ленинский район, город Ленинск, улица им. Чапаева, 1, ИНН 3415069189, ОГРН 1083454000695),
к обществу с ограниченной ответственностью "Ленинское Домоуправление" (404621, Волгоградская область, Ленинский район, Ленинск город, улица им. Матросова, дом 2а, ИНН 3454002075, ОГРН 1153454000127),
о взыскании убытков,
в отсутствие представителей общества с ограниченной ответственностью "Ленинский Водоканал", общества с ограниченной ответственностью "Ленинское Домоуправление", извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом в соответствии со статьей 186 АПК РФ (определение Арбитражного суда Волгоградской области о принятии искового заявления от 29.08.2017 - изв. N 16483, 16485; определение Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2017),
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Ленинский Водоканал" (далее - истец) обратилось в арбитражный суд Волгоградской области с исковым заявлением, в котором просит взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Ленинское Домоуправление" (далее - ответчик) убытки в сумме 216 059,94 руб. возникшие за период с января по июнь 2017 года, расходы по оплате государственной пошлине в размере 7 321,20 руб.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 24 октября 2017 года по делу N А12-30224/2017 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество с ограниченной ответственностью "Ленинский Водоканал" обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит состоявшийся по делу судебный акт отменить, исковые требования удовлетворить.
Заявитель, не соглашаясь с выводом суда о недоказанности размера убытков, считает, что сам по себе факт отсутствия в многоквартирном доме водоразборных устройств, позволяющих предоставлять услуги по холодному (горячему) водоснабжению на общедомовые нужды, не свидетельствует об одновременном отсутствии нормативных технологических потерь коммунальных ресурсов.
По утверждению подателя жалобы, суд необоснованно указывает, что истец не представил доказательств соответствия представляемых жильцами данных о количестве потребленного на основании договоров водоснабжения ресурса фактическим показаниям установленных в квартирах приборов учета, поскольку все показания индивидуальных приборов учета воды зафиксированы в момент снятия показаний и являются достоверными.
Письменный отзыв на апелляционную жалобу в соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в материалы дела не представлен.
Представители общества с ограниченной ответственностью "Ленинский Водоканал", общества с ограниченной ответственностью "Ленинское Домоуправление" в судебное заседание не явились. О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом в соответствии со статьей 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Проверив законность обжалуемого судебного акта в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия установила следующие обстоятельства.
ООО "Ленинское Домоуправление" заключило с жителями многоквартирных домов г. Ленинска Волгоградской области договоры управления.
В связи с этим истец направил в адрес ответчика для заключения договор на поставку воды на общедомовые нужды.
Ответчик письмом N 121 от 20.05.2017 отказал в заключении договора, мотивируя это отсутствием водоразборных устройств в местах общего пользования обслуживаемых им домов (л.д. 27).
Факт отсутствия таких устройств подтвержден совместными актами истца и ответчика (л.д. 65-66).
Учитывая, что объем потребленной воды, исчисленной на основании индивидуальных приборов учета, оказался ниже объема поставленного истцом в дома и определенного на основании общедомового прибора учета установленного на вводе в дом, истец обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд указал, что истец не представил доказательств того, что неоплаченный коммунальный ресурс был потреблен ответчиком, в том числе, на общедомовые нужды, а также того, что такое потребление произошло в результате ненадлежащего исполнения условий договора управления и содержания общего имущества дома.
Судебная коллегия не усматривает оснований для переоценки выводов суда по доводам апелляционной жалобы в силу следующего.
В соответствии с ч. 2 ст. 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В силу п. 1 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно п. 1 ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В силу части 1 статьи 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно статьи 154 ЖК РФ (в редакции на дату возникновения спорных правоотношений) в структуре платы за жилое помещение и коммунальные услуги выделяется плата за содержание жилого помещения, которая включает в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Федеральным законом от 29.06.2015 N 176-ФЗ в статью 156 ЖК РФ введена часть 9.1, в соответствии с которой плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, отведение сточных вод, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующей коммунальной услуги при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Размер расходов граждан в составе платы за содержание жилого помещения на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом (часть 9.2 статьи 156 ЖК РФ).
Правила N 354 регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
Согласно пункту 10 Правил N 354 условия предоставления коммунальных услуг собственнику и пользователю жилого дома (домовладения) по его выбору определяются в договорах холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), заключаемых собственником жилого дома (домовладения) с соответствующей ресурсоснабжающей организацией; в договоре о предоставлении коммунальных услуг, заключаемом собственником жилого дома (домовладения) с организацией (в том числе некоммерческим объединением), которая от своего имени и в интересах собственника заключает договоры холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) с соответствующими ресурсоснабжающими организациями.
В силу пункта 16 Правил N 354 организация, указанная в подпункте "б" пункта 10 Правил N 354, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в жилом доме (домовладении) с даты начала предоставления коммунальных услуг, указанной в заключенном с собственником жилого дома (домовладения) в письменной форме договоре о предоставлении коммунальных услуг. Организация, указанная в подпункте "б" пункта 10 Правил N 354, прекращает предоставление коммунальных услуг с даты расторжения договора о предоставлении коммунальных услуг по основаниям, установленным жилищным или гражданским законодательством Российской Федерации.
Подпунктом "в" пункта 17 Правил N 354 установлено, что ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям жилых домов (домовладений) - со дня первого фактического подключения жилого дома (домовладения) в установленном порядке к централизованной сети инженерно-технического обеспечения непосредственно или через сети инженерно- технического обеспечения, связывающие несколько жилых домов (домовладений), расположенных на близлежащих земельных участках, если иной срок не установлен законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении, за исключением периода времени, в течение которого между собственником жилого дома (домовладения) и организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 Правил N 354, в письменной форме заключен и исполняется договор о предоставлении коммунальных услуг и такой договор не расторгнут.
Как установлено судом, ответчик, исходя из условий договора управления, приобщенного к материалам дела, является обслуживающей организацией, которой собственники поручили выполнение работ по содержанию общего имущества домов. При этом, перечень работ и услуг, выполнение которых поручалось собственниками ответчику в рамках исполнения договора управления, не включал в себя предоставление коммунальных услуг собственникам по водоснабжению, в том числе, на общедомовые нужды.
Кроме того, из иска следует, что истец заключал договоры водоснабжения непосредственно с каждым из собственников жилых помещений.
В соответствии с п. п. "л" пункта 11 Правил N 491, содержание общего имущества включает в себя приобретение холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в таком доме при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность такого потребления, отведения (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг).
Вместе с тем, в спорном многоквартирном доме отсутствует такая возможность. Как указано выше, сторонами составлен совместный акт об отсутствии в домах водоразборных устройств в местах общего пользования (л.д.).
Довод апелляционной жалобы о том, что сам по себе факт отсутствия в многоквартирном доме водоразборных устройств не свидетельствует об одновременном отсутствии нормативных технологических потерь коммунальных ресурсов, отклоняется судом апелляционной инстанции в силу следующего.
В соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306, под "нормативными технологическими потерями" понимается технически неизбежные и обоснованные потери коммунальных ресурсов во внутридомовых инженерных коммуникациях и оборудовании многоквартирного дома, которые не могут рассматриваться в качестве коммунальной услуги, оплачиваемой в соответствии с нормативами потребления коммунальных услуг, и в отношении которых не могут предъявляться требования о качестве коммунальной услуги, предусмотренные действующим законодательством.
Согласно ч. 9.2 статьи 156 ЖК РФ размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 приложения N 3 к Постановлению Министерства топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области от 25.07.2012 N 4/1 нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме применяются в следующих случаях:
при наличии в многоквартирном доме водоразборных устройств холодного водоснабжения, относящихся к общему имуществу многоквартирного дома, за исключением сливных устройств системы холодного водоснабжения, предназначенных для аварийного слива воды из внутридомовой системы.
Многоквартирные дома, находящиеся в управлении ООО "Ленинское Домоуправление" не оснащены водоразборными устройствами и санитарно-техническим оборудованием (кранами и канализационными сливами) в местах общего пользования.
Таким образом, требование истца платы за воду, расходуемую на содержание общедомового имущества, противоречит указанным положениям законодательства и является неправомерным.
Так, подпункты "а", "б" пункта 4 Правил N 354 предусматривают, что холодное и горячее водоснабжение мест общего пользования возможно только в случае наличия внутридомовых инженерных систем, по которым холодная и горячая вода подается в эти места общего пользования.
В отсутствие доказательств оборудования мест общего пользования в целях содержания общего имущества многоквартирного дома водоразборными устройствами основания для удовлетворения требования не установлены (ст. 65 АПК РФ).
Кроме того, как обоснованно указано судом первой инстанции, истец не доказал факт потребления воды ответчиком, в том числе, на ОДН, а также в результате потерь в сетях на участке от ввода в дом до ввода в квартиры жителей либо иного несанкционированного потребления, ответственность за которое несет управляющая компания, что в свою очередь, являлось бы основанием для взыскания платы с ответчика.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что истец не представил безусловных доказательств того, что представляемые жильцами данные о количестве потребленного на основании договоров водоснабжения ресурса соответствуют фактическим показаниям установленных в квартирах приборов учета. Довод апелляционной жалобы об обратном отклоняется судом, поскольку не подтвержден материалами дела.
Согласно статье 15 Гражданского кодекса РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, под которыми понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Истец, требующий возмещения убытков, должен доказать совокупность следующих обстоятельств: нарушение его прав ответчиком, наличие и размер убытков, причинно-следственную связь между действиями (бездействием) ответчика и возникшими убытками.
В части 1 статьи 65 АПК РФ определено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В рассматриваемом случае, доказательств потребления неоплаченного коммунального ресурса именно ответчиком, в том числе, на общедомовые нужды, истцом в материалы дела не представлено. Также не представлено доказательств того, что такое потребление произошло в результате ненадлежащего исполнения ответчиком условий договора управления и содержания общего имущества дома.
На основании изложенного, судом первой инстанции обоснованно отказано в удовлетворении заявленных требований.
Таким образом, по результатам рассмотрения апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу, что судом первой инстанции верно определен круг обстоятельств, имеющих значение для разрешения спора и подлежащих исследованию, проверке и установлению по делу; правильно применен материальный закон, регулирующий спорные правоотношения; дана оценка всем имеющимся в материалах дела доказательствам с соблюдением требований процессуального законодательства.
Согласно части 2 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценил относимость, допустимость, достоверность каждого представленного в материалы доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения первой инстанции судом апелляционной инстанции не установлено.
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 24 октября 2017 года по делу N А12-30224/2017 подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба общества с ограниченной ответственностью "Ленинский Водоканал" - без удовлетворения.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции относит на проигравшую сторону - общество с ограниченной ответственностью "Ленинский Водоканал".
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 24 октября 2017 года по делу N А12-30224/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.Г. Цуцкова |
Судьи |
В.А. Камерилова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-30224/2017
Истец: ООО "ЛЕНИНСКИЙ ВОДОКАНАЛ"
Ответчик: ООО "ЛЕНИНСКОЕ ДОМОУПРАВЛЕНИЕ"